Скачать 258.85 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета информатики Сущенко С.П. " 29 " августа 2011 г. программа учебной дисциплины История и методология науки Направление подготовки 230700 Прикладная информатика Наименование магистерской программы Системы корпоративного управления Квалификация (степень) Магистр Форма обучения Очная Томск 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины являются:
Задачи курса:
2. Место дисциплины в структуре магистерской программы. Лекционный курс «История и методология науки» имеет общенаучное значение, способствует формированию научного мировоззрения, позволяет создать комплексное представление о природе научного знания, структуре науки и ее месте в современной культуре, механизмах функционирования науки как социального института, об истории науки как смене концептуальных каркасов. Знания по истории и методологии науки необходимы в практике научных исследований. Данная учебная дисциплина входит в раздел «М.1. Общенаучный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки «230700 Прикладная информатика» магистерской программы «Системы корпоративного управления». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современная философия и методология науки» Курс «История и методология науки» способствует выработке у магистра следующих общекультурных компетенций (ОК):
Требования к уровню освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Владеть навыками методологической рефлексии, анализа и интерпретации философских и научных текстов, подготовки научно-аналитических обзоров, эссе, рефератов, курсовых работ по истории информатики. При освоении курса слушателями предусматривается самостоятельная работа в Научной библиотеке ТГУ с учебниками, монографиями, статьями в периодических изданиях, освещающих проблемы философии и истории науки, в том числе, подготовленных преподавателями философского факультета. Рекомендуется использование Интернет источников и электронных изданий, в том числе электронного учебного пособия «Философия и история науки». 4. Структура и содержание дисциплины «История и методология науки» Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.
Содержание разделов дисциплины Тема 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. 1.1. Современная наука в зеркале философской рефлексии. Три аспекта бытия науки: наука как система знаний, наука как сфера познания (теоретическая деятельность), наука как социальный институт и особая сфера культуры. Природа науки и критерии научности. Наука как точное и ясное знание об объекте. Наука как теория предметности (М. Хайдеггер). Наука – интеллектуальное чувство природы (О. Шпенглер). Наука – деятельность, направленная на производство нового знания (В.С. Степин). Наука – целокупность истинных предложений (Л. Витгенштейн). Наука – это социальный институт, регулирующий отношения научного сообщества, общества и природы. Наука в культуре современной цивилизации. Кризис сциентизма и научнотехнический прогресс. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука. 1.2. Предмет философии науки. Философия науки как целостное философское знание и как междисциплинарное знание. Философия науки как система оснований науки. Философия науки как анализ и прояснение понятий и теорий науки. Философия науки как рефлексия над научным познанием, позволяющая ответить на вопрос, как возможна наука. Философия науки как философское знание, предмет которого – человек, осуществляющий познавательную деятельность в форме науки (В. Порус). История и философия науки и их взаимосвязь. Объективная история науки. История науки глазами философа и ее специфика как исторического самосознания науки. Взаимосвязь науки и философии как основа взаимосвязи истории науки и философии науки (А. Койре). Оппозиция синхронического и диахронического как основа для рассмотрения взаимосвязи истории науки и философии науки. Тема 2. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. История методологии науки. Различие подходов в трактовке философии и методологии науки. Проблема концептуальной модели философии науки. В современной философии науки представляют системную целостность следующие аспекты знания: логика и методология науки, история науки, социология науки (когнитивная социология), когнитивная психология, философия техники. В этом концепте знания методологические, социологические, аксиологические и антропологические дискурсы являются взаимодополнительными и взаимопроникающими. История науки как составляющая целостной концептуальной модели философии науки есть история эволюции концептуальных каркасов. Логика и методология науки обращена к исследованию структуры научного знания. В социологии науки тематика философских исследований науки по большей части обращена к тем преобразованиям в структуре и методах науки, которые связаны с человеком как субъектом научной деятельности. В контексте когнитивной психологии познание в целом и научное познание в частности предстает как естественноисторический процесс-система, как генно-культурная коэволюция в познании. Литература к темам 1 и 2 Обязательная литература:
Дополнительная литература:
Тема 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. 3.1. Генезис науки. «Преднаука» и наука в собственном смысле слова. Об особенностях становления и развития открытых систем и наука как системы знания. Натурфилософия античности. М. Хайдеггер о науке античности как эпистеме греков. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская). Научные знания в Средневековье, доктрины схоластики. Зарождение и развитие классической науки. 3.2. Становление классической науки в Новом времени. Становление науки Нового времени как становление объекта, субъекта и метода. Динамика образов природы от античности до современности. Механизм как образ природы в Новое время. Гелиоцентрическая космология Коперника. Мировоззренческое значение коперниканской революции. Реформация и становление субъекта научной деятельности. Формирование теоретического видения, как новой способности мышления. Социальный атомизм как новый способ бытия человека в обществе и идея атомизма в научной картине мира. Становление науки как социального института (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Становление опытной науки, предпосылки возникновения экспериментального метода, связь с математическим описанием. Становление научного метода (Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, И. Кеплер). Идеалы научности. Этапы развития науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая парадигмы научности. Литература к теме 3. Обязательная литература:
Дополнительная литература:
Тема 4 ТИПЫ НАУЧНОСТИ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ Типология научного знания. Науки о природе и науки о культуре. Науки номотетические и науки идеографические. Типы научного знания и стандарты научности. Физический стандарт научности, биологический стандарт научности, математический стандарт научности, гуманитарный стандарт научности. Эволюция научного познания, развитие научных дисциплин. Экстерналистская и интерналистская история науки Литература к теме 4. Обязательная литература:
Дополнительная литература:
Тема 5. ФИЛОСОФИЯ О НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ. 5.1. Эволюция представлений о когнитивной деятельности человека. Общие представления о природе познания. Классификации форм познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное. Деятельностный, аналитический, семантический подходы к познанию. Специфика научного познания. Базовые процедуры познавательной деятельности: репрезентация, интерпретация, конвенция. Современная философия познания основные категории и принципы. Основные выводы современной философии познания. 5.2. Эпистемологические практики или когнитивные схемы как основание научных парадигм. Понятия «когнитивные практики», «эпистемологические схемы». Созерцательная модель познания как когнитивная практика античности. Герменевтическая модель познания как когнитивная практика в средневековье. Революция И. Канта в гносеологии. Репрезентативная модель познания. Деятельностная теория познания. Проективно-конструктивная модель познания. Диалоговая модель познания. Эволюционная эпистемология. Конструктивистские модели познания. 5.3. Наука и философия в Новое время. Эмпиризм и рационализм о решении проблемы источников знания. Дилемма «чувственное – рациональное» - проблемное поле гносеологии Нового времени. Эмпиризм (Бэкон, Локк, Беркли, Юм). Рационализм (Декарт, Лейбниц). Гносеологический трансцендентализм как способ решения гносеологической проблемы (И. Кант). Обязательная литература:
Дополнительная литература:
Тема 6. Школы в философии науки. Типы научной рациональности. 6.1. Позитивизм и феноменология как развитие традиций эмпиризма и рационализма. Этапы развития позитивизма: классический позитивизм (Г. Спенсер, О. Конт, Д. Миль); физический позитивизм (Э. Мах); логический позитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фреге, Б. Рассел). Позитивизм как первая школа философии науки. Феноменологическая теория познания (Э. Гуссерль). Язык в философии познания. Языковое видение мира. Язык как средство построения и развития науки. 6.2. Постпозитивизм. Школа историков науки. Постпозитивизм и его взгляд на науку. Критический рационализм К.Поппера. Теория фальсифицируемости, критицизм как главная установка научности. Гипотетизм и фаллибилизм. Истина и объективность как ценность научного познания. Концепция трех миров и понятие «эпистемологии без познающего субъекта». Т. Кун и концепция научных революций. Понятие парадигмы. История науки как смена нормального и революционного периодов развития науки. Значение научного сообщества при выборе теории на роль научной парадигмы. Релятивизация научного познания в куновской модели развития науки. Проблема преемственности в развитии научного знания и несоизмеримость парадигм как основные направления критики концепции Т. Куна. Эвристичность концепции Куна для социологии науки. И. Лакатос о методологии исследовательских программ. Концепция зрелого фальсификационизма. Дискуссия о возможности решающего эксперимента, эвристичность методологической концепции И. Лакатоса в ее обсуждении. С. Тулмин и поиски новой научной рациональности. «Популяционная» модель развития науки. Проблема понимания как проблема естественнонаучного познания. Роль понятий в научном организме. Связь проблемы понимания и проблемы рациональности. Противостояние позитивистской концепции «рациональности как логичность», концепции рациональности как атрибута человеческой деятельности. Ценности и наука (Л. Лаудан). Концепция личностного знания М. Поланьи. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Принцип теоретического плюрализма. Критика Фейерабендом основных установок классической научности – объективизма, универсализма, рационализма. Критика Фейрабендом теории научного метода. Методологический анархизм и его основные тезисы. Релятивизация научного познания в концепции методологического анархизма, стирание границ между наукой и идеологией, наукой и мифом. Литература к темам 6. Обязательная литература:
Дополнительная литература:
Тема 7. ДИНАМИКА НАУКИ КАК СМЕНА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ КАРКАСОВ 7.1. Рост и развитие научного знания. Основные идеи классического идеала научности: фундаментализм, редукционизм, универсализм. Кумулятивная модель науки. Факторы научной динамики, учитываемые в кумулятивной модели науки. Социокультурная обусловленность научного познания. Интернализм и экстернализм как два альтернативных подхода к исследованию исторического развития науки. Интерналистские исследования содержания научного знания, истории научных идей, концептуального аппарата науки. Концепции объективного роста знания К. Поппера, И. Лакатоса, С. Тулмина. Экстерналистские исследования социальных факторов развития науки, поведения ученых, коммуникативных стратегий (Р. Мертон, Т. Кун) Научные традиции и научные революции. 7.2. Философия науки о динамике научной рациональности. Критерии различения классической, неклассической, постнеклассической научной рациональности. Квантово-релятивистская физика как неклассический тип рациональности. Неклассическая парадигма научности. Онтология квантово-волнового дуализма. «Наблюдаемое – наблюдатель» как познавательное отношение в неклассической науке. Проблема физической реальности, проблема детерминизма как важнейшие философские проблемы физики микромира. Макроприбор и принцип суперпозиции. Принцип неопределенности В. Гейзенберга. Принцип дополнительности Нильса Бора и его общенаучный характер. Интерпретации квантовой механики как проблема философии науки. Копенгагенская интерпретация ее феноменологический характер. 7.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки. Постнеклассический этап в развитии науки. Компьютеризация науки, рост междисциплинарных исследований, гуманизация научных исследований. Саморазвивающиеся системы как объект постнеклассической науки. Идея глобального эволюционизма и идея системности как фундаментальные идеи оснований постнеклассической науки. Эволюционно-синергетическая парадигма как ядро постнеклассической науки. Эволюционная эпистемология как когнитивная практика адекватная в познании объектов постнеклассической науки. Специфика постнеклассической рациональности. Трансформация концепта «знание» в постнеклассической науке. Литература к теме 7. Обязательная литература:
Дополнительная литература:
5. Образовательные технологии. В учебном процессе используются активные и интерактивные технологии: лекции, семинары, коллоквиумы, на которых предусмотрены заранее организованные диспуты по проблемам курса. С целью повышения мотивированной активности и самостоятельности в процессе обучения предусмотрены такие формы как написание эссе и рефератов. При освоении курса предусмотрено использование не только печатных изданий (учебников, монографий, статей в периодических изданиях, хрестоматий), но и интернет ресурсов, а так же видео лекций ведущих ученых, а так же научных и учебных материалов в электронной форме. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Обучающиеся по данной дисциплине студенты выполняют следующие виды самостоятельной работы: - подготовка микроэссе; - подготовка докладов на семинарских коллоквиумах; - подготовка ответов на контрольные вопросы; - подготовка к экзамену. 6.1 Примерные темы эссе и докладов для самостоятельной работы
6.2. Формы текущей аттестации – устный опрос, коллоквиум. Примерные темы коллоквиумов
Вопросы для устного опроса: Тема 1: Предмет и основные концепции философии науки. 1. Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина. 2.Соотношение философии науки, науковедения и наукометрии. 3. Типология представлений о природе философии науки. 4. «Смерть» традиционной философии науки. Тема 3: Возникновение науки и основные стадии ее эволюции.
Тема 7. Динамика науки как смена концептуальных каркасов.
Темы контрольных работ
6.3 Форма промежуточной аттестации – экзамен. Вопросы для промежуточной аттестации:
11. Понятие НКМ и научной парадигмы. 12. Философские основания науки. Идеалы и нормы научного исследования. 13.Кумулятивная модель науки. Критерий научности. 14. Основные черты классической науки.
Рекомендуемая основная литература.
Дополнительная литература.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины При освоении дисциплины используются видеофильмы и видеолекции по отдельным разделам дисциплины, компьютерные классы ФИНф ТГУ с доступом к ресурсам Научной библиотеки ТГУ, в том числе отечественным и зарубежным периодическим изданиям, и интернета. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки «230700 Прикладная информатика» магистерской программы «Системы корпоративного управления». Автор: Черникова Ирина Васильевна – доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и методологии науки, Гавриляк Алексей Иванович, канд. филос. наук, доцент Рецензент: Чешев Владислав Васильевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии ТГАСУ. |
Рабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки» Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм... | Рабочая программа дисциплины История и методология рыбопромышленной... Дисциплина «История и методология рыбопромышленной науки и производства» является дисциплиной базовой части профессионального цикла... | ||
Учебно-методическое пособие «История и методология юридической науки» «История и методология юридической науки» разработчика Медведева Валентина Григорьевича, предназначенного для магистрантов, обучающихся... | Аннотация примерной программы учебной дисциплины б 9 «История и методология... Дисциплина «История и методология прикладной математики и информатики» содействует формированию у студентов научного мировоззрения,... | ||
Рабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы... Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний... | Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 011200. 68 – Физика, оп – методология физики Форма подготовки очная | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки... В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом | Школы Школа искусства, культуры и спорта История и методология науки Направление — 033000. 68; Культурология Форма подготовки – Очная | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический... «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» Направление 030300. 68 Психология Форма подготовки очная | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины конституционное право (название... Изучается методология формирования финансовых планов территорий, муниципальных образований. Активно используется статистический материал... | Логика и методология науки Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики дисциплина «Логика и методология науки»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... История и методология химии Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа Химическое образование Форма... | Программа учебной дисциплины «Философские проблемы науки и техники» Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки ... | Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62... |