Скачать 266.89 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История социально-гуманитарной мысли» Целью изучения истории социально-гуманитарной мысли является ознакомление студентов с основными идеями мировой социально – гуманитарной мысли от Древности до 21 века и формирование культуры историко-теоретического мышления. Названной целью определяются следующие задачи курса:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) Знать историю и базовые профессионально-профилированные основы философии; 2) Уметь анализировать мировоззренческие социально и личностно значимые философские проблемы; 3) Владеть умениями толерантного восприятия и социально-философского анализа социальных и культурных различий. Семинарское занятие в вузе - форма самостоятельной работы студентов, позволяющая приобщить студентов к научному использованию источников и литературы. Именно в этом качестве она была впервые использована выдающимся учёным-историком и педагогом В.Н.Герье в Московском университете ещё в конце 19-го века. Семинар - это форма творческой работы, позволяющая к тому же и закрепить и углубить имеющиеся знания. Студенту следует разумно организовывать работу по подготовке к семинарскому занятию. К теме каждого семинара даётся определённый план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список первоисточников и литературы, в том числе и обязательной. Работу следует организовать в такой последовательности: Подготовьте ответы на каждый вопрос плана. Каждое положение ответа подтверждается (если форма семинара это предусматривает) выдержкой из первоисточника. Подготовку следует отразить в виде плана в специальной тетради подготовки к семинарам. Следует продумать ответы на так называемые «проблемно-логические» задания. Каждое из этих заданий связано с работой по сравнению различных явлений, обоснованием какого-либо тезиса, раскрытием содержания определённого понятия. Их следует продумать, а те, которые указаны преподавателем, можно выполнить как краткую письменную работу на одной - двух тетрадных страничках. Если преподавателем поручено подготовить доклад или сообщение по какой-то указанной теме, то он готовится и в письменной и в устной форме (в расчете на 5-7 минут сообщения). После этого он должен быть на семинаре обсуждён на предмет полноты, глубины раскрытия темы, самостоятельности выводов, логики развития мысли. На семинарском занятии приветствуется любая форма вовлечённости: участие в обсуждении, дополнения, критика - всё, что помогает более полному и ясному пониманию проблемы. В рамках курса планируется работа с первоисточниками. Что такое первоисточник? Это непосредственная работа (статья, книга) того или иного мыслителя, например, «Государство» Платона или «Этика» Канта. А вот анализ взглядов, например, Канта А.В. Гулыгой в работе «Немецкая классическая философия» - это вторичная литература. Как конспектировать первоисточник? Читается весь текст и осмысляется. Затем в тетради слева отводятся поля. Читается один абзац, выделяется главная мысль, записывается слева на полях в виде вопроса или тезиса, а потом кратко из первоисточника дается ответ на поставленный вопрос (приводится цитата из первоисточника, но допускается и ответ своими словами).Читается второй абзац и делается то же самое. Слева получается структура (план) статьи, справа главные идеи, мысли философа. Первоисточники для конспектирования 1.Платон. Сочинения: в 4 т. - М., 1990-1995 (диалоги «Менон», «Государство", «Апология Сократа») 2.Аристотель. Политика. // Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 4. М., 1984. 3.Сенека. Нравственные письма к Вергилию // Сочинения. - М., 1987. 4.Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. С. 220-239, 251-259. 5.Макиавелли Н. Государь. - М., 1994. 6.Томас Мор. Утопия. — М., 1978. 7.Лютер М. Свобода христианина // Избранные произведения. СПб., 1994, с.24-33, 49-54. 8.Локк Дж. Два трактата о правлении (об естественном состоянии человека – книга 2, главы 2, 5; о гражданском обществе – книга 2, главы 7, 8, 9) 9.Монтескье Ш. О духе законов // Избр. произв. М., 1955, (кн.14,16), с.350-361, 410-413, 642-655). (Или по кн.: Антология мировой философии. Т.2 М., 1970). 10.Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре: трактаты. М., 1998. (Книга 1, гл. 1, 5, 6, 8) 11.Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства // Антология мировой философии. Т.2. М., 1970. 12.Кант И. Лекции по этике // Этическая мысль 1988. Этическая мысль 1990. 13.Кант И. Критика практического разума. // Соч., т.4 (1), М., 1965. С.313-318, 345-347, 396-403, 413-416, 499-501. 14.Кант И. Метафизика нравов // Соч., т.4 (2). М., 1965. С.366-386, 388-395. 15.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. В 2-хх тт., М., 1990, т.2, с.241-242, 244, 248, 250, 253-255, 260-263, 266-267, 269-270, 277-284, 320-323, 381-385 16.Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т. - М.: 1990. Т.2. С.43-44 (О любви к ближнему), 141-155 (О старых и новых скрижалях), 206-213 (О высшем человеке). 17.Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству. // Сочинения: В 2 т. - М.: 1990. 18.Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.. 19.Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения. Т.42. (Глава «Отчужденный труд», «Коммунизм»). 20.Бердяев Н.А. Смысл истории.- М., 1990. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ |