Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет»





Скачать 68.39 Kb.
НазваниеТамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет»
Дата публикации06.08.2013
Размер68.39 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Э. Р. Устаева

(Тамань)

Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым

в Тмутаракани в 1023 г. и упоминаемая в «Повести временных лет»

Таманское городище Гермонасса-Тмутаракань – один из уникальнейших и единственный в своем роде памятник древности на юге России. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 он поставлен на государственную охрану республиканской категории и Указом Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 внесен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Городище локализуют на месте современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края [8, с. 81–82].

Интерес к Таманскому городищу как памятнику античности и столице русского Тмутараканского княжества был проявлен еще в XIX в., после открытия в 1792 г. в развалинах старой турецкой крепости Хункала на Тамани знаменитого Тмутараканского камня. При выборке камня на месте бывшего турецкого укрепления для строительства Фанагорийской крепости на восточной окраине Тамани командир егерского батальона премьер-майор Х. К. Розенберг обнаружил мраморный блок с надписью. Как было впоследствии установлено, надпись на камне гласила, что князь Глеб Святославич в 1068 г. мерил море по льду «От Тмутораканя до Корчева» и расстояние составило 14 тысяч саженей [21, с. 16; 10, с. 6–13; 4, с. 154–178]. Эта находка не только позволила определить точное местонахождение упоминаемой летописцем Тмутаракани (на тот момент – город Тамань), но и стала отправной точкой в изучении Таманского городища и всего полуострова, которое началось с труда А. И. Мусина-Пушкина «Историческое исследование о местоположении древнего российского Тмутараканского княжества», изданного в 1794 г.

Непростая история Тмутараканского княжества, насыщенная интригами, подкупами, убийствами, предательством, образно описанная в «Повести временных лет», по сей день вызывает неизменный интерес исследователей [6, с. 148; 3; 1; 5; 22].

В летописи под 988 г. сын Святослава креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко посадил на Тмутараканский престол своего сына Мстислава, вошедшего в историю походами на касогов и победой в единоборстве с касожским князем Редедей. При Мстиславе, занимавшем престол без малого полстолетия, Тмутаракань пережила свой расцвет [2, с. 49].

Как пишет С. А. Плетнева, «богатые торговые города и земли вокруг них с железной рудой и нефтью, с виноградниками и садами привлекали многих князей к этой далекой от основных русских земель вотчине» [14, с. 259]. Население княжества изначально состояло из местных племен – аланов, болгар, хазар, готов, касогов, а также славянских купцов и ремесленников.

Некоторые летописные сведения о Тмутаракани послужили своеобразным катализатором проведения целенаправленных археологических раскопок Таманского городища. Целью комплексной археологической экспедиции под руководством академика Б. А. Рыбакова, исследовавшей средневековые слои городища в течение 4-х сезонов – с 1952 по 1955 гг., стали поиск и исследование упомянутой в «Повести временных лет» Богородичной церкви, построенной князем Мстиславом Храбрым в честь победы над касогами и их князем Редедей в 1022 г. Основания фундаментов храма были полностью исследованы в 1955 г., в связи с чем экспедиция закончила свою деятельность [12, с. 55].

От церкви сохранились кладки основания фундаментов стен и апсиды (рис. 1). Судя по выявленным фрагментам церкви – основаниям фундаментов стен и апсиды, открытым на глубине 2,2–2,5 м от уровня дневной поверхности, – ее длина составила 16,5 м, ширина – 10,4 м. Поражает мощность фундаментов по сравнению с размерами всего сооружения. Высота сохранившихся фундаментов составляет 1,40–1,65 м. Ориентирована церковь строго по оси «восток – запад».

Сохранность фундаментов оказалась далеко не одинаковой. В частности, от северной стены и апсиды остались только рвы от фундаментов. То есть от здания сохранилась только нижняя его часть. Стены и верх фундаментов церкви были полностью уничтожены позднейшими перекопами и выборкой камня.

Анализ полученных во время раскопок 1952–1955 гг. материалов показал, что здание церкви было разрушено не в один прием [18; 9, с. 377–405; 2, с. 49–54]. В первую очередь, были разобраны стены здания, а впоследствии разрушались и фундаменты. Было установлено, что стены разбирались целыми блоками, а не дробились на месте на отдельные кирпