План-конспект открытого урока по истории.
Учитель: Самсонов А.А.
Тема урока: «Древняя Финикия»
Дата проведения: 14 марта 2012 года
Класс: 5 класс
Тип урока: изучения нового материала с элементами практической работы
Цели урока:
А) Образовательные цели: - познакомить учащихся с географическим положением Финикии;
- познакомить с основными занятиями финикийцев;
- дать представление о финикийцах как о создателях древнейшего алфавита.
Б) Развивающие цели: - продолжать работу по формированию навыков работы индивидуально и в группах;
- развивать навыки работы с исторической картой и историческим источником;
- развивать логическое мышление, связную монологическую речь.
В) Воспитывающие цели: - воспитывать интерес к истории древнего мира;
- воспитывать уважение к чужой точке зрения.
Используемые учебники и учебные пособия: Уколова В.И. История древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.И. Уколова, Л.П. Маринович; под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2009
Используемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация Power Point, учебник, раздаточный материал, набор финикийских монет для оценивания работы в течение урока, карты «Финикийские колонии» и «Египет и Передняя Азия».
Основные понятия: Финикия, колония, алфавит
План изучения нового материала:
Географическое положение Финикии
Торговля и основание колоний
2.2. Торговый пути
2.3. Понятие колонии, главные колонии Финикии
3. Финикийский алфавит
Ход урока:
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1. Организационный момент
| Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Меня зовут Алексей Александрович, и сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Древнюю Финикию. Мы с вами будем много отвечать на вопросы и за каждый правильный ответ вы будете получать небольшую финикийскую монетку и в конце урока мы с вами их посчитаем и посмотри кто стал бы истинным финикийцем.
Запишите тему урока – «Древняя Финикия».
| Ученики здороваются и занимают свои места.
| 2. Новый материал
| Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться еще с одним народом, жившим в Передней Азии в древности. Этот народ греки назвали «финикийцами», а вот за что — мы и узнаем. Жизнь этого народа сильно отличалась от жизни египтян или вавилонян, и связано это было с особенностями природы и места, где они жили.
На восточном берегу Средиземного моря, между песчаным морским побережьем и поросшими могучими кедрами склонами Ливанских гор, протянулась узкая полоска земли. Это земля Древней Финикии. (Рассказ сопровождается показом объектов на исторической карте. Затем учащимся предлагаются вопросы и задания. За каждый правильный ответ учащиеся получают бонус).
Внимательно посмотрите на карту на экране и на ваших партах.
Какое море омывает берега Финикии?
Какой будет климат в стране, находящейся на морском побережье?
Скажите, почему жителям Финикии было трудно заниматься земледелием и скотоводством?
Молодцы! Все верно.
Страна была в древности богата ценными породами леса, но полезных ископаемых здесь тогда открыли сравнительно мало. Зато тут всегда проходили важнейшие караванные пути – из Египта в Малую Азию и Месопотамию и обратно. Караван в нашем представлении связывается с вереницей верблюдов, однако в древности караваны перевозили грузы на ослах.
В Финикии сходились торговые пути Передней Азии. Они двигались с севера на юг, в Египет и Палестину, и в обратном направлении. Существовали и морские торговые пути, проложенные финикийцами. Их гавани были единственными удобными морскими портами в Восточном Средиземноморье, и к ним сходились нити и морской торговли, и морского разбоя.
Поэтому города Финикии быстро богатели и процветали. Посмотрите на карту на экране или на партах и назовите четыре самых крупных и главных города Финикии. Именно из этих городов в Средиземное море в разных направлениях выплывали финикийские корабли. (На слайде появляются изображения кораблей в разных частях карты).
Посмотрите на корабли и назовите направления, в которых двигались корабли.
Молодцы! Правильно. В тех местах, где бывали финикийцы, они основывали колонии. Давайте с вами запишем, что такое колония.
Однако, в колонию необходимо было поставлять товары для продажи, которых в Финикии было предостаточно, причем многие из них были уникальные. Изобретения финикийцев, которыми мы пользуемся до сих пор. Давайте с вами немного поиграем в игру «Восточный рынок».
Что ввозили
| Что вывозили
| Зерно, папирус
| Стеклянные изделия
| Медь, Серебро, Олово
| Кедр и смолы, оливковое масло
| Янтарь
| Вино, пурпурная ткань
| Рабы
| Ювелирные изделия
|
| Рабы
|
Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит! Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. Тогда финикийцы создали собственное письмо — древнейший в мире алфавит: в нем всего 22 буквы.
Каждая буква обозначает не целое слово и не слог, а отдельный звук. Вот, например, буква, которая называется «гимель». В переводе на русский язык «гимель» означает верблюд. Похожа ли буква на это животное? А на верблюжий горб?
|
Средиземное море
Ученики могут сказать, что климат в данной местности может быть влажным, жарким, ветреным.
Можно предположить, что плодородных земель очень мало, поэтому сложно заниматься земледелием. Для скота требуются поля и луга, которых в Финикии практически не было.
Предполагается, что ученики назовут города Угарит, Тир, Библ, Сидон. Вдоль берегов Испании и Франции, финикийские купцы добирались до Оловянного острова — Британии, до Янтарного берега — Прибалтики. Первыми обогнули Африку.
Учащиеся уже знакомы с понятием колония и говорят, что колония – это поселение, основанное на чужой территории.
Все ученики делятся на две группы: «иностранцы» и «финикийцы» и подходят к столу, где разложены предметы торговли. Задача участников игры определить, какие товары вывозились из Финикии, а какие ввозились. Рядом с товарами разложены карточки с описанием товаров, которые также надо верно определить и представить товар.
Учащимся предлагается написать свое имя и фамилию на финикийском языке.
| 3. Этап закрепления
| В презентации следует слайд, на котором приводятся основные выводы урока:
- в Финикии было сложно заниматься земледелием, потому что не было плодородных земель;
- основными занятиями были торговля, ремесло, мореплавание;
- колония – это поселение, основанное на чужой территории. Самая крупная колония Финикии – Карфаген;
- финикийский алфавит – первый в мире алфавит с буквенным значением. Ну а теперь самое интересное – каждый посчитайте количество полученных финикийских монет, и мы узнаем, кто в те времена стал бы истинным финикийцем.
| Учащиеся вместе с учителем проговаривают основные выводы, которые также записаны у них на раздаточном материале с планом урока.
Ученики подсчитывают количество полученных монет.
| 4. Этап завершения урока
| Итак, сегодня мы с вами познакомились с удивительной страной – Финикией. Мы многое о ней узнали, и вы еще раз сможете окунуться в те времена, прочитав параграф 16 вашего учебника.
На этом наш с вами урок подошел к концу. Спасибо за работу! До свидания!
| Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание. Прощаются с учителем.
|
Примечание.
Работа с картой
Вопросы на логическое мышление
Работа с понятиями
Игровые моменты
Предполагаемые ответы |