ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие положения
Цели и задачи учебной археологической практики
Содержание учебной археологической практики
Руководство учебной археологической практикой
Отчет о прохождении учебной археологической практики
Подведение итогов практики
1.Общие положения
1.1. Программа учебной практики разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. № 3266-1), Федеральным законом Российской Федерации от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», Федеральным законом Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», Федеральным законом от 22.08.1996г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Трудовым кодексом Российской Федерации (от 30.12.2001г. № 197-ФЗ), Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (приказ Минобразования РФ от 25.03.2003 г. № 1154), с учетом требований Образовательного стандарта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и «Положения об организации и проведении практики студентов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» ( пр. № 6.18.1– 06/1804-03 от 18.04.2011г), а также с учетом рабочих учебных планов по направлению подготовки «История» уровня бакалавриата.
1.2. Данная программа устанавливает порядок прохождения учебной археологической практики, подготовки и оценивания отчета о ней бакалавров факультета истории Санкт-Петербургского филиала ВШЭ.
1.3. Учебная практика проводится на младших курсах.
2. Цели и задачи учебной археологической практики
2.1. Учебная археологическая практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке студентов.
Успешное выполнение программы учебной археологической практики является подтверждением и свидетельством уровня профессиональных знаний, полученных студентами в ходе освоения дисциплин учебного плана.
2.2. Цель учебной археологической практики состоит в формировании и развитии у студентов профессионально значимых информационно-аналитических компетенций по использованию археологических источников в исторических исследованиях.
2.3. Задачами учебной археологической практики являются:
- обучение студентов факультета истории практическим навыкам археологической деятельности
- ознакомление студентов факультета истории с познавательными возможностями археологических источников
- обучение студентов факультета истории возможностям использования археологических данных в исторических исследованиях
2.4. В результате прохождения учебной практики студент освоит:
- основные приемы полевых археологических исследований;
- систему полевой археологической фиксации;
- содержание современных археологических методов и разработок;
и научится:
- пользоваться археологическими данными в исторических исследованиях;
- оценивать возможность применения археологических источников в исторических исследованиях
- давать профессиональную оценку историческим выводам, базирующимся на использовании археологических источников
2.5 В ходе практики студент обязан:
- приобрести навыки работы с археологическими источниками;
- участвовать в исследовательских работах на археологическом памятнике в соответствии с распорядком работ экспедиции
- подготовить отчет, обобщающий полученные знания и практические навыки;
- выполнять требования руководителя археологической практики и руководства экспедиции в рамках прохождения практики и задач экспедиции
- соблюдать правила внутреннего распорядка Филиала и других организаций, в которых осуществляется выполнение задач практики (библиотек, архивов и др.);
- выполнять правила техники безопасности, эксплуатации оборудования, другие условия работы на объекте практики.
3.Содержание учебной археологической практики
3.1 Студенты при прохождении практики:
- выполняют задания, предусмотренные программой практики;
- ведут полевые дневники, в которых записывают данные о характере и объеме выполненных работ за день (ежедневно, в произвольной форме, формат ежедневной записи не менее 1000 знаков);
- представляют своевременно руководителю практики письменный отчет (полевой дневник) о выполнении заданий и сдают зачет (зачет с оценкой по десятибалльной шкале) по практике в соответствии с формой аттестации результатов практики, установленной учебным планом;
- несут ответственность за выполняемую работу и её результаты.
4. Руководство учебной археологической практикой
Руководство практикой студента осуществляется руководителем. Руководитель назначается приказом декана Факультета истории Филиала
4.1 Руководитель практики:
- осуществляет помощь в написании отчетных материалов (полевого дневника), обеспечивает студентов равным доступом к научной информации;
- оказывает методическую помощь студенту при выполнении им заданий, сборе материалов и подготовке отчета;
- осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и её содержания, за качеством выполняемой студентом работы; доводит информацию о нарушениях в выполнении программы практики до деканата;
- оценивает результаты практики в рамках итоговой формы контроля (зачета). 5. Отчет о прохождении учебной археологической практики
Отчет о прохождении учебной археологической практики пишется студентом в течение всего времени практики в виде полевого дневника, в котором отражается содержание практических работ и теоретических занятий в течение дня практики. Полевой дневник ведется в произвольной форме; дневные записи выполняются в объеме до 1000 знаков. Полевой дневник по окончании работ сдается руководителю практики.
6. Подведение итогов учебной археологической практики
Итоговый контроль по археологической практике осуществляется в форме зачета по десятибалльной системе оценивания. Результаты оценивания используются в рейтинговой системе оценки учебных результатов студента. Зачет проводится на основании индивидуального письменного отчета о практике Зачет проводится на основании индивидуального письменного отчета о практике ( объем 3-5 тыс. знаков, может быть выполнен в виде полевого дневника), а также собеседования, проводимого руководителем практики в течение последних дней УАП. К зачету допускаются все студенты, фактически участвовавшие в практических занятиях без пропусков по неуважительным причинам.
Формирование оценки по практике
О накопленная = 0,5 О отчет о практике (полевой дневник) + 0, 5О собеседование с руководителем практики
Приложение1
Дневник практики ( образец)
Дата___
Характер выполненных работ в течение дня (300 знаков)
Содержание теоретических занятий (300 знаков)
Общий вывод по итогам дня работы. (100 знаков)
Приложение 2
Программа археологической практики студентов бакалавриата НИУ-ВШЭ «Староладожская археологическая экспедиция» 2012 / 2013учгод
Общие положения.
Практика проводится на базе Староладожской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН (начальник экспедиции – д.и.н. А. Н. Кирпичников) в рамках текущей работы экспедиции в полевом сезоне 2013 г.
Место проведения практики – с. Старая Ладога Волховского района Ленинградской области
Цели археологической практики:
- обучение студентов факультета истории практическим навыкам археологической деятельности
- ознакомление студентов факультета истории с познавательными возможностями археологических источников
- обучение студентов факультета истории возможностям использования археологических данных в исторических исследованиях
В обязанности студентов-практикантов факультета истории НИУ-ВШЭ-Санкт-Петербург входит
- участие в археологических раскопках на памятнике «Староладожское земляное городище» в соответствии с распорядком работ Староладожской археологической экспедиции
- выполнение требований руководителя археологической практики НИУ-ВШЭ проф. А. А. Селина и руководства Староладожской археологической экспедиции в рамках прохождения археологической практики и задач археологической экспедиции
Распорядок учебно-практических работ
13 июля 2013 г. – заезд на место прохождения практики. Поселение. Ознакомление с памятниками Старой Ладоги
14 июля 2013 г. – Продолжение ознакомления с памятниками Старой Ладоги и Нижнего Поволховья
15-20 июля; 22-27 июля 2013 г. работа студентов в составе Староладожской археологической экспедиции. Подготовка отчетов по практике
21, 28 июля 2013 г. Выходные дни
29 июля 2013 г. отъезд участников практики в г. Санкт-Петербург
Аттестация
Итоговый контроль по археологической практике осуществляется в форме зачета по десятибалльной системе оценивания. Результаты оценивания используются в рейтинговой системе оценки учебных результатов студента. Зачет проводится на основании индивидуального письменного отчета о практике (объем 3-5 тыс. знаков, может быть выполнен в виде полевого дневника), а также собеседования, проводимого руководителем практики в течение 25-29 июля 2013 г. К зачету допускаются все студенты, фактически участвовавшие в практических занятиях 13-29 июля без пропусков по неуважительным причинам. |