Скачать 2.96 Mb.
|
Преосвященнейший Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский, профессор, кандидат богословия Священная Библейская История Нового Завета Владивосток, Издательство Дальневосточного гос. университета, 2000 Содержание: Предисловие. Введение. Краткие Сведения о Евангелии. Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки. Евангелие от Иоанна. 2. Евангелие - Книга Жизни. 3. Палестина во Время Иисуса Христа. Историко-географическое описание Палестины. Политическое положение Палестины. 4. Религиозное Состояние Еврейского. Глава I. Рождество Христово и Его Жизнь до Начала Общественного Служения. Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете. Благовестие Захарии. Благовещение Деве Марии. Посещение Девой Марией Праведной Елисаветы. Рождение Иоанна Предтечи. Откровение Праведному Иосифу о Боговоплощении. Рождество Христово. Поклонение пастухов. Обрезание и Сретение Господне. Поклонение волхвов. Бегство в Египет и избиение младенцев. Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину. Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Первое посещение храма. Святой Иоанн Креститель, его жизнь и проповедь. Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане. Искушение в пустыне. Возвращение Христа на Иордан. Первые Его ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Глава II. Первый Год Общественного Служения Господа Иисуса Христа. Переселение в Капернаум. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи. Беседа с Никодимом. 4. Проповедь в Иудее и последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Беседа с Самарянкой. Проповедь Иисуса Христа в Галилее. Заочное исцеление сына царедворца. Проповедь в Назаретской синагоге. Исцеление бесноватого в Капернауме. Исцеление тещи Петра и многих больных в Капернауме. Исцеление расслабленного в Капернауме. Призвание Левия-Матфея. Глава III. Второй Год Общественного Служения. Вторая Пасха Иисуса Христа в Иерусалиме. Исцеление расслабленного в "доме милосердия." Срывание колосьев и спор о субботе. Исцеление сухорукого. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Исцеление слуги Римского сотника. Воскрешение сына наинской вдовы. Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу. Иисус Христос в доме Симона-фарисея. Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев. Учение в притчах о Царстве Божием. Притча о сеятеле. Притча о зерне горчичном. Притча о закваске. Притчи о сокровище и о драгоценной жемчужине. Притча о плевелах. Укрощение бури. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Исцеление кровоточивой и воскрешение девицы. Отправление апостолов на проповедь. Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Хождение Иисуса Христа по воде. Беседа о хлебе жизни. Глава IV. Третий Год Общественного Служения. Беседа с фарисеями о предании старцев. Исцеление дочери хананеянки. Исповедание апостолом Петром Божества Христова. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Последние дни пребывания в Галилее. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Христос на празднике Обновления. Общественное служение Иисуса Христа в Заиорданье. Поучения в притчах о любви Бога к человеку и людей друг ко другу. Притча о пропавшей овце. Притча о потерянной драхме Притча о блудном сыне. Притча о милосердном Самарянине. Притча о мытаре и фарисее. Беседа Христа с богатым юношей о богатстве. Притча о богаче и Лазаре. Исцеление десяти прокаженных. Учение Иисуса Христа о браке и девстве. Благословение детей. Притча о виноградарях, призванных на работу в разное время дня. Воскрешение Лазаря. Тайное решение синедриона. Последнее путешествие Христа в Иерусалим. Исцеление слепого у Иерихонских ворот. Обращение Закхея. Глава V. Страстная Неделя. Крестная Смерть Иисуса. Христос в Вифании за шесть дней до Пасхи. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Второе изгнание торгующих из храма. Дети, прославляющие Господа. Великий Вторник. Последнее посещение храма. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Вопрос о подати кесарю. Вопрос саддукеев о воскресении мертвых. Вопрос о наибольшей заповеди. Обличительная речь против книжников и фарисеев. Лепта вдовы. Встреча с еллинами. Пророчество о разрушении Иерусалима. Пророчество о Втором пришествии Христа. Притча о десяти девах. Притча о талантах. Беседа о Страшном Суде. Великая Среда. Предательство Иуды. Великий Четверг. Тайная вечеря. Иуда покидает Пасхальную трапезу. Установление таинства Евхаристии. Прощальная беседа. На пути в Гефсиманию. Гефсиманская молитва. Предательский поцелуй Иуды. На допросе у первосвященника Анны. Отречение Петра. Суд Синедриона. Смерть предателя. Великая Пятница. На суде у Пилата. Крестный путь на Голгофу. Распятие и Крестная смерть Иисуса-Агнца Божия. После распятия и смерти. Погребение. Глава VI. Евангельские События после Воскресения. Воскресение Христово. Явление Марии Магдалине и другим мироносицам. Реакция Синедриона. Явление двум ученикам на пути в Эммаус. Явление всем апостолам, кроме Фомы. Явление одиннадцати апостолам. Явление на Тивериадском озере. Явление Христа на горе в Галилее. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Заключение. Приложение 1. Сокращенные Обозначения Книг Библии. Книги Священного Писания Ветхого Завета. Книги Священного Писания Нового Завета Послания апостола Павла: Сокращенные Обозначения Книг Библии. Приложение 2. Хронологическая Таблица Важнейших Событий. Приложение 3. Карты. Библиография. 1. Жизнь Иисуса Христа 1. Общие труды, источники. 2. Христианские авторы. 3. Нехристианские авторы и представители либеральной теологии. 2. Толкования на Евангелия. 1. Святоотеческие комментарии. 2. Позднейшие комментарии. 3. Личность и Учение Христа. Притчи. 1. Христианские авторы. 2. Нехристианские авторы и представители либеральной теологии. 4. Частные Аспекты Евангельской Истории. 2. Нехристианские авторы и либеральные теологи. 5. Словари и Справочники. 6. Евангельская История в Художественной Литературе. Предисловие. Священная Библейская история Нового Завета - это история искупительного Крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, история установления Нового благодатного союза человека с Богом. На первых своих страницах Св. Библия свидетельствует, что Всемогущий Бог по Своей Любви и Благости создал весь мир и человека, наделив его духовными талантами, и сделал его царем и хранителем мира. Раскрывая в себе образ Божий, человек все больше и больше уподоблялся бы своему Творцу и вместе с тем превратил бы всю землю в рай. Но человек не выполнил своего назначения. Не пожелав духовного совершенства и жизни с Богом, он пренебрег Любовью Творца, порвал союз с Небом и стал рабом падшего ангела - диавола. Как блудный сын, он уходил от своего Творца все дальше и дальше в область мрака и небытия. Тот, кто был призван стать царем и творцом природы, стал ее рабом, губителем и грабителем. Порвав благодатный союз с Богом, человек постепенно умирал. После грехопадения он стал бессильным восстановить свою падшую, расколотую грехом природу и победить смерть. Умирающему во грехах человечеству нужна была Божественная рука помощи, новый спасительный акт Божественной Любви, который бы восстановил разлагающуюся природу человека, соединил бы его с Источником Жизни и вновь даровал бы ему достоинство человека, как высшего творения Божия. И Любящий Творец не оставил Свое любимое творение, Он нисходит к умирающему человеку и спасает его. Этот творческий Божественный акт Жертвенной Любви в отпавшем от Бога греховном мире совершило то же Божественное Слово, Которым вначале было создано все тварное бытие. "Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:2-3). Чтобы осуществить спасение человеческого рода. Предвечное Слово Божие - Вторая Ипостась Святой Троицы, Сын Божий посредством воплощения принимает человеческую природу и становится подобным нам Человеком, кроме греха, "И Слово стало плотию, - свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, - и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин. 1:14). Как в начале всех вещей совершилась непостижимая для разума тайна сотворения мира, так по исполнении времен совершилась столь же непостижимая тайна воплощения Бога - Слова. По словам ап. Павла, это событие есть "великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (I Тим. 3:16). Эта - "великая благочестия тайна" и составляет предмет Священной Библейской истории Нового Завета. Сведения о том, как "Слово стало плотию, и обитало с нами," т.е. о Рождестве Христовом, Его Божественном учении, крестной смерти, воскресении и вознесении, мы узнаем из четырех Евангелий: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Введение. Краткие Сведения о Евангелии. Слово "евангелие" принадлежит греческому языку, в переводе на русский язык оно означает "доброе известие," "благая весть" (благовестие). Евангелием мы называем благую и радостную весть о спасении человеческого рода от греха, проклятия и смерти, преподанную людям Господом нашим Иисусом Христом, воплотившимся Сыном Божиим, и проповеданную Апостолами. Из этого определения Евангелия следует, что евангелистом в подлинном смысле слова можно назвать только Господа нашего Иисуса Христа, так как Он есть не только Источник Божественного спасительного учения, но и Совершитель великой Голгофской Жертвы Любви - Сама Божественная Любовь, посредством Которой спасается человеческий род. Живя среди людей, Христос излагал Свое Божественное учение в устной форме. Первоначально спасительное учение Иисуса Христа сохранялось в Церкви в устном сказании, но впоследствии устное благовествование было записано на свитках пергамента Апостолами и их ближайшими учениками. С этого времени название "евангелие" перешло также на эти письменные повествования о жизни и учении Спасителя. Надо иметь в виду, что в те древние времена многие пытались письменно изложить жизнь и учение Господа нашего Иисуса Христа, но из всех этих писаний только четыре признаны Церковью каноническими и почитаются ею как священные книги. Это Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Вернее сказать, есть только одно Евангелие, ибо есть только один Спаситель Иисус Христос и одно Его учение; но существуют четыре изложения Евангелия, написанные четырьмя евангелистами. Вместе взятые все эти писания носят название Четвероевангелия. Евангелия Матфея, Марка и Луки в отличие от Евангелия Иоанна называются синоптическими, потому что они очень близки между собой по плану и содержанию. Но различия между синоптическими Евангелиями и Евангелием Иоанна Богослова не являются существенными. Если сравнить все четыре Евангелия, то окажется, что в главном все они находятся в удивительном согласии. Все они описывают жизнь и учение Господа Иисуса Христа - Сына Божия и Сына Человеческого, святого, чистого, кроткого и любвеобильного, могущественного в словах и делах, посланного Богом Отцом для спасения мира, добровольно принявшего мучительную смерть на кресте и воскресшего из мертвых. Евангелисты не ставили себе задачей изложить все учение Спасителя для всех времен и народов, а писали каждый с особой частной целью, определяемой условиями его апостольства, и сообразно с этой целью упоминали лишь о тех или иных изречениях Христа и событиях Его жизни. Поэтому Евангелия в первом веке были апостольскими писаниями, предназначенными отдельным христианским общинам и даже частным лицам (Лк. 1:1-4). Но так как в этих писаниях излагалось учение Христово и указывался людям путь спасения, то Дух Святой, живущий и пребывающий в Церкви Христовой, сохранил их для всех времен и народов, ибо Божественная Истина, запечатленная в Евангелиях, не может ограничиваться ни временем, ни каким-нибудь обществом или народом. Время происхождения Евангелий не может быть определено с безусловной точностью, но должно быть отнесено ко второй половине первого века. Первыми новозаветными книгами, несомненно, были послания апостолов, которые писались с целью поучения и укрепления в вере христианских общин; но вскоре явилась потребность и в книгах, в которых подробно излагалась бы история земной жизни Иисуса Христа. Можно полагать, что ап. Матфей написал свое Евангелие около 50 - 60 годов по Рождестве Христовом, Марк и Лука несколько лет спустя и во всяком случае раньше разрушения Иерусалима, т.е. раньше 70 года, а Иоанн - в конце первого века, в преклонном возрасте. Язык, на котором написаны Евангелия - греческий, не классический, а так называемый александрийский, наиболее в то время распространенный. Написанные на нем книги свободно читались различными народами, входящими в Римскую империю-от берегов Атлантического океана до Евфрата и далее. Древние отцы Церкви усматривали в Ветхом Завете прообразы и символы четырех Евангелий. Так они сравнивали св. Четвероевангелие с рекой, которая, вытекая из Эдема для орошения насажденного Богом рая, разделялась на четыре реки, протекавшие по странам, хранившим в своих недрах множество драгоценных камней и дорогих металлов (Быт. 2:10-14). Эта река является символическим изображением духовной глубины и величия содержания Святого Евангелия. Другой символ для четырех Евангелий Святые Отцы усматривали в таинственной колеснице, которую видел пророк Иезекииль у реки Ховарь. Она состояла из четырех животных, каждое из которых имело четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Эти лица животных, взятые в отдельности, сделались символами для каждого из евангелистов. Христианское искусство, начиная с пятого века, изображает Матфея с человеком или ангелом, так как ап. Матфей в своем Евангелии больше говорит о человеческом и мессианском характере Христа. Евангелист Марк в иконографии изображается со львом, так как св. Марк в своем Евангелии повествует преимущественно о всемогуществе и царском достоинстве Иисуса Христа (лев - царь животных). Евангелист Лука изображается с тельцом, потому что св. Лука повествует преимущественно о первосвященническом служении Иисуса Христа (телец -жертвенное животное). И, наконец, евангелист Иоанн изображается с орлом, ибо как орел подымается высоко над землей и проникает своим острым взором в глубокие дали, так и св. Иоанн Богослов, духовно подымаясь над всем земным и человеческим, преимущественно говорит в своем Евангелии о Христе как о Боге Слове, Второй Ипостаси Святой Троицы. |
Митрополит Вениамин (Федченков) о вере, неверии Приняли участие в голосовании: Кузнецов В. В., Бронников Е. А., Воронин А. Ю., Клапцов А. В., Перепелкин А. Ю., Филькин Р. А., Чеботарёв... | Митрополит Вениамин (Федченков) о вере, неверии Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 03060062 – журналистика (квалификация журналист) | ||
Натуев Вениамин Евгеньевич аспирант Челябинского государственного университета Одним из атрибутов, характеризующих современное правовое общество, является идея парламентаризма, которая находит свое практическое... | Реферат Вячеслав Геннадьевич, Богославский Дмитрий Дмитриевич, Бодягин Владимир Михайлович, Бодягин Андрей Владимирович, Волков Сергей Денисович,... |