Скачать 483.42 Kb.
|
Содержание СОДЕРЖАНИЕ 4 I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 5 Цель дисциплины 5 Учебные задачи дисциплины …5 Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования) .5 Требования к результатам освоения содержания дисциплины ….6 Формы контроля ....7 II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8 Содержание разделов дисциплины …8 Обеспечение содержания дисциплины ….15
Рекомендуемая литература 22 Рекомендуемые интернет ресурсы……………………………………………………………………………................23 Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов) 24 V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА 25 Тематика курсовых работ 25 Вопросы к экзамену 25 Примеры тестов для контроля знаний 28 VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 30 ПРИЛОЖЕНИЯ 31 Приложение 1 31 Приложение 2 34 I. Организационно-методический раздел Цель курса. Дать понимание основных закономерностей и особенностей исторического процесса, основных этапов и содержания отечественной истории, овладеть теоретическими основами и методологией ее изучения. Задачи курса:
Методы преподавания дисциплины: лекции; семинары, письменные или устные домашние задания; аналитические задания; обсуждение подготовленных студентами эссе; диспуты, круглые столы; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов . Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина « История» относится к циклу Б 1 структуры ООП. Она логически связана с другой дисциплиной данного цикла- «Философией», т.к. в процессе изучения истории формируются основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу. Дисциплина «Истории» предшествует изучению философии и формирует у студента основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и формирует гражданскую позицию, Базовые «входные» знания, которыми должен обладать студент после изучения школьного курса истории представляют собой знание основных событий и фактов мировой и российской истории. Эти входные знания являются базой для дальнейшего углубленного изучения истории, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать развитие исторической ситуации на будущее. Требования к результатам освоения содержания дисциплины В процессе изучения курса истории студент овладевает следующими общекультурными компетенциями: ОК-1 -владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения ОК-3- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире; ОК-4- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем ОК-8 - способен самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами ОК-16- свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний Бакалавр должен: знать: -основные событии и факты Отечественной истории, закономерности и этапы исторического процесса (ОК-3); - место и роль России в мировой истории и в современном мире (ОК-3); уметь: -логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-16) - теоретически обобщать факты, выявлять проблемы, причинно-следственные связи, закономерности и главные тенденции развития исторического процесса (ОК-1, ОК- 3) - ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе (ОК-1, ОК-4.); -определять свою гражданскую позицию, проявлять патриотизм (ОК-4) - применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности (ОК-1) владеть: - навыками всесторонней и объективной оценки исторических событий и процессов (ОК –4); - основными методами работы с историческими источниками, навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8) - навыками использования исторических знаний для прогнозирования современной социально-экономической и политической ситуации (ОК-4) Формы контроля освоения студентами дисциплины: Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):
Промежуточная аттестация в 1 семестре экзамен:
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным выдам работ в процессе освоения дисциплины «История» осуществляется в соответствии с Приложением 1. II. Содержание программы дисциплины «История»
ТЕМА 1. Возникновение Древнерусского государства и образование русского централизованного государства(IX-XVII вв). Литература:Б-1, Б-2, О-1,О-2, Д-1-5
1.Государственное устройство Киевской Руси, социальное положение населения. 2.Какое влияние оказало принятие христианства на политическое и культурное развитие русского государства. 3.Особенности татаро-монгольского нашествия на Русь. Социально-экономические последствия . 4.Основные этапы объединения русских земель в единое централизованное государство.
1.Теории возникновения Древнерусского государства. 2.Историческое значение принятия Русью христианства. 3.Монголо-татарское нашествие. Русь и Золотая Орда. 4.Историческая роль русских князей Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III. 5.Реформы Ивана IV. 6.Опричнина Ивана Грозного: причины и последствия.
1.Составить сравнительную таблицу деятельности первых Рюриковичей в области политики, экономики, культуры. 2.Дать характеристику первого основного свобода законов – «Русская Правда» на основе анализа документов из Хрестоматии по истории России с древнейших времен до наших дней. 3. Пользуясь материалами учебной литературы показать основные этапы взаимоотношений между Ордой и русскими князьями. 4.Подготовить сообщение о становлении и развитии культуры Древнерусского государства 5.На основании материалов учебника выделить специфические черты российского типа феодализма. ТЕМА 2. Абсолютная монархия в России (XVIII в.) Литература: Б-1, Б-2, О-1,О-2, Д-1-5 1. вопросы для самопроверки 1.Как происходило укрепление самодержавной монархии, какие политические институты власти способствовали складыванию абсолютизма. 2.Какое влияние оказали реформы Петра I на социально-экономическое развитие .России, и каково их историческое значение. 3.В чем состоит особенность «эпохи дворцовых переворотов»? 4.В чем состоит суть термина «просвещенный абсолютизм». Какие социально-экономические изменения произошли в эпоху правления Екатерины II. 5.Назовите основные направления внешней политики самодержавия в XVIII в. 2. примерные темы эссе, рефератов, докладов 1.Российский абсолютизм: этапы становления, основные черты, особенности. 2.Реформы Петра I (одна из реформ). 3.Эпоха дворцовых переворотов в истории России. 4.Политика “просвещенного абсолютизма”. Екатерина II. 5.Северная война, выход России на Балтику. 6.Внешняя политика России во второй половине XVIII века. 7.Крестьянский вопрос в российской истории XVIII в. 8.Купечество в России. 3.вопросы и задания для самостоятельной работы 1.Выявить общие и особенные черты перехода к абсолютизму в России и в Западной Европе 2.В чем состоит единство и противоречие целей и методов петровских преобразований 3.Показать этапы формирования единого военно-бюрократического сословия дворянства в XVIII в. 4.Проследить воздействие петровских реформ на изменение социального статуса, образа жизни и сознания различных групп общества. 5.Дать характеристику изменений во внешней политике России в XVIII в. Чем их можно объяснить? ТЕМА 3.XIX век: внутренняя и внешняя политика России. Литература: Б-1, Б-2, О-1,О-2, О-4, Д-1-5 1. вопросы для самопроверки. 1.Назовите основные особенности социально-политического и экономического развития России в первой половине XIX в. 2.Охарактеризуйте «Великие реформы» Александра II: предпосылки, содержание, историческое значение 3.Назовите основные этапы и содержание общественно-политической мысли в России в XIX –н.XX вв. 4.Укажите основные направления внешнеполитической деятельности Российского государства в XIX века. 5.В чем состояли особенности формирования российского капитализма в XIX в. Охарактеризуйте реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина 2. примерные темы эссе, рефератов, докладов. 1.Исторические портреты выдающихся политических и государственных деятелей России XIX - начала XX вв. (по выбору студентов). 2.М.М. Сперанский: идея правового государства. 3.Либеральные реформы Александра II и их роль в модернизации России. 4.Земства и их роль в развитии местного самоуправления. 5.Либеральные реформы С.Ю. Витте. 6.Индустриальное развитие России и изменение ее социальной структуры.. 7. Российские предприниматели (по выбору студентов). 8.Декабристы: жизненный путь (по выбору студентов). 9.А.Н. Герцен и Н.Г. Чернышевский - идеологи общинного социализма. 10.Студенческая молодежь и идеи революционного народничества. 11.Нечаев и “нечаевщина”. 12.Рабочее движение и первые рабочие организации в России. 13.Российская социал-демократия и ее основные направления: “экономизм”, большевизм, меньшевизм. 14.Российский либерализм. 15.Г.В. Плеханов - первый русский марксист. 16.Героизм русского народа в войне 1812 г. 17.Вхождение Кавказа в состав России. 18.Народничество и марксизм: общее и особенное в идеологии 19.Западники и славянофилы: сходство и различие взглядов на исторические судьбы России и выбор ее исторического пути. 20.Русская культура XIX в. 3.вопросы и задания для самостоятельной работы. 1.Проанализировать исторические документы, связанные с реформами 60-70-х гг. XIX в. 2.Охарактеризовать основные положения идеологии русского общинного социализма. 3.Проанализировать черты сходства и различия в идеологии западников и славянофилов 4. Выявить основные различия в идеологии народничества и марксизма 5. Ознакомиться по материалам учебной литературы с основными идейными течениями западноевропейской мысли XIX в. ТЕМА 4.Социально-политический кризис в России в н. XX в. Революции в России. Гражданская война и военная интервенция Литература: Б-1, Б-2, О-1,О-2,О-3, О-4, Д-1-5 1. вопросы для самопроверки
1. Идеи конституционной монархии в России. 2.Программа и тактика партии кадетов. 3.Становление российского парламентаризма. 4.Возникновение первых монархических партий и организаций, их лидеры. 5.Меньшевики и большевики: отношение к революции 1905-1907 гг. 6.Студенческие волнения в России в начале XX в. 7.Марксисты и русская революция. 8.Первая мировая война: социально-политические последствия. 9.Влияние первой мировой войны на усиление социально-политической напряженности в мире. 10.Первая мировая война и политический кризис в России. Николай II в февральские дни. 11.Февральская революция 1917 г. Падение династии Романовых. 12.Политические партии России от Февраля к Октябрю 1917 года. 13.Февральская революция и судьба Государственной думы. 14.Особенности политической обстановки в стране после победы Февральской буржуазно-демократической революции. 15.Деятельность Временного правительства. 16.Выступление генерала Корнилова. 17. Поляризация политических сил осенью 1917 года. Альтернативы развития страны. 18.Октябрь 1917 года: оценки в исторической литературе. 19.Октябрьское вооруженное восстание 1917 года. Большевики приходят к власти. 20.Революция и интеллигенция. 21.Новая расстановка политических сил в стране после 1917 года. 22.Установление Советской власти в центре и на местах. 23.Внешняя политика Советской России. Брестский мирный договор с Германией. 24.Когда и почему началась гражданская война и военная интервенция? 25.Политика “военного коммунизма”. 26.Почему большевики одержали военную победу? 27.Идеология белого движения. 28.Политика белых правительств. 29.Красный и белый террор. 30.Политические портреты вождей красного и белого движений (по выбору студентов). 31.Судьба российской эмиграции. 32.Судьба царской семьи (1917-1918 гг.). 3.вопросы и задания для самостоятельной работы. 1. Показать расстановку политически сил в России накануне Октябрьской революции 1917 г. 2. Составить сравнительную таблицу «Причины победы большевиков и поражения «белого движения» в Гражданской войне». 3. Показать основные этапы формирования однопартийного режима в Советской России. 4.Реален ли был в России в октябре 1917 г. парламентский путь развития? ТЕМА 5. Советское государство в 20-30-е г.г. XX в. Литература: Б-1, Б-2, О-1,О-2,О-3, О-4, Д-1-5 1. Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризовать внутреннее положение Советского государства после окончания гражданской войны. Кризис конца 1920 – начала 1921 гг. 2.Цели НЭПа, его практическая реализация, противоречия и трудности, итоги 3. Культ личности И.В. Сталина. Политические процессы 30-х гг. становление командно-административной системы в СССР. 4 Основные направления внешней политики СССР в 20-30 гг. 2. Примерные темы эссе, рефератов, докладов 1..Массовые антибольшевистские восстания 1920-1921 гг. Новые подходы и оценки. 2.Внутреннее положение страны после окончания гражданской войны. Кризис политики «военного коммунизма». 3.Сельское хозяйство в период НЭПа: достижения и проблемы. 4.Частный сектор в условиях НЭПа. 5.Иностранные концессии в России. 6.Финансовая политика в период НЭПа. 7.Борьба властных структур против инакомыслящих в годы НЭПа. 8.Национально-государственное строительство. Образование СССР. 9.Социально-экономические преобразования в 30-е гг. 10. Индустриализация: цели и итоги. 11.Коллективизация: как это было? 12.Политическое развитие страны, формирование командно-административной системы в СССР. Утверждение культа личности Сталина. 13.Формирование командно-административной системы – закономерность развития однопартийной политической системы в СССР. 14. Основные итоги экономического, политического и культурного развития страны к концу 30-х гг. 15.Деятельность советского государства по укреплению обороноспособности страны в конце 30-х годов. 16.Советская культура в 20-е - 30-е гг. 17. Международные отношения в 20 - 30-е гг. Проблемы войны и мира. 18.Политические условия появления фашизма и его опасность для мировой цивилизации. 19. Советско-германские договоры 1939 г.: взгляд через годы. 3. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1.Представить в виде схемы основные черты общественной модели времен НЭПа. 2.Оосновные достижения русской культуры в 20-30 гг. 3.Определить сущность общественной системы, сложившейся в СССР в 30-е гг. и истоки ее формирования. 4.Дать характеристику явления «культурной революции». Показать ее историческое значение. ТЕМА 6. Великая Отечественная война. Советское государство в послевоенные годы (вторая половина 40-х-60-е гг.) Литература: Б-1, Б-2, О-1,О-2,О-3, О-4, Д-1-5 Вопросы для самопроверки 1.Основные этапы Великой Отечественной войны Советского Союза. Причины победы народов СССР в войне. 2. СССР в послевоенный период 1945-1953. Основные направления внутренне и внешней политики. 3. Десталинизация в СССР. ХХ съезд КПСС. 4.Экономические реформы в начале 60-х гг. 2. Темы эссе, рефератов, докладов 1. Начальный период Великой Отечественной войны, его особенности и последствия. 2.Единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны. 3.Партизанское и подпольное движение в годы Великой Отечественной войны. 4.Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. 5.Решающая роль Советского государства в разгроме фашистской Германии. 6.Цена победы. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. 7. Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны: Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, В.М. Шапошников и другие (по выбору студентов). 8, Укрепление тоталитаризма в послевоенные годы. 9.Целинная эпопея и ее оценка историками, экономистами, политиками и экологами. 10Карибский кризис и его уроки.
14. «Оттепель» в области общественно-политической жизни и культурной сфере. 15. Личность Н.С. Хрущева 16. Становление биполярного мира и «Холодная война. 3. вопросы для самостоятельной работы 1.Дать общую оценку внешней политики СССР накануне войны. Ее отличие от внешней политики в 1945-1952 гг. 2.Охарактеризовать противоречивость и достижения в развитии советской культуры послевоенного десятилетия. 3.Определить основное содержание экономической реформы 1965 г. причины их противоречивости и незавершенности. 4. Определить основные тенденции развития культурной жизни советского общества в 50-60-е гг. ТЕМА 7. Перестройка в СССР. Россия на современном этапе. Литература: Б-1, Б-2, О-1,О-2,О-3, О-4, Д-1-5 1. Вопросы для самопроверки 1.Охарактеризовать суть явления «развитого социализма». «Застой» в СССР. 2.Какие тенденции экономической и политической жизни СССР привели к «перестройке» в середине 80-х гг. 3.Перестройка- политика и практика 4.Как можно охарактеризовать экономические и социально-политические реформы в России в начале 90-х гг. 5. Распад СССР. 2. Темы эссе, рефератов, докладов 1.Объективная необходимость коренных перемен в социально-экономических и политических отношениях СССР в середине 80-х гг. 2. М.С. Горбачев. Политический портрет на фоне перестройки. 3. Перестройка, ее противоречивый характер и последствия. 4. Начало демократизации советского общества. 5. Новое политическое мышление во внешней политике. Просчеты и ошибки. 6. Национальный сепаратизм и самоопределение республик. Межнациональные отношения в 1988 - 1991 гг. 7. Распад СССР и возникновение СНГ. 8. Начало перехода России к рыночной экономике. Успехи, трудности, противоречия. 9. Социально-экономическое развитие страны в 90-е гг. Кризисы 1994, 1998 гг. и их последствия. 10. Б.Н. Ельцин. Политический портрет. 11. Россия в мировом сообществе в современных условиях. Формирование новых внешнеполитических интересов России. 12. Политический кризис сентября – октября 1993 г. и его роль в формировании современной российской политической системы 3. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1.Проанализировать основные направления политики «перестройки» и «нового мышления « в СССР. 2. Дать общую оценку роли и места реформ 1985-1991 гг. в истории России. 3.История вооруженного конфликта на Северном Кавказе. Проблема сепаратизма. 4. Проанализировать позицию российского руководства по вопросу «непризнанных республик» на постсоветском пространстве. III. Образовательные технологии Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «История». предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (диспутов, коллоквиумов, аналитических докладов, ситуационных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 34 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют 38 % аудиторных занятий IV Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература. Базовая: Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. 5-е изд., переработанное и дополненное. М.: Норма, 2011. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Отечественная история. ГОУ ВПО « РЭУ им. Г.В.Плеханова». 2010г. учебное пособие. Основная: 1. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От смутного времени до Беловежской пущи. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, 2009.. 2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие/А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина. М.: Проспект, 2012. 3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства. 2-е издание. Изд. Норма. Москва .2010г. 4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г, Сивохина Т.А. История России: учебник. М.2012 |
Содержание письменной работы Письменная работа выполняется в следующей... Содержание работы включает наименование всех разделов, подразделов с указанием страниц | Содержание письменной работы Письменная работа выполняется в следующей... Содержание работы включает наименование всех разделов, подразделов с указанием страниц | ||
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика» Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Годовой отчет 2010 содержание Содержание | ||
Тематический план и содержание учебной дисциплины оп. 07 Православная культура Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Тематический план и содержание учебной дисциплины Немецкий язык Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | ||
Краткое содержание. Краткое содержание. 3 Многоуровневая структура эталонной модели iso osi и стека протоколов tcp/IP. 13 | «биология и патология пчел и рыб» Содержание дисциплины, темы дисциплины, виды занятий и количество часов по теме, содержание тем 5 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Осуществляют поиск ответов. Воспринимают их содержание наводящих подсказок, осознают их содержание, делают выводы | Перспективно-тематический план и содержание учебной дисциплины технология... Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | ||
Статьи об оккультизме (1) содержание содержание 1 | Содержание Содержание 2 Введение Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы сферу, за пределы которой вмешательство государственной власти... | ||
Содержание экологического проекта по трудовому воспитанию Содержание проекта Ребята, скажите, с какими материалами мы с вами работали вот уже два урока? (нитки, клей, картон) | Тематический план и содержание учебной дисциплины «основы материаловедения» Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа(проект) (если... | ||
Методическое пособие по дисциплине «Создание тестов» Содержание Содержание... Тест под тестом в данном положении понимается совокупность тестовых заданий, предназначенная для проверки знаний и навыков | Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства... Цель Повышение эффективности использования потенциала оборонно-промышленного комплекса 12 |