I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана на основе Учебной программы для общеобразовательных учреждений Историческое краеведение / автор – составитель Г.Б. Гречухин - Новгород, 2011; соответствует учебнику «Наш край»/ Авторы В. Шамшурин, Н. Морохин – Н. – Новгород: «Книги», 2011.
Знания учащихся о прошлом родного края — важная составляющая школьного исторического образования. Конкретные знания о родном крае должны войти в состав обязательных базисных знаний школьного курса истории, это будет отвечать требованиям государственного стандарта школьного исторического образования.
Данная программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно. При этом в 7 классе историческое краеведение изучается как самостоятельный курс в объеме 35 часов в год.
Цель учебного курса - расширение и систематизация знаний учащихся по истории Нижегородского края, формирование в их сознании социально значимых, духовно-нравственных и патриотических ценностей.
Основные задачи курса:
1) дать знания по истории родного края в контексте общероссийского федерального курса истории, отразить своеобразие местной истории на фоне отечественной;
2) научить учащихся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события родного края, определять общее и особенное в историческом процессе, углублять свои исторические знания;
3) способствовать воспитанию чувства гордости за дела и подвиги своих земляков-нижегородцев, за их вклад в культурное наследие Родины, за подвижничество, за любовь к Отечеству.
Историческое краеведение - вспомогательная историческая дисциплина, призванная
помочь глубже понять общеисторическое прошлое, углубляя конкретно-исторические и краеведческие знания. Она отражает общеисторические тенденции, «вписывает» историю Нижегородчины в контекст истории России. В нижегородской истории проявляются все основные тенденции, противоречия и направления развития исторического процесса России. История Нижегородского края - неразрывная часть истории страны на всех этапах, поворотах, изломах отечественной истории.
Для успешной реализации задач курса исторического краеведения возможно использовать многочисленную литературу по локальному краеведению и воспользоваться материалами школьных и районных музеев органично включая местную историю в контекст истории Нижегородской области.
Особое внимание следует обратить на историю, культуру своей «малой Родины» - деревни, села, района.
Формы и методы проведения занятий:
Беседа.
Экскурсия.
Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.
Рефераты, доклады и сообщения.
Беседы – встречи.
Конкурсы.
Литературно-исторические задания, кроссворды, викторина, олимпиада.
Урок вопросов и ответов.
Историко-литературные уроки.
Презентации.
Конференции.
Место предмета в базисном учебном плане Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета «Историческое краеведение» на этапе основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на изучение курса учащимися 7 класса. Количество часов – 34, проводится один час в неделю.
При составлении календарно – тематического планирования к данной программе, количество часов, рекомендуемое авторской программой Г.Б. Гречухина по Историческому краеведению, было изменено в связи с годовым календарным учебным графиком.
II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения исторического краеведения ученик должен
знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории Нижегородского края, наиболее заметных ее деятелей;
важнейшие достижения культуры Нижегородского края;
уметь:
определять последовательность и длительность важнейших событий и процессов в истории края; соотносить их во времени с событиями и процессами общероссийской истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, связанных с историей Нижегородского края; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территорию края в разные периоды его развития, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий, памятников истории и культуры на основе текста учебника, иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов по краеведению;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты из истории Нижегородского края, родного города (села); выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические факты, имеющие отношение к прошлому Нижегородчины, по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общность и различие сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, связанных с развитием Нижегородского края:
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Нижегородского края;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторической обусловленности событий и явлений современной жизни Нижегородской области;
высказывания собственных суждений об историческом пути Нижегородского края;
выработки осознанного отношения к современным проблемам родного края, сохранению культурно-исторического наследия Нижегородчины;
общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе толерантности, взаимного уважения истории и культурных традиций.
III. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Учебно-тематический план по Историческому краеведению для 7 класса
№
п/п
| Разделы, темы
| Авторская программа
| Рабочая программа
| Количество часов
| Контр. работ
| Количество часов
| Контр. работ
| 1.
| Изначалие
| 3
|
| 3
|
| 2.
| Великое Нижегородско - Суздальское княжество
| 4
|
| 4
|
| 3.
| «Смута» и Нижний Новгород
| 7
|
| 7
|
| 4.
| Рождение губернии
| 3
|
| 3
|
| 5.
| В первой половине 19 столетия
| 7
|
| 7
|
| 6.
| Великие реформы
| 7
| 1
| 6
| 1
| 7.
| Нижегородский край в 1-ой Российской революции
| 1
|
| 1
|
| 8.
| В годы первой Мировой войны
| 2
| 1
| 2
| 1
|
| ИТОГО:
| 34
| 2
| 33
| 2
|
Календарно – тематическое планирование курса исторического краеведения
для 7 класса
№
Урокатемы
| Раздел программы,
тема
| Кол-во
часов
| Тема урока
| Дата
провед -я
| Корректировка
| I.
| Изначалие
| 3
|
|
|
| 1.
|
|
| Археологическое прошлое Нижегородского края
|
|
| 2.
|
|
| Город – крепость. Городец на Волге в XII – н. XY в.в.
|
|
| 3.
|
|
| От укрепленного городка на устье Оки до Нижнего Новгорода (XII – XYв.)
|
|
| II.
| Великое Нижегород-ско-Суздальское княжество
| 4
|
|
|
| 4.
|
|
| Великое Нижегород-
ско-Суздальское княжество (1341 – 92 г.)
|
|
| 5.
|
|
| Великое Нижегород-
ско-Суздальское княжество (1341 – 92)
|
|
| 6.
|
|
| XY в.: пора утрат и начало возрождения
|
|
| 7.
|
|
| XYI в.: под стягами Москвы
|
|
| III.
| «Смута» и Нижний Новгород
| 7
|
|
|
| 8.
|
|
| «Смута» и Нижний Новгород
|
|
| 9.
|
|
| Великое дело К.Минина и Д.Пожарского
|
|
| 10.
|
|
| Нижний Новгород в XYII в.
|
|
| 11.
|
|
| Промышленная Балахна и Арзамас в XYII в.
|
|
| 12.
|
|
| Макарьевская ярмарка. Монастырь
|
|
| 13.
|
|
| Старообрядчество
|
|
| 14.
|
|
| Культура Нижнего Новгорода в XYII в.
|
|
| IY.
| Рождение губернии
| 3
|
|
|
| 15.
|
|
| Рождение губернии 1708 – 1714 – 1719 г. Питирим
|
|
| 16.
|
|
| От реформ Петра I к преобразованиям Екатерины II.
|
|
| 17.
|
|
| Нижегородское наместничество
|
|
| Y.
| В первой половине 19 столетия
| 7
|
|
|
| 18.
|
|
| Нижний Новгород и губерния в Отечественной войне 1812 г. Народное ополчение
|
|
| 19.
|
|
| Нижегородская ярмарка
|
|
| 20.
|
|
| XIX век
|
|
| 21.
|
|
| Арзамас в первой половине XIX века
|
|
| 22.
|
|
| Пушкин на Нижегородской земле
|
|
| 23.
|
|
| Люди земли Нижегородской
|
|
| 24.
|
|
| Народное художественное творчество
|
|
| YI.
| Великие реформы
| 7
|
|
|
| 25.
|
|
| Реформы и преобразования (1861 – 1917)
|
|
| 26.
|
|
| Административные реформы. Нижний Новгород на рубеже XIX – XX в. в.
|
|
| 27.
|
|
| Ярмарка в пореформенный период
|
|
| 28.
|
|
| Становление капитализма в Нижегородской губернии
|
|
| 29.
|
|
| Культура Нижнего Новгорода к XIX – XX в.в.
|
|
| 30.
|
|
| Значение и итог преобразований
|
|
| 31.
|
|
| Контрольная работа «Великие реформы»
|
|
| YII.
| Нижегородский край в 1-ой Российской революции
| 1
|
|
|
| 32.
|
|
| Нижегородский край в 1-ой Российской революции
|
|
| YIII.
| В годы первой Мировой войны
| 2
|
|
|
| 33.
|
|
| В годы первой Мировой войны
|
|
| 34.
|
|
| Контрольная работа «Нижегородцы в первой мировой войне
|
|
|
| Итого:
|
| 34 часов
|
|
|
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Нижегородское Поволжье и истории России. Место и роль Нижегородского края в истории России. Периодизация, основные этапы и особенности истории Нижегородского региона. Источники изучения истории Нижегородчины: вещественные (археологические), письменные, фольклорные (устные). Историография истории Нижегородского края.
|