Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии»





Скачать 445.81 Kb.
НазваниеПрограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии»
страница1/3
Дата публикации22.11.2017
Размер445.81 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОСКОВСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Шифр

Наименование дисциплины (модуля)

С1.Б.1.

История




Код специальности

08.05.01.

Специальность

Строительство уникальных зданий и сооружений

Наименование ОПОП

профиль

Строительство гидротехнических сооружений повышенной ответственности


Год начала подготовки

2013-2015

Уровень образования

специалитет

Форма обучения

очная


Разработчики:

должность

ученая степень, звание

подпись

ФИО

доцент

К.и.н., доцент




Пантелеева Т.Л.















Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры:

«Истории и философии»

должность

подпись

ученая степень и звание, ФИО

Зав. кафедрой ИиФ




К.и.н., доц. Молокова Т.А.

год обновления

2015










Номер протокола

№1










Дата заседания кафедры ИиФ

31.08.2015












Рабочая программа утверждена и согласована:

Подразделение/комиссия

Должность

ФИО

подпись

Дата

Методическая комиссия

Председатель

Саинов М.П.







НТБ

Директор

Ерофеева О.Р.







ЦОСП

Начальник

Беспалов А.Е.










  1. Цель освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «История» является формирование научного представления об основных этапах и закономерностях развития мировой и Отечественной истории, знакомство с теоретическими основами изучения истории и овладение практическими навыками самостоятельной работы с историческим материалом.


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы




Компетенция

по ФГОС

Код компетенции по ФГОС

Основные показатели освоения (показатели достижения результата)

Код

показателя

освоения


демонстрированием гражданской позиции, интегрированности в современное общество, нацеленности на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии

ОК-4

Умеет

- обосновывать свою позицию по вопросам общественно-политической практики; демонстрирует нацеленность на совершенствование общества на принципах гуманизма и демократии


У.1

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрации уважения к историческому наследию и культурным традициям, толерантности к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций

ОК-6

Знает

- функции исторического познания и принципы научного подхода к изучению истории: общие закономерности развития мировой цивилизации и особенности становления и развития Российского государства; важнейшие события мировой и отечественной истории.



З.2


Умеет

- анализировать фактический материал мировой и отечественной истории, используя стандартные алгоритмы исторического повествования (причины, внутренняя динамика, последствия событий и явлений).

- на примерах прошлого и современной общественной практики обосновать значимость уважения к историческому наследию и культурным традициям

Имеет навыки

- работы с исторической литературой и источниками при написании реферата на заданную тему; самостоятельной работы при подготовке к текущему и промежуточному контролю.


У.2


Н.2




  1. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы


Дисциплина «История» относится к базовой части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 08.05.01. «Строительство уникальных зданий и сооружений» и является обязательной к изучению.

Дисциплина «История» формирует базовые знания и навыки работы с историческим материалом, необходимые для успешного изучения учебных дисциплин гуманитарного и экономического профиля, способствует выработке гражданской позиции и социальной ответственности выпускников вузов. В ее основе - знания, умения и навыки, полученные в средней школе.

Требования к входным знаниям, умениям и готовности обучающихся

Студент должен:

Знать: основные события Отечественной истории в объеме школьной программы.

Уметь: логически и последовательно излагать факты, используя общие и специальные понятия и термины.

Быть готовым работать с учебной и методической литературой и электронными базами данных.

Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • основные этапы и закономерности общественного развития, важнейшие события мировой и отечественной истории;

  • об источниках исторических знаний и приемах работы с ними, системе исторического знания, его месте в формировании научной картины мира и социально-профессиональных качеств будущего специалиста.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

  • анализировать исторические события и процессы;

  • на исторически значимых примерах показывать органическую взаимосвязь российской и мировой истории, понимать неразрывное единство прошлого, настоящего, будущего и свою ответственность за судьбу Отечества;

  • обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому.

