Скачать 35.52 Kb.
|
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ Д.В.Ковшова И.Н. Тяпин, научный руководитель, д-р философских наук, профессор Вологодский государственный политехнический университет г. Вологда Различные моральные проблемы возникают в любой другой профессиональной деятельности, где человек имеет дело с себе подобными. Взаимоотношение врача и больного в процессе обследования и лечения во все времена порождал целый ряд моральных проблем. Своеобразие этих отношений привело к выработке свода правил, традиций положений, регулирующих их. В последние десятилетия по мере того, как медицина все более стала насыщаться современными технологиями, доступность которых всем нуждающимся пациентам зачастую является ограниченной, проблема социальной справедливости в здравоохранении все больше стала выходить на первый план. Многообразие врачебного нравственного опыта существует в четырех формах или моделях: модели Гиппократа, модели Парацельса, деонтологической модели и в виде биоэтики. Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление и выработку тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной этики. Принципы врачевания, заложенные “отцом медицины” Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. Его модель - «не навреди». В своей знаменитой “Клятве”, Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом. С философской точки зрения, нормы этики Гиппократа являются мозаикой моральных предписаний, которые были сформированы в различные исторические периоды и испытывали на себе влияние большинства основных школ древнегреческой философии. Другая модель врачебной этики - Модель Парацельса (1493-1541гг.). Основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип "делай добро", благо или "твори любовь", благодеяние, милосердие. Врачевание - это организованное осуществление добра. Добро же по сути своей имеет божественное происхождение. В XIXв появилась Деонтологическая модель- принцип «соблюдения долга». Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Это положение эмпирически было известно давно, но чётко его сформулировал в 1834 в труде «Деонтология, или наука о морали» один из основоположников утилитаризма Иеремия Бентам. Общество рассматривалась им как сумма индивидов, а общественный интерес - как совокупность личных интересов. Согласно этому положению Бентам считал, что целью моральной жизни является «наибольшее счастье наибольшего числа людей». Он назвал это учение деонтологией, от слов деон - должный и логус - учение – учение о должном поведении при профессиональном или ином общение человека с человеком. Примерно во второй половине XX столетия в медицине этика и деонтология видоизменились, и сложилась биомедицинская этика, так называемая биоэтика-четвёртая модель. Термин “биоэтика” был впервые использован в 1970г. американским медиком Ван Ренсселером Поттером, который под биоэтикой понимал область исследований, призванную соединить биологические науки с этикой во имя решения в длительной перспективе задачи выживания человека как биологического вида при обеспечении достойного качества его жизни. Биоэтика включает в себя многие проблемы, проблема прогнозирования и управления наследственностью, проблема жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном уровне. Биомедицинская этика работает ныне в режиме всех четырех исторических моделей. Биомедицинское знание и практика, так же как и в предшествующих эпохах, неразрывно связаны с этическим знанием, которое в пространстве европейской и российской культуры неотделимо от христианских традиций. Пренебречь или исказить, сознательно или бессознательно, связь медицины, этики — это значит неизбежно исказить сущность и назначение каждого из этих жизненно важных способов человеческого существования. Положения этики и деонтологии почти до конца XX столетия традиционно основывались, на нравственности, моральных кодексах, традициях, общественных мнениях, т.е. были рекомендательными, необязательными, опирались на теорию блага. В последние десятилетия произошли коренные изменения данного положения, которое перешло в правовые рамки, стали закрепляться законодательно, т.е. стали обязательными. Это и есть кодекс справедливости, самая сущность наших представлений о добре и зле, совесть общества. С одной стороны развивается система прав человека, с другой - медицинские права человека будут нарушены, в случае отказа от традиционных моделей медицинской этики. Прошли многие века, исторические модели медицинской этики не потеряли своей значимости. Так «Клятва» Гиппократа стала эталоном построения многих этические документов. В наше время учитывается эмоционально-психические особенности личности и признание важности душевного контакта с врачом, и включение такого контакта в лечебный процесс (модель Парацельса). А соблюдение профессионального долга - кодекса чести, несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.
// Вестник Петровской академии.- 2010.- №3.-с.41-43. |
«Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная... Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе |