Скачать 0.67 Mb.
|
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр воспитания и гражданского образования Методические материалы для проведения в общеобразовательных организациях Красноярского края Уроков исторической памяти/мемориальных мероприятий, посвященных 70-летию освобождения узников лагеря смерти Освенцим Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями. Иегуда Бауэр, израильский историк, исследователь Холокоста
Красноярск 2015 г. Материалы разработаны в контексте задач Краевого школьного Календаря воспитания и гражданского образования Разработчики и составители: Костюченко Юлия Александровна, методист Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК РО, Петрусенко Елена Ивановна, методист Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК РО, Пригодич Елена Григорьевна, руководитель Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК РО. Составители методических рекомендаций выражают благодарность ученым, специалистам Центра и Фонда «Холокост» за материалы, размещенные на сайте http://www.holocf.ru, используемые при разработке данных материалов. Составители выражают благодарность за краеведческие материалы, предоставленные Музеем «Мемориал Победы», сотрудникам библиотеки им. Н. Добролюбова МБУК «ЦБС им. Горького» Елене Витальевне Дмитриевой, Марковой Полине Сергеевне, Писаренко Людмиле Ефимовне, Рандалайнен Марии Александровне, составителям сборника воспоминаний бывших малолетних узников фашистских концлагерей, проживающих в Кировском районе г. Красноярска «Плененное детство» в рамках проекта «Нам нужна эта память». Методические материалы разработаны для классных руководителей, учителей истории, организаторов воспитательной работы, руководителей школьных музеев и библиотек. СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ Приложение 1. Презентация для проведения урока-проекта «Бабочки: детство опаленное войной» (целевая группа - учащиеся 3 – 4 классов) Приложение 2. Презентация для проведения мемориального урока «Память - Холокост» (целевая группа – учащиеся 5 – 7 классов) Приложение 3. Дополнительный материал «Ирена Сендлер» в помощь обучающимся для подготовки сообщения (целевая группа – учащиеся 5 – 7 классов) Приложение 4. Исторические документы для проведения классного часа, посвященного 70-летию освобождения узников лагеря смерти Освенцима (целевая группа – учащиеся 8 – 9 классов) Приложение 5. Презентация «Уроки Холокоста» для проведения классного часа, посвященного 70-летию освобождения узников лагеря смерти Освенцима (целевые группы – учащиеся 8 – 9 классов, 10 – 11 классов) Приложение 6. Информационные материалы для педагогов: Комиссия по еврейским материальным искам к Германии Приложение 7. Информационные материалы для педагогов: Научно-просветительский центр «Холокост» Приложение 8. Информационные материалы для педагогов: Мажаров Владимир Федорович - малолетний узник фашистских концлагерей
27 января (1945 г.) Красная армия Советского Союза1 освободила лагерь смерти Освенцим. Этот день отмечается как Международный день памяти жертв Холокоста (резолюция ООН от 01.11.2005). Холоко́ст (от др.-греч. ὁλοκαύστος holokaustos - «всесожжение, жертвоприношение с помощью огня) – наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение 6 000 000 евреев нацистами, их союзниками и пособниками после прихода к власти в Германии Гитлера и до окончания Второй Мировой войны в Европе (1933– 1945 гг.). В 1933 – 1945 гг. были убиты примерно 6 миллионов человек (две трети общего числа евреев Европы). Из них - около трех миллионов человек было уничтожено на территории СССР. Самым трагичным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками». В эту категорию расово неполноценных людей нацисты включили также славян, евреев, цыган. Официальная статистика признает, что более трети всех жертв нацистской оккупации СССР (5 млн. русских, 3 млн. украинцев, 6 млн. евреев, 1,5 млн. белорусов) было уничтожено именно по расовому признаку2. Среди всех народов, которые нацистами были обречены на физическое истребление, евреи были названы «главным врагом» арийской нации. В связи с этим, евреи, как народ, подлежали полному уничтожению. Согласно терминологии нацистов это было «окончательное решение еврейского вопроса». И именно для этого в Польше, в 55 км западнее от Кракова возник лагерь смерти Освенцим3, в котором было уничтожено около полутора миллионов человек, в основном были убиты евреи. Освенцим: историческая справка Лагерный комплекс Освенцим (Аушвиц), расположенный недалеко от польского городка Освенцим, был создан в 1940 г. для содержания политических заключенных. Вскоре в связи с близостью к железнодорожному узлу лагерь превратился в гигантский комплекс, вмещающий в себя около 40 различных объектов. Их «обслуживали» 2 500 эсэсовцев. Аушвиц I размещался на месте бывших польских казарм. Это был основной лагерь и резиденция главного коменданта всех окрестных лагерей. Максимальная численность заключенных в нем составляла 15 – 18 тысяч человек. Аушвиц II был создан в нескольких километрах от главного лагеря, на месте небольшой деревни, называвшейся по-польски Бжезинка, по-немецки – Биркенау. Заключенных здесь было намного больше, чем в главном лагере (иногда до 100 тысяч), условия содержания существенно хуже, уровень смертности заметно выше. Аушвиц III состоял из главного лагеря в Моновице и 39 более мелких филиалов. Число заключенных достигло осенью 1944 г. более 30 тысяч человек. Массовое уничтожение людей газом началось в конце 1941 г. Первыми жертвами стали советские военнопленные, на которых проводили опыты, устанавливая необходимое для умерщвления человека количество газа «Циклон Б». С весны 1942 г. начали действовать газовые камеры в Бжезинке. Тут же размещались и четыре, возведенные в строй весной 1943 г., новых крематория (со встроенными камерами). Массовые убийства достигли своего апогея весной и летом 1944 г. В это время в Аушвиц-Бжезинку ежедневно прибывали три-четыре поезда, привозившие по 3 – 3,5 тысячи человек. Примерно десятую часть отбирали на «работы», остальных немедленно отправляли в газовые камеры. Аушвиц был настоящей «фабрикой смерти». По разным подсчетам там погибли от 1,1 до 1,3 млн. человек; примерно 90% из них – евреи. Узниками лагеря были представители 29 национальностей. Среди погибших – 75 тысяч поляков, 21 тысяча цыган, 15 тысяч советских военнопленных4. Цыгане. С февраля 1943 г. в Аушвиц стали поступать цыгане. В Биркенау-2 был организован т.н. семейный лагерь для 23 000 цыган из Германии, Австрии и Чехословакии. Большинство из них умерло от болезней и голода. 2 августа 1944 г. этот лагерь прекратил существование. Около 3 000 остававшихся в живых отправили в газовую камеру. Советские мирные граждане. Более 5 000 узников составили жители Белоруссии (из Минской и Витебской областей), отправленных в Аушвиц за пособничество партизанам в 1943 г. Преимущественно это были женщины и дети. Дети. Среди уничтоженных в Освенциме – около 300 тысяч детей и подростков не старше 18 лет. Из них - 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских. Только осенью 1943 г. в транспорте из Белоруссии было 907 детей и подростков. Некоторые дети родились в лагере. Они также носили номер на полосатой одежде узника. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. 12 сентября 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.5 27 января 1945 года - 70 лет назад - Освенцим был освобожден советскими частями Первого Украинского фронта под командованием маршала Ивана Степановича Конева. На момент освобождения в лагере находилось около 7 000 узников6. Обращение к теме геноцидов, самым страшным из которых в XX веке был холокост, помогает лучше понять опасность ориентации общественного сознания на предрассудки и стереотипы, распространенные в любом обществе, предостерегает от опасности молчаливого согласия, апатии, равнодушия перед лицом любом проявления угнетения и унижения человеческой личности. Необходимость изучение истории холокоста особенно важно еще и потому, что впервые в XX веке одно из государств поставило целью уничтожить целый народ, причем не только в своей собственной стране, но и во всем мире. Именно беспрецедентность такой политики, привлечение для ее осуществления самых современных технологий, равнодушие правительств и народов, оказавшихся свидетелями этой трагедии, с одной стороны, и роль советской армии, а также тысяч людей, укрывавших и спасавших евреев от уничтожения, с другой стороны, делает изучение этой темы актуальным в наши дни, носит социокультурный, образовательный и воспитательный смыслы. В современном мире немало примеров острых национальных конфликтов, постоянных попыток возродить теорию расового превосходства и национальный террор. Поэтому, привлекая детей, подростков к изучению холокоста, важно сохранить в памяти новых поколений потребность к осмыслению его уроков, чтобы больше никогда не повторились ужасы лагерей массового уничтожения.7 При рассмотрении темы Холокоста рекомендуется обратить внимание на появление во второй половине XX века ревизионизма – направления в исторической науке, сторонники которого научно опровергают и отрицают истории о массовом уничтожении евреев нацистами в годы Второй мировой войны. Ревизионисты отрицают следующие три составляющих мифа о холокосте:
В 2005 году Россия совместно с другими государствами-участниками Генеральной Ассамблеи ООН инициировали принятие Резолюции «Память о Холокосте». РЕЗОЛЮЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН «ПАМЯТЬ О ХОЛОКОСТЕ» от 26 октября 2005 г. Генеральная Ассамблея, подтверждая Всеобщую декларацию прав человека8, в которой провозглашается, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, изложенными в ней, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, религии или иного положения, ссылаясь на статью 3 Всеобщей декларации прав человека, где говорится, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, ссылаясь также на статью 18 Всеобщей декларации прав человека и статью 18 Международного пакта о гражданских и политических правах9, согласно которым каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, учитывая, что основополагающий принцип Устава Организации Объединенных Наций — «избавить грядущие поколения от бедствий войны» — указывает на неразрывную связь между Организацией Объединенных Наций и той беспрецедентной трагедией, которой стала Вторая мировая война, ссылаясь на Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него10, которая была принята с целью избежать повторения актов геноцида, подобных тем, которые были совершены нацистским режимом, ссылаясь также на преамбулу Всеобщей декларации прав человека, которая гласит, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, принимая во внимание тот факт, что шестидесятая сессия Генеральной Ассамблеи проходит через шестьдесят лет после разгрома нацистского режима, напоминая о двадцать восьмой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, уникальном мероприятии, которое было проведено в память об освобождении нацистских концентрационных лагерей, воздавая должное мужеству и самоотверженности, проявленным солдатами, освободившими концентрационные лагеря, подтверждая что Холокост, приведший к истреблению одной трети евреев и бесчисленным жертвам из числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем народам предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предвзятость,
Распространение ревизионистских взглядов привело к принятию в отдельных странах Европы, пострадавших от идеологии и практики национал-социалистических режимов периода Второй мировой войны, законов, предусматривающих уголовное преследование за отрицание Холокоста. Законы, прямо запрещающие публичное отрицание, преуменьшение, одобрение или оправдание преступлений, совершённых нацистами, были приняты в Австрии, Бельгии, Германии, Литве, Люксембурге, Польше, Словении, Франции, Швейцарии, Канаде, Израиле и др. странах. Однако в июле 2011 года в Женеве Комитет по правам человека ООН принял для всех государств, подписавших Международный пакт о гражданских и политических правах, следующее обязательное решение (Абзац 49, CCPR/C/GC/34): Законы, которые преследуют выражение мнения по отношению к историческим фактам, несовместимы с обязательствами, которые возлагает Конвенция на подписавшие ее государства относительно уважения свободы слова и свободы выражения мнения. Конвенция не разрешает никакого общего запрета на выражение ошибочного мнения или неправильной интерпретации событий прошлого. Решение Комитета означает, что уже действующие законы незаконны, все проведенные по ним осуждения должны быть отменены, а осужденные должны получить компенсацию. На основании данного решения Комитета ООН по правам человека, в апреле 2012 года Федеральный Конституционный суд Германии вынес решение 1 BvR 461/08, согласно которому отрицание Холокоста, высказанное в качестве частного мнения, не является уголовным деянием и не подлежит преследованию по закону. При подготовке к проведению мемориальных уроков, классных часов, посвященных 70-летию освобождения узников лагеря смерти Освенцим, педагогам рекомендуется познакомиться с дополнительными материалами, содержащими информацию относительно деятельности Комиссии по еврейским материальным искам к Германии (Приложение 6), Научно-просветительского центра «Холокост» (Приложение 7) и биографические сведения о жизни Мажарова Владимира Федоровича, возглавляющего «Краевую общественную организацию ветеранов – бывших малолетних узников фашистских концлагерей» (Приложение 8). |
Методические материалы для проведения в образовательных учреждениях... Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных... Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,... | ||
Методические рекомендации по проведению тематических уроков, посвящённых 70-летию Курской битвы Российского организационного комитета «Победа» от 14. 11. 2012 №33 информирует о проведении в период с 1 по 15 сентября 2013 в общеобразовательных... | План мероприятий, посвящённых 400-летию освобождения Москвы народным... | ||
Методические материалы для проведения в организациях основного общего... Рекомендации по проведению уроков и родительских собраний по медиабезопасности школьников, разработанные отделом по обеспечению деятельности... | Отчет по планированию и проведению тематических уроков, посвященных... Межведомственное взаимодействие в ходе подготовки и проведения тематических уроков | ||
Регламент организации и проведения дистанционных занятий Регламент предназначен для организации и проведения дистанционного обучения (далее до) на территории Красноярского края для учащихся... | План проведения мероприятий, посвященных Дню воинской славы России... | ||
О проведении уроков «Космос человечеству» сообщаю Вам, что во исполнение Плана мероприятий, посвященных 50-летию полёта в космос первой в мире женщины-космонавта... | Администрация Об утверждении «Генерального плана подготовки и проведения мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне... | ||
План мероприятий, посвященных празднованию 70-летию Победы Благоустройство памятников, посвященных вов, находящихся на территории городского округа | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методика организации и проведения Уроков мужества, торжественных мероприятий, посвященных памятным датам, и других воспитательных... | ||
Распоряжение В целях проведения в 2014 году комплекса мероприятий, посвященных 25-летию вывода советских войск из Афганистана, в соответствии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План культурно-массовых мероприятий, посвященных, посвященных 70-летию Сталинградской битвы | ||
Международный день памяти жертв Холокоста. 2008. Хроника мемориальных мероприятий Украина. К международному дню памяти жертв Холокоста вышла в свет третья книга воспоминаний бывших узников гетто и нацистских концлагерей... | Методические материалы для проведения практической работы по математике... Методические материалы для проведения практической работы по математике в 5-6-х классах в рамках мероприятий по энергосбережению |