. В результате изучения дисциплины студент должен иметь навыки:

  • работы с исторической литературой и источниками, составления докладов и презентаций по проблемам социально-экономического, политического и культурного развития общества;


Дисциплина «История» является предшествующей для дисциплины «Культурология», «Философия».



  1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся


Общая трудоемкость дисциплины составляет __3__зачетных единицы_108__акад.часов.
Структура дисциплины:

Форма обучения - очная



п/п

Наименование раздела

дисциплины

(модуля)

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

успеваемости

(по неделям

семестра)

Форма

промежуточной аттестации

(по семестрам)

Контактная работа с обучающимися

Самостоятельная работа

Лекции

Практико-ориентированные занятия

КСР

Лабораторный практикум

Практические занятия

Групповые консультации по КП/КР










1.

Теория и методология исторического познания.

1

1-2

4




2







3

Выдача тем эссе

2.

Древняя и средневековая история.

1

3-7

10




4







5

тест

3.

История Нового времени.

1

8-12

10




6







5

тест




История Новейшего времени.


1

13-18

12




6







5

Сдача эссе




Итого:

1

18

36




18




36

18

экзамен



  1. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

.

    1. Содержание лекционных занятий


Форма обучения - очная

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Тема и содержание занятия

Кол-во акад. часов

1

Теория и методология исторического познания.

Предмет истории как научной дисциплины. Сущность, формы и функции исторического знания. Методы изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Периодизация мировой и Отечественной истории. Факторы, обусловившие специфику российской истории.

4

2

Древняя и средневековая история.

Древние цивилизации. Типология цивилизационного развития. Специфика цивилизаций Древнего Востока и античности: государство, общество, культура. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе и на Востоке. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Мировые религии. Создание национальных государств и формирование национальной культуры.

Объективные и субъективные предпосылки образования Древнерусского государства, его значение для становления российской государственности и культуры. Феодальная раздробленность на Руси, ее политические и экономические причины. Русские земли в XIV-XV вв. Объединение земель вокруг Москвы.

Социально-экономические и политическое развитие западной Европы в период формирования централизованных государств. Особенности государственной централизации в русских землях.

Основные тенденции социально-экономического и политического развития Российского государства в XVI-XVII вв.

10

3

История Нового времени.

От средневековья к Новому времени: начало индустриального развития в Западной Европе. Абсолютизм. Эпоха Просвещения. Сущность, основные черты и противоречия политики "просвещенного абсолютизма". Западная цивилизация во второй половине XVIII в. Образование США. Великая Французская революция и ее влияние на европейскую политику.

Особенности модернизационных процессов в российском государстве. Необходимость и предпосылки преобразований. Реформы Петра I. Проблема преемственности курса петровских реформ. Эпоха дворцовых переворотов: причины, социальная сущность и последствия. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

XIX век в мировой истории: промышленный переворот, революции и реформы, колониализм и национально-освободительные движения. Успехи и противоречия политической модернизации. Особенности и основные этапы социально-экономического и политического развития России в XIX в.

Попытки модернизации России при Александре I. Предпосылки и подготовка реформ 1860-1870-х гг. Крестьянская реформа 1861 г. Реформы местного управления, судебная, военная, образования, печати; их содержание и историческое значение. Социально-экономическое развитие в пореформенный период.

Проблема экономического роста и модернизации России в конце XIX - начале XX вв. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте. Аграрный вопрос в России. Реформы П.А.Столыпина.


10

4

История Новейшего времени.


Новейшая история: основные тенденции мирового развития в XX в. 1 мировая война. Революционный подъем в странах Европы и проблемы послевоенного урегулирования. Версальско-Вашингтонская система. Западная Европа и Америка в 1920-30 гг.

Причины и характер революционного кризиса в России в 1917 г. От Февральской к Октябрьской революции. Победа вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 г. Проблема политической власти в послеоктябрьский период. Политика “военного коммунизма”, ее суть и значение. Итоги гражданской войны.

Новая экономическая политика (нэп): сущность, противоречия, итоги. Особенности социалистической индустриализации. Коллективизация. Итоги первых пятилеток. Образование СССР. Общественно-политическое развитие Советского Союза в 1920-30-е гг. Утверждение тоталитарного режима.

Вторая мировая война и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Причины войны, планы и цели Германии. Периодизация и основные события Великой Отечественной войны. Закономерности и цена победы СССР. Уроки истории, значение Великой Победы.

СССР в послевоенный период: основные тенденции социально-экономического и политического развития. Хрущевская «оттепель» (1953-1964 гг.): планы и реальность.

Сущность, основные этапы и последствия реформ 1985-1991 гг. Изменение внешнеполитического курса. Кризис и распад СССР. Образование СНГ. Значение и последствия политики «перестройки».

Российская Федерация в 1990-е годы. Оформление суверенной российской государственности. Достижения и просчеты на пути рыночных реформ.

Российская Федерация на современном этапе. Стратегия социально-экономического развития страны. Национальные проекты. Место и роль Российской Федерации в мировом экономическом и политическом сообществе.

12



    1. Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен




    1. Перечень практических занятий


Форма обучения – очная

№ п/п

Наименование раздела (темы) дисциплины

Тема и содержание занятия

Кол-во акад. часов

1

Функции исторического познания

Цели и задачи изучения истории. Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов. Источники и литература.

2

2

Древняя и средневековая история.

Восточнославянские земли в VI-XIII вв. Образование Российского централизованного государства в XIV-XV вв. Эпоха Ивана IV Грозного. Смутное время. Россия при первых Романовых.

4

3

История Нового времени.

Внутренняя и внешняя политика Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. "Просвещенный абсолютизм" Екатерины II. Проблемы реформирования России в XIX в. - начале XX вв. Социально-экономическое и политическое развитие страны. Россия в первой мировой войне.

6

4

История Новейшего времени.

Революционный кризис 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Социально-экономическое и политическое развитие страны в 1920-1930-е гг. Великая Отечественная война. Послевоенное восстановление и развитие СССР. Хрущевская «оттепель». СССР в 1964 -1985 гг. Реформы 1985-1991 гг. Социально-экономическое и политическое развитие Российской Федерации а современном этапе.

6



    1. Групповые консультации по курсовым работам/курсовым проектам учебным планом не предусмотрены




    1. Самостоятельная работа


Форма обучения - очная

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Содержание работы

Кол-во акад. часов

1

Теория и методология исторического познания

Цели задачи источниковедения. Классификация исторических источников.

Основные этапы в развитии российской историографии отечественной истории


3

2

Древняя и средневековая история

Восточные славяне в древности (VI-VIII вв.). Объединение восточнославянских племен под властью киевских князей. Особенности социально-экономического и политического развития Древней Руси. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Принятие христианства. Социальный и политический строй Древнерусского государства. Русские земли и княжества в XII-XIII вв. Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и Новгородская земли.

Социально-экономическое развитие России в XVI-XVII вв. Эволюция форм собственности на землю. Утверждение поместного землевладения и процесс закрепощения крестьян, юридическое оформление крепостного права (конец XV – середина XVII вв.).

Внешняя политика России в XVI-XVII вв. Европа в начале Нового времени. Соперничество между Москвой и польско-литовским государством. Попытки России укрепиться в Прибалтике. Ливонская война. Расширение границ Российского государства в XVI в.: присоединение Поволжья, Западной Сибири. Борьба с Крымским ханством и укрепление южных рубежей. Внешняя политика Российского государства в XVII в. Вхождение Восточной Украины в состав России. Колонизация Сибири.

5

3

История Нового времени

Международные отношения, место и роль России в Европейской политике Нового времени. Внешняя политика России в XVIII в. Эпоха Петра I: рождение Российской империи. Основные направления внешней политики России в середине и второй половине XVIII в. Итоги русско-турецких войн. Участие России в трех разделах Польши. Российские владения в Тихом океане. Россия и революционная Франция.

XVIII век - “Золотой век русского дворянства”. Усиление крепостничества. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.

Освободительное движение и эволюция общественно-политической мысли в XIX в. Декабристы. Идейные споры между славянофилами и западниками о судьбах России. Социальные корни и идеология народничества. Зарождение рабочего и социал-демократического движения в России.

Международные отношения в XIX в. Колониальная экспансия и развал старых колониальных империй. Европейская политика от Наполеоновских войн до формирования военных блоков. Внешняя политика России в XIX в. Участие России в наполеоновских войнах. Восточный вопрос во внешней политике России. Крымская война. Присоединение Финляндии, Польши, Бессарабии, Закавказья и Северного Кавказа, Средней Азии. Территориальные разграничения на Дальнем Востоке, продажа Аляски. Военно-политической сближение в Францией после образования Германской империи.

Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, основные этапы, итоги. Зарождение парламентаризма.

На пути к мировой войне: международные отношения в начале XX в. Антанта и Тройственный союз. Причины и характер первой мировой войны. Россия в первой мировой войне. Влияние войны на усиление социальной напряженности в мире. Отношение к войне различных классов и политических партий в России. Война и назревание революционного кризиса в России.

5

4

История новейшего времени

Сущность и характер гражданской войны 1918-1920 гг., ее причины, основные этапы. Красное и белое движение. Крестьянство в гражданской войне. Иностранная военная интервенция.

Международные отношения между двумя мировыми войнами. Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг. Преодоление дипломатической изоляции СССР, развитие экономического сотрудничества, борьба за создание системы коллективной безопасности. Мировой экономический кризис (конец 1920-х – начале 1930-х), обострение противоречий в системе международных отношений, угроза фашизма. Расстановка политических сил на мировой арене накануне второй мировой войны. Советско-германский договор о ненападении 1939 г. Противоречивость внешней политики СССР.

СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.), послевоенное развитие экономики: демилитаризация, восстановление разрушенных предприятий, новое строительство.

Экономическое и социально-политическое развитие СССР в 1964-1985 гг. нарастание негативных явлений, необходимость преобразований.

Мировое сообщество во второй половине XX в.: борьба сверхдержав за лидерство, “холодная война”. Ядерное оружие как новый фактор международной политики. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Влияние стран третьего мира на общемировые процессы. Разрядка 1970-х. годов и новое обострение международной обстановки. Война в Афганистане. СССР и страны социалистической системы: проблемы взаимоотношений. Кризис и распад биполярного мира.

Общественно-политическое развитие Российской федерации в 1990-е гг. Конституция Российской Федерации 1993 г. Политические партии и общественные движения. Проблема территориальной целостности России. Военные действия в Чечне, борьба с терроризмом.

Внешняя политика России в 1992-2013 гг. Мировое сообщество в начале XXI в. Глобальные проблемы современности и поиск новой модели развития мировой цивилизации. Формирование концепции внешней политики России в условиях новой геополитической ситуации. Роль России в борьбе с международным терроризмом. Россия и СНГ.

5


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconПрограмма вступительного испытания по русскому языку Архангельск...
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»02 2014г
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика...
Дисциплина в. Дв 1 «Внешнеэкономическая деятельность предприятия (организации)»
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconПрограмма для уровня «бакалавр»
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры международного права «28» декабря 2007 г., протокол №8
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconРабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Педиатрия»
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №18 от 23 мая 2012 г.)
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconРассмотрена и одобрена на заседании кафедры
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconРассмотрена и одобрена на заседании кафедры
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconРабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Лечебное дело»
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №1, от 28 августа 2013 г.)
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconУчебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол...
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconРабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности...
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №18 от 23 мая 2012 г.)
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconНазвание ресурса
...
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconСердечно-легочная реанимация (слр)
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол №
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconРабочая программа по истории для 7А, 7Б, 7В классов учителя истории
Рассмотрена на заседании предметной кафедры учителей и рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании обеспечивающей кафедры геоэкологии и геохимии ипр протокол №11 от 07 мая 2014...
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconМатериалы для самообследования (тесты)
...
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» iconФорма экзамена: тест Продолжительность
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск