Тема урока
| Основные вопросы
| Понятия и персоналии
| Тип урока, провер-ка д.зд.
| Деятельность учащихся
| Меж-пред-метные связи
| оборудование
| Домашнее задание
| сроки
|
1.Введение в курс «истории средних веков»
| 1.Что такое сред-ние века. 2.Исторические источники. 3.Знакомство с учебником.
| Средние века, письменные, веществен-ные источники
| Вводная лекция
| Индивидуальная: анализ иллюстраций учебника, . фронтальная: обсуждение вопросов.
| Геогра-фия
| Учебник, карта,
| С.3=4, понятия повторить
|
|
2.Второй Рим.
| 1.Новая столица. 2.Торговля византийских городов. Великий шелковый путь. 3.Византийская империя в VI-VIIв 4.Христианская церковь.
| Ойкумен, митрополит, патриарх, приход, Великий шел-ковый путь,
| Комби-нирован ный (устный опрос дом. За-дания)
| Индивидуальная: анализ содержания карты, Фронтальная: по вопросам, работа с документом.
| Геогра-фия, МХК
| Карта «визан тийская им-перия в …», учебник
| П.1, читать
|
|
3.Век Византии.
| 1.Власть императора в Византии. 2.Император Юстиниан 1. 3.Храм св. Софии.
| Базилика, неф, трансепт, алтарь, мозаика, Юстиниан
| Комби-ниро-ванный (устный опрос)
| Индивидуальная: записи в тетради. групповая: анализ текста и иллюстраций.
| Геогра-фия, литера-тура, МХК
| Карта «визан тийская им-перия», учебник, илл.
| П.2, ответить на вопросы
|
|
4.Завоеватели-германцы.
| 1.Падение города Рима. 2.Великое пересе-ление народов. 3.Древние германцы.
| Великое пере-селение наро-дов, гунны, вестготы, вандалы, франки, саксы, англы, юты, лангобарды
| Комби-ниро-ванный (опрос устный)
| Индивидуальная: выполнение задания из рабочей тетради, Фронтальная: обсуждение, работа с документом
| Геогра-фия, МХК, литера-тура
| Учебник, карта «Византийс-кая империя»
| П.3, задание в рабочей тетради
|
|
5.Арабы. Возникновение ислама.
| 1.Аравийский полуостров и его жители. 2.Пророк Мухамад и новая религия. 3.Образование Арабского халифата.
| Хиджра, ислам, мусульманин, шариат, хадж, мечеть, минарет, имам, мулла, халиф, сунна, арабы.
| Изложение но-вого ма-териала с поста-новкой проблем ного задания
| Работа в парах: анализ фрагментов исторического документа. Решение проблемного задания. Выполнение заданий из рабочей тетради.
| Геогра-фия, история религий биоло-гия
| Карта «Арабы в VII-XII вв», рабочая тетрадь, учебник
| 4, работа с документом,
|
|
6.Арабский халифат.
| 1.Завоевание ара-бов. 2.Культура стран Арабского хали-фата. 3.Распад халифата
| Джихад, эмират, Багдад, Бухара, каллиграфия, медресе.
| Комби-ниро-ванный
| Фронтальный: по вопросам Групповая: работа с документом, текстом учебника
| Геогр-фия, искусст-во
| Карта «Арабы…», учебник, илл., рабочая тетрадь
| 5,задания в рабочей тетради
|
|
7.Образование государства франков.
| 1.Правление Хлод вига. 2. «Салическая правда». 3.Возвышение ди-настии Каролин-гов. Союз церков-ной и светской власти.
| Законодатель-ство, майордом Хлодвиг, «салическая Правда»,
| Комби-ниро-ванный
| Индивидуальная: участие в беседе, работа с картой.
| Геогра-фия, обще-ство-знание
| Учебник, карта «Франкское государство», илл.
| 6, ответить на воросы
|
|
8.Империя Карла Великого.
| 1.Завоевания франков. 2.Империя Карла Великого. 3.Культура и обра зование во франк-ской империи.
| Бавары, авары, Аварский кага нат, Ахен, импе рия, графы, академия, Карл Великий.
| Комби-ниро-ванный
| Индивидуальная: составление сравни-тельной таблицы, Групповая: работа с документами фронтальная: в под-тверждение выводов учителя приводить примеры.
| Геогра-фия, искусст-во
| Карта «франкское государство», учебник
| 7, карта, задания
|
|
9.Распад империи каролингов и завоевания викингов.
| 1.Распад империи Каролингов. 2.Путешествия и завоевания викин-гов. 3.Мифы и сказа-ния «северных людей».
| Верден, Фран-ция, Германия, Италия, Нор-мандия, Гренландия, норманны, викинги, варяги, саги.
| Комби-ниро-ванный
| Фронтальная: закрепление – устно, записи в тетради, работа с документами
| Геогра-фия искусст-во
| Учебник, карта,
| 8, составление таблицы
|
|
10.Повторительно-обобщаю-щий урок.
| 1.обсуждение вопросов по д.зд. 2.Тест. 3.Составление таблицы. 4.Задания по рабочей тетради.
|
| Урок контро-ля, оценки знаний
| индивидуальная
|
| Рабочая тетрадь, тест
| Задания выполнить в тетради
|
|
11.Земля и власть.
| 1.Главное богатст-во Средневековья и его владельцы. 2.Феодальная лестница.
| Феод, сеньор, сюзерен, вассал, феодальная лестница.
| Комби-ниро-ванный (повто-рение )
| Индивидуально: сформулировать ответ на вопрос, Фронтальная: комментированное чтение
| Обще-ство-знание
| Учебник, илл., схема
| 10, работа с понятиями
|
|
12.Вечные труженики.
| 1.Сословия. 2.Как крестьяне становились зави-симыми людьми. 3.Крестьянские повинности. 4.Жизнь в общине.
| Сословие, барщина, оброк, подати, десятина, община, натуральное хозяйство
| Комби-ниро-ванный
| Индивидуальное: работа с докумен-том, задания в рабочей тетради. Фронтальная: обсуждение, выводы.
| Обще-ство-знание
| Учебник, илл.,
| 11, ответить на вопросы
|
|
13.Сословие воюющих: рыцарство.
| 1.Рыцарское вооружение. 2.Рыцарь в бою и на турнире. 3.Рыцарская честь 4.Рыцарский замок.
| Феодал, феодализм, рыцарь, замок, турнир
| Урок-реконструкция
| Групповая: решение заданий, …
| Обще-ство-знание искусст-во литера-тура
| Документы, фрагменты из литературы, илл.
| 12, нарисовать замок, ответить на вопросы
|
|
14.Наследие каролингов.
| 1.Королевская власть во Франции. 2.Священная римская империя. 3.Клюнийское движение. 4.Папы и империя
| Франция, коро-левский домен, Германия, Бавария, Саксония, Священная Римская импе-рия, Каносса
| Комби-ниро-ванный
| Групповая: заполнение таблицы, записи в тетради, отвечают на вопро-сы работая с документами.
| Обще-ство-знание
| Учебник, илл., рабочая тетрадь
| 13, анализ документов
|
|
15.Крестовые походы: Ко гробу Господню.
| 1.Причины нача-ла крестовых по-ходов. 2.Первый и третий походы. 3.Духовно-рыцар-ские ордены. 4.Четвертый поход.
| Крестоносцы, духовно-рыцар ские ордены, Иерусалим, Палестина, сарацины, сельджуки
| Комби-ниро-ванный
| Фронтальная: отвечаем на вопросы индивидуальная: анализ текста учебника, работа с исторической картой, составление таблицы.
| Геогра-фия искусст-во
| Карта «Крестовые походы», рабочая тетрадь, илл.
| 14-15, сооотнести данные в таблице
|
|
16.Рост городов в Западной Европе.
| 1.Возвращение городов. 2.Торговля в Сре-диземноморье и на Балтике. Ганза. 3.Ярмарки Фланд рии и Шампани. 4.Союзы ремеслен ников.
| Коммуны, цехи, привилегии, венеция, Генуя, Брюгге, Любек, Ганза, Шампань
| Комби-ниро-ванный
| Фронтальная: комментированное чтение, групповая: с документами Индивидуально: ответы на вопросы
| Геогра-фия искусст-во общест-возна-ние
| Учебник, илл., карта
| 16, анализ текста документа
|
|
17.Средневеко-вый город и его жители.
| 1.Облик города и его главная пло-щадь. 2.Управление го-родом.Купеческие гильдии. 3.Городские собо-ры. 4.Архитектурные стили.
| Ратуша, гильдия, патрициат, романский стиль, готический стиль, портал, витраж, рельеф, скульптура
| Изуче-ние нового матери-ала
| Фронтальная: комментированное чтение, работа с илл., беседа по документу. Индивидуально: письменно анализ документа- причины возникновения гильдий
| Обще-ство-знание искусст-во
| Учебник, илл., журнал «искусство»,
| 17., читать, словарный диктант
|
|
18.В поисках знаний.
| 1.монастырские школы. 2.Чему и как учи-ли в университете. 3.Быт средневеко-вого мира.
| Университет, диспут, кол-ледж, Болонья, Париж, Оксфорд, Сарбонна.
| Комби-ниро-ванный(опрос по ? учебн.)
| Фронтальный: повторительная бе-седа ранее пройден-ного, анализ фрагмента, Индивидуальная: по документам
| Искусст-во обще-ство-знание литера-тура
| Фрагмент «Роман о лисе», илл.,
| 18, допол. материал
|
|
19.Католичес-кая церковь в XII-XIII вв.
| 1.Самый могуще-ственный из пап. 2.Ересь и еретики. Инквизиция. 3.Новые ордена.
| Ересь, еретики, инквизиция, паломники, Иннокентий111св.Франциск Ассизский
| Комби-ниро-ванный (повто-рение)
| Фронтальная: беседа, работа по рабочей тетради. Индивидуальная: с понятиями
|
|
|
|
|
20.На пути к централизации.
| 1.Государи Свя-щенной Римской империи. 2.Французские ко-роли «собирают» земли. 3.Потомки Виль-гельма Завоева-теля. 4.Возникновение парламентов.
| Централизация органы сослов-ного предста-вительства, парламент, Генеральные штаты. Фи-липп 11 Август, Филипп Краси-вый, Бонифа-ций VIII
| Комби-ниро-ванный (тест)
| Фронтальная: повторение –беседа, работа с документа-ми, понятиями Индивидуальная: с картой, анализ текста,
| Геогра-фия общест-возна-ние
| Историчес-кая карта «», учебник, илл.
| 19, позна-вательные задания
|
|
21.Беспокойное столетие.
| 1.Бедствия XIVв. 2.Изменения в хозяйстве. 3.Крестьянские войны. 4. «Авиньонское пленение».
| Жакерия, «ве-ликая схизма», Авиньон, товарное хозяйство
| Комби-ниро-ванный
| Групповая: документы анализ, Индивидуальная: работа с понятиями, записями в тетради.
| Обще-ство-знание
| Карта «», учебник, илл., рабочая тетрадь
| 20, читать, ответить на вопосы
|
|
22.Столетняя война. Начало Реформации.
| 1.причины Сто-летней войны и ее основные сраже-ния. 2.Жанна д.Арк – героиня Франции. 3.Англия и Фран-ция после войны. 4.Начало Рефор-мации.
| Реформирова-ние, Креси, Пуатье, Жанна д.Арк, национальная независимость
| Изуче-ние но-вого ма-териала
| Фронтальная: комментированное чтение, беседа, работа по карте. Индивидуальная: задания в рабочей тетради
| Геогра-фия обще-ство-знание
| Карта «», учебник, илл., рабочая тетрадь
| 21-22, читать, работа с документом
|
|
23.Повторительно-обобщаю-щий урок.
| Игра «Город мастеров».
|
| Урок контрля знаний
|
| Обще-ство-знание
| Илл., вывески, доп.материал
| Составле-ние крос-сворда
|
|
24.Во владениях Великого хана.
| 1.Путешествие Марко Поло. 2.Завоевания монголов. 3.Держава монго-лов. 4.Тимур-Хромец.
| Марко Поло, монголы, улус, Каракорум, Самарканд, Чингисхан, Батый, Тамерлан.
| Изуче-ние но-вого материа-ла
| Фронтально: анализ документов, илл. Индивидуальная: работа с картой
| Геогра-фия обще-ство-знание
| Карта «Золотая Орда»,, учебник, илл.
| 24, дополнить записи
|
|
25.Средневеко-вая Индия.
| 1.Индия во време-на Гуптов. 2.Вторжение мусу-льман и образова-ние Делийского султаната. 3.Религия Индии.
| Раджи, махараджи, султанат, индуизм, буддизм, Дели.
| Комби-ниро-ванный
| Фронтальная: беседа по вопросам, повторение, составление схем. Индивидуально: отвечают на вопросы
| Геогра-фия искусст-во обще-ство-знание
| Карта, учебник, илл., доп. материал
| 25, задание выполнить
|
|
26.Поднебесная империя: Китай в средние века.
| 1.Империя Тан. 2.Торговые пути. 3.Власть и управ-ление. 4.Империя Сун и чжурчжэни.
| Пекин, Чанъань, Конфуций, династи Тан, Сун, фарфор
| Комби-ниро-ванный
| Фронтальная: беседа –повторение, ком-ментированное чте-ние с вопросами, до-кумент. Индивидуальная: таблица.
| Геогра-фия обще-ство-знание
| Рабочая тетрадь, учебник, илл.
| 26, заполнить пропуски в тексте
|
|
27.Япония. В стране Сипанго.
| 1.Географическое положение и природа Японии. 2.Культура и религия Японии. 3.Власть импера-тора. 4.Японские воины и военное искусст-во.
| Синтоизм, сегун, самурай, дзэн-буддизм, Ямато, чайная церемония.
| Изуче-ние нового матери-ала
| Групповая: ролевая игра
| Геогра-фия обще-ство-знание
| Учебник, илл., допол. материал
| 27, нарисовать открытку
|
|
28.Америка: мир совсем неизвестный.
| 1.Краткий экскурс в прошлое Амери-ки. 2.Знакомство с традициями майя, ацтеков, инков. 3.Мини-спектакль «Военачальник Хунак Киль». 4.Обсуждение спектакля. 5.Работа с картой.
| Маис(кукуру-за), майя, ацтеки, инки,
| Ролевая игра
| Групповая: этнологи, биологи, географы, историки
| Геогра-фия, биоло-гия обще-ство-знание
| Илл., учебник, доп.материал
| 28, выписать понятия
|
|
29.Повторитель- обощающий урок.
| 1.Обобщающая беседа. 2.Задания
|
| Конт-роль зуннов
| индивидуальная
|
| карточки
| Работа с картой
|
|
30.Перед сменой времен. Прощальный взгляд.
| 1.Государства Европы. 2.Гибель Визан-тии. 3.Прощальный взгляд: выводы.
| Энрике Море-плаватель, каравелла, И.Гутенберг- книгопечата-ние, Москва – Третий рим.
| Обобщение и систематизация
| Фронтальная: беседа Индивидуальная: выполнение заданий, участие в беседе, работа с картой
|
| Учебник, илл., карта
| -читать
|
|