Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка





Скачать 300.58 Kb.
НазваниеМосковский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка
страница1/3
Дата публикации26.06.2013
Размер300.58 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

КАФЕДРА ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

МГИМО (У) МИД России

_______________ А.И.Подберезкин

«____» ____________ 2012 г.


Программа кандидатского экзамена

по специальности «10.02.05 – романские языки»


Москва – 2012

Программа кандидатского экзамена по специальности «10.02.05 – романские языки» утверждена на заседании кафедры испанского языка.

Протокол заседаний № от «____» ___________ 2012 г.

Зав. кафедрой: проф. В.А.Иовенко

Авторы программы:

Иовенко В.А., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой испанского языка МГИМО – Университета МИД России;
Романова Г.С., к.ф.н., доцент, профессор кафедры испанского языка МГИМО – Университета МИД России, заместитель заведующего кафедрой;
Ларионова М.В., к.ф.н., доцент, профессор кафедры испанского языка МГИМО – Университета МИД России.

Программа кандидатского экзамена

по специальности «10.02.05 – романские языки»

Настоящая программа предназначена для аспирантов и соискателей МГИМО – Университета, специализирующихся в области романских языков, работающих над кандидатскими диссертациями и готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по специальности 10.02.05 – романские языки.

Программа разработана на основе положений и рекомендаций программ-минимумов кандидатских экзаменов по филологии и языкознанию, утверждённых приказом № 697 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2004 года.

Программа имеет целью ориентировать аспирантов и соискателей МГИМО – Университета в теоретических вопросах общего и романского языкознания и помочь им овладеть научным мировоззрением и методами, применяемыми для анализа и интерпретации языковых явлений в современной лингвистической науке.

Вопросы теории языка (теоретическая фонетика, лексикология, теоретическая грамматика, лингвостилистика) выносятся на экзамен. По истории языка аспиранты и соискатели сдают зачёт, после чего получают допуск к экзамену.

Вопросы по истории языка составляют важную часть общих требований, предъявляемых к программе кандидатского экзамена аспиранта, работающего в рамках филологического профиля. Соискатели должны владеть знанием текстов разных периодов развития языка, уметь переводить древние тексты на современный язык, читать по правилам, отражающим специфику процессов, характерных для каждого из исторических периодов, уметь определять грамматические формы слов и их функции в тексте, особенности синтаксического построения.

В программе отражена наиболее существенная проблематика общего и романского языкознания, в том числе применительно к романским языкам, изучаемым в МГИМО – Университете.

Данная программа представляет собой общую для каждой научной специальности базовую часть теоретической подготовки и кандидатского экзамена по специальности, то есть обязательный для каждого аспиранта и соискателя учёной степени кандидата филологических наук единый минимум требований к уровню знаний в избранной научной области.

Вторая, дополнительная часть кандидатского экзамена по специальности разрабатывается соответствующей кафедрой, на которой проходит подготовку аспирант или к которой прикреплён соискатель учёной степени кандидата филологических наук, с учётом конкретного иностранного языка и области научных исследований данного аспиранта и соискателя.

Программа общей теоретической подготовки по языкознанию аспирантов и соискателей МГИМО – Университета ориентирована на успешную сдачу кандидатского экзамена по специальности и предусматривает изучение следующих теоретических дисциплин:

  1. Общее языкознание (теория языка).

  2. История лингвистических учений.

  3. Теория романского языкознания.


Приложенные к программе списки литературы, включающие труды отечественных и зарубежных учёных, позволяют аспирантам и соискателям составить представление о разрабатываемых в романском языкознании проблемах, о выдвигаемых научных гипотезах и системе их доказательств.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ (теория языка).

Тема 1. Методологические проблемы теории языкознания.

Тема 2. Язык как знаковая система.

Тема 3. Языковая структура.

Тема 4. Функциональная стилистика.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.

Тема 1. Методологические основания истории языкознания как науки.

Тема 2. Античная философия языка. Становление греко-латинской грамматической традиции. Языкознание в Средние века и эпоху Возрождения.

Тема 3. Языкознание Нового времени. Языкознание конца XVIII в. и первой трети ХIХ в.

Тема 4. Сравнительно-типологические идеи в языкознании (Август и Фридрих Шлегели).

Тема 5. Система В. фон Гумбольдта.

Тема 6. Психологическое направление в философии языка второй половины XIX века.

Тема 7. Младограмматизм как направление в философии языка и практике лингвистических исследований.

Тема 8. Ф. де Соссюр как основоположник нового этапа в теории языкознания.

Тема 9. Структурно-функциональное языкознание ХХ века.

Тема 10. Трансформационный анализ.

Тема 11. Американская этнолингвистика.

Тема 12. Отечественное языкознание.
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ РОМАНСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ.

Тема 1. Романские языки как объект изучения романского языкознания

Тема 2. Истоки романских языков

Тема 3. История романских языков и ее изучение

Тема 4. Теоретическая фонетика

Тема 5. Теоретическая грамматика

Тема 6. Лексикология

Тема 7. Стилистика



  1. Общее языкознание (теория языка)


Тема 1. Специфика языкознания как гуманитарной науки. Язык как предмет языкознания. Языкознание и иные виды знания о человеке и языке: философия, этнография, антропология, семиотика, социология, психология, история, теория перевода, методика преподавания родного и иностранного языков. Языкознание и естественно-научный комплекс знаний о человеке: глоттогенез, лингвистическая генетика, теория информации.
Теория и текстология языка и речи как модусов языкового существования. Речевая деятельность. Язык и мышление (логический, психологический и собственно лингвистический аспекты проблемы). Вербальные и невербальные формы реализации мышления. Теория познания и наука о языке. Соотношение языка и логики. Когнитивные основы речемыслительной деятельности. Концептуальная картина мира, языковая картина мира.
Языковая личность, вторичная языковая личность. Язык и интеллект. Компоненты сознания говорящего: память (различные виды памяти), сенсорная сфера, вербальная сфера.
Тема 2. Язык как знаковая система особого рода. Соотношение лингвистической и общей семиотики. Проблема языкового знака. Теоретическая разработка проблемы в трудах Ф. де Соссюра, А.Ф.Лосева, Ю.С.Степанова и др.
Связь развития языка с развитием общества. Специфика обслуживания языком общества. Роль общества в создании и формировании языка. Социолингвистика. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Виды языковой ситуации. Многоязычие и билингвизм. Виды билингвизма. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе.
Общенациональный язык как система социолингвистических подсистем. Понятие литературного языка в русской и отечественной лингвистике. Работы В.В.Виноградова для изучения закономерностей литературных языков. Понятие национального варианта литературного языка.
Язык художественной литературы. Стиховая и поэтическая речь.
Язык и коммуникация. Лингвистические дисциплины, изучающие язык в коммуникации. Теория речевых актов. Текст как вербализация мыслительных моделей. Порождение текста как процесс. Модель: смысл-текст как процесс речевой деятельности. Лингвистическая модель текстообразования – фрагмент действительности; коммуникация, среда, дискурс.
Понятийный аппарат теории текста.
Тема 3. Языковая структура. Уровневая модель языковой структуры. Уровень языка как система единиц разной степени сложности. Уровни и их единицы. Парадигматические отношения между единицами одного уровня как системообразующий принцип. Критерии выделения уровней. Универсальность уровней по всем языкам.

Предмет фонетики. Разделы фонетики. Фонетика и фонология. Теории фонемы и их методологические основы. Место фонетики среди других лингвистических дисциплин. Общая и частная фонетика. Историческая и описательная фонетика. Экспериментальная фонетика. Новые направления в фонетике: социофонетика, фоностилистика, коммуникативная фонетика, фонетика текста. Фонетика в свете положений теории информативности единиц языка.

