Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Марковская основная общеобразовательная школа» УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Марковская ООШ»
___________ Дресвянина Е.А.
Приказ № ______
от «____» _________ 2012 г. УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Марковская ООШ»
___________ Дресвянина Е.А.
Приказ № ______
от «____» _________ 2012 г. УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Марковская ООШ»
___________ Дресвянина Е.А.
Приказ № ______
от «____» _________ 2012 г. ПРИНЯТО
Педагогическим советом
школы
Протокол №_______
от «____» __________ 2012 г. РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим
объединением
Протокол № ________
от «____» __________ 2012 г.
Рабочая программа по предмету «История» 5класс
Разработчик: Бушманова С.Ф. учитель истории
2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования.
Рабочая программа курса соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования (от 5 марта 2004 г. № 1089) и составлена на основе Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования РФ, а также авторской программы А.А. Вигасина.
Данная рабочая программа обеспечена:
учебником А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира» – М.: Просвещение, 2010 (учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/13 учебный год и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.)
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. Целью курса истории древнего мира является формирование у школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности
В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
При продолжительности учебного года 34 недели и при учебном плане школы 2 часа истории в неделю на изучение курса истории в 5 классе отводится 68 часов.
Задачи курса:
Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.
Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.
Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства).
Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения,
Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся общеучебных умений и навыков ,универсальных учебных действий и ключевых компетенций:
В связной монологической форме излагать важнейшие исторические факты на основе текста учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстраций.
Сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия.
Давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения.
Оппонировать и отстаивать свои взгляды, используя исторические факты и аргументы.
Получать историческую информацию из различных исторических источников
Оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность событий и явлений.
Читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Среди форм и методов организации учебного процесса целесообразно использовать следующие:
Решение и составление познавательных задач.
Рассказ по рисунку.
Историческое сочинение.
Характеристика исторического деятеля по памятке.
Составление и разгадывания кроссвордов.
Ролевые и интеллектуальные игры.
Викторины и конкурсы.
Конкурс рисунков.
Подготовка сообщений.
Работа с документами и др.
В процессе организации учебного времени предполагается как индивидуальная, так и работа в парах и в группе
Примерная программа по истории, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования предлагает раздел «Что изучает история» (не менее 10 ч. для V-VI классов). В 5 классе на уроках в разделе 1 «Откуда мы знаем, как жили наши предки» изучаются следующие дидактические единицы стандарта:
Ход времени и способы его измерения.
Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).
Источники знаний о прошлом.
Происхождение имен и фамилий. Генеалогия.
Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.
Так как данный раздел достаточно изучается в начальной школе и ребята пришли из начальной школы достаточно подготовленными, то на изучение его в 5 классе вместо 10 часов отвела 4 часа
. Список литературы для учителя.
Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю. Книга для учителя. – М.: Дрофа, 1996
Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин. Ключи к тайнам Клио. – М.: Просвещение, 1994
К.В. Волкова. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира» 5 класс. – М.: Экзамен, 2006
История Древнего мира и Средних веков. 5-6 классы: Дидактические материалы / В.В. Сухов и др. – М.: Дрофа, 2000
С.И. Алексеев. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Русское слово, 2006
Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2007
Список литературы для учащихся.
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» – М.: Просвещение, 2010
С.И. Алексеев. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Русское слово, 2006
Е.А. Тудоровская. Троянская война и её герои. Приключения Одиссея.
Гомер. Илиада. Одиссея.
Знаменитые греки. Жизнеописания выдающихся деятелей Древней Греции, составленные по Плутарху.
Настенные исторические карты.
Древний Египет
Междуречье и Восточное Средиземноморье
Египет и Междуречье
Индия и Китай в древности
Греция в IV в. до н.э.
Образование и распад державы Александра Македонского. Эллинские государства
Древняя Италия до сер. III в. до н.э.
Древняя Италия в VII- н. III в.в. до н.э.
Римская империя в IV-V в.в. Падение Западной Римской империи
Настенные исторические картины.
Мамонт.
Охота на козлов.
Древние охотники.
Древние охотники (копьё и стрелы).
Древние земледельцы и скотоводы.
Египетское войско. Знатные и простые греки.
Электронные ресурсы
Диск «История Древнего мира», «Просвещение»
Диск «Мифы и легенды Древнего мира»
Интернет-ресурсы Из Примерной программы Основного общего образования По истории
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Классы
| Объем учебного времени (федеральный компонент)
| Разделы примерной программы
| Резерв учебного времени
|
|
| История России
| Всеобщая история
|
|
|
| Что изучает история – не менее 10 ч
|
| V-VI классы
| 140 ч
| История России (с древности до XV в.) – не менее 30 ч.
| История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч
| 25 ч
| VII-VIII
классы
| 140 ч
| История России (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 72 ч
| История Нового времени (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 48 ч
| 20 ч
| IX
класс
| 70 ч
| Новейшая и современная история России – не менее 36 ч
| Новейшая и современная история – не менее 24 ч
| 10 ч
| |