МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Шифр
| Наименование дисциплины (модуля)
| С1.Б.1.
| История
|
Код специальности
| 08.05.01.
| Специальность
| Строительство уникальных зданий и сооружений
| Наименование ОПОП
профиль
| Строительство гидротехнических сооружений повышенной ответственности
| Год начала подготовки
| 2013-2015
| Уровень образования
| специалитет
| Форма обучения
| очная
|
Разработчики: должность
| ученая степень, звание
| подпись
| ФИО
| доцент
| К.и.н., доцент
|
| Пантелеева Т.Л.
|
|
|
|
|
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры:
«Истории и философии» должность
| подпись
| ученая степень и звание, ФИО
| Зав. кафедрой ИиФ
|
| К.и.н., доц. Молокова Т.А.
| год обновления
| 2015
|
|
|
| Номер протокола
| №1
|
|
|
| Дата заседания кафедры ИиФ
| 31.08.2015
|
|
|
|
Рабочая программа утверждена и согласована: Подразделение/комиссия
| Должность
| ФИО
| подпись
| Дата
| Методическая комиссия
| Председатель
| Саинов М.П.
|
|
| НТБ
| Директор
| Ерофеева О.Р.
|
|
| ЦОСП
| Начальник
| Беспалов А.Е.
|
|
|
Цель освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «История» является формирование научного представления об основных этапах и закономерностях развития мировой и Отечественной истории, знакомство с теоретическими основами изучения истории и овладение практическими навыками самостоятельной работы с историческим материалом.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Компетенция
по ФГОС
| Код компетенции по ФГОС
| Основные показатели освоения (показатели достижения результата)
| Код
показателя
освоения
| демонстрированием гражданской позиции, интегрированности в современное общество, нацеленности на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии
| ОК-4
| Умеет
- обосновывать свою позицию по вопросам общественно-политической практики; демонстрирует нацеленность на совершенствование общества на принципах гуманизма и демократии
|
У.1
| способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрации уважения к историческому наследию и культурным традициям, толерантности к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций
| ОК-6
| Знает
- функции исторического познания и принципы научного подхода к изучению истории: общие закономерности развития мировой цивилизации и особенности становления и развития Российского государства; важнейшие события мировой и отечественной истории.
|
З.2
| Умеет
- анализировать фактический материал мировой и отечественной истории, используя стандартные алгоритмы исторического повествования (причины, внутренняя динамика, последствия событий и явлений).
- на примерах прошлого и современной общественной практики обосновать значимость уважения к историческому наследию и культурным традициям
Имеет навыки
- работы с исторической литературой и источниками при написании реферата на заданную тему; самостоятельной работы при подготовке к текущему и промежуточному контролю.
|
У.2
Н.2
|
Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина «История» относится к базовой части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 08.05.01. «Строительство уникальных зданий и сооружений» и является обязательной к изучению.
Дисциплина «История» формирует базовые знания и навыки работы с историческим материалом, необходимые для успешного изучения учебных дисциплин гуманитарного и экономического профиля, способствует выработке гражданской позиции и социальной ответственности выпускников вузов. В ее основе - знания, умения и навыки, полученные в средней школе.
Требования к входным знаниям, умениям и готовности обучающихся
Студент должен:
Знать: основные события Отечественной истории в объеме школьной программы.
Уметь: логически и последовательно излагать факты, используя общие и специальные понятия и термины.
Быть готовым работать с учебной и методической литературой и электронными базами данных.
Требования к уровню освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен знать:
основные этапы и закономерности общественного развития, важнейшие события мировой и отечественной истории;
об источниках исторических знаний и приемах работы с ними, системе исторического знания, его месте в формировании научной картины мира и социально-профессиональных качеств будущего специалиста.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
анализировать исторические события и процессы;
на исторически значимых примерах показывать органическую взаимосвязь российской и мировой истории, понимать неразрывное единство прошлого, настоящего, будущего и свою ответственность за судьбу Отечества;
обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому.
. В результате изучения дисциплины студент должен иметь навыки:
работы с исторической литературой и источниками, составления докладов и презентаций по проблемам социально-экономического, политического и культурного развития общества;
Дисциплина «История» является предшествующей для дисциплины «Культурология», «Философия».
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет __3__зачетных единицы_108__акад.часов. Структура дисциплины:
Форма обучения - очная
№
п/п
| Наименование раздела
дисциплины
(модуля)
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям
семестра)
Форма
промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Контактная работа с обучающимися
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Практико-ориентированные занятия
| КСР
| Лабораторный практикум
| Практические занятия
| Групповые консультации по КП/КР
|
|
|
| 1.
| Теория и методология исторического познания.
| 1
| 1-2
| 4
|
| 2
|
|
| 3
| Выдача тем эссе
| 2.
| Древняя и средневековая история.
| 1
| 3-7
| 10
|
| 4
|
|
| 5
| тест
| 3.
| История Нового времени.
| 1
| 8-12
| 10
|
| 6
|
|
| 5
| тест
|
| История Новейшего времени.
| 1
| 13-18
| 12
|
| 6
|
|
| 5
| Сдача эссе
|
| Итого:
| 1
| 18
| 36
|
| 18
|
| 36
| 18
| экзамен
|
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
.