Фонологический уровень языка. Понятие фонемы. Понятие и типы фонологических оппозиций.

Методы исследования звукового строя языка: метод прямого наблюдения, инструментальные методы (экспериментально-акустический, экспериментально-физиологический). Методы фонологических исследований, применение статистического анализа в фонетических исследованиях.

Общие проблемы грамматики. Методы грамматического анализа: парадигматический и синтагматический, дистрибутивный, трансформационный, компонентный, контекстно-ситуативный. Характеристика наиболее распространенных в зарубежной и отечественной лингвистике направлений: логико-семантическое, структурно-функциональное, коммуникативное, психосистематическое, лингво-прагматическое, когнитивное.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис.

Основные морфологические единицы: морфема и слово. Морфема как минимальная единица грамматического уровня. Определение морфемы в трудах отечественных и зарубежных лингвистов. Типы морфем и различия между ними. Грамматические морфемы, их отличительные черты. Понятие квазиморфемы.

Понятие грамматической категории. Морфологические и синтаксические грамматические категории.

Лексикология как раздел науки о языке, изучающий словарный состав. Лексикология описательная (синхронная) и лексикология историческая (диахронная). Связь лексикологии с другими лингвистическими дисциплинами.

Слово как центральная единица лексико-семантической системы языка. Семантический треугольник. Лексическое значение слова. Типы языковых значений. Понятие значения в языкознании и смежных науках. Номинация. Принципы метафорической и метонимической номинации. Семный состав значения. Семный (компонентный) анализ.
Части речи. Признаки классификации слов по частям речи в языках различных типов.
Теория предложения. Предложение как единица языка. Предложение и высказывание. Предложение и суждение. Формальный и коммуникативный синтаксис.

Стилистика как наука о выразительных возможностях языка. Основные этапы формирования стилистики как науки. Концептуальный аппарат стилистики. Стилистическое значение и его компоненты. Понятие стилистической значимости. Стилистическая функция. Стилеобразующие факторы, стилевые черты и стилевые признаки.

Тема 4. Функциональная стилистика. Определение функционального стиля, функциональные критерии стилей. Принципы классификации функциональных стилей.

Научный стиль. Основные экстралингвистические и языковые признаки научного стиля. Особенности научно-популярного подстиля.

Официально-деловой стиль. Основные экстралингвистические и языковые признаки официально-делового стиля. Характеристика коммерческого, дипломатического и других подстилей.

Публицистический стиль. Основные жанры и функции публицистического стиля. Функции информации и воздействия, а также языковые средства их выражения.

Разговорный стиль. Монологическая и диалогическая формы разговорного стиля. Роль фатической и информативной функций. Фонетические, лексические и грамматические особенности разговорного стиля.

Художественный стиль. Эстетическая функция и ее роль в художественном стиле. Средства создания образности и роль субъективного фактора. Жанры художественного стиля. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Понятие индивидуального стиля автора.

Психолингвистика. Понятие языковой способности и речевой деятельности человека. Порождение высказываний. Смысловое восприятие речевого сообщения. Экспериментальные методы в психолингвистике.
Лингвистическая типология. Специфика универсальной и специальной, общей и частной типологии. Особенности классификационной и характерологической, качественной и количественной, структурной (формальной), содержательной (контенсивной), функциональной, семантической, диахронической, фонологической типологий.
Тема 5. Проблема универсалий в языкознании. Выявление универсальных закономерностей и создание общей теории языка. Классификация языковых универсалий.

Тема 6. Методы лингвистического анализа. Сравнительно-исторический, сопоставительный и типологический методы в науке о языке. Методы структурного анализа: дистрибутивный анализ, оппозитивный анализ, компонентный анализ, анализ по непосредственно составляющим, трансформационный анализ. Применение статистических методов.
Рекомендуемая основная научная литература
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М., 1988.

Ахманова О.С. и др. О принципах и методах лингвостилистического исследования. – М., 1966.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. – Киев, 1994.

Белянин В.П. Введение в психолингвистику. – М., 1999.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М., 1974.

Блумфилд Л. Язык. – М., 1968.

Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию. – М., 1963.

Бондарко А.В. Функциональная грамматика. – Л., 1984.

Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. – М., 1967.

Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. – М., 1996.

Виноградов В.В. Избранные труды (в 5 томах). – М., 1979.

В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984.

Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. – М., 1974.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. – М., 2002.

Каменская О.Л. Текст и коммуникация. – М., 1991.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 2002.

Касевич А.Б. Элементы общей лингвистики. – М., 1997.

Кодухов В.Н. Общее языкознание. – М., 1985.

Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. – М., 1975.

Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. – М., 1978.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997.

Лингвистический энциклопедический словарь (под ред. В.Н.Ярцевой). М., 1990.

Москальская О.И. Грамматика текста. – М., 1979.

Общее языкознание (в 3 томах). – М, 1970-1972.

Падучева Е.В. Семантические исследования. – М., 1996.

Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. – М., 1968.

Реферовская Е.А. Коммуникативная структура текста. – Л., 1989.

Реформатский А.А. Фонологические этюды. – М., 1975.

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М., 2000.

Слюсарева Н.А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. – М., 1975.

Соссюр де Ф. Труды по языкознанию. – М., 1977.

Степанов Г.В. К проблеме языкового варьирования. – М., 1979.

Степанов Ю.С. Язык и метод. Современная философия языка. – М., 1998.

Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. – М., 1988.

Теория литературных стилей. – М., 1982.

Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. – М., 1979.

Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды (в 2-х томах). – М., 1956.

Фразеология в контексте культуры. – М., 1999.

Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – М., 1989.

Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972.

Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – М., 1941.

Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. – М., 1977.

Якобсон Р. Избранные работы. – М., 1965.

Adam J. Eléments de linguistique textuelle. – Liege, 1990.

Bybec J. Morphology: a study of the relations between meaning and form. – Amsterdam, 1985.

Courtes J. Sémiotique narrative et discursive. – Paris, 1993.

Crystal D. The Cambridge encyclopedia of Language. – Cambridge, 1987.

Dahl O. Tense and aspect systems. – Oxford, 1985.

Fernández Laborans M. Campo semántico y connotación. – Madrid, 1975.

Martinet A. Eléments de la linguistique generale. – Paris, 1973.

Müller A. Interaction and determination. – Budapest, 1991.

Riffaterre M. La production du texte. – Paris, 1979.

Rittaud-Hutinet Ch. La phonopragmatique. – Paris, 1995.

Tesnière L. Eléments du syntaxe structurale. – Paris, 1959.


  1. История лингвистических учений


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconКафедра дипломатии утверждаю
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconФакультет политологии кафедра политической теории утверждаю
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconМосква 2011 Вопросы по общевоенной подготовке
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии военная кафедра
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconМосковский государственный институт международных отношений (университет)...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению «45. 06. 01 – Языкознание и литературоведение». Программа «Германские...
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconРеферат По теме: «История волонтерства. Волонтерское движение в России....
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconРеферат По теме: «История волонтерства. Волонтерское движение в России....
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconПрограмма спецкурса “Российско-белорусский союз" для студентов факультета...
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconПрограмма по курсу “
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconПолитическая философия
Московский государственный институт международных отношений (университет ) мид россии
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconПрограмма по курсу “
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconМосковская оборонительная операция
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconПрограмма дисциплины «экономическая теория»
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconПрограмма 1-го курса «Этикет и дипломатический протокол»
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconРеферат по теме: «Московская оборонительная операция»
Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) мид россии
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconПрограмма курса «Современные политические теории»
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии кафедра испанского языка iconПрограмма спецкурса «современный терроризм: истоки и последствия»
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск