Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 62.93 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.02.2014
Размер62.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Открытый урок в 6 классе

Тема: Восточные славяне.

Тип урока: урок-путешествие.

Цели урока:

  1. Дать представление о предках славян, показать район расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством, с соседями показать их взаимоотношения;

  2. Формировать умение работать с картой, способствовать овладению техникой исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных, устных, вещественных); учить работать с дополнительной литературой; привить учащимся объективность в исследовании; учить изложению мыслей вслух перед аудиторией;

  3. Воспитать глубокое уважение к истории отечества и чувство патриотизма.

Основные понятия:

- повторить: присваивающее и производящее хозяйство, язычество, колонизация.

- новые: залежная и подсечно-огневая система земледелия, быт, нравы, дань, колонизация.

Оборудование: карта «Киевская Русь в IX- нач. XII вв.», атлас, компьютер, учебник, тетрадь, ручка, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Орг. момент. (вступительное слово учителя):


Утро, пробуждается природа,

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

Высокий и красивый,-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины изящные как ивы,

Дети словно крепкие дубки.

Учитель сообщает тему и цели урока.

  1. Проверка д/з (тест на компьютере, карточки с вопросами).

Ссылка к тесту http://proekt903.narod.ru/mz1.htm

Вопросы: Что изучает археология? Что изучает лингвистика? Что изучает фольклористика, что изучает этнология? Откуда мы знаем, как жили наши предки?

  1. Изучение нового материала.

  1. Происхождение славян.

Славяне произошли от индоевропейцев, говоривших на схожем языке и имевшие много общих черт во внешнем облике. Племена индоевропейцев проживали на большей территории Европы и значительной части Азии. Эти племена находились в постоянном движении и осваивали новые земли. Но постепенно отдельные части племен стали отдаляться друг от друга. И примерно 4 тыс. лет назад произошло выделение балтославян, они занимали центральную и восточную Европу. А приблизительно в V в. до н.э. балтославяне разделились на балтов и славян. А в V в. н.э. в ходе своих передвижений и новых освоений славяне разделились на три ветви: южную, восточную и западную.

  1. Расселение славянских племен

Восточные славяне расселились на территории от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут и Днестр на Юге, от предгорья Карпат на западе до междуречья рек Оки и Волги на востоке. На этой территории проживало от 12 до 15 восточно-славянских племенных союзов. Названия этих союзов были связаны с местностью где они жили: Поляне- живущие в полях, древляне – в лесах, дреговичи – в болотах, ильменские племена – близь озера Ильмень, полочане – по берегам р. Полота.

  1. Занятия восточных славян

Археологические находки свидетельствуют о том, что основным занятием восточных славян было земледелие. Славяне возделывали пшеницу, рожь, ячмень, также сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Южные районы опережали в своем развитии северные, так как здесь была более плодородная земля и мягкий климат, кроме того, здесь находились древние очаги скифской земледельческой культуры Северного Причерноморья.
     Во II - V вв. у славян лесной полосы господствовала подсечно-огневая система земледелия (подсека): сначала деревья срубали, когда они высыхали, их поджигали и образовавшуюся золу использовали как удобрение. Несколько лет такой участок давал обильный урожай. После истощения почвы приходилось вырубать деревья на новом участке и уже на нем заниматься земледелием. В этих районах настоящей пахоты не велось, использовались орудия труда, которые взрыхляли почву: мотыга, борона и др.
     У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия - перелог: поле засевалось несколько лет подряд, затем несколько лет отдыхало, затем снова распахивалось и засевалось. Здесь использовались орудия труда для горизонтальной вспашки: соха, рало и плуг с лемехом из железа. Во II - V вв. основной хозяйственной единицей была родовая община. Земля обрабатывалась всеми членами рода общими орудиями труда, и произведенный необходимый продукт распределялся между всеми поровну.
     В VII - VIII вв. в связи с совершенствованием техники обработки железа и стали пашенная система постепенно вытесняет подсечно-огневую, и различия в организации земледелия на севере и юге сглаживаются. К IX в. пашенное земледелие у восточных славян стало господствующей отраслью хозяйства. Теперь основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. Родовая община к этому времени распалась, ее сменила соседская сельская община. В соседской общине сохранялась общинная собственность на пахотные земли, лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но общинная земля уже делилась на наделы, которые обрабатывала отдельная семья своими орудиями труда. Собранный урожай становился собственностью этой семьи. Орудия труда со временем совершенствовались, и у каждой семьи появлялся не только необходимый, но и прибавочный продукт. Это вело к неравномерному накоплению прибавочного продукта в каждой семье, что в свою очередь вело к росту имущественного неравенства внутри общины.
     Немаловажное значение имело скотоводство (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот). Подсобное значение имели охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Важное место в хозяйстве занимало ремесло, но оно еще не отделилось от земледелия. Археологические раскопки показывают, что широкое распространение получило гончарное и кузнечное дело.

  1. Сообщения учащихся по следующим темам:

а) Внешний облик восточных славян.

б) Жилище и поселок восточных славян.

в) Обычай восточных славян.

г) Божества восточных славян.

д) Низшие существа восточных славян.

5) Общественный строй восточных славян.(Самостоятельное изучение п.5)

Учитель. Охарактеризуйте понятие вече и запишите его определение в тетрадь.

Ученик. Вече – это народное собрание на Руси.

Учитель. Как было организовано народное ополчение?

Ученик. Народное ополчение состояло из мужского населения, которое собиралось во время военной опасности. Ополчение строилось по десятичной системе, т.е. делилось на десятки, сотни, тысячи.

  1. Закрепление.

1)Работа с историческими документами.

Прокопий Кесарийский о славянах.
«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.»

Маврикий Стратег о славянах.
«Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…

У них большое количество разнообразного скота и плода земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов для вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»
Вопросы и задания к документам:


  1. Какие выводы месте жительства славян можно сделать на основе данных текстов?

  2. Какие сведения о внешнем облике славян дают нам источники?

  3. Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?

  4. Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?


2) Решение задачи – новеллы.

2. «Жилище славян».

Византийские источники сообщают ценнейшие сведения о бы­те славян. Предки наши были стройными, русыми, румяными. По словам иноземцев, славяне отличались могучим телосложением, высоким ростом, большой силой и необыкновенной выносливо­стью: могли долго терпеть зной, холод и голод, пищей довольство­вались самой простой, а иногда, в случае нужды, питались даже сырым мясом животных и рыбой.

Селиться славяне любили в лесах, у труднопроходимых рек, болот и озер, на высоких местах, чтобы жилье не затопило во время весенних разливов.

Славяне еще не умели строить надежные жилища - сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь бы ук­рыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности - устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене.

Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выхода­ми. Пожитки и запасы обычно зарывали в землю.

Вопрос: Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки.

Ответ: славяне устраивали в своих жилищах много выходов, чтобы легче было уйти при внезапном нападении. Многовековой опыт научил славян хранить запасы в тайниках, пользоваться только необходимым.

3) Выполните тест.

4) Разгадайте кроссворд.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск