2010\2011 учебный год
Рассмотрено
| Согласовано
| Утверждено
| Руководитель МО
| Заместитель директора по УВР
| Руководитель МОУ СОШ №3
| / Пугачева Н.П./
| МОУ СОШ №3 им.Т.Гиззата г.Агрыз
| им.Т.Гиззата г.Агрыз
| Протокол № 1 от
| / Шершнёва В.Н./
| / Фархутдинова Р.С./
| «31» августа 2011
| «31» августа 2011
| Приказ № 54 от «31» августа 2011
|
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 имени Т. Гиззата г. Агрыз
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Шушаковой Елены Николаевны, учителя I квалификационной категории
по Всеобщей истории в 6 классах УМК Образовательная система «Школа2100»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от « 27» августа 2011 г.
2011/2012 учебный год
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом об образовании Р.Ф ,Законом об образовании Р.Т., в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования ( утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования ,в соответствии с письмом Министерства Образования и науки Р.Ф. от 07.07.2005г.№ 03 – 1263 » О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана», на основании БУП Р.Т.- 2011 , утверждённого приказом от 02.08.2011 № 3934/11.
Настоящая рабочая программа соответствует требованиям Государственного стандарта по обществознанию основного общего образования, примерной программы МО РФ. Разработана на основе авторской программы основного общего образования по истории МО РФ 2004. и авторской программы к учебнику «Данилов А. А., Данилов Д.Д. «История России с древнейших времен до начала XVI века. 6 класс ». « Всеобщая история 6 класс. Средние века» Образовательная система « Школа 2100» с целью выполнения национально-регионального компонента по предмету «История Татарстана» на основании информационного письма №7831/9 от 16.10.2009 года Министерства образования и науки РТ.
Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности а так же добавление модуля по Истории Татарстана с целью выполнения национально-регионального компонента. Цель изучения курса «История средних веков» – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию народов России и Татарстана. При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории и составляет – 10
Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач: Задачи курса по Истории России
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Используемые УМК:
Данилов Д.Д, .ДаниловА.А., История России с древнейших времен до начала ХVI века. Образовательная система «Школа 2100». –М.: БАЛАСС., 2009.
Данилов Д.Д, .ДаниловА.А., Всеобщая история. 6 класс. Средние века. Образовательная система «Школа 2100». –М.: БАЛАСС., 2009.
Данилов А.А. История России с древнейших времен до начала XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.
Атлас. История России с древнейших времен до начала XXI века. Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2004
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. – М.: Дрофа, 2007.
Программа по Всеобщей истории ориентирована на учебник Д.Д. Данилов, А.А. Данилов "Всеобщая история 6 класс Средние века» и является частью учебно-методического комплекта по истории Средних веков основной школы образовательной системы "Школа-2100".
Программа охватывает период с конца V по XVв., от падения Западно-Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задача курса по Всеобщей истории
- показать самобытные черты Средневековья, его не похожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает в себя историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
В основные цели курса входит:
сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних Веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
осветить, экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различи;
охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека игражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий - христианства и ислама.
В ходе изучения курса имеется возможность по формированию у учащихся:
Умение связно пересказывать текст учебника,отделяя главное от второстепенного;
умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений событий;
умение сравнивать исторические явления в разных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
умение самостоятельно давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
умение полемизировать и отстаивать свои взгляды;
умение самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
умение работать с исторической картой;
умения оперировать историческими деталями, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе Знать/Понимать:
Основные даты и ключевые события истории России и мира в эпоху средневековья;
Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
Уметь:
связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям; полемизировать и отстаивать свои взгляды;
самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
работать с исторической картой;
оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
ЛИТЕРАТУРА
Блок М. Феодальное общество.- М., 1986.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы / Под ред. А.А. Сванидзе. В 4т.- М, 1999-2000.
Дюби Ж. Средние века. От Гуго Капета до Жанны Д’ Арк (987-1460).- М.,2000.
История Востока. В 6 т.-М,1995.-Т.2.
История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т.-М.,1992.-Т.2.
История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. В 3 т.-М, 1985.1986.-т. 1., 2.
Книга для чтения по истории Средних веков // Под ред. В.П.Будановой.-М.,1999.
Контамин Ф. Война в Средние века.- СПб., 2001.
Программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов)
№ урока
| Тема
| Кол.час.
| Элементы содержания
| Виды учебной деятельности, контроля, измерителя.
| Планированные результаты
| Тип урока
| Дом.задание
| План
| Факт
| История средних веков
| 1
| Введение
| 1
| Понятие «средние века»;
Место ИСВ в ист. Челов-ва;
Хрон. Рамки средневековья;
Исторические источники.
| Архив
Хроники
| Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;
Называют хронологические рамки средневековья;
Определяют по ленте времени хронологические рамки средневековья
| Урок изуч. Нов. Материала
| Введение
с 6-10
раб.конт.карт.;
инд.задан.;
работа с нов. Понятиями;
раб.с лент.вр.
| 6а-1.09
6б-2.09
6в-1.09
|
| 2
| Рубеж древности и средневековья
| 1
| Ознакомившись со справочными материалами учебника, отметить на ленте времени начало средневековья согласно трем различным точкам зрения историков.
| Основные понятия, умение определять по датам века,этапы.
| Основные черты общества германских варваров
| Урок изучения новой темы
| Стр.6 – 12 написать свою позицию и аргументы. Зад.в раб. тетр.
| 6а-4.09
6б-4.09
6в-2.09
|
| 3
| Тема: 1.Запад христианского мира.
От королевств к империи.
| 1
| Велик. Пересел. Народов;
Герман. Племена;
Падение Западной Римской империи;
Гунны.
| Знать
Герцог
Народ. Ополчен.
Дружина
Гунны
Готы
| Работают с контурной картой;
Выявляют сходства и отличия обществ германцев и римлян.
| Комбинированный
| §1
Мини-соч. «Что германцы и римляне могли перенять друг у друга»
Зад.раб.тетр.
| 6а-8.09
6б-8.09
6в-9.09
|
| 4
| Рождение феодальной Европы.
| 1
| Франки: ассел., занятия, хоз. И обществ. Устр-во;
Появление гос-ва;
Король Хлодвиг;
Христ. Церковь;
Монастыри
| Король
Граф
Папа
Феодал
Миряне
Монастырь
Аббат
| Выявляют отличия власти короля от власти вождя;
Работают с контурной картой;
Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопрос.
| Комбинированный
| §2
Сравн.таб. «Власть короля и власть вождя»
Зад. Раб. Тетр.
| 6а-11.09
6б-13.09
6и-9.09
|
| 5
| Феодальная раздробленность
| 1
| Карл Великий;
Франкская имп. И её распад;
Междоусоб.войныСеньоры и васс.;
Феод. Лестница.
| Авары
Титул
Феод.раздроб.
Междоус. Войны
Сеньор
Вассал
Барон
Рыцарь
| Оценивают деятельность исторических личностей (на прим. Карла Великого);
Работают с историческими докум.;
Определяют на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
| Урок-практикум
| §3
Пробл.з.-в чем причины распада имп. К.В. и периода феод. Раздроб.
| 6а-15.09
6б-16.09
6в-15.09
|
| 6
| Времена викингов.
| 1
| Слабость королев. Власти во Франц.;
Свящ.Рим.имп.;
англосаксы и норманн.завоев.
| Норманны
Викинги
Замок
| Указывают на контурной карте завоеванные норманнами земли;
Умеют объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.
| Комбинированный
| § 4
Зад.раб.тетр
Пробл.з.-можно ли счит. Свящ.Рим.имп. гос-вом и почему?
| 6а-18.096б-
20.09
6в-16.09
|
| 7
| Повторительно-обобщающий урок
| 1
| Представления людей о мире;
Каролингское Возрождение;
Иск-во, лит-ра.
| Капелла
Пергамен
Инициалы
Заставки
Житие
Эпос
Жонглер
| Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире:
Умеют работать с различными источниками дополнительной информации
| Урок-практикум
| §5
Зад.раб.тетр.
Сравн.таб. «отличия обучения в монастыр. Школе и соврем. Школе»
Тестирование
| 6а-18.09
6б-20.09
6в-22.09
|
|
|
| |