Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 331.71 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации23.02.2014
Размер331.71 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2   3
Урок «Источники легитимной власти»1.

Обществознание, 9 (11) класс.

Авторы: Крицкая Н.Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы № 37), Петухова М.В. (учитель истории и обществознания школы № 37), г. Киров.

Целевая аудитория:

В этом уроке формируется (расширяется и углубляется) понятие легитимности, столь важное в политике и управлении государством. В ходе работы участники анализируют исторические справки, документы для определения источников легитимной власти, которые отличаются в разных культурах и периодах истории. Тема может изучаться в курсе политологии (профильный курс, элективный курс), 9 класс, 11 класс – обществознание (профильный уровень). Ориентировочное время занятия - 90 минут.

Актуальность использования данных материалов в современной российской школе определяется наличием следующих положений государственного образовательного стандарта по обществознанию (профильный уровень): «Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимация власти. Политическая идеология. Понятие политического лидерства. Типология лидерства». Вопросы, связанные с данной темой были включены и в материалы III всероссийской олимпиады школьников по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. № 1 .

Таким образом, занятие основано на межпредметных связях истории России, зарубежной истории, обществознания, нацелено на более глубокое уяснение не только предметного материала, но и общих закономерностей и особенностей становления политических систем.


Ожидаемые результаты:

В ходе проведения занятия участники смогут:

- назвать не менее 4-х источников легитимной власти;

- проанализировать тексты, документы для определения источников легитимности в разных странах и в разные исторические эпохи, сравнить их, выделяя общее и находя различия;

- анализировать документы, выделять основные положения, устанавливать причинно-следственные связи, находить общие черты и различия проявления легитимности власти на основе сравнения документов и событий;

- работать в группе, представлять собственные оценочные суждения, участвовать в дискуссии внутри малой группы, представлять результаты работы публично.
В результате проведения занятия участники смогут:

- сформулировать понятие «легитимность», различать источники легитимности, характеризовать принципы осуществления легитимной власти, привести примеры легитимности власти в соответствии с конкретной исторической ситуацией в разных государствах в разное время;

- устанавливать связь источников легитимности с историей страны, её геополитическими особенностями.

-сформулировать собственное мнение, выразить отношение к политическим системам с различными источниками легитимности
Основные понятия: власть, легитимность, харизматическая власть, легальная (рационально-правовая) власть, божественная власть, наследственная власть.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК.

1. Содержательная часть.

Предлагается определить, что объединяет и разделяет данные понятия - А) следующие имена – Николай II, Муссолини, Д.Вашингтон, Елизавета II, Инжира Ганди, Михаил Романов, Аттила, Солон, Г. Коль, др. и Б) термины – учитель, милиционер, врач, отец, судья, полковник, т.д.

(вариант: представленные имена политических деятелей заменить портретами или карточками с именами, чтобы на этапе представления работы участники групп могли использовать данный материал для оформления таблиц)

2. Организационная часть.

Возможные варианты ответов: эти люди облечены властью, правомочны, уполномочены. Мы говорим о разных видах полномочий: законодательные полномочия, родительские права, учительские права, полномочия судьи в спорте. Все эти примеры описания власти объединены тем, что существует некоторое право или дано право принимать решения и вести себя определенным образом.

Объединяет – обладают властью

Разъединяет – принцип её организации и полномочия. В ходе беседы выясняется, что группа А) – политические лидеры, главы наров, государств, наделенные политическими полномочиями. При этом правомочность (легитимность) их власти признается и поддерживается обществом.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
II. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК

Постановка проблемы: предлагается сформулировать понятие «легитимность власти», определить причины признания правомочности политической власти, оснований для подчинения представителям власти. Сформулировать ответ на вопрос: Какой тип легитимности кажется вам наиболее соответствующим современному политическому режиму нашей страны?

В процессе обсуждения вопроса совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы.
III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

В ходе небольшой лекции преподаватель дает характеристику легитимной политической власти, представляет составляющие легитимности (более успешный вариант работы – предоставление информации в виде раздаточного материала по определению принципов легитимности, совместная фронтальная работа с текстом (объяснительное, комментированное чтение – в зависимости от характеристик целевой аудитории).
Определение власти:

Многие ученые дошли в своих размышлениях о власти до утверждения, что вся жизнь общества вращается вокруг вопроса о власти.

Считается, что власть - форма влияния, при которой индивиду, группа или организация имеют возможности добиться изменения поведения других людей даже вопреки их воле, имея или не имея на это право. А влияние, в свою очередь - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека (объекта влияния), его установок, намерений, представлений и оценок в ходе взаимодействия с ним. В политической жизни обладать властью могут отдельные личности, облеченные властью, или объединения людей, такие как организации или государство. Объединения людей могут завладеть властью, если они обладали способностью действовать согласованно. Власть определенных людей основана на их способности быть лидерами – объединить людей и повести их за собой.
Определение легитимности:

Легитимная (правомочная) власть и просто власть часто и справедливо рассматриваются как близкие по значению понятия. Понимание отличий между этими понятиями крайне важно для понимания политических и правовых систем. Слово правомочность и близкие по значению термины используются в различных ситуациях. Легитимная (правомочная) власть – это законная, признанная власть или право на действия в интересах кого-то, или чего-то, отличного от исполнителя.

Характеристики легитимной политической власти.

Носители легитимной политической власти имеют право вводить правила, издавать законы, давать указания в соответствии с принятыми правилами и стандартами. Это возможно, потому что управляемые признают своих руководителей и их право на власть. Легитимная политическая власть слагается из четырех основных составляющих.

  1. Правомочность Большинство граждан должно быть убеждено в том, что у государства есть моральные и законные права на свои действия. Легитимность также опирается на веру большинства граждан в то, что власть имущие по праву занимают свое место, пользуются соответствующей своему положению властью.

  2. Стабильность. Конкретная политическая власть обычно существует в течение продолжительного периода времени. Это дает населению чувство защищенности, так как делает предсказуемыми действия власти, а в случае демократии, уверенность в защите прав личности и меньшинств. Стабильность политических институтов не подвергается угрозе актами недовольства населения конкретными действиями руководства страны. Только тогда, когда доверие населения политическому устройству в стране и ценностям, которые оно выражает, заканчивается, политическая власть обречена.

  3. Ответственность и подотчетность власти. Так как властные полномочия сопряжены с определенной ответственностью, функции государственных служащих перечислены в конституции или законах, а также в должностных инструкциях. На своем посту госслужащие должны выполнять свои обязанности и не превышать приданных им полномочий.

  4. Ограничения власти. Политическая власть должна соответствовать поставленным перед ней целям. В конституционных государствах власть ограничена законом. Эти границы защищаются институционными мерами, такими как принцип сдержек и противовесов.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920) выделял три типа политического господства – легальное, традиционное, харизматическое – в зависимости от источника власти. Поскольку существует несколько различных подходов к определению источников легитимности власти, попытаемся дать полные характеристики возможных источников. Так, в истории были признаны четыре основных источника легитимности власти. Они являются обоснованием действий правительства страны и основанием притязания на власть
Рассмотрение проблемы. Работа в малых группах.
Организация работы в группах. Деление на группы по вопросам (см. приложение 4)
Раздаточные материалы и сопроводительные материалы: рекомендации для работы с документами. Итогом работы станет заполнение таблицы (см. Приложение 1).

В ходе обсуждения внутри группы заполняется часть таблицы (вопрос 1- 2, см. комментарии к выполнению задания в раздаточных документах), а в процессе выступления всех групп участники полностью заполняют таблицу.

Источники легитимной власти

Таблица 1

Критерии сравнения

(группа 1)

(группа 2)

(группа 3)

(Группа 4)

Возникновение теории













Основная идея, лозунг













Стабильность власти (длительность)
Ответственность и подотчетность власти
Источник права
Возможная форма правления














Исторические примеры














IV. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

Вариант 1 :

Обсуждение. Выступление представителей групп, представление подготовленных работ, заполнение общей таблицы 1 по итогам работы групп.

Подведение содержательных итогов занятия.

Заполнение общей таблицы, формулирование основных выводов.

Формулировка ответа на вопрос: Какой тип легитимности вам кажется наиболее предпочтительным и почему?
Вариант 2:

При другом варианте занятия, который предполагает хорошую предварительную подготовку участников по истории отечественной и зарубежной, необходимо увеличить время на групповую работу. Аналитический блок не является структурно вычлененным компонентом, поскольку этот этап работы фрагментарно представлен после завершения работы групп по заполнению таблицы 1 и продолжается после завершения 2 части групповой работы (таблица 2).

Вопрос: Определите в истории страны (по принципу деления групп) проявление различных источников легитимности в разные исторические эпохи. Представьте результаты работы группы. (публичное выступление). По итогам выступления заполняется общая таблица 2. (см. приложение 2), формулируется общий вывод.
Таблица 2: «Легитимность в странах мира»

Страны

/источники легитимности

США /период

Франция /период

Англия /период

Россия

/период

Божественная













Наследственная













Харизматическая













Легальная













Общее:




Подведение содержательных итогов занятия.

Выступление представителей групп. Определение общих тенденций развития.

Общий вопрос: Может ли история страны и её геополитические особенности влиять на определение источника легитимности власти?
V. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

1. Подведение общих итогов.

Подведение общих итогов занятия.

Формулировка ответа на вопрос: Какой тип легитимности вам кажется наиболее предпочтительным и почему?
2. Возвращение к ожидаемым результатам.

Соотношение с ожидаемыми результатами, анализ деятельности и её результатов.
3. Рефлексия и оценивание.

Анализ проделанной работы. Оценивание результатов см. приложение 3.

Раздаточные материалы: Группа 1.
Рекомендации к заданию:

  1. определите источник легитимности власти, согласно представленным документам (верхняя строчка таблицы).

  2. В ходе работы заполните таблицу


Исторические справки:

Монархи и аристократы верили в право на власть по рождению. В прошлом правители утверждали, что божественное право на власть передается по наследству следующему поколению. Так возникали династии.

Дает ли рождение право кому-либо на политическую власть? Те, кто убеждены в этом праве, называются легитимисты. Это слово происходит от латинского слова legitimus – легальный, правомочный, правый. Легитимисты утверждают, что если кто-то имеет право наследовать собственность или деньги после смерти другого, значит существует право наследования положения в обществе или права на власть
Франция: Перед Революцией Франция была абсолютной монархией. Король ни с кем не делился своей властью и отвечал за свои дела только перед Богом. Государственные дела, включая финансы, были его личным делом. Он был суверен, в том смысле, что его решение было окончательным. У него была вся возможная власть и Людовик XIV, Король Солнце, похвалялся:

Суверенная власть пребывает только в моей особе. Мне принадлежит вся законодательная власть, неподотчетная никому, не умаляемая никем. Общественный порядок во всех проявлениях определяется мной, права и интересы нации - часть моих собственных, они находятся только в моих руках.

Внук Людовика XIV, Людовик XVI, считал, что любое его решение правомочно, так как это его воля и он сам есть единственный источник легитимности политической власти.

Дает ли рождение право кому-либо на политическую власть? Те, кто убеждены в этом праве, называются легитимисты. Это слово происходит от латинского слова legitimus – легальный, правомочный, правый. Легитимисты утверждают, что если кто-то имеет право наследовать собственность или деньги после смерти другого, значит существует право наследования положения в обществе или права на власть. Легитимисты иногда предпринимают попытки восстановить во власти свергнутых правителей или их наследников. После французской Революции и поражения Наполеона легитимисты смогли реставрировать монархию и посадили на трон Людовика XVIII
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск