Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология





Скачать 373.81 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология
страница1/2
Дата публикации29.06.2015
Размер373.81 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2


Институт психологии и педагогики


Утверждаю

Заведующая кафедрой
фундаментальных дисциплин
_____________ / /
Решение заседания кафедры

(протокол № ___

«___» _________ 201__ г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «История»

по направлению подготовки 030300 Психология

квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Составители:
кандидат исторических наук, доцент

Рябова И.А.,
кандидат филологических наук, доцент
Ишутин А.А.

Москва

2012

  1. Организационно-методический раздел




    1. Цели и задачи дисциплины


Цель дисциплины:

изучение дисциплины является формирование у студентов через основные культурно-исторические эпохи единого представления об историческом пути российской цивилизации, воспитание принципов гражданственности и чувства патриотизма.
Задачи:

- выяснить общее и особенное в российской истории и определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

- раскрыть особенности развития социальной структуры русского общества и формирование общественных связей, традиций и представлений, утвердившихся в русском обществе на протяжении столетий;

- осветить формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.

- показать специфику решения задач национальной идентификации, экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды ее истории.


    1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) бакалавриата


Дисциплина «История» относится к базовой части гуманитарного, социального, экономического цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по всем направлениям (бакалавриат). Дисциплина «История» базируется на знаниях, полученных в рамках школьной дисциплины «История» и «Обществознание» и соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.
Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетных единицы (144 академических часа).

Рекомендуемая форма итогового контроля: экзамен.


    1. Требования к результатам освоения дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способности и готовности к:

ОК-1: пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;

ОК-2: пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии;

ПК-19: самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни;

ПК-20: просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
В результате изучение дисциплины студент должен

Знать:

движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; роль насилия и ненасилия в обществе, нравственные обязанности человека; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса.

Уметь:

самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу.

Владеть:

методами решения индивидуальных и коллективных задач.


  1. Объём дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторная работа

Самостоятельная
работа

Для очной формы обучения
















Лекции

20




Практические / Семинарские

40




Лабораторные







Консультации







Курсовые работы, рефераты







Контролируемая самостоятельная работа

12




Контрольные работы







Итоговый контроль: зачет/ экзамен

Экзамен




Общий объем часов по дисциплине

72

36



















Для заочной формы обучения
















Лекции

8




Практические / Семинарские

12




Лабораторные







Консультации







Курсовые работы, рефераты







Контрольные работы

9




Итоговый контроль: зачет/ экзамен

Экзамен




Общий объем часов по дисциплине

29

79













  1. План занятий




    1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для очной и заочной формы обучения






Тематический план
для очной формы обучения

Аудиторные занятия в час.,
в том числе

Самостоя-
тельная дом. работа в час.

Лекции

Практичес-кие / семинарские занятия

Лабора-торные занятия

1.

Тема 1. Факторы самобытности русской истории

2

4




3

2.

Тема 2. Возникновение государственности у восточных славян

2

4




3

3.

Тема 3. От Руси к централизованному государству и империи

2

4




3

4.

Тема 4. Россия в XIX веке: реформирование "сверху" и его альтернативы

2

4




3

5.

Тема 5. Россия в начале XX века

2

4




3

6.

Тема 6. От войны империалистической к волне гражданской (1914 -1920 гг.)

2

4




3

7.

Тема 7. Формирование и развитие СССР (1921-1953 гг.)

2

4




3

8.

Тема 8. Советское общество в 1953-1985 годах

2

4




3

9.

Тема 9. От Советского Союза к современной России

2

4




6

10.

Тема 10. Современная Россия

2

4




6






















ИТОГО:

20 40

36




Тематический план
для заочной
формы обучения


Аудиторные занятия в час.,
в том числе

Самостоя-
тельная дом. работа в час.

Лекции

Практичес-кие /семинарские занятия

Лабора-торные занятия

Тема 1. Факторы самобытности русской истории

2

0




7

Тема 2. Возникновение государственности у восточных славян

0

2




8

Тема 3. От Древней Руси к централизованному государству и империи

2

0




8

Тема 4. Россия в XIX веке: реформирование "сверху" и его альтернативы

0

2




8

Тема 5. Россия в начале XX века

2

0




8

Тема 6. От войны империалистической к войне гражданской (1914 -1920 гг.)

0

2




8

Тема 7. Формирование и развитие СССР (1921-1953 гг.)

2

0




8

Тема 8. Советское общество в 1953-1985 годах

0

2




8

Тема 9. От Советского Союза к современной России

0

2




8

Тема 10. Современная Россия

0

2




8
















ИТОГО:

8

12




79



    1. Содержание разделов дисциплины


Тема 1. Факторы самобытности русской истории.

Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе. Влияние природно-климатического и геополитического факторов на историю России.

Роль государства и православия в русской истории. Специфика социальной организации.
Тема 2. Возникновение государственности у восточных славян.

Восточные славяне в дофеодальный период: социальная организация, быт, нравы и верования. Киевская Русь - раннефеодальное государство. Социально-политическое развитие Киевской Руси. Принятие христианства на Руси и его последствия. Развитие древнерусской культуры.
Тема 3. От Руси к централизованному государству и империи.

Упадок Руси и его причины. Социально-политическая структура Руси в период феодальной раздробленности. Формирование новых политических центров. Культура русских земель в XII - XIII веках.

Золотоордынское иго. Эволюция русской государственности в период.

Образование русского централизованного государства: Москва и Тверь в борьбе за политическое лидерство. Роль Москвы в объединительном процессе русских земель. Иван Калита. Возвышение Москвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и её значение в достижении независимости страны. Иван III. Конец татаро-монгольского ига. Социальная структура русского общества. Формирование самодержавных черт государственной власти.

Русская культура XIII-XV веков.

Литература. Научные знания. Архитектура и изобразительное искусство. Андрей Рублёв. Феофан Грек.

Иван IV. Начало самодержавия на Руси. Избранная Рада, её реформы. Социально-политические и экономические последствия опричнины. Культура и быт России в 15 - 16 веках.

Общественно-политическая мысль и ереси 16 в. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. "Домострой". Архитектура и живопись.

Смутное время. Борис Годунов - Лжедмитрий 1 - Василий Шуйский (борьба альтернативных путей развития страны).

Лжедмитрий II. Семибоярщина. Польско-шведская интервенция. Изгнание интервентов из Москвы. Земский Собор 1613 г. Воцарение династии Романовых /Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы/. Соборные уложения 1649 г. Формирование абсолютной монархии. Церковный раскол, его сущность. Русская культура XVII в. Усиление процесса обмирщения культуры.

Русская культура XVII века. Усиление процесса обмирщения культуры. Просвещение. Гуманитарные и естественные науки, техника. Зодчество и живопись. Театр и. музыка.

Петр I. Вступление России в период модернизации. Административная реформа: содержание и значение. Военная и церковная реформы. Экономическая политика. Табель о рангах. Проблема престолонаследия.

Влияние петровских преобразований на развитие культуры российского общества.

Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность. Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма. Поиски путей общественного и социального развития. Работа Уложенной комиссии. Укрепление самодержавия и реформы управления империей. Новый юридический статус дворянства. Общественно-политическая мысль России. Зарождение либеральной и революционной традиции в России. Просвещенный абсолютизм и развитие русской культуры.
Тема 4. Россия в XIX веке: реформирование "сверху" и его альтернативы.

Павел I: первая попытка ограничения дворянства. Ужесточение политического режима. Дворцовый переворот 1801 года. "Дней Александровых прекрасное начало". М.М. Сперанский - крупнейший реформатор России. Работа над проектом первой российской конституции. Н.Н. Новосельцев. Первые попытки решения вопроса об отмене крепостного права. Изменение политического курса после Отечественной войны 1812 г. Движение декабристов. Формирование идеологии декабризма. Основные программные документы. Восстание 14 декабря 1825 г. Историческое значение выступления декабристов.

Николай I: политика репрессии и бюрократического реформаторства. Крестьянский вопрос; реформа управления государственными крестьянами.

Политика в области просвещения, печати и культуры. С.С. Уваров и теория "официальной народности".

Общественно-политическая мысль в конце 20-х начале 50-х годов. Становление идеологии русского либерализма. Славянофильство и западничество. Формирование революционно-демократической идеологии. В. Г. Белинский, А.И. Герцен, петрашевцы.

Царствование Александра II. Первая российская оттепель и гласность. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Отношение общества к будущей реформе. Отмена крепостного права и её значение /19 февраля 1861 г./. Продолжение реформаторства: реформа 60-70 гг., их влияние на формирование гражданского общества в России. Конституция Лорис Меликова. Гибель Александра II и начало контрреформ. Александр III: утрата верховной власти реформаторской инициативы.

Общественные движения в пореформенной России. Революционеры-демократы А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Н.Г. Чернышевский. Буржуазно-либеральное и земское движение. Народнические концепции М.А. Бакунина, П.А. Лаврова, П.И. Ткачева и "нечаевщина"'. Народнические организации в 70-е - начале 80-х годов.

Оформление марксистского течения в русском общественном движении. Г.В. Плеханов и группа "Освобождения труда". Социал-демократические кружки и организации в России.
Тема 5. Россия в начале XX века.

Экономическое развитие России на рубеже Х1Х-ХХ веков. Социальная структура российского общества. Экономическая политика С.Ю. Витте. Николай II: исторический портрет. Русско-японская война. Нарастание общенационального кризиса в России. Первая русская революция 1905-1907 гг. Формирование основных политических лагерей. Манифест 17 октября 1905 г. Российская многопартийность. Государственная Дума и первый опыт российского парламентаризма.

Третьеиюньский государственный переворот. Итоги революции. Реформаторство П.А. Столыпина: итоги и последствия. Русская культура в начале XX века. Серебряный век.
Тема 6. От войны империалистической к волне гражданской (1914 -1920 гг.)

Первая мировая война и углубление социально-экономического и политического кризиса в стране. Победа февральской революции, Двоевластие.

Временное правительство и его политика. Идейная борьба классов, партий за возможные альтернативы развития страны. "Апрельские тезисы" В.И. Ленина.

Общенациональный кризис в июле 1917 г. Попытка установления военной диктатуры (корниловщина). Большевизация Советов. Демократическое совещание. Предпарламент. Подготовка к созыву II съезда Советов. Победа вооруженного восстания в Петрограде. II съезд Советов: отношение к установлению советской власти, и её первым декретам. Превращение большевистской партии в правящую. Создание новой структуры государственной власти. Блок с левыми эсерами. Разгон Учредительного собрания. Брестский мир, последствия его заключения. Экономическая политика Советской власти.

Гражданская война в России. Причины гражданской войны. Политика большевиков по отношению к крестьянству. Политика "военного коммунизма". Тактика советской власти в гражданской войне.

"Демократическая контрреволюция". Белое движение и его программа. "Красный" и белый террор.

Интервенция: причины, форма, масштаб. Цена "гражданской" войны, итоги и последствия.
Тема 7. Формирование и развитие тоталитарного государства (1921-1953 гг.)

Предпосылки возникновения тоталитарного государства. Политический кризис начала 20-х годов. Превращение РКП/б в основной механизм государственной власти. Политические последствия резолюции 10 съезда о единстве партии. Переход к НЭПу: задачи и итоги. Смерть В.И. Ленина и борьба за лидерство в партии, большевиков.

Сталинская концепция построения социализма в одной стране. Внутрипартийная дискуссия в 1925-1929 гг. Режим личной власти И.В. Сталина. Политические процессы 30-х годов. Переход сталинского руководства к политике большого скачка в индустриализации и коллективизации страны.

Антисталинское сопротивление /группа Рютина; открытое письмо Ф. Раскольникова И.В. Сталину/. Политические процессы и массовые репрессии 30-х годов. Режим личной власти И.В. Сталина. Номенклатура. Унификация духовной жизни. "Культурная революция": цели, итоги. СССР накануне Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война советского народа. Этапы Великой Отечественной войны. Цена победы. Великий подвиг народа.

Послевоенный мир: новая военно-стратегическая ситуация. Начало холодной войны. Состояние экономики и её восстановление. Усиление тоталитарного режима. Возобновление репрессий. Диктат в культуре.
Тема 8. Советское общество в 1953-1985 годах.

Смерть И.В. Сталина. Начало десталинизации общества. Н.С. Хрущев: политик, реформатор. Противоречивость хрущёвских реформ. Экономический курс Г.М. Маленкова. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов. Программа построения коммунизма. Духовная атмосфера общества. Власть и интеллигенция. Октябрьский пленум 1964 года.

Л.И. Брежнев: номенклатурный переворот и поиски политического курса. Конституция 1977 года. Кризисные явления в политической и духовной жизни общества. Диссиденты. Правозащитное движение.

Экономика "развитого социализма". Формирование "механизмов торможения". Наращивание военно-политического потенциала. Международная ситуация: от разрядки к конфронтации. Война в Афганистане. Приход к власти Ю.В. Андропова: попытки выхода из кризиса.
Тема 9. От Советского Союза к современной России.

Борьба в руководстве партии после смерти Ю.В. Андропова. Новый курс М.С. Горбачева. Перестройка политической системы и экономические новации. Съезды народных депутатов. Переход к многопартийности. Конфликт Горбачев - Ельцин. Парад суверенитетов. Августовский путч 1991 года. Распад СССР. Внешнеполитическая деятельность команды М.С. Горбачева.
Тема 10. Современная Россия.

Б.Н. Ельцин - президент России. Экономические реформы и их последствия. Межнациональные отношения. Октябрьские события 1993 года. Положение России на международной арене. Политическая жизнь сегодня.
3.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями


Наименование компетенций



Номера разделов дисциплины,

участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОК-1

+







+

+




+




+

+

ОК-2

+

+




+




+










+

ПК-19







+




+




+

+







ПК-20




+




+




+







+





  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения...
Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconРуководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология»
«Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию...
Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» и профилю...
Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Общая психология, история психологии и...
Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» (утвержден 22 декабря...
Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма дисциплины Психология развития и возрастная психологии...

Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconРабочая программа дисциплины б4 Физическая культура
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Психология...
Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconРабочая программа дисциплины история востока направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Социальная психология больших и малых групп»)...
Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Психология профессионализации личности»)...
Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Педагогика»
Ооп для студентов бакалавриата по направлению подготовки 030300 «Психология». Содержание курса соответствует Государственному образовательному...
Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма «Психология труда, инженерная психология и эргономика»...
Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300...
Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма дисциплины «Основы гуманистической психотерапии»  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра психологии,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск