Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура»





Скачать 204.72 Kb.
НазваниеПамятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура»
Дата публикации29.05.2015
Размер204.72 Kb.
ТипПамятка
100-bal.ru > История > Памятка
Приложение В
Разработчик: доцент _________ Т.В.Пойдина
Заведующий кафедрой ТИАрх _________ Н.Ф. Вдовин

Директор ИнАрхДиз _________ С.Б. поморов
Памятка

для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура»

по изучению дисциплины

«История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна»

(3 семестр)

Дисциплина «История архитектуры, градостроительства и дизайна» имеет общий объем 108 часов, в 3 семестре - 41 часов (17 – лекционных часов; Арх-29 часов Дас- 24 часов – самостоятельная работа) сопровождается сквозным рейтингом и завершается экзаменом .

I. Содержание дисциплины

Общие положения

На втором курсе изучаются этапы развития зарубежной архитектуры и градостроительства и дизайна. При анализе архитектурных памятников особое внимание уделяется проблеме синтеза искусств. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает :углубленный анализ материалов лекций; работа со словарями и справочникам, овладение понятийным аппаратом; знакомство с широким кругом памятников архитектуры и градостроительного искусства; просмотр репродукций; подготовку презентации; аналитическую обработку текста (аннотирование, реферирование);подготовку и написание рефератов, докладов, глоссария; подготовку к двум текущим и промежуточной аттестациям.

Темы лекционных занятий

Модуль I. Архитектура и градостроительство Древнего мира.

Тема 1. Введение в историю и теорию архитектуры, градостроительства и дизайна [1,4]. Архитектура как вид искусства: понятие, принципы классификации архитектурных сооружений. Предметное окружение человека с древнейших времен. Зарождение архитектурных форм: монументальные сооружения первобытной культуры. Мегалиты – понятие, назначение, разновидности (менгиры, дольмены, кромлехи). Формирование градостроительства как области архитектурного творчества.

Тема 2. Архитектура и градостроительство древнейших цивилизаций Востока[1, 2, 3]. Основные очаги возникновения древнейших цивилизаций, архитектуры и градостроительства. Архитектура Древнего Египта. Архитектура периода Раннего и Древнего царства. Эволюция погребений: мастаба; ступенчатые мастаба; классические пирамиды. Храмовые комплексы. Сложение четкой композиции ансамбля храма в период Нового царства: храмы Амона в Луксоре и Карнаке. Особенности строительства Ахетатона. Система ремесленного производства и способы обработки материалов в Древнем Египте. Древняя Месопотамия (Двуречье). Особенности градостроительства шумер. Появление зиккурата как характерной формы культового здания в Месопотамии. Строительство Вавилона. Памятники вавилонской культуры: ворота Иштар, зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня), дворцы Навуходоносора II, висячие сады Семирамиды. Древняя Индия. Общие градостроительные принципы древних поселений Мохенджо-Даро и Хараппа. Архитектура Древней Индии. Типология буддийских храмов. Буддийская ступа. Чайтьи. Появление особого вида кирпичного башнеобразного храма: храм Махабодхи в Бодхгайе или храм «Великого просветления».

Тема 3. Архитектура и градостроительство Древнего и Средневекового Китая. [1, 3]. Градостроительные принципы Китая. Древние и средневековые трактаты по теории архитектуры. Расцвет архитектуры в период государств Цинь и Хань (Великая Китайская стена, погребение императора Цинь Шихуана). Влияние буддизма на архитектуру: появление хранилищ буддийских реликвий – сложение формы пагоды, строительство буддийских пещерных монастырей. Застройка Пекина в период Средневековья. Архитектура Запретного города: Тайхэдянь, храм неба.

Тема 4. Архитектура и градостроительство Древней Греции [1, 4, 7]. Периодизация. Эгейская архитектура. Археологические открытия Г. Шлимана, А. Эванса. Архитектура Крита, строительные материалы и конструкции. Большой Кносский дворец, дворец в Фесте. Дворцы-крепости Тиринфа и Микен. Архитектура и градостроительство Древней Греции периода архаики. Образование городов-государств – полисов. Сложение архитектурных ордеров. Типы храмов. Храм Геры в Олимпии (к. VII в. до н.э.), храм Аполлона в Коринфе (VI в. до н.э.), «Базилика» в Пестуме, храм Геры на о. Самос, храм Артемиды в Эфесе. Архитектура и градостроительство Древней Греции периода классики и эпохи эллинизма. Строительство общественных сооружений. Ансамбль Афинского акрополя: художественный принцип планировки. Парфенон: план, материал, особенности архитектуры. Значение Парфенона как образца воплощения на практике философских эстетических теорий греческой классики. Поздняя классика. Строительство театров. Театр Поликлета Младшего в Эпидавре. Образование эллинистических государств. Рост новых городов. Александрия, Антиохия, Пергам. Значение греческой архитектуры для дальнейшего развития архитектуры Европы.

Тема 5. Архитектура и градостроительство Древнего Рима[1, 4, 7]. Особенности градостроительства Этрурии. Ориентация улиц по частям света. Архитектура этрусского храма: фронтальная композиция, высокий подиум. Жилище этрусков. Атриум. Тумулусы – погребальные курганы.Утверждение идеи могущества римского государства в формах архитектуры. Форумы. Триумфальные арки. Строительство дорог, акведуков. Типы храмов. Появление нового типа частного дома, его устройство. «Дом Веттиев» в Помпеях (70 г. до н.э.). Римский форум (форум Романум). Витрувий и его трактат об архитектуре. Типы ордеров. Архитектура Римской империи. Форум Августа. Культовые сооружения. Колизей. Арка Тита. Форум Траяна. Расцвет искусства римских провинций II–III вв. Архитектурные комплексы Баальбека и Пальмиры. Основные памятники архитектуры этого времени: арка, Септимия Севера, термы Каракаллы, дворец Диоклетиана, базилика Максенция. Арка Константина. Развитие римского искусства в IV–V вв. Базиликальные храмы, центрические культовые постройки. Значение традиций древнеримского искусства для дальнейшего развития архитектуры.

Модуль II. Архитектура и градостроительство Византии и западноевропейского средневековья

Тема 6. Архитектура Византии. [1, 4].

Истоки формирования византийской архитектуры. Церковное строительство при Юстиане I (VI–VII вв.). Типы храмов: базиликальный, центричный, купольная базилика. Ц. Сан Аполлинаре Нуово, ц. Сант Аполлинаре ин Классе, ц. Сан Витале (все – в Равенне), собор св. Софии в Константинополе. Значение искусства Византии для развития культуры стран Европы и Древней Руси.

Тема 7. Архитектура западноевропейского Средневековья дороманского и романского периода. [1, 3, 5]. Ведущее значение архитектуры в синтезе искусств средневековья. Периодизация искусства: Дороманское искусство (V–X вв.), романское (XI–XII вв.), готическое (XII–XIV вв). Мавзолей Теодориха в Равенне как пример архитектуры дороманского периода. Архитектура романского периода, ее особенности, общность основных черт для стран Западной Европы. Наличие обилия местных школ зодчества во Франции. Пизанский ансамбль как образец романского стиля в Италии.

Тема 8. Искусство западноевропейского Средневековья готического периода [1, 2, 3].

Готика как расцвет средневекового искусства. Основные принципы готической конструкции, органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм. Каркасная система как особенность готической архитектуры. Стрельчатая форма арок, сводов, окон, порталов, галерей и пр. Ведущее значение западного фасада в архитектуре храма. Решение проблемы синтеза искусств в готическом соборе. Значение средневекового искусства для дальнейшего развития архитектуры.

Вопросы для самостоятельной работы

Тема 1. Введение в историю и теорию архитектуры, градостроительства и дизайна [1, 2, 4, 5].

1.Связь дизайна с культурой общества (архитектурой, искусством, наукой, техникой).

Тема 2. Архитектура и градостроительство древнейших цивилизаций Востока [1, 2, 3, 4,7, 8].

1. Пирамида фараона Джоссера в Саккара, ансамбль в Гизе. Сочетание скальной гробницы и пирамиды в архитектуре Среднего и Нового царства: усыпальница царя Ментухотепа I и в Дейр-эль-Бахри, храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Абу-Симбел.

2.Система ремесленного производства и способы обработки материалов в

Древнем Египте. Декоративно-прикладное искусство, жилища и предметы интерьера.

Планировочная композиция и ансамбли г.Вавилона (Зиккурат, царский дворец, ворота Иштар и др.).

Тема 4. Архитектура и градостроительство Древней Греции [1, 7, 8, 9].

1. Крито-Микенская архитектура и ее роль в развитии архитектуры древних городов.

2. Типы древнегреческих храмов (классификация по Витрувию). Ранние дорические храмы, их архитектура Храм Геры в Олимпии (к. VII в. до н.э.), храм Аполлона в Коринфе (VI в. до н.э.), «Базилика» в Пестуме, храм Геры на о. Самос, храм Артемиды в Эфесе. Преодоление архаической условности – храм Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Олимпии. Гипподамова планировочная система и ее сущность.

Тема 5. Архитектура и градостроительство Древнего Рима [1, 4 ]

1. Римские города и военные лагеря. Форумы, храмы, святилища, театры, амфитеатры, термы: архитектурная характеристика этих сооружений. Акведуки и мосты периода республики. Городские жилые дома и загородные виллы. Особенности декорирования интерьера в Древнем Риме.

2. Монументальность архитектуры эпохи империи. Дальнейшее развитие основных типов римских сооружений. Экспансия римской архитектуры из метрополии в провинции.

Тема 6. Архитектура Византии [1, 4].

1.Софийский собор Константинополя - гениальное произведение зодчих Анфимия из Трал и Исидора из Милета. Синтез архитектуры и монументальной живописи. Строительные материалы и конструкции. Создание крестовокупольной архитектурной системы. Варианты и разновидности крестовокупольных зданий.

Тема 7. Архитектура западноевропейского Средневековья дороманского и романского периода [1, 3, 4,7].

1. Школы и направления. Выдающиеся памятники, анализ их композиционного построения, образ, функция, строительные материалы, конструктивные особенности, синтез изобразительных искусств в архитектуре. Местные школы зодчества во Франции (ц. Нотр Дам ла Гранд в Пуатье, ц. Сен Сернен в Тулузе, соборы Бургундии). Особенности романской архитектуры Германии. Саксонская и Рейнская школы (ц. Св. Кириака в Гернроде, ц. Св. Михаила в Хильдесгейме, Вормский собор).

Тема 8. Искусство западноевропейского Средневековья готического периода[1, 3, 4] Церковное строительство периода ранней готики (монастырское строительство, соборы в Лане, собор Парижской Богоматери). Зрелая готика (соборы в Шартре, Реймсе, Амьеме,). Поздняя готика (церковь в Руане, аббатство Мон-Сен-Мишель и др.). Гражданское строительство (замки и дворцы, ратуши, жилые дома, здания хозяйственного и промышленного назначения).

Темы рефератов

Особенности архитектуры Двуречья и ее принципиальные отличия от древнеегипетского зодчества.

Отличительные черты Крито-Микенского зодчества.

Типологическая систематизация древнегреческих храмов.

Афинский акрополь – выдающийся ансамбль периода классики.

Древняя Греция периода эллинизма. Развитие градостроительства и появление новых типов архитектурных сооружений.

Основные этапы развития римского зодчества: этрусско-архаического, республиканского, императорского.

Этапы развития Византийской культуры и ее связь с античными и восточными художественными традициями.

Особенности конструктивного построения готических соборов.

Готический интерьер и предметы мебели.
II. Основная и дополнительная литература

Основная

1. Ковешникова, Наталья Алексеевна.   Дизайн: история и теория: учеб. пособие /Н. А. Ковешникова.-М.: ОМЕГА-Л, 2008.-223 с.: ил.

Дополнительная

2. Забалуева, Т. Р.   История архитектуры и строительной техники: учебник /Т. Р. Забалуева.-М.: Эксмо, 2007.-733, [1] с., [152] л. цв. ил.: ил.; 24 см.-( Образовательный стандарт XXI ).

3. Рунге, Владимир Федорович. История дизайна, науки и техники [Текст] : учеб. пособие для вузов : в 2 кн. : допущено УМО. Кн. 1 / Рунге, Владимир Федорович. - М. : Архитектура-С, 2006 (Ульяновск : Ульяновский Дом печати, 2006). - 367 с. : ил.

4. Хилари, Френч. История архитектуры / Ф. Хилари. М.: «Издательство АСТ», «Издательство Апрель», 2003.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/ интернет энциклопедия «Википедия».

http://www.rusarh.ru/ История архитектуры.

III. Контрольные точки

  1. Текущие письменные контрольные работы.

Всего запланировано две контрольные работы.

Срок проведения - соответственно перед двумя текущими аттестациями. Работы ориентированы на контроль материала, пройденного на лекциях, а также рассмотренного самостоятельно.

Задания контрольной работы ориентированы на выявление знания: фактического материала (собственно истории искусства), общетеоретических вопросов (например, стилеобразования), памятников искусства и их особенностей (работа с репродукциями), овладение понятийным аппаратом

  1. Самостоятельная работа в форме реферата.

  1. Контрольный компьютерный тест. Тест включает 10 однотипных заданий (слайды), где студенту необходимо атрибутировать произведение.

IV. Система подсчета рейтинга к текущим и итоговой аттестации.

Формы текущих аттестаций – контрольные работы №1, №2. Форма промежуточной аттестации – экзамен.

Вес (в долях единицы) каждой контрольной точки:

- контрольная работа №1 - 0,2; контрольная работа №2 - 0,2; СРС (защита реферата) - 0,1; экзамен- 0,5

Оценка по первой аттестации вычисляется из оценки за первую контрольную работу, выполнение СРС (0,2 – к/р)

Оценка по второй аттестации вычисляется из оценки за вторую контрольную работу, выполнение СРС (0,2 – к/р, 0,1 – СРС)

В период аттестации в аттестационной ведомости, наряду с рейтингом студента по данной дисциплине, фиксируется и процент посещений занятий с начала семестра.

Порядок вычисления семестрового (предэкзаменационного или предзачетного) рейтинга по дисциплине

Рейтинг по дисциплине: Rсем = 0,9R+Бп, где R – текущий рейтинг на конец семестра, вычисленный по результатам контрольных точек, Бп – дополнительные баллы за посещаемость занятий, определённые по следующей схеме:

П ≤ 50% - Б=0

50% < П ≤ 60% - БП = 2

60% < П ≤ 70% - Бп = 4

70% < П ≤ 80% - Бп = 6

80% < П ≤ 90% - Бп = 8

90% < П ≤ 100% - Бп =10

Семестровый рейтинг вычисляется из оценок по контрольным работам и реферату

Зачетный рейтинг представляет собой оценку за контрольный компьютерный тест и собеседование по вопросам.

Итоговый рейтинг вычисляется из семестрового рейтинга (коэффициент 0,5) и экзаменционного рейтинга (коэффициент 0,5). Полученный результат соотносится с традиционной пятибалльной шкалой.

Разработчик: доцент _________ Т.В.Пойдина
Заведующий кафедрой ТИАрх _________ Н.Ф. Вдовин

Директор ИнАрхДиз _________ С.Б. поморов
Памятка

для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура»

по изучению дисциплины

«История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна»

(4семестр)

Дисциплина «История архитектуры, градостроительства и дизайна» имеет общий объем 108 часов, в 4 семестре - 40 часов (17 – лекционных часов; Арх- 18 час., Дас- 23– самостоятельная работа) сопровождается сквозным рейтингом и завершается зачетом.

I. Содержание дисциплины

Общие положения

На втором курсе изучаются этапы развития зарубежной архитектуры и градостроительства и дизайна. При анализе архитектурных памятников особое внимание уделяется проблеме синтеза искусств. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает :углубленный анализ материалов лекций; работа со словарями и справочникам, овладение понятийным аппаратом; знакомство с широким кругом памятников архитектуры и градостроительного искусства; просмотр репродукций; подготовку презентации; аналитическую обработку текста (аннотирование, реферирование);подготовку и написание рефератов, докладов, глоссария; подготовку к двум текущим и промежуточной аттестациям.

Модуль III. Архитектура и градостроительство

Западной Европы эпохи Возрождения

Тема 9. Развитие теоретических представлений об архитектуре и градостроительстве [1, 4].

Периодизация Ренессанса и его основные стилевые характеристики. Распространение сооружений светского назначения: палаццо, ратуши, лоджии, фонтаны и др. Конструктивные особенности архитектуры: свод, типы сводов (цилиндрический, цилиндрический с распалубками, коробовый), купол, элементы купола, типы куполов. Принципы ренессансной архитектуры в творчестве Брунеллески. Наследование древнеримских принципов композиций и форм: архитектура Леона Баттиста Альберти. Теоретическое наследие Альберти («Десять книг о зодчестве» и другие трактаты). Теоретическое наследие Палладио.

Тема 10. Эволюция форм архитектуры эпохи Возрождения [1, 2, 4, 6,7].

Архитектура итальянского Проторенессанса (конец XIII-XIV вв.) и общая характеристика архитектуры Кватроченто. Архитектура Рима, Венеции и других городов. Высокий ренессанс. Сложение единого общенационального стиля в архитектуре Италии. Разработка типа центральнокупольного здания в творчестве Донато д'Анджело Браманте. Проекты решения градостроительных задач: двор Бельведера в Риме.

Архитектурное творчество Микеланджело Буонарроти. Участие в строительстве собора Святого Петра в Риме. Синтез ренессансных и раннебарочных тенденций в интерьере библиотеки Лауренциана во Флоренции. Градостроительная деятельность: реконструкция площади Капитолия в Риме.

Дворцовая архитектура: монументализация палаццо и изящество вилл, органичное включение зданий в сложившуюся градостроительную ситуацию в творчестве Бальдассаре Перруцци: палаццо Массими, вилла Фарнезина в Риме. Монументализация здания палаццо на примере творчества Антонио да Сангалло Младшего: плаццо Фарнезе в Риме.

Венецианский Ренессанс: специфика градостроительных условий Венеции сложение новых типов жилых зданий. Архитектура Пьетро Ломбардии.

Архитектура Андреа Палладио. Обращение к античности. Возвращение классическому ордеру его функциональности. Базилика в Виченце как пример решения крупного общественного здания.

Тема 11. Архитектура Северного Возрождения. [1, 4].

Общая характеристика архитектуры Возрождения в Нидерландах, Франции, Германии и др. странах. Влияние национальных традиций. Синтез средневековых и ренессансных черт. Доминирующее значение гражданской архитектуры, особенности здания ратуши, его роль в градостроительстве.

Модуль IV. Архитектура и градостроительство Западной Европы XVII- XIX вв.

Тема 12. Стиль барокко в архитектуре Италии XVII века. [1, 2, 4, 6,7].

Историко-культурная ситуация в Италии. Усиление роли католической церкви. Грандиозные масштабы строительства культовых сооружений. Формирование в Риме европейского художественного центра.

Стиль барокко: понятие, идейная основа, истоки. Основные черты стиля: ансамблевость, тяготение к синтезу искусств, контрастность, динамичность, театральность и др. Стиль барокко в архитектуре: зрелищность, текучесть форм, преодоление горизонталей. Использование классической ордерной системы как средства художественного осмысления архитектурных масс.

Эволюция форм барокко в архитектуре Италии. Церковь Иль Джезу (архит. Вильола и Дж.делла Порта). Архитектурное творчество Лоренцо Бернини. Дворцовая архитектура: ансамблевость, зрелищность. Композиция итальянского палаццо: палаццо Барберини в Риме, вилла Альдобрандини во Фраскати близ Рима.

Тема 13. Градостроительство Италии XVII в. Строительство собора и площади святого Петра в Риме[1, 4].

Градостроительные принципы эпохи барокко: симметричность осевых построений, ансамблевость в решении улиц. Трехлучевая система улиц: пьяцца дель Пополо арх. Доменико Фонтана. Градостроительная роль обелисков и фонтанов (Бернини: фонтан четырех рек на площади Навона в Риме, фонтан Тритона в Риме и др.)

История строительства собора Святого Петра в Риме. Предыстория (IV-XV вв.), проекты Донато Браманте, Микеланджело и других архитекторов. Участие Карло Мадерна в завершении фасада. Роль Лоренцо Бернини в завершении ансамбля главного католического собора и площади перед ним. Интерьер собора (возведение бронзового кивория, кафедры Св.Петра и др.). Площадь Святого Петра: композиция площади, средства достижения ансамблевости, зрелищность.

Тема 14. Архитектура Франции XVII- XVIII в.в. [1, 2, 4].

Общая характеристика историко-культурных процессов во Франции XVII в. Усиление системы государственной централизации. Королевский двор как центр политический и художественный центр страны. Учреждение Королевской Академии живописи (1648) и Королевской Академии архитектуры (1671).

Сложение принципов классицизма: идейная основа и формально-стилистические особенности стиля, опора на классический ордер. Становление классицизма в архитектуре Франции первой половины XVII в.: Жак Лемерсье - Павильон часов, центральная часть западного фасада Лувра; Франсуа Мансар - Дворец Мезон-Лаффит близ Парижа.

Архитектура зрелого классицизма второй половины XVII в.: Луи Лево, Клодт Перро - Восточный фасад Лувра (Колоннада Лувра). Решение крупных градостроительных задач: Жюль Ардуэн-Мансар - церковь Дома Инвалидов в Париже.

Создание крупных загородных ансамблей: анализ стилевых особенностей, общей композиции резиденций, ландшафтного планирования, особенностей решения главных дворцовых комплексов. Дворец и парк Во-ле-Виконт близ Мелена (Луи Лево, Андре Ленотр, Шарль Лебрен); Королевский дворец в Версале (Луи Лево, Андре Ленотр, Жюль Ардуэн-Мансар). Влияние дворцового строительства на развитие всех видов искусства. Садово-парковое искусство.

Архитектура Франции XVIII вв. Нарушение цельности и чистоты стиля, разъединение строительной практики и теоретических учений. Появление стиля рококо, его применение в оформлении интерьеров, а также влияние на архитектурную форму (асимметричность композиций, сложность планов, специфика декора). Архитектура и градостроительство середины и второй половины XVIII в. Возрастание роли городов, появление новых типов частных и общественных сооружений. Формирование центра Парижа.

Тема 15. Классицизм в архитектуре Англии(XVII-XVIII в.в.) [1, 4].

Особенности исторической ситуации в Англии в XVII-XVIII вв. Предпосылки возникновения стиля классицизм. Основные черты стиля. Культовая архитектура: Кристофер Рен - собор Святого Павла в Лондоне, церковь Сен Стивен в Лондоне, Гражданская архитектура: Кристофер Рен - парковый фасад дворца Хемптон-корт; Кристофер Рен - Ансамбль Гривичского госпиталя в Лондоне; Джон Вуд Младший - застройка площади Роял-Кресент в Бате; Джон Ванбру - дворец Бленхейм в Оксвордшире; Джеймс Гиббс - библиотека Редклиффа в Оксфорде; Уильям Чемберс. Сомерсет-хауз в Лондоне. Классицистические принципы организации пространства в архитектура загородных вилл: Уильям Кент. Вилла в Чизвике; Уильям Кент - Дом в усадьбе Холкхэм-холл; Джеймс Пейн - Замок Уолдор в Уилтшире.

Тема 16. Архитектура Западной Европы начала XIX в.) [1, 4 ].

Архитектура Франции. Стремление к заимствованию функциональных принципов римской архитектуры. Ампир - парадная и торжественная архитектура эпохи Империи. Стилевое единство архитектуры, интерьера, костюма. Искусственность насаждения. Следование политической моде ("египтизирующая" мода). План городка Шо. Ж. Ф. Шальгрен. Арка на площади Звезды. Жак Гондуэн, Ж. Б. Лепер, Вандомская колонна в Париже. Завершение организации центра Парижа: формирование пространственной оси Парижа от внутреннего двора площадь Каррузель, сады и дворец Тюильри, площадь Согласия, Елисейские поля к площади Звезды. Кризис французской архитектуры 19 в. после 1830 г.

Буржуазные революции, развитие капитализма в Европе. Развитие науки и техники, рост городов, как тенденция к кризису стиля классицизм. Возникновение эклектики (слияния стилей), как периода необходимого для выработки нового языка в архитектуре. Особенности градостроительства в 19 веке.

Модуль V. Западноевропейская архитектура и градостроительство второй половины XIX -начала XX в. в.

Тема 17. Эклектика в архитектуре Западной Европы середины XIX в. [1, 4].

Промышленный взлет и культурный кризис середины XIX века. Поиск «нового стиля», воссоздание стилей прошлых эпох (неоготика, неоренессанс, неорококо и др.) и смешение различных стилей в одном объекте. Особенности градостроительства в период эклектики. Утрата ансамблевого мышления. Роль развивающейся сети транспорта в градостроительстве. Изменение типологии гражданской архитектуры. Распространение типа доходного дома, в котором внимание уделяется украшению главного фасада. Использование «новых» материалов в архитектуре – железобетона, стекла, цемента. Взаимовлияние промышленной и жилой архитектуры. Формирование эклектизма в архитектуре Франции. Ш. Персье - Искупительная капелла в Париже(1815 -1826), Ж .Осман, Площадь Звезды, Э. Виолле ле Дюк, замок Пьерфон, Ш. Гарнье, Большая Опера в Париже. Эклектизм в архитектуре Англии: стилизаторство, неоготика. Джон Нэш, Т.Телфорд, Мост через пролив Меней. Ф.Уэбб. "Красный дом " в Бексли-хит. Дж.Пакстон "Хрустальный дворец" в Сейденхеме. Л.Кабитт, Вокзал Кинг - Кросс в Лондоне. Архитектура Германии: эклектизм (псевдоготика), поздний классицизм. Развитие эклектизма. Собор в Берлине. Имперский суд в Лейпциге, Л. Хофман. Г. Земпер. Театр в Дрездене.

Тема 18.Отправные точки зарождения концепций дизайна [2, 5, 7].

Промышленный переворот в XIX веке и его значение для развития дизайна.

Первая Всемирная выставка в Лондоне 1851 года. Кристалл – палас. Условия выделения проектирования в особую сферу деятельности. Первые теоретики и практики дизайна (Д.Рескин, У.Моррис, Г.Земпер, Ф.Рело). Теории о связи эстетики и техники.

Тема 19. Поиски нового формообразования вначале XX века[1, 2, 4, 5,].

Модерн. Поиск нового стиля в Европе. Европейские варианты стиля «модерн» и его ведущие мастера. Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа. Первые идеи функционализма. Германский Веркбунд. Баухауз - школа промышленно-художественного проектирования в Европе. Художественный авангард в Европе начала XX века. Группа Де Стиль. Поиски нового художественного языка.

Вопросы для самостоятельной работы

Тема 9. Развитие теоретических представлений об архитектуре и градостроительстве [1, 4].

1. Эстетическое кредо эпохи Ренессанса в трудах Л.Б. Альберти (1404 –1472 гг.) «О зодчестве»

Тема 10. Эволюция форм архитектуры эпохи Возрождения [1, 4, 8, 9].

  1. Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции зодчего Ф. Брунеллески. Воспитательный дом, старая сакристия ц. Сан Лоренцо, ц. Сан Спирито, ц. Санта Мария дельи Анджели – произведения, отразившие новаторский почерк зодчего Брунеллески.

  2. Творчество выдающихся художников Брамате, Рафаэля, Микеланджело и их основные архитектурные произведения. Творчество арх. Б.Перуцци.

  3. Архитектура северной Италии (Флоренция, Венеция и др. города и провинции).

Тема 12. Стиль барокко в архитектуре Италии XVII века [1, 3, 4, 9].

1. Барочные ансамбли в городах Италии XVII вв. Постройки арх. Д.Фонтана и К. Модерны.

2. Творчество выдающихся архитекторов эпохи барокко Л. Бернини и Ф. Борромини.

3. Наиболее известные архитектурные центры – Рим, Генуя, Турин, Венеция, Неаполь, Сицилия и их вклад в становление стиля барокко.

Тема 14. Архитектура Франции XVII- XVIII в.в. [1, 4].

1. Планировочная композиция Версаля - городов, дворца, парка. Планировка площадей второй половины XVII в. (Вандомская и площадь Побед) Луврско-Тюильрийский ансамбль, ансамбль Дома Инвалидов. Отели и городские общественные здания, культовые сооружения. Выдающиеся зодчие Франции XVII - XVIII в.в.

Тема 18.Отправные точки зарождения концепций дизайна [1,2].

1. Первые всемирные художественно-промышленные выставки Европы.

2. Первые теоретики и практики дизайна Д.Рескин, У.Моррис, Г.Земпер, Ф.Рело.

Тема 19. Поиски нового формообразования вначале XX века [1,2, 4, 5,9].

1. Ранний модерн. Стилеобразование. Мастера.

2.Функционализм в Европе. Германский Веркбунд.

3. Выдающиеся личности Баухауза.

2. Подготовка рефератов [1 - 10] .

Темы рефератов

  1. Отличительные признаки римских, флорентийских и венецианских палаццо.

  2. Теоретическое наследие Палладио.

  3. «Барочные» тенденции в убранстве жилищ, мебельном производстве и прикладном искусстве.

  4. Пути развития французской архитектуры в первой половине XVII в.

  5. Английская архитектура периода классицизма.

  6. Салонный стиль рококо и его отличительные черты.

  7. Роль модерна в формировании и развитии дизайна.

  8. Баухауз и его роль в становлении и развитии мирового дизайна.

II. Основная и дополнительная литература

Основная

1. Ковешникова, Наталья Алексеевна.   Дизайн: история и теория: учеб. пособие /Н. А. Ковешникова.-М.: ОМЕГА-Л, 2008.-223 с.: ил.

Дополнительная

2. Забалуева, Т. Р.   История архитектуры и строительной техники: учебник /Т. Р. Забалуева.-М.: Эксмо, 2007.-733, [1] с., [152] л. цв. ил.: ил.; 24 см.-( Образовательный стандарт XXI ). 2 экз.

3. Рунге, Владимир Федорович. История дизайна, науки и техники [Текст] : учеб. пособие для вузов : в 2 кн. : допущено УМО. Кн. 1 / Рунге, Владимир Федорович. - М. : Архитектура-С, 2006 (Ульяновск : Ульяновский Дом печати, 2006). - 367 с. : ил.

4. Хилари, Френч. История архитектуры / Ф. Хилари. М.: «Издательство АСТ», «Издательство Апрель», 2003.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/ интернет энциклопедия «Википедия».

http://www.rusarh.ru/ История архитектуры.

III. Контрольные точки

  1. Текущие письменные контрольные работы.

Всего запланировано две контрольные работы.

Срок проведения - соответственно перед двумя текущими аттестациями. Работы ориентированы на контроль материала, пройденного на лекциях, а также рассмотренного самостоятельно.

Задания контрольной работы ориентированы на выявление знания фактического материала (собственно истории искусства), общетеоретических вопросов (например, стилеобразования), памятников искусства и их особенностей (работа с репродукциями),овладение понятийным аппаратом.

  1. Самостоятельная работа в форме реферата.

5.Контрольный компьютерный тест. Тест включает 10 однотипных заданий (слайды), где студенту необходимо атрибутировать произведение.

IV. Система подсчета рейтинга к текущим и итоговой аттестации

Формы текущих аттестаций – контрольные работы №3, №4. Форма промежуточной аттестации– зачет.

Вес (в долях единицы) каждой контрольной точки:

- контрольная работа №3 - 0,2

- контрольная работа №4- 0,2

- СРС (защита реферата) - 0,1

- зачет- 0,5

Оценка по первой аттестации вычисляется из оценки за первую контрольную работу, выполнение СРС (0,2 – к/р)

Оценка по второй аттестации вычисляется из оценки за вторую контрольную работу, выполнение СРС (0,2 – к/р, 0,1 – СРС)

В период аттестации в аттестационной ведомости, наряду с рейтингом студента по данной дисциплине, фиксируется и процент посещений занятий с начала семестра.

Порядок вычисления семестрового (предэкзаменационного или предзачетного) рейтинга по дисциплине

Рейтинг по дисциплине: Rсем = 0,9R+Бп

Где R – текущий рейтинг на конец семестра, вычисленный по результатам контрольных точек,

Бп – дополнительные баллы за посещаемость занятий, определённые по следующей схеме:

П ≤ 50% - Б=0

50% < П ≤ 60% - БП = 2

60% < П ≤ 70% - Бп = 4

70% < П ≤ 80% - Бп = 6

80% < П ≤ 90% - Бп = 8

90% < П ≤ 100% - Бп =10

Семестровый рейтинг вычисляется из оценок по контрольным работам и реферату

Зачетный рейтинг представляет собой оценку за контрольный компьютерный тест и собеседование по вопросам.

Итоговый рейтинг вычисляется из семестрового рейтинга (коэффициент 0,5) и экзаменционного рейтинга (коэффициент 0,5). Полученный результат соотносится с традиционной пятибалльной шкалой.


31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconРабочая учебная программа по дисциплине м б 2 методология научной...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по направлениям подготовки 270100. 68 – Архитектура, утверждённых приказом...
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconПамятка для поступающих в магистратуру спбгасу по направлению «Архитектура»...
Вступительные испытания по программе магистерской подготовки «Архитектура» по всем направлениям включают следующие задания
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы для студентов...
Фгбоу впо северо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconПрограмма вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности...
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных...
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины железобетонные и каменные...
Цель: ознакомить студентов с проектированием (расчетом и конструированием) железобетонных и каменных конструкций
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconО дипломном проектировании по направлению подготовки 270100 «Строительство»
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconПрограмма дисциплины «Архитектура предприятия» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconВ. дв 1 архитектура гражданских и промышленных зданий
В результате изучения дисциплины «Архитектура гражданских и промышленных зданий» обучающийся, в соответствии с фгос впо, по направлению...
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconПрограмма предназначена для подготовки студентов по направлению «Политология»
Программа предназначена для подготовки студентов по направлению «Политология» подготовки магистра в рамках магистерской программы...
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconПрограмма дисциплины «Современная архитектура» для направления 033000. 68 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 "Культурология"...
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconРабочая программа учебной дисциплины Архитектура компьютера Для направления...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б7 архитектура компьютеров...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconПрограмма предназначена для подготовки студентов по направлению «Политология»
Программа предназначена для подготовки студентов по направлению «Политология» подготовки магистра в рамках магистерской программы...
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 3, В. 3 История...
Б. 3, В. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика...
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» iconРабочая программа по дисциплине Ф. 1 «Топиарное искусство и грин-арт...
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению 250700. 62 «Ландшафтная архитектура»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск