Высшего профессионального образования





НазваниеВысшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации10.03.2016
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

032600 ДПП.Ф.03 История России (1917-1945 гг.)



1.Цели и задачи учебной дисциплины.

1.1 .Цели преподавания дисциплины.

Федеральный уровень:

- содействовать становлению студента как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся личности, ее социализации;

  • иметь научное представление об основных этапах истории России и хронологии;

  • понимать особенности, сложности и противоречия развития России, видеть место и роль российской истории во всемирно-историческом процессе;

  • знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

- знать и уметь использовать основные методологические подходы к познанию прошлого;

  • уметь рассматривать события и явления действительности в движении: от
    прошлого к настоящему и будущему проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие;

  • помочь студентам обрести навыки работы с историческими источниками,
    справочниками и литературой, составления библиографии, исторического анализа.

Региональный и университетский уровень:

- иметь основательные знания истории Сибири, понимать место Сибирского региона (в том числе Томской области) в историческом процессе российского общества;

иметь представление об основных направлениях научной и образовательной деятельности Томского государственного педагогического университета, о месте и роли университета в научно-образовательном комплексе России и Сибири;

- знать историю и традиции ТГПУ, факультета, имена ведущих учёных обогативших теорию и практику будущей специальности студентов.

1.2.3адачи изучения дисциплины.

1.2.1 .В процессе чтения лекций лектору необходимо

  • сформировать у студентов научное и целостное представление о содержании, сущности и характере исторического процесса развития российского общества в контексте мировой истории;

  • раскрыть современные методологические подходы к изучению истории, показать практическое их использование в процессе изучения курса, отразить и пояснить его ключевые термины и понятия, проанализировать важнейшие исторические события, дать им современную оценку, показать какие были
    возможные альтернативы их развития;

  • представить в курсе современное состояние исторической науки, отразить дискуссионные точки зрения по наиболее важным проблемам отечественной истории;

  • способствовать реальному пониманию студентами многогранности, сложности и противоречивости событий XX века, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

  • углубить исторические знания студентов на основе изучения научных проблем, альтернативных точек зрения и подходов и способствовать овладению ими навыками научного исследования;

  • формировать у студентов корпоративную культуру, высокие нравственные качества, активную гражданскую позицию, целостное и объективное отношение к отечественной истории;

  • воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности, восприятия идей гуманизма, уважительного отношения к культуре историческому прошлому своего и других народов;

  • развивать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-аналитическую информацию, определять собственную позицию к окружающей среде.

1.2.2. В процессе проведения семинарских и индивидуальных занятий преподавателю необходимо:

  • закрепить знания, полученные студентами на лекциях и в процессе их самостоятельной подготовки;

  • ориентировать студентов на развитие самостоятельного мышления, анализа исторических источников и литературы, связи изучаемого материала с современными проблемами переходного периода;

  • формирования навыков выступления с докладами и сообщениями, а также дискуссионных навыков, умения четко излагать, и аргументировано отстаивать свою позицию;

  • способствовать овладению студентами умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников.

1.2.3. В процессе самостоятельной познавательной деятельности студенту необходимо:

  • освоить разделы программы, предназначенные для самостоятельного изучения;

  • по желанию выполнить одно или более индивидуальных задания;

  • выработать навыки аналитической работы, историографического анализа и библиографического оформления реферативных, курсовых и дипломных работ.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Помочь студентам глубоко понять природу исторических фактов, прочно овладеть умениями и навыками анализа исторических событий, явлений и процессов, оценки деятельности исторических личностей. В условиях крутых перемен в общественном сознании способствовать утверждению стремления к объективному взгляду на «дела давно минувших дней», воспитывать самое серьезное отношение к истории.

Добиться понимания студентами роли и места истории в системе

гуманитарных знаний, взаимосвязи истории, культуры, науки, государства с целью лучшего осознания поступательного развития общества как одного из важных элементов исторического познания. В итоге изучения истории России привить студентам должную культуру исторического мышления, без которой легко заблудиться в «лесу истории».

Студент должен знать и уметь:

  • факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;

  • важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • особенности исторического, историко-политологического, историко-культурологического анализа событий, процессов явлений прошлого;

  • историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

  • взаимосвязь и особенности истории России и мира: всемирной, региональной, национальной и локальной истории;

  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

Уметь:

  • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

  • классифицировать исторические источники по типу информации;

  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображение информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблицы, схемы и т.д.) и переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

  • использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

  • формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;

  • систематизировать разнообразную историческую информацию на основе
    своих представлений об общих закономерностях всемирного исторического
    процесса;

  • представлять результаты индивидуальной историко-познавательной деятельности в форме реферата, рецензии, исследовательского проекта, курсовых и дипломных работ, публикации;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной

  • жизни исходя из их исторической обусловленности; формирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями; учёта в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с различными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; решение практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировка в актуальных общественных событиях, определения личной

  • гражданской позиции; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

V

Общая трудоемкость дисциплины

144

144

Аудиторные занятия







Лекции

72

72

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

72

72

Лабораторные работы







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

144

144

Курсовая работа







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля

Экзамен

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


П/П

Раздел дисциплины

Всего часов

Виды занятий

лекции

семинары

1

Раздел 1 Российская революция 1917г. Установление Советской власти.

14

6

8

2

Раздел 2. Советская страна в период Гражданской войны и интервенция (1917 - 1922 гг.)

12

8

4

3

Раздел 3. Новая экономическая политика.

8

4

4

4

Раздел 4. История советского общества (1929 -1941 гг.).

54

26

28

5

Раздел 5. Советский союз в годы Второй мировой войны. Великая отечественная война 1941-1945 гг. Война СССР с Японией. Выдающийся вклад народов СССР в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией.




56

28

28

6

Всего часов

144

72

72

4.2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Российская революция 1917 г. Установление Советской власти,

Федеральный уровень.

Социально-экономическое и политическое положение России в 1917 г. Вызревание общественно-политического кризиса 1916 г. Хозяйственная разруха. Ухудшение положения масс, рост забастовок. Крестьянские волнения. Антивоенное движение в армии и на флоте. Февральская революция: причины, характер, особенности. Падение монархии в феврале 1917 г. и проблема исторического выбора. Деятельность временного правительства. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Корниловское выступление. Идея военной диктатуры. Государственное совещание. Попытка ввода войск в Петроград. Роль Керенского. Нарушение баланса сил, подрыв боеспособности русской армии. Утрата Временным правительством поддержки с правого фланга, рост угрозы слева.

Основные партии (кадеты, эсеры, большевики, меньшевики) в 1917 г. Стратегия и тактика главных политических партий. Обоснование В.И. Лениным курса на социалистическую революцию. Внешняя и внутренняя политика временного правительства. Основные этапы развития революционного процесса. Общий национальный кризис осени 1917 г. Приближение социального взрыва масс. Позиция политических партий. Лавирование кадетов. Отношение большевиков с другими социалистическими партиями. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрьский переворот 1917 г. Приход к власти леворадикальных сил. Провозглашение и утверждение Советской власти. Феномен большевизма. Открытие II съезда советов. Арест Временного правительства. Декреты съезда о мире, о земле. Формирование Совета Народных Комиссаров (СНК) из большевиков. Избрание Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) с участием других социалистических партий. Сопротивление большевикам в Москве и установление советской власти.

Россия в первые месяцы советской власти. Установление советской власти в различных регионах. Советизация армии. Причины «триумфального шествия» новой власти: популярность большевистских декретов, контроль над армией, разобщённость антибольшевистских сил. Соглашение с «левыми» эсерами. Противоречие идеологии новой власти и ориентации большинства населения. Результаты выборов в Учредительное собрание. Начало формирования первых воинских частей сопротивления.

Формирование советской государственной политической системы. Двухпартийная система на основе соглашения с «левыми» эсерами в Совнаркоме (до 3 марта 1918 г.) и во ВЦИКе (до июля 1918 г.). От разгона Учредительного собрания к однопартийной системе. Мятеж «левых» эсеров. Принятие первой Советской Конституции.

Социально-экономическая политика большевиков. Первые социальные декреты. Начало национализации. Национализация банков, транспорта, крупной, мелкой и средней промышленности. Создание ВСНХ. Монополия внешней торговли. «Закон о социализации земли». Введение продовольственной диктатуры. Создание продотрядов и комитетов бедноты. Переход к политике «военного коммунизма».

Международное положение России. Выход советской России из Первой мировой войны. Брестский мир. Борьба внутри советского руководства по вопросу о заключении мира, ход переговоров. Лозунг Троцкого «ни войны, ни мира». Наступление германских войск и возобновление переговоров. Брестский мир: условия, значение, последствия, судьба договора.

Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 г.

Региональный уровень.

Сибирь в 1917 г. Расстановка классовых и политических сил в регионе. Содержание и структура общественно-политической жизни. Уровень общественной активности и направленность развития массового политического сознания основных слоев населения в меняющихся общественно-политических условиях 1917 - 1918 гг.

Раздел 2. Советская страна в период Гражданской войны и интервенция (1917-1922 гг.)

Федеральный уровень.

Причины и особенности гражданской войны в России. Внешние факторы, способствующие развёртыванию Гражданской войны. Первая мировая война и её последствия для российского общества: социально-экономический, политический и психологический аспекты. Роль и влияние держав Антанты на ход Гражданской войны. Политическое значение участия чехословацкого корпуса в Гражданской войне. Революционный призыв в Европе и его воздействие на внутриполитическую ситуацию в Советской России.

Внутренние причины Гражданской войны. Обострение социальных противоречий в стране как последствие перехода к реализации непосредственно политических задач при нерешённости буржуазно-демократических. Отсутствие единого «фронта» социалистических партий. Влияние роспуска Учредительного собрания и заключение Брестского мирного договора на усиление гражданского «противостояния». Левацио-догматическая политика РКП(б) в решении крестьянско-казачьего вопроса (искусственно формирование «социалистических» образований в деревне, хлебная монополия, расказачивание и т.д.).

Доктринальный фактор. Последствия реализации в первые годы Советской

власти доктринальных схем середины XIX в. немедленного введения в России «социалистического идеала» точного «по Марксу». Издержки революционных иллюзий и революционного нетерпения. Попытки использовать Гражданскую войну как средство осуществления концепции мировой социалистической революции.

Политические программы участвующих сторон первые выступления внутренней контрреволюции конец 1917 - начало 1918 гг. Оформление идеологии и военно-политических структур «белого» движения. Его центры и лидеры. Программа белого движения (А.И. Деникин). Роль крестьянской политики большевиков в развёртывании Гражданской войны. Продразвёрстка. Чехословацкий мятеж. Военные десанты в Мурманске и на Дальнем востоке. Покушения на лидеров большевиков. «Белый» и «Красный» террор: причины и масштаб. Белое движение: военные формирования, идеология, властные структуры и их регионально-национальная специфика. Российская эмиграция. Совет Рабоче-крестьянской обороны. Реввоенсовет. В.И. Ленин. Л.Д. Троцкий.

Советская республика в окружении внутренних и внешних врагов. Решающие сражения Гражданской войны. Второй этап Гражданской войны, (осень 1918 - весна 1919 гг.). Окончание мировой войны, революция в Германии. Усиление национальной интервенции. Третий этап (весна 1919 - весна 1920 гг.). Четвёртый этап (апрель - ноябрь 1920 г.). Советско-польская война. Установление Советской власти в Закавказье, на Дальнем Востоке.

Особенности Гражданской войны в России. Масштабность военных и политических действий. Война: гражданская по содержанию, регулярная по форме (фронты, партизанское движение, подполье).

Уроки Гражданской войны. Сопряжённость попыток радикальных и быстрых преобразований с опасностью социальных катаклизмов. Гражданская война и вопрос о цене революции. Экономические (ослабление национального хозяйства), демографические (гибель и отток населения), духовно-нравственные (разрушение культуры, жестокость и беспощадность граждан друг к другу) потери общества. Гражданская война как катализатор движения авторитарно-тоталитарных социальных структур (накопление арсенала военно-административных методов управления обществом, формирование «милитаризованных» кадров, ослабление социальных сил демократии). Живучесть стереотипов, сформированных Гражданской войной (нетерпимость, поиск врагов, мечта о «сильной руке», «междоусобицы»). Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны.

Изменения в области идеологии и культуры. Разработка В.И. Лениным проблем культурной революции после победы Октября. Отношение большевиков к культурному наследию прошлого. Проблема взаимоотношения идеологии и морали, идеологии и культуры в работах В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина, А. Луначарского. Взгляды А. Богданова на развитие советской культуры. Разногласия между Лениным и Богдановым: столкновение концепций «социалистической культуры для детей и трудящихся» и «пролетарской культуры».

Деятельность Наркомпроса в годы Гражданской войны.

Идеологические противостояния в сфере науки и культуры. Рост оппозиционных настроений у интеллигенции: дискуссии, забастовки и т.д. Высылка антибольшевистски настроенных представителей интеллигенции.

Резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» 18 июня 1925 г.

Раскол в обществе и литература периода революции и Гражданской войны. А. Блок, М. Горький, В. Короленко, И. Бунин о русской революции. Творчество А. Толстого, К. Бабеля, А. Фадеева, М. Булгакова, А. Платонова, В. Маяковского, М. Шолохова. Религиозно-мессианская трактовка русской революции (А.Блок, С. Есенин). Сменовеховские мотивы в творчестве М. Булгакова, А. Толстого. Крестьянские писатели и поэты и их судьба: С. Есенин, Н. Клюев, П. Васильев.

Региональный уровень.

Сибирь в годы Гражданской войны. Белый террор «демократической контрреволюции» в борьбе с Советской властью в Сибири. Партизанская война в годы Гражданской войны: особенности борьбы за власть Советов в Сибири.

Раздел 3. Новая экономическая политика (НЭП). Россия, СССР в 1921-1929 гг.

Федеральный уровень.

Переход к НЭПу. Внутреннее и международное положение России. Зыбкая победа в гражданской войне. «Кронштадт». Неизбежность свертывания «военного коммунизма». Прорыв внешней экономической блокады, подписание торговых соглашений. НЭП - обходной манёвр или «всерьёз и надолго»? Продналог. Составляющие НЭПа в сельском хозяйстве, промышленности, торговле. «Новая экономическая политика», её сущность, основные цели и перспективы. Отношения к НЭП различных социальных слоев, групп и классов. Восстановление народного хозяйства. Уклады в экономике. Первые итоги НЭПа Линия на её свёртывание. Сталинский вариант модернизации страны. Новая экономическая политика в оценках историков и современников.

Национально-государственное строительство. Образование СССР. Национальный вопрос в большевистской программе. Право наций на самоопределение: политический принцип и практическая целесообразность. Признание независимости Финляндии и Польши. Национальный вопрос в ходе гражданской войны. Проекты национально-государственного устройства, позиция лидеров (автономизация, федерация, конфедерация).

Принципы и предпосылки объединения советских республик. Полемика о формах объединения. Решения 1-го съезда Советов. Образование СССР. Конституция 1924 г. Основные направления и принципы национальной политики Советской власти.

Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Свёртывание НЭПа и выбор форсированной модели развития. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Советский тип государственности. Партийный аппарат и номенклатура. Оформление однопартийной системы в начале 1920-х гг., создание советской партийной бюрократии. Внутрипартийная борьба. «Уклоны». Партия и Советы. Государственное строительство. Социальные противоречия.

Международное положение страны и внешняя политика. «Капиталистическое окружение». Противоречивые цели внешней политики: курс, на мировую революцию при одновременном стремлении включиться в систему международных отношений. Роль Коминтерна. Восточное направление советской внешней политики. Генуэзская конференция весны 1922 г.: попытка выхода из внешнеполитической изоляции. Рапальский договор - сближение с Германией. Установление и развитие экономических отношений с Западом. Полоса дипломатических признаний СССР в капиталистическом мире, их использование Россией. Курс на разрядку международной напряжённости. Установление дипломатических отношений с США. Итоги внешней политики СССР в 1920-е годы.

Культурная и духовная жизнь страны. Культура и идеология. Борьба с неграмотностью. Народное образование. Наука, искусство.

Задачи советской власти и проблема использования научного потенциала России. Переговоры СНК с Российской академией наук. Превращение Академии в координационный центр. Развёртывание сети научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. Основные направления развития фундаментальной и прикладной науки в 1920-1930 гг.

Российская культура в эмиграции между двумя мировыми войнами. Исторические условия зарождения эмиграции первой волны. Численность и состав эмигрировавших. Становление и развитие зарубежной единой культурной среды. Политическая жизнь эмигрантского общества и роль генерала П. Врангеля. Взаимоотношения со странами Антанты. Возникновение русских изданий и структур, основные центры эмиграции.

Пополнение эмиграции в 20-е гг. Внутреннее состояние эмиграции, отношение к национальным ценностям и событиям русской революции 1917 – 1920 гг., к НЭПу. Российский общевоинский союз (РОВС), его деятельность в эмиграции и на территории России. Антибольшевистский террор. А. Кутепов, Е. Миллер.

Сборник «Смена вех» 1921 г. Н. Устрялов и его концепция эволюции большевизма. Отношение к сменовеховству за рубежом и в России. Зарубежный съезд в Париже 1926 г. и его решения о национальном примирении и возрождении России.

Евразийское движение. Сборники «Исход к Востоку» и «Евразийские хроники». Деятельность Н. Трубецкого, Г. Вернадского, П. Савицкого. Отношение «евразийцев» к проблемам России.

Республиканско-демократический лагерь эмиграции, его идейно-политические установки. П. Милюков, С. Прокопович, Е. Кускова. I съезд крестьянской России. С. Маслов и его деятельность. Трудовая Крестьянская партия, ее программа, идеология.

Младороссы и деятельность А. Казем-Бека. Полемика с «возвращенцами», подготовка кадров для будущей «национал-революционной» России. Движение «утвержденцев». Журналы «Утверждение», «Завтра». Л. Савинков,.

Религиозная жизнь русского зарубежья. Русская православная церковь за рубежом, ее возникновение, антибольшевистская деятельность, борьба с экуменизмом, масонством и «софиологией». Митрополит Антоний (Храповицкий). Сторонники Константинопольского патриархата, либеральное крыло. Митрополит Евлогий.

Достижения и роль русской эмиграции в мировой науке и культуре.

Региональный уровень.

Сибирь в контексте российской модернизации. Общественно-политическая жизнь. Установление советской власти в Сибири. Экономические, социальные и политические последствия гражданской войны в Сибири. НЭП и развитие сельского хозяйства, промышленности, торговли. Итоги социально-экономического развития Сибири в 1930-е гг.

Раздел 4. История советского общества. 1929 -1941 гг.

Федеральный уровень.

Кризис НЭПа, его переходный характер. Народное хозяйство страны на путях модернизации. Вопрос о бухаринской и чаяново-кондратьевской альтернативах. Идейно-политический разгром «правой» группы Н. Бухарина, А. Рыкова, М. Томского.

Два подхода к индустриализации: план Г. Кржижановского (Госплан) и В. Куйбышева (ВСНХ). Отправной (минимальный) и оптимальный проекты планов. Сталинский вариант модернизации страны. Переход к политике «большого скачка». Создание плановой, централизованной модели экономики. Разрушение рыночных механизмов и хозяйственных связей, полная ликвидация частной собственности. Форсированная индустриализация, предпосылки, источники, метод, темпы. Первый пятилетний план развития народного хозяйства (1928-1932 гг.), история разработки: темпы и методы. Индустриализация в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.), изменение планов и методов. Страна в годы третей пятилетки (1938-1942 гг.). Оборонный аспект индустриализации. Результаты и социальные последствия индустриального развития страны в 1930-е гг. Утверждение планово-распределительного механизма. Система ГУЛАГ, её экономическая и политическая роль в обществе. Проблемы индустриализации в современной исторической литературе.

Социально-экономическое положение страны накануне «великого, перелома». Кризис хлебозаготовок зимой 1927-1928 гг. «Неизвестная» поездка И.В. Сталина в Сибирь. Начало применения чрезвычайных мер. Партийные дискуссии и разногласия в политическом руководстве страны по проблемам аграрного развития СССР. Н.И. Бухарин, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев о «социалистической модернизации» сельского хозяйства. Методы проведения коллективизации: изменения в законодательстве, налоговой политике, репрессии. Создание районов «сплошной коллективизации». Раскулачивание, как составная часть коллективизации и метод её укрепления. Статья И. Сталина «Головокружение от успехов», осуждения «перегибов». Отток крестьян из колхозов. Дальнейшее маневрирование власти: сочетание агитации, материальной заинтересованности и принуждения. Очередное ужесточение курса. Голод 1932-1933 гг., его причины и последствия. Коллективизация в 1933-1937 гг. Деятельность полит отделов МТС (1933-1934 гг.). «НеоНЭП» в деревне. Примерный устав сельскохозяйственной артели (1935 г.). Колхозы в системе государственного социализма. Утверждение колхозного строя в СССР: закономерность, результаты, последствия. Итоги и последствия «революции сверху» в деревне к середине 1930-х гг.

СССР в системе международных отношений в конце 1920-1930-х гг. Отношения со странами Запада. Полоса дипломатических признаний. Советско-китайские связи. СССР и проблема безопасности в Европе. Проблема внешней опасности, осложнение отношение с Великобританией. Попытка СССР создания системы безопасности.

Советское общество в конце 1920-1930-х гг. Проблемы истории социального развития, индустриализации, коллективизации, государственного строительства и внешней политики в советской и зарубежной историографии. Состояние источниковой базы.

Социальное развитие общества и численность населения СССР. Основные классы и социальные слои общества. Формы социальной стратификации и их взаимоотношения. Уровень жизни отдельных социальных групп: заработная плата, другие доходы, социальные гарантии, здравоохранение, просвещение, быт.