Содержание лекционных занятий
Форма обучения - очная
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (модуля)
| Тема и содержание занятия
| Кол-во акад. часов
| 1
| Теория и методология исторического познания.
| Предмет истории как научной дисциплины. Сущность, формы и функции исторического знания. Методы изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Периодизация мировой и Отечественной истории. Факторы, обусловившие специфику российской истории.
| 4
| 2
| Древняя и средневековая история.
| Древние цивилизации. Типология цивилизационного развития. Специфика цивилизаций Древнего Востока и античности: государство, общество, культура. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе и на Востоке. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Мировые религии. Создание национальных государств и формирование национальной культуры.
Объективные и субъективные предпосылки образования Древнерусского государства, его значение для становления российской государственности и культуры. Феодальная раздробленность на Руси, ее политические и экономические причины. Русские земли в XIV-XV вв. Объединение земель вокруг Москвы.
Социально-экономические и политическое развитие западной Европы в период формирования централизованных государств. Особенности государственной централизации в русских землях.
Основные тенденции социально-экономического и политического развития Российского государства в XVI-XVII вв.
| 10
| 3
| История Нового времени.
| От средневековья к Новому времени: начало индустриального развития в Западной Европе. Абсолютизм. Эпоха Просвещения. Сущность, основные черты и противоречия политики "просвещенного абсолютизма". Западная цивилизация во второй половине XVIII в. Образование США. Великая Французская революция и ее влияние на европейскую политику.
Особенности модернизационных процессов в российском государстве. Необходимость и предпосылки преобразований. Реформы Петра I. Проблема преемственности курса петровских реформ. Эпоха дворцовых переворотов: причины, социальная сущность и последствия. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
XIX век в мировой истории: промышленный переворот, революции и реформы, колониализм и национально-освободительные движения. Успехи и противоречия политической модернизации. Особенности и основные этапы социально-экономического и политического развития России в XIX в.
Попытки модернизации России при Александре I. Предпосылки и подготовка реформ 1860-1870-х гг. Крестьянская реформа 1861 г. Реформы местного управления, судебная, военная, образования, печати; их содержание и историческое значение. Социально-экономическое развитие в пореформенный период.
Проблема экономического роста и модернизации России в конце XIX - начале XX вв. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте. Аграрный вопрос в России. Реформы П.А.Столыпина.
| 10
| 4
| История Новейшего времени.
| Новейшая история: основные тенденции мирового развития в XX в. 1 мировая война. Революционный подъем в странах Европы и проблемы послевоенного урегулирования. Версальско-Вашингтонская система. Западная Европа и Америка в 1920-30 гг.
Причины и характер революционного кризиса в России в 1917 г. От Февральской к Октябрьской революции. Победа вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 г. Проблема политической власти в послеоктябрьский период. Политика “военного коммунизма”, ее суть и значение. Итоги гражданской войны.
Новая экономическая политика (нэп): сущность, противоречия, итоги. Особенности социалистической индустриализации. Коллективизация. Итоги первых пятилеток. Образование СССР. Общественно-политическое развитие Советского Союза в 1920-30-е гг. Утверждение тоталитарного режима.
Вторая мировая война и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Причины войны, планы и цели Германии. Периодизация и основные события Великой Отечественной войны. Закономерности и цена победы СССР. Уроки истории, значение Великой Победы.
СССР в послевоенный период: основные тенденции социально-экономического и политического развития. Хрущевская «оттепель» (1953-1964 гг.): планы и реальность.
Сущность, основные этапы и последствия реформ 1985-1991 гг. Изменение внешнеполитического курса. Кризис и распад СССР. Образование СНГ. Значение и последствия политики «перестройки».
Российская Федерация в 1990-е годы. Оформление суверенной российской государственности. Достижения и просчеты на пути рыночных реформ.
Российская Федерация на современном этапе. Стратегия социально-экономического развития страны. Национальные проекты. Место и роль Российской Федерации в мировом экономическом и политическом сообществе.
| 12
|
Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен
Перечень практических занятий
Форма обучения – очная
№ п/п
| Наименование раздела (темы) дисциплины
| Тема и содержание занятия
| Кол-во акад. часов
| 1
| Функции исторического познания
| Цели и задачи изучения истории. Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов. Источники и литература.
| 2
| 2
| Древняя и средневековая история.
| Восточнославянские земли в VI-XIII вв. Образование Российского централизованного государства в XIV-XV вв. Эпоха Ивана IV Грозного. Смутное время. Россия при первых Романовых.
| 4
| 3
| История Нового времени.
| Внутренняя и внешняя политика Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. "Просвещенный абсолютизм" Екатерины II. Проблемы реформирования России в XIX в. - начале XX вв. Социально-экономическое и политическое развитие страны. Россия в первой мировой войне.
| 6
| 4
| История Новейшего времени.
| Революционный кризис 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Социально-экономическое и политическое развитие страны в 1920-1930-е гг. Великая Отечественная война. Послевоенное восстановление и развитие СССР. Хрущевская «оттепель». СССР в 1964 -1985 гг. Реформы 1985-1991 гг. Социально-экономическое и политическое развитие Российской Федерации а современном этапе.
| 6
|
Групповые консультации по курсовым работам/курсовым проектам учебным планом не предусмотрены
Самостоятельная работа
Форма обучения - очная
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (модуля)
| Содержание работы
| Кол-во акад. часов
| 1
| Теория и методология исторического познания
| Цели задачи источниковедения. Классификация исторических источников.
Основные этапы в развитии российской историографии отечественной истории
| 3
| 2
| Древняя и средневековая история
| Восточные славяне в древности (VI-VIII вв.). Объединение восточнославянских племен под властью киевских князей. Особенности социально-экономического и политического развития Древней Руси. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Принятие христианства. Социальный и политический строй Древнерусского государства. Русские земли и княжества в XII-XIII вв. Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и Новгородская земли.
Социально-экономическое развитие России в XVI-XVII вв. Эволюция форм собственности на землю. Утверждение поместного землевладения и процесс закрепощения крестьян, юридическое оформление крепостного права (конец XV – середина XVII вв.).
Внешняя политика России в XVI-XVII вв. Европа в начале Нового времени. Соперничество между Москвой и польско-литовским государством. Попытки России укрепиться в Прибалтике. Ливонская война. Расширение границ Российского государства в XVI в.: присоединение Поволжья, Западной Сибири. Борьба с Крымским ханством и укрепление южных рубежей. Внешняя политика Российского государства в XVII в. Вхождение Восточной Украины в состав России. Колонизация Сибири.
| 5
| 3
| История Нового времени
| Международные отношения, место и роль России в Европейской политике Нового времени. Внешняя политика России в XVIII в. Эпоха Петра I: рождение Российской империи. Основные направления внешней политики России в середине и второй половине XVIII в. Итоги русско-турецких войн. Участие России в трех разделах Польши. Российские владения в Тихом океане. Россия и революционная Франция.
XVIII век - “Золотой век русского дворянства”. Усиление крепостничества. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.
Освободительное движение и эволюция общественно-политической мысли в XIX в. Декабристы. Идейные споры между славянофилами и западниками о судьбах России. Социальные корни и идеология народничества. Зарождение рабочего и социал-демократического движения в России.
Международные отношения в XIX в. Колониальная экспансия и развал старых колониальных империй. Европейская политика от Наполеоновских войн до формирования военных блоков. Внешняя политика России в XIX в. Участие России в наполеоновских войнах. Восточный вопрос во внешней политике России. Крымская война. Присоединение Финляндии, Польши, Бессарабии, Закавказья и Северного Кавказа, Средней Азии. Территориальные разграничения на Дальнем Востоке, продажа Аляски. Военно-политической сближение в Францией после образования Германской империи.
Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, основные этапы, итоги. Зарождение парламентаризма.
На пути к мировой войне: международные отношения в начале XX в. Антанта и Тройственный союз. Причины и характер первой мировой войны. Россия в первой мировой войне. Влияние войны на усиление социальной напряженности в мире. Отношение к войне различных классов и политических партий в России. Война и назревание революционного кризиса в России.
| 5
| 4
| История новейшего времени
| Сущность и характер гражданской войны 1918-1920 гг., ее причины, основные этапы. Красное и белое движение. Крестьянство в гражданской войне. Иностранная военная интервенция.
Международные отношения между двумя мировыми войнами. Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг. Преодоление дипломатической изоляции СССР, развитие экономического сотрудничества, борьба за создание системы коллективной безопасности. Мировой экономический кризис (конец 1920-х – начале 1930-х), обострение противоречий в системе международных отношений, угроза фашизма. Расстановка политических сил на мировой арене накануне второй мировой войны. Советско-германский договор о ненападении 1939 г. Противоречивость внешней политики СССР.
СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.), послевоенное развитие экономики: демилитаризация, восстановление разрушенных предприятий, новое строительство.
Экономическое и социально-политическое развитие СССР в 1964-1985 гг. нарастание негативных явлений, необходимость преобразований.
Мировое сообщество во второй половине XX в.: борьба сверхдержав за лидерство, “холодная война”. Ядерное оружие как новый фактор международной политики. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Влияние стран третьего мира на общемировые процессы. Разрядка 1970-х. годов и новое обострение международной обстановки. Война в Афганистане. СССР и страны социалистической системы: проблемы взаимоотношений. Кризис и распад биполярного мира.
Общественно-политическое развитие Российской федерации в 1990-е гг. Конституция Российской Федерации 1993 г. Политические партии и общественные движения. Проблема территориальной целостности России. Военные действия в Чечне, борьба с терроризмом.
Внешняя политика России в 1992-2013 гг. Мировое сообщество в начале XXI в. Глобальные проблемы современности и поиск новой модели развития мировой цивилизации. Формирование концепции внешней политики России в условиях новой геополитической ситуации. Роль России в борьбе с международным терроризмом. Россия и СНГ.
| 5
|
|