Скачать 268.2 Kb.
|
КИСЛОВОДСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдисциплины«СОЦИОЛОГИЯ»Направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Кисловодск2012г. «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе _____________ М.Ш. Гочияева «_____» _____________ 2012 г. Составитель: к.ф.н., доцент Больбат А.А. Рабочая программа по дисциплине «Социология» для студентов юридического факультета. – Кисловодск: Издательский отдел КГТИ, 2012. 16с. Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры, протокол № _____ от «_____» ______________ 2012г. Зав. кафедрой ________________________ 1. Цели и задачи дисциплины - расширить область распространения гуманитарных, исследовательских, адаптивных, коммуникативных умений, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, общения в профессиональной среде и эффективной связи с другими. Акцент будет сделан на развитие способности распознавания конкретного социального контекста, включающего социальное неравенство, межэтнические отношения, семейно-брачные отношения, поведение личности и группы в пределах социальной нормы и за ее пределами. При изучении дисциплины будет придаваться значение обучению студентов применению социологических исследовательских приемов и методов, реализовываться практическая деятельность по организации, проведению, интерпретации результатов прикладных социологических исследований в экономике. Эта работа будет организована в малых группах, что позволит достичь целей по приобретению опыта и формирования навыков делового взаимодействия. Студенты будут учиться тому, как использовать различные модели/теории социологии в практике и развивать свои навыки анализа и объяснения. Изучение дисциплины позволит студенту приобрести необходимые способности применения знаний, умений, навыков и личностных качеств для реализации гражданской позиции, выполнения профессионального долга в соответствии с общественными ожиданиями, успешного взаимодействия в значимых группах. Изучение социологии позволит студенту решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: анализ научной литературы и официальных статистических обзоров; подготовка рефератов по современным научным проблемам; участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в области экономики; участие в проведении статистического анализа и подготовка доклада по выполненному исследованию. Основные разделы дисциплины
2. Требования к уровню освоения дисциплины В результате освоения программы учебной дисциплины «Философия» выпускник должен: а) знать: - предмет социологии; - роль социологии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности; б) уметь: - ориентироваться в системе социологического знания как целостного представления об основах общества и перспективах развития планетарного социума; - понимать характерные особенности современного этапа развития социологии; - применять социологические методы познания в юридической деятельности; в) владеть: - навыками использования различных социологических методов для анализа тенденций развития современного общества, правового анализа; г) обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
д) обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) в педагогической деятельности:
3. Формы и методы проведения учебных занятий. Основными видами аудиторной работы студентов, обучающихся по программе бакалавриата, являются лекции и практические (семинарские) занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов – внимательно слушать и конспектировать лекционный материал. Практические занятия (семинары) завершают изучение наиболее важных разделов (тем) учебной дисциплины и позволяют преподавателям контролировать подготовленность студентов, закрепление ими изученного материала, степень развития умений и навыков подготовки сообщений по этической проблематике, уровень устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений. Практическое занятие (семинар) предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушивается доклад студента. Обсуждение совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Поощряются альтернативные мнения. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения намеченных вопросов, выставляет текущие оценки в рабочий журнал и объявляет их студентам. Студент имеет право ознакомиться со своими оценками. В процессе подготовки к практическому занятию студенты могут воспользоваться консультациями. Практические занятия могут проводиться в форме учебных конференций, включающих в себя выступления студентов с докладами. Основной вид деятельности студента – самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку докладов, сообщений, выступлений на групповых занятиях, написание рефератов, выполнение заданий преподавателя. Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (аудитории, библиотеки) выбирают сами студенты. Самостоятельную работу следует начинать с изучения учебной программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам студентов. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе занятий, затем – приступать к изучению отдельных тем в предусмотренном программой порядке. Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить материал учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий каждой темы. Полезно подобрать выдержки из первоисточников – работ выдающихся философов, можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно и задать их преподавателю. Изучение дисциплины заканчивается аттестацией, проводимой по всему содержанию курса. К ней допускаются студенты, систематически работавшие в семестре, показавшие положительные знания по вопросам, выносившимся на практические занятия. Подготовка осуществляется по вопросам, рекомендованным кафедрой. 4. Распределение часов по темам и видам (очное отделение)
(заочное отделение)
5. Содержание дисциплины. ТЕМА 1. Введение в социологию Определение социологии. Объект и предмет социологии. Уровни социологического знания. Функции социологии. Методы, используемые ею. Структура социологии. Социология в системе социально-гуманитарных наук. Функции социологии. ТЕМА 2. Зарубежная и российская социологическая мысль в XIX в. Социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии. Основные этапы ее развития. Классические социологические теории. О. Конт – основатель социологической науки. Многообразие направлений социологической мысли XIX–XX вв. (позитивизм и антипозитивизм, органицизм Г. Спенсера, исторический материализм К. Маркса, психологизм Г. Тарда, социологизм Э. Дюркгейма, формальная социология Г. Зиммеля, понимающая социология М. Вебера и другие направления). Характерные особенности социологии XIX – начала XX в. Становление эмпирической социологии в XX в. (У. Томас, Ф. Знанецкий, Э. Мэйо). Современные социологические теории. Функционализм, конфликтологическая социология, символический интеракционизм, теория социального обмена, феноменология. Социологическая наука в начале XXI в. Особенности формирования социологических взглядов в России XIX в. Географическое направление (Л. И. Мечников), субъективная школа (Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров), марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин), плюралистическая концепция М. М. Ковалевского, неокантианство, бихевиоризм (П. А. Сорокин). Социологические идеи российских юристов XIX – начала XX в. Российская социология в советское время. Современное состояние российской социологии. ТЕМА 3. Парадигмы в социологии Основные принципы структурного функционализма (Т.Парсонс. Р.Мертон). Теория конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф). Феноменологическое направление в социологии (А.Щюц, Бергер и Лукман). Символические интеракционисты (Дж.Мид, И.Гоффман. Этнометодология (Г.Гарфинкель). Синтез макро и микросоциологияеских теорий (Э.Гидденс и П.Бурдье). ТЕМА 4. Общество как социальная реальность. Основные черты общества. Исторические типы обществ. Модерн. Постмодерн. ТЕМА 5. Основы прикладной социологии Социологическое исследование. Виды исследований. Количественные исследования. Качественные исследования. Программа исследования. Структура программы исследования. Методологический раздел программы. Процедурный раздел программы Анкетирование. Структура опросного листа. Классификация вопросо. Интервью. Документ. Классификация документов. Качественный и количественный у анализ документов. Виды качественного анализа. Количественный анализ. Наблюдение. Социальный эксперимент. ТЕМА 6. Социальная стратификация в обществе Социальная стратификация. Социальная структура. Исторические типы социальной стратификации. Социальная мобильность. Виды мобильности. Стратификация российского общества. ТЕМА 7. Этносоциальные процессы в современном мире. Этнос. Нация. Национальность. Примордиализм. Конструктивизм. Национализм. Межэтнический конфликт. ТЕМА 8. Социология личности и девиантное поведение. Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Социальный статус. Социальная роль. Ролевой конфликт. Социализация. Агенты социализации. Ресоциализация. Социальные нормы. Социальный контроль. Формы девиантного поведения. Аномия. Теория «наклеивания ярлыков» (Г.Беккер, Э. Лемерт). Конфликтные теории (О.Турк. Р.Куинни). Культурологические теории (Э.Сазерленд, А.Бандура). ТЕМА 9. Социология общественного мнения. Общественное мнение. Проблемная ситуация. Функции общественного мнения: экспрессивная, контролирующее-директивная и консультативная. Направленность мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Исследования общественного мнения. ТЕМА 10. Социология семьи. Семья. Брак. Альтернативный брак. Классификация семей. Функции семьи:репродуктивная (воспроизводящая),воспитательная,хозяйственно-экономическая, рекреативная, регулятивная,фелицитологическая. ТЕМА 11. Социальные изменения в современном мире. Социальные изменения. Социальное развитие. Эволюционный и революционный путь развития. Точки зрения на процессы развития общества. Глобализация Факторы глобализации. Проявления глобализации. Концепции глобализации. Антиглобальные движения. Теории урбанизации. 6.Содержание практических и семинарских занятий. Тема 1. Введение в социологию.
Темы для докладов и рефератов: Место социологии в системе гуманитарных и общественных наук. Социология и маркетинг – сходное и отличное. Методологическое разнообразие социологического знания. Основные понятия: социология, общество, социальное, парадигма. Тема 2. Зарубежная и российская социологическая мысль в XIX в.
Темы для рефератов: История отечественной социально-филосовской мысли Цивилизационная теория Н.Я. Данилевского Социология М.М.Ковалевского «Легальный» и революционный марксизм в России История социологии в Казани Эволюционная теория Г.Спенсера Теория «толпы» в работах Г.Тарда и Г.Лебона Теория «социального действия» Вебера Э.Дюркгейм основоположник структурного функционализма. Тема 3. Парадигмы в социологии
Темы докладов и рефератов: Чикагская школа эмпирических исследования Р.Мэртон о функиях и дисфункциях социальной системы. Категория социального порядка в функциональной социологии Роль социального конфликта в развитии общества Эволюция теоретической социологии XX века. Драматургический подход И.Гофмана Основные идеи работы П.Бурдье «Различение» Эксперименты Г.Гарфинкеля Тема 4. Общество как социальная реальность.
Темы докладов и рефератов: Специфика социальных процессов современного российского общества. Общество постмодерна в культуре. Общество как социальная система. В чем отличие общества и толпы? Тема 5. Основы прикладной социологии
Темы докладов и рефератов: История качественных исследований в социологии. Биографический метод и его особенности. Метод контент-анализа и сфера его применения. Хоторнский эксперимент (Э. Мэйо). Проблема измерения в социологии. Тема 6. Социальная стратификация в обществе
Темы докладов и рефератов: Концепции социальной стратификации К.Маркса и М.Вебера: сходство и различия. Функционалистская концепция социальной стратификации (Т.Парсонс, К.Дэвис, У.Мур и др.). Пространственное выражение социального расслоения. Новые элементы социальной структуры современного российского общества. Становление среднего класса в России. Тема 7. Этносоциальные процессы в современном мире.
Темы докладов и рефератов: Этногенез: биологическое или социальное. Теория этногенеза Л. Гумилева. Языковая политика как средство решения национальных проблем в полиэтничном государстве. Проблема двуязычия и многоязычия. Механизмы конструирования наций Государственно-правовые аспекты развития многонационального государства. Титульные нации и национальные меньшинства. Межэтнические отношения в Республике Татарстан. Тема 8. Социология личности и девиантное поведения.
Темы докладов и рефератов: Девиантное и делинквентное поведение. Формальный и неформальный контроль. Биологическая теория девиантного поведения (Ч. Ломброзо, В. Шелдон). Этюд Э. Дюркгейма «Самоубийство». Современное российское общество и проблемы девиантного поведения. Субкультура и контркультура. Проблемы идентификации в постсоветской России. Тема 9. Социология общественного мнения.
Темы докладов и рефератов: Роль телевидения в формировании общественного мнения. Лидеры мнения. Эксперименты в области изучения общественного мнения. Тема 10. Социология семьи.
Темы докладов и рефератов Социальный приют как альтернатива семье. Что такое семья? Альтернативные формы семьи. Межнациональный брак: проблемы стабильности. Проблемы студенческой семьи. Формы разрешения семейных конфликтов. Тема 11. Социальные изменения в современном мире.
Темы докладов и рефератов: Роль конфликта в социальных изменениях. Сущность и последствия революционных изменений. Теории общественных движений Глобальные проблемы современности Глобализация и глокализация. Вопросы к экзамену по дисциплине «Социология».
Список литературы. Основная литература: 1. История теоретической социологии. XX век. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. ("концепции", "фундаментальный учебник"). М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. 2.История теоретической социологии. Начало XX века. Первый общетеоретический кризис социологии: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. ("концепции", "фундаментальный учебник"). М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. 3.История теоретической социологии. Предыстория социологии: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. (`концепции`, `фундаментальный учебник`). М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. 4.История теоретической социологии. Социология XIX века. От появления новой науки до предвестников ее первого кризиса: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - (`концепции`, `фундаментальный учебник`). М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. 5.История теоретической социологии. Социология второй половины XX - начала XXI века: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - (`концепции`, `фундаментальный учебник`). М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. 6.Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология Издание 2-е. М. 2003 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/index.php 7.Кравченко А. И. - Социология: учебник. М.: Проспект, 2009. 8.Мухаев Р.Т. Социология: конспект лекций. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Проспект, 2009. 9.Фролов С.С. Общая социология. М.: Проспект, 2010. 10.Шматко Н.А. Габитус в структуре социологической теории // Журнал социологии и социальной антропологии, том 1, №2, 1998, С. 60-70. (http://bourdieu.name/content/shmatko-na-gabitus-v-strukture-sociologicheskoj-teorii) 11.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. пер. с фр. М.:Прогресс-Культура. 1993. Дополнительная литература:
10. Мультимедийные средства обучения. Используемые интернет-ресурсы: http://ecsocman.edu.ru/db/msg/301157.html http://www.nir.ru/Socio/scipubl/sj/sj1-01furs.html http://socionet.ru/publication.xml?h=repec:rus:hsesoc:301433&type=paper http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/index.php Интернет-тестирование: www.fepo.ru www.att-nica.ru Формат 60х84 1/16. Бумага тип № 2. Усл.п.л.1 Издательство Кисловодского гуманитарно-технического института 357700, Ставропольский край, г. Кисловодск, пр. Победы 37а |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи» | Контрольная работа по дисциплине «Социология» Выполнение и сдача студентами заочного отделения, обучающимися по ооп 080507. 65 «Менеджмент организации», контрольной работы по... | ||
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности... Составитель: Логунова Л. Ю.– кандидат социологических наук, доцент кафедры социологических наук КемГУ | Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономическая социология»... Экономическая социология [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 28 с | ||
Рабочая программа по дисциплине Социология Москва пояснительная записка Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие... | Программа дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано... Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Социология молодой семьи»... Социология молодой семьи [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с | Программа по дисциплине «Социология массовых коммуникаций» Учебная программа по дисциплине «Социология массовых коммуникаций» составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта... | ||
Недели семестра ... | Рабочая программа дисциплины «социология коммуникаций» «Социология». Теоретической базой для основания дисциплины являются знания студентов, полученные в результате изучения дисциплин:... | ||
Задания для студентов заочной формы обучения (ускоренный курс) для... Студенту, у которого в документах об образовании нет оценки (отметки) по курсу «Социология», предстоит пройти аттестацию по данной... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» Степаненко Василий Иванович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история» | ||
Рабочая программа по дисциплине «Социология журналистики» для студентов... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | Рабочая программа по дисциплине В. В социология Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению подготовки 190700. 62 Технология транспортных... | ||
Условия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология» Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология... | Условия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология» Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология... |