Укрепление системы государственного принуждения. Репрессивный аппарат. Окончательное искоренение оппозиции Сталину. Сирцов, Ломинадзе, М. Рютин. Определенное смягчение курса в 1932-1934 гг.: отказ от репрессий в отношении инженерно-технических работников, ограничение деятельности ОГПУ.

Убийство С.М. Кирова и новый виток репрессий. Конституция 1936 г. Массовые репрессии 1937-1938 гг., их масштабы. Прекращение массовых репрессий, частичная реабилитация. Окончательное установление режима личной власти И.В. Сталина. Характеристика политической системы советского общества в условиях этого режима.

Антикрестьянское законодательство 1930-х гг. Трудовое законодательство 1938-1940 гг. Внутренняя политика и государственное строительство. Вооружённые силы и военное строительство в предвоенное десятилетие. Переход к кадровой армии. Разработка и материальное обеспечение наступательной доктрины, создание принципиально новых родов войск. Военные кадры, их качественный состав. «Дело военных» и его последствия для боеспособности Красной Армии. Перевооружение армии, её численность и 1941 г.

Внешняя политика и международное положение СССР в 1930-х гг. Внешние экономические трудности СССР начала 1930-х гг. Ухудшение отношений с Германией в результате прихода к власти нацистов. Фашизм в Германии как фактор внешней политики СССР. Создание геополитической «оси» - Рим - Берлин - Токио. «Антикоминтерновский пакт». Испанская война 1936-1939 гг. как отражение противоречий между ведущими державами (СССР, державы «оси», страны западной демократии).

Политика СССР на Дальнем Востоке и рост японской угрозы. Обострение отношений с Китаем. Конфликт на КВЖД.

Вступление СССР в лигу наций и установление дипломатических отношений с США. Подписание договоров о взаимопомощи СССР с Францией и Чехословакией в 1935 г. Рост напряжённости в Европе во второй половине 1930-х гг. Предвоенный политический кризис в Европе и планы европейских государств по его разрешению. Мюнхенское соглашение и причины передачи Судет Германии. Начало фашистской агрессии в Европе: оккупация Чехословакии.

Военные конфликты на Дальнем Востоке в 1938-1939 гг. на границах СССР и МНР. Результаты боевых действий.

Начало поворота во внешней политике СССР в 1938-1939 гг. Дипломатические контакты СССР с Великобританией и Францией и советские предложения весны 1939 г. Расширение советско-германских связей. Советские инициативы и отказ Запада от сотрудничества.

Расширение германо-советского экономического сотрудничества и его значение для обеих сторон. Дипломатические контакты и заключение в августе 1939 г. пакта Молотова-Роббентропа. Основное содержание договора и секретного протокола. Современные споры о международном кризисе 1939-1941 гг.

Начало Второй мировой войны. Вторжение Германии в Польшу. Вступление в войну Великобритании и Франции. Позиция СССР. Причины и последствия похода советских войск в Западную Украину и Белоруссию. Советско-германский договор о дружбе и границе.

Политика СССР на Северо-Востоке Европы. Вхождение прибалтийских республик в состав СССР, его обстоятельства. Советско-финляндские отношения 1939-1940 гг. Цели советской дипломатии. «Правительство» Куусинена, «финская народная армия». Причины советско-финляндской войны и её военные и политические последствия для СССР. Давление на СССР западных демократий.

Советско-японские отношения в начальный период второй мировой войны. Японские инициативы в июле и октябре 1940 г. и заключение двухстороннего договора о нейтралитете.

Идеологическая основа советского общества и культура в конце 1920-х-1930-е гг. Содержание и смысл «культурной революции». Ликвидация неграмотности. Создание системы образования. Советская власть и интеллигенция. Мировоззренческие основы и пропагандистская направленность официальной советской культуры. Советская культура и искусство. Подчинение культуры идеологии и политическим целям власти. «Краткий курс истории ВКП(б)». Повседневная жизнь советских людей.

Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

Итоги социально-экономического и политического развития к концу 1930-х гг. СССР накануне Великой отечественной войны.

Региональный уровень.

Сибирь в конце 1920-1930-х гг. Индустриализация. Коллективизация. «Культурная революция». Раскрестьянивание деревни. Ход индустриализации. Перемены в сфере культуры. Репрессии в Сибири.

Университетский уровень.

Становление и развитие ТГПУ в 1930-е гг.

Раздел 5. Советский Союз в годы Второй мировой войны. Великая

Отечественная война 1941-1945 гг. Война СССР с Японией. Выдающийся вклад народов СССР в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией.

Федеральный уровень.

Советско-германские отношения в 1939-1941 гг. Цели советской внешней политики и выбор средств их достижения. Стратегические цели А. Гитлера. Основные противоречия между Германией и СССР. Берлинские переговоры 1940 г. И их результаты.

Советские вооруженные силы перед войной с Германией. Военная доктрина и стратегический план военных действий. Версия о намерении советского государства напасть на Германию (В. Суворов (Резун)). Милитаризация экономики СССР и результаты работы оборонного комплекса. Реорганизация управления промышленностью. Военно-экономический потенциал СССР и Германии, и ее союзников перед вторжением.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Вторжение Германии и ее союзников в СССР. Поражение советских войск под Минском и в других боевых приграничных действиях. Оставление Белоруссии и Прибалтики. Оборона Киева, Одессы, Ленинграда.

Защита Московского направления. Ельнинская операция Красной Армии. Катастрофа на Юго-Западном направлении. Д. Павлов, М. Кирпонос, Г. Жуков, С. Тимошенко.

Операция «Тайфун», борьба за Москву. Оставление территорий в Крыму. Катастрофа под Вязьмой и Брянском. Причины поражения Красной Армии летом - осенью 1941 г. Итоги реализации германского плана «Барбаросса» к зиме 1941-42г.

Власть в начале войны. Первые директивы военного командования. Мобилизационные мероприятия. Эвакуация прифронтовых районов. Реорганизация управления страной. ГКО, Ставка Верховного Главнокомандования. Репрессии в армии и восстановление института политкомиссаров. Численность и состав вооруженных сил к концу года. Потери Красной Армии. Состояние контролируемой советской властью территории: ее размеры, численность населения, состояние промышленности и сельского хозяйства и объемы производства.

Стратегические планы сторон на 1942 г. Попытка деблокады Ленинграда. Керченская операция. Провал наступления под Харьковом. Сдача Севастополя. Оставление Ростова-на-Дону. Выход германо-итальянских войск на Волгу и Северный Кавказ. Оборона Сталинграда. В. Чуйков. Планирование и начало контрнаступления. К. Рокоссовский, А. Еременко, Н. Ватутин, Г. Жуков, А. Василевский. Окончание Сталинградского сражения. Отступление немцев с Северного Кавказа. Освобождение Ростова-на-Дону.

Власть и тыл в 1942 г. Приказ № 227 и его значение. Военный потенциал и промышленное производство. Настроения в обществе. Органы госбезопасности в годы войны. «СМЕРШ». ГУЛАГ. Политика руководства страны по отношению к советским военнопленным.

Ход военных действий на других театрах второй мировой войны в 1942-1943 гг. Африканский театр военных действий, его значение. Вступление в войну США.

Складывание антигитлеровской коалиции. Конференции (Московская, Вашингтонские и т.д.) и договоры. Организация экономической помощи СССР, Ленд-лиз и его значение. Позиции союзников по поводу «второго фронта». Отношения СССР с эмигрантскими правительствами и организациями оккупированных стран. Кампания 1943 г. на советско-германском фронта Попытка нового всеобщего наступления. Деблокада Ленинграда. Неудачи на юге. Подготовка к летним сражениям. Стратегические планы сторон и соотношение сил перед летней кампанией. Сражение на Курской дуге и его значение. Переход стратегической инициативы к советскому командованию. Развитие наступления летом-осенью. Освобождение Левобережной Украины. Бои за Днепр. Вступление в Белоруссию.

Антигитлеровская коалиция в 1943 г. Московская конференция министров иностранных дел. Общее изменение в ходе боевых действий на фронтах второй мировой войны и планы союзников. Тегеранская конференция и разногласия по вопросам послевоенного устройства мира.

Оккупационный режим на территории СССР. План эксплуатации и органы управления «восточными землями». Экономическая и социальная политика в оккупированных районах. Внутренняя политика и борьба с сопротивлением. Коллаборационизм в СССР, его истоки и размах, националистические формирования в Прибалтике, Западной Украине, Крыму. А. Власов и власовцы. Попытка создания единого антибольшевистского фронта, Комитет освобождения народов России (КОНР). Деятельность НТС на оккупированных территориях, концепция третьей силы.

Партизанское движение в оккупированных районах. Органы управления и директивы советского руководства о целях и методах сопротивления. Размах и роль партизанского движения в войне.

Советский тыл в 1943-1945 гг. Тенденции изменений в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Бюджет и финансовая политика государства. Заработная плата, система снабжения городского населения. Государственная и рыночная торговля. Положение сельского населения. Военный быт. Настроения в обществе Внутренняя политика государства. Рост национального самосознания, патриотизма. Отношение населения к властям.

Наука и культура в годы войны. Изменение мирной направленности научных работ. Экстренное заседание Президиума Академии наук СССР. Воззвание «К ученым всего мира». Главные задачи, вставшие перед учеными в условиях войны, ведущие направления научных исследований. Помощь ученых развитию промышленности.

Духовная культура страны как неотъемлемая часть военной действительности. Особенности развития духовной жизни в новой военной обстановке, новые задачи в сфере культуры. Литература и искусство на службе Отечественной войне.

Роль общественных наук в патриотическом воспитании советского народа в военное время. Значительное повышение роли исторической науки и ее влияние на идейную жизнь народа. Воскрешение героического прошлого страны, изучение истории Великой Отечественной войны.

Поворот в государственной политике по отношению к русской православной церкви (1943 г.) и другим конфессиям.

Решающие сражения Красной Армии в 1944 г. Освобождение территории СССР и европейских стран.

Завершающие удары Красной Армии. Висло-одерская операция. Берлинская операция. Штурм Рейхстага. Знамя Победы. Капитуляция фашистской Германии. Парад Победы на Красной площади. Берлинская (Потсдамская) конференция глав правительств великих держав по проблемам устройства мира в Европе.

Победа в Великой Отечественной войне: источники, цена, уроки.

Участие СССР в войне против Японии. Причины вступления СССР в войну с Японией. Дальневосточная кампания советских войск. Основные боевые операции советских войск на Дальнем Востоке: Маньчжурская стратегическая наступательная, южно-сахалинская наступательная, Курильская десантная. Разгром армии и капитуляция Японии. Вклад в победу над Японией СССР, США, Англии, Монгольской Народной Республики, Китая. Различия в оценках. Проблема Курил и ее актуальность. Всемирно - историческое значение разгрома милитаристской Японии. Окончание Второй мировой войны и ее уроки.

Региональный уровень.

Сибирь в годы Великой Отечественной войны. Мобилизация и развертывание военного обучения трудящихся в начале войны. Укрепление военно-промышленной базы.

Перестройка промышленности на военный лад и восстановление эвакуированных предприятий (1941-1945 гг.). Города и села Сибири в дни войны. Трудовой вклад сибиряков в общенародную победу над врагом. Вклад ученых в победу. Томский комитет ученых в годы войны. Образовательная работа в годы войны.

Воины - сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны.

Университетский уровень.

Томский государственный педагогический институт в году Великой Отечественной войны. Боевой подвиг преподавателей, студентов: участие в боевых действиях, на военной службе, политической работе во всех родах войск. Исторический факультет в годы войны.

4.3. Основные понятия и термины.

Раздел 1. Антанта, декрет, декларация, двоевластие, декрет о земле, демократия, диктатура, буржуазно-демократическая революция, временное правительство, временный комитет, коалиция, правительственный кризис, социальная революция, совет народных комиссаров, учредительное собрание, фракция.

Раздел 2. «Военный коммунизм», гражданская война, интервенция, революционные комитеты (Ревкомы), революционный военный совет республики (Реввоенсовет), сепаратный мир, экономический кризис.

Раздел 3. Биржа, государственный капитализм, капитализация, кооперация,

концессия, национализация, новая экономическая политика, многоукладность экономики, модернизация, народные социалисты, реформа военная, рабочий контроль, троцкизм, оппортунизм, рыночная экономика, эмиссия.

Раздел 4. Аннексия, индустриализация, карточная система, коллективизация, «культурная революция», коммуна, коммунистический интернационал, культ личности, колхоз, конфискация, «НеоНЭП» в деревне, социалистический рабочий интернационал, сталинизм, тоталитаризм, репрессии, террор, хутор, фашизм.

Раздел 5. Агрессия, антигитлеровская коалиция, Вермахт, Гетто, демилитаризация, диверсия, капитуляция, коллаборационизм, конвенция, Ленд-лиз, мобилизация, пацифизм, превентивная война, Победа, саттелит, расизм, шовинизм, фашизм.

4.4. Содержание практического раздела дисциплины.

Тематика семинаров (26 часов)

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное Государственное бюджетное образовательное...
«руководство студией декоративно-прикладного творчества» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального...
Высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686 “Об утверждении государственных...
Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос впо) по специальности 060101...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОбразовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Нормативные документы, являющиеся основой для основной образовательной программы высшего профессионального образования 4
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск