Скачать 319.67 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Социологический факультет
Рабочая программа дисциплины ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Направление подготовки 040400 – «Социальная работа» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2012 1. Цели освоения дисциплины «История социальной работы». Цель учебного курса "История социальной работы" состоит в социокультурной рефлексии социальной работы как феномена современного мира, предпосылок ее институциализации в мировой истории. Программа курса предназначена для подготовки специалистов социальной работы, формирует научно-исследовательские и технологические навыки, определяет систему понятий и категорий международной практики социальной работы, знакомит с междисциплинарным подходом в разработке исследовательских и социально-политических программ. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Учебная дисциплина «История социальной работы» является дисциплиной профессионального цикла (Б3. Б.1) учебного плана по направлению «Социальная работа» и изучается во 2 и 3 семестре. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с такими дисциплинами, как «Социология», «Социология личности», «Введение в профессию». Итоговая форма контроля – зачет. В рамках курса предусмотрена курсовая работа (2 семестр). 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История социальной работы». Дисциплина «История социальной работы» обеспечивает формирование следующих компетенций бакалавра:
4. Структура и содержание дисциплины «История социальной работы» Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.
Содержание разделов дисциплины (2 семестр) Тема 1. Истоки российской благотворительности (X-XIII вв.) Основные тенденции поддержки нуждающихся: княжеская защита и попечительство, церковно-монастырское благотворение, приходская система помощи. Формирование княжеских приоритетов в деле помощи нуждающимся. Владимир I. Устав 996 года. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Деятельность русских князей в деле организации института церкви. Устав 996 г. Возникновение епархий. Источники материального обеспечения церкви. Церковный суд и пути расширения сферы его деятельности. Ктиторское право. Братчина, Богадельня. Убогий дом. Скудельница. Изборник 1076 года как отражение «теории милостыни» или «теории общественного примирения и согласия». Тема 2. Становление церковно-государственной помощи нуждающимся (XIV-II пол. XVII в). Основные тенденции поддержки и защиты нуждающихся, монастырская система помощи, государственная система защиты, светские тенденции благотворительности. Основные этапы развития монастырей. Объединение земель вокруг монастырей. От ктиторских монастырей к монастырям вотчинам. Раскол церкви. Нестяжатели и иосифляне. Нил Сорский. Иосиф Волоцкий. Стоглавый собор и проблемы оказания помощи нуждающимся. Ограничение власти церкви в вопросах попечительства и нищепитательства. Мероприятия государства против профессионального имущества, голода, эпидемий. Законодательная деятельность Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649 года. Кормчая книга. Оформление тенденций государственного призрения в период правления Фёдора Алексеевича. Проект указа 1682 года. Новые тенденции в теории призрения в работах И. Волоцкого, Ермолая -Еразма, М. Грека. Тема 3. Государственное призрение в России: становление и развитие (II пол. XVII - II пол . XIX в.) Реформы Петра I в области призрения и поддержки нуждающихся. Меры против нищенства. Создание органов государственного и духовного управления общественным призрением и их функции. Призрение незаконнорожденных, отставных военных. Проблемы организации и финансирования социальных институтов помощи. Вопросы общественного призрения в работах Ф. Салтыкова, А. Курбатова, Т. Посошкова. Казанский приказ общественного призрения (1781 г.). Расширение сети государственных институтов призрения. Народные школы, больницы, богадельные дома для неизлечимых больных, работные дома, дома для сумасшедших, смирительные дома- институты приказов общественного призрения. Историческое значение приказов общественного призрения для становления отечественной модели помощи и защиты. Генеральный план императорского воспитательного дома. Привилегии воспитательным домам и их воспитанникам. Деятельность И.И. Бецкого. Общественная благотворительность. «Общества на особых основаниях»: Частная благотворительность. В.Ф. Одоевский, П.П. Пезаровиус, Н. П. Шереметьев и другие. Проблема общественного призрения в социально- философском осмыслении Я. Козельского, А. Радищева, П. Пестеля и др. Тема 4. Общественное призрение и частная благотворительность (II пол. XIX в - нач. ХХв.) Отмена крепостного права и реорганизация административной системы государственного управления. Основные направления помощи нуждающимся: земская, городская, конфессиональная помощь, а также общественная и частная благотворительность. Призрение, вспомоществование, амбулаторное лечение, христианское просвещение, обучение детей и взрослых через систему воскресных и церковно-приходских школ - исторические формы помощи и поддержки нуждающихся. Тенденции их развития в этот период. Учреждения, управляемые на особых основаниях: Российское общество Красного Креста (1867г.), Попечительство о трудовой помощи (1895г.), Попечительства о народной трезвости (1894г.). Казанская община сестер милосердия, Казанское общество трезвости. Попытки пересмотра действовавшего законодательства по общественному призрению. Комиссия К. К. Грота. Понятие и содержание трудовой помощи. Особенности трудовой помощи в России. Тема 5. Трудовая помощь в России Закрытые формы трудовой помощи: дома трудолюбия, трудовая помощь детям. Роль О.О. Буксгевдена в создании домов трудолюбия в России. Их характеристика и классификация. Основные типы учреждений и их задачи. Открытые формы трудовой помощи: общественные работы, помощь ручному труду, и др. История общественных работ в России. Общественные работы в Саратовской губернии в 1898-1899 годах. Тема 6. Социальное страхование в России ( 2-ая пол. 19 века Начала XX века) Разработка рабочего законодательства в пореформенный период. Проекты 80х - 90х годов XIX века. Закон 1903 года и его осуществление. Страховые законы 1912 года. Общие и отдельные больничные кассы. Виды и размеры пособий, выплачиваемых больничными кассами. Временное правительство и изменения в страховании рабочих. Тема 7. Государственное обеспечение в СССР: состояние, проблемы и тенденции (1917-1991 гг.) Создание народного комиссариата народного призрения. Политика упразднения институтов помощи и поддержки нуждающихся, сведение многообразия форм поддержки к социальному обеспечению. Народный комиссариат социального обеспечения. Первые мероприятия Советской власти по созданию новой системы социальной помощи. Создание системы социального страхования для работающих, пенсионного обеспечения, бесплатной медицинской помощи. Сущность и противоречие социального обеспечения в 60е - 80е годы XX века. Тема 8. Социальная работа в современной России Проблема занятости и социальной поддержки населения. Образование территориальных и республиканских фондов социальной поддержки населения. Проблемы подготовки кадров. Организация сети социальных служб. Социальная работа как профессиональная деятельность. Современная отечественная благотворительность и благотворители. Содержание разделов дисциплины (3 семестр) ТЕМА 1. Теоретико-методологические проблемы истории социальной работы Социальная работа - общественное явление, профессия, наука. Актуальность зарубежного опыта социальной работы для современной России. Благо как понятие философии, этики и социальной работы. Социальная работа и социальная педагогика. Подходы к изучению и периодизации процесса помощи: системный, формационный, цивилизационный. Парадигма помощи - основа для анализа истории социальной работы. Основные понятия: социальная работа, социальная педагогика, парадигма помощи, системный подход, цивилизационный подход, наука, теория, профессия. ТЕМА 2. Древнейшая помощь: виды, формы, характер Особенности древнейшей помощи: социоинтраверная направленность, витальный характер помощи. Реципрокные отношения. Древнейшая практика помощи и взаимопомощи: культовые, общинно-родовые, хозяйственные формы помощи. Историческое значение древнейшего периода помощи. Основные понятия: родовая община, реципрокные отношения, редистрибуция, религия, обряд, альтруизм. ТЕМА 3. Зарождение процессов социальной помощи Оформление представлений о помощи в античности (Платон, Аристотель). Различные подходы к пониманию блага. Филантропия как норма отношений. Разнообразие форм допрофессиональной помощи. Роль законодательства в развитии моделей помощи. Принципы помощи в античном обществе (греческом и римском). «Римское право» как система помощи. Государственные формы помощи. Меценатство. Основные понятия: филантропия, меценатство, римское право, патрон, клиент, полис. ТЕМА 4. Религия и развитие социальной работы Место благотворительности в религиозных верованиях. М. Вебер о роли религии в жизни общества. Влияние христианства на процесс помощи: «теория милосердия», ее влияние на развитие социальной работы. Протестантская этика и ее влияние на процессы социальной помощи. Деятельность церкви по организации помощи в средние века. Монашеские ордена и их роль в развитии процессов помощи. Нищенство как социальное явление. Основные понятия: религия, мировая религия, теория милосердия, протестантская этика, учение о предопределении, мирская аскеза, аскетизм, индульгенция, милостыня, нищий. ТЕМА 5. Социальная практика эпохи БДР Социальная практика эпохи буржуазно-демократических революций. Изменение роли государства в организации помощи. Социальное законодательство как государственный инструмент организации социальной помощи. Предпосылки развития социального страхования. Эльберфельдская система. Основные понятия: буржуазно-демократические революции, капиталистические отношения, либерализм, социальный вопрос. ТЕМА 6. Оформление научных и профессиональных основ социальной работы Объективные причины становления научных и профессиональных основ социальной работы в конце XIX - начале XX в. Теоретическое влияние социологии, психологии, социальной философии в конце XIX - начале XX вв. на развитие теории социальной работы. Концептуальные основы социальной работы по М. Ричмонд: «кейсуорк», «медицинская модель», взаимодействие. «Социальные диагнозы» (1917) - научно-методологическое обоснование теории социальной работы. Дж. Адаме, ее практики работы в сеттльментах. Проблема клиента социальной работы. Диагностическая и функциональная школа в социальной работе. Оформление профессионального вида социальной работы: открытие первых учебных заведений; проблема субъекта социальной помощи, разработка этических основ профессии («ментальная гигиена»). Деятельность А. Саломон (Германия). Связь между социальной работой как профессией и социальным движением в 20 - 30-е гг. XX в. Создание Международной ассоциации школ социальной работы в Париже (1928 - 1929 гг.). Основные понятия: матери-основательницы социально» работы, кейсуорк, медицинская модель, «дружеские визитеры» феминизм, клиент. ТЕМА 7. Тенденции современной социальной работы за рубежом Проблемы и перспективы развития теории социальной работы. Отсутствие единого вида, многообразие классификаций, сближение подходов. Социолого-ориентированные, психолого-ориентированные и комплексные модели социальной работы. Поиск новой методологии (Р. Рамзей). Особенности подготовки социальных работников в современных условиях. Проблема профессиональной компетентности социального работника. Профессионализм социального работника. Система образования в социальной работе. Основные понятия: герменевтические методы, профессионализм, социальная педагогика, синергетический подход, супервизия. 5. Образовательные технологии В учебном процессе широко используются активные и интерактивных формы проведения занятий. На семинарах и практических занятиях предусмотрено использование таких активных форм как: метод проектов, деловые игры, разбор конкретных ситуаций (кейс-метод) с их анализом и предложением возможных решений. Приветствуются выступления студентов на семинарах с использованием составленных ими презентаций (например, с помощью программного обеспечения Power Point) по теме доклада. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Реализуемая студентами самостоятельная работа направлена на решение следующих задач: выработка навыков восприятия и анализа оригинальных социологических текстов (классических и современных), формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой, развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу, развитие творческих способностей при самостоятельном изучении социальных проблем. Самостоятельная работа студентов реализуется в форме подготовки к аудиторным занятиям (лекциях, коллоквиумах, семинарах, диспутах, практикумах) и участии в них, выполнении заданий на аудиторных практических занятиях (обсуждение вопросов на коллоквиуме, доклады, рецензии и их обсуждение на семинарах, участие в диспуте, выполнение практических заданий на практикуме). Задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов (2 семестр) Тема 1. Истоки российской благотворительности (X-XIII вв.) Вопросы для самостоятельного изучения:
Тема 2. Становление церковно-государственной помощи нуждающимся (XIV-II пол. XVII в). Вопросы для самостоятельного изучения:
Тема 3. Государственное призрение в России: становление и развитие (II пол. XVII - II пол . XIX в.) Вопросы для самостоятельного изучения:
Тема 4. Общественное призрение и частная благотворительность (II пол. XIX в - нач. ХХв.) Вопросы для самостоятельного изучения:
Тема 5. Трудовая помощь в России Вопросы для самостоятельного изучения:
Тема 6. Социальное страхование в России ( 2-ая пол. 19 века Начала XX века) Вопросы для самостоятельного изучения:
Тема 7. Государственное обеспечение в СССР: состояние, проблемы и тенденции (1917-1991 гг.) Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Административные, законодательные, воспитательные мероприятия по локализации проституции, алкоголизма, профессионального имущества, детской безнадзорности. 2. Особенности социальной поддержки в условиях НЭПа. 3. Система социального обеспечения в годы Великой Отечественной войны. 4. Система социального обеспечения в 60е - 80е годы XX века. Тема 8. Социальная работа в современной России Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Законодательные меры в области поддержки семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих. 2. Министерство социальной защиты как государственный институт поддержки населения. 3. Конфессиональные модели помощи и поддержки нуждающихся. Задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов (3 семестр) Тема 1. Теоретико-методологические проблемы социальной работы Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Социальная работа как понятие общественной жизни, науки и практики. 2. Философско-этические подходы в понимании «блага». 3. «Парадигма помощи», ее значение для анализа социальной работы. 4. Основные понятия: социальная работа, социальная педагогика, цивилизационный подход, формационный подход, парадигма помощи, благо. Тема 2. Древнейшая помощь: виды, формы, характер Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Особенности отношений в родовой общине как основа формирования архаической парадигмы помощи. 2. Формы помощи в архаической парадигме. 3. Культы и их значение в решении социальных проблем. Основные понятия: родовая община, реципрокация, редистрибуция, религия, обряд, альтруизм, культовые формы помощи, витальные особенности. Тема 3. Становление основных подходов к помощи Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Античные представления о благе. 2. Филантропическая деятельность древнейших государств. 3. Древнейшее законодательство как система помощи. Основные понятия: филантропия, меценатство, римское право, патрон, клиент, полис, античность, гуманизм, Возрождение. Практические задания: |
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 040400 –Социальная работа. Дисциплина «История... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине в. Дв 2 Благотворительность и меценатство в социальной работе для студентов направления подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине Благотворительность и меценатство в социальной работе для студентов направления подготовки 39. 03.... | Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» «бакалавр»). Дисциплина относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла (б в. 1) основной образовательной... | ||
Рабочая программа дисциплины социальная педагогика направление: 040400 Социальная работа | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Психология в социальной... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Квалитология в социальной... Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине Психолого-педагогические основы общениядля студентов направления подготовки 39. 03. 02(040400. 62)... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 История социальной... Рыжкова И. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу; Тегалева Т. Д. ст преподаватель... | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины деловой иностранный язык Направление 040400. 68, Социальная работа Форма подготовки очная | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Деонтология социальной работы» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... ... | ||
Рабочая программа по дисциплине “история социальной работы” для специальности... Целью дисциплины является формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных форм, моделей,... | Рабочая программа дисциплины история Отечества образовательная программа... Социальная работа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №709от 8 декабря 2009 г. Зарегистрировано... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление... Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 040400 Социальная работа |