Рабочая программа элективного курса «История России в лицах»





Скачать 452.73 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса «История России в лицах»
страница1/4
Дата публикации17.09.2013
Размер452.73 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4
Элективный курс «ИСТОРИЯ РОССИИ В ЛИЦАХ Х-XVII вв.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089) и авторской программы элективного курса (составитель Н.И.Чеботарева) 10-11 классы «История России в лицах

В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.

Цели :

  • Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.

  • Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.

  • Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи:

  • Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

  • Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.

  • Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

  • Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

  • Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • самостоятельный поиск информации по предложенной тема тике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;

  • представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;

  • анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;

  • обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.


Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы:

  • анализ исторической литературы и исторических источников,

  • эвристическая беседа,

  • лекция,

  • дискуссия (дебаты),

  • сюжетно-ролевая игра («Суд»),

  • подготовка и обсуждение сообщений учащихся,

  • «мозговой штурм» и др.



Основные формы отчетности:

тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»).
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

Формы контроля: анализ исторической личности по выработанным критериям.

составление исторического портрета

Эссе

составление презентаций

Место предмета в учебном плане школы
Курс «История России в лицах» рассчитан на 34 часа изучения в 10 классе по 1 часу в неделю и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XVII века.


Содержание элективного курса

Введение (1 ч.)

Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

Тема 1. Древняя Русь (7 часов).

  1. Семинар «Реформаторы Древней Руси». Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославович (7-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев.

Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси.

2.Практическое занятие «Законодатели Древней Руси». Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».

  1. Семинар «Защитники Отечества» (2 часа). Святослав Игоревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославович (?-972) Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд 1097 г.

  2. Семинар «Носители идеалов православия» (3 часа). Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)-969). Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославович: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». На значение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (1036-1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор(?).
    Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.

Тема 2. Русь удельная (2 часа).

1. Семинар «Обособление Северо-Восточной Руси». Юрий Долгорукий (1090(?)-1157). Князь Ростово-Суздальский: распространение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (11(?)- 174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.

2. Семинар 1 ч.) «Защитники Отечества». Александр Невский (1220(?)-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат.

Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (7 часов).

  1. Семинар «Деятели Руси ХIV-ХV вв.» (2 часа). Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.

  2. Семинар (1 ч.)«Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси Х1У-ХУ веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей (1293(?)-1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация.

Семинар (1 ч.) «С.Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси».

С. Радонежский (1314-1392). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие». Андрей Рублев (1370(?)-1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551.

  1. Лекция «Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.

  2. Деловая игра-дебаты «Иосифляне и нестяжатели». Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравственное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)-1515). Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канонизация.

Тема 4. Россия XVI века (5 часов).

  1. Семинар «Избранная рада» (2 часа). Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530(?)-1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр (?-ок. 1566). Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский (1528-1583).
    Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.

  2. Семинар (1 ч.) «Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?- 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.

  3. Деловая игра (1 ч.) «Суд над Иваном Грозным». Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.

Семинар. «Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497-1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич (7-1585). Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.

Тема 5. Россия периода Смуты (4 часа).

1. Семинар «Правители эпохи» (2 часа). Б. Годунов (1552-1603). Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I (1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский (1552-1612). Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Вы крикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам.

2. Семинар «Патриоты» (2 часа). Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интервентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация. К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский (1578-1642). Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин (7-1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной куль
туре России.

Тема 6. Россия в XVII веке (6 часов).

  1. Лекция «Первые Романовы на Российском престоле» (1 часа). Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и

Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.

  1. Семинар «Предтеча преобразователя». А. Л. Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности.

  2. Деловая игра «Церковный раскол» (2 часа). Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620(?)-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632(?)-1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.

Семинар «Добрые люди Древней Руси». Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?- 1604). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу.

Тема 7. Россия в XVIII веке (6 ч.)

1.Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за престол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Первые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного /правления. Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором.

2. Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его последствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.

3. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветители. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины П. Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.

Литература.

Элективные курсы. История России .10-11 классы. Составитель Н.И.Чеботарева.-Издательство «Учитель» Волгоград.2006
Материально-техническое обеспечение элективного курса.

  1. Васяева, М. Н. Смутное время - время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 6.

  2. Великие государственные деятели России. - М., 1996.

  3. Древнерусская литература: книга для чтения. - М., 1993.

  4. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. - М., 1993.

  5. История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв.-М., 1996.

10. История государства Российского: жизнеописания. XVIIвек.-М., 1997.

11. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. - М., 1993.

12. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1.-СП6., 1993.

  1. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. - М., 1990.

  2. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.

  3. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в Зкн.-М., 1993.

  4. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990.

17'. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. - 1996. - № 11-12.

  1. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993.

Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. - 1995.-№5-6

  1. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. - М., 2001.

  2. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. - М., 1995.

  3. Перхавко, В. Б. История России в лицах: Х-начало XVII в. - М., 2000.

  4. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. - М., 1997.

  5. Хрестоматия по истории России. - Т. 1. - М., 1994.

  6. Хрестоматия по истории России. - Т. 2. - М., 1995.

  7. Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей.-Т. 5.-Ч. 1.-М., 1995.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Введение (1 час).

Цели:

  • познакомить учащихся со спецификой курса;

  • вызвать интерес к изучению исторических личностей;

  • совместно с учащимися выработать критерии отнесения человека к категории исторических личностей;

  • способствовать размышлению учащихся о роли исторической личности, о целях и средствах их достижения.

Элементы содержания образования:

  1. Роль личности в истории.

  2. Критерии причисления к историческим личностям.

3. Соотношение целей и средств в историческом процессе.
Дидактические материалы: черты исторической личности по В. О. Ключевскому.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы работы: «мозговой штурм», мини-анкета «Историческая личность».

Формы контроля: анализ исторической личности по выработанным критериям.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconРабочая программа элективного курса по истории России «История России в лицах»
Элективный курс “История России в лицах” предназначен для учащихся 7 класса, изучающих историю на базовом уровне. Программа составлена...
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconРабочая программа элективного курса «история в лицах»
Программа курса «История в лицах» предназначена для изучения в 10 классе. Курс рассчитан на 35 часов; 1 час в неделю
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина...
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconПрограмма факультативного курса «История в лицах»
Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской...
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconРабочая программа элективный курс по истории
Программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы» предназначена для изучения учащимися 9 классов и составлена...
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconПрограмма элективного курса «история в лицах, реформы и реформаторы российской империи»
Прошлое обязательный элемент исто­рического сознания. Историческое сознание предполагает ту нераз­рывную связь времен, которая формирует...
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconЭлективный курс по истории России «История России в лицах» Россия...
Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам элективных курсов. Объем курса 17 часов
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconПрограмма элективного курса «история вооруженных сил россии»
Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории Российской армии
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconРабочая программа учебного курса «История России. ХХ век»
«История», программы курса «История России XX век» С. И. Козленко, Н. В. Загладина, Х. Т. Загладиной для 9 класса общеобразовательных...
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconРабочая программа по курсу новой истории составлена на 12 часов
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconПрограммно-компьютерное обеспечение по предметам
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconОбразовательная программа Муниципального
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconПрограмма информатизации школы
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconХанты-мансийского автономного округа-югра
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» iconШаталов Виктор Федорович Эксперимент продолжается
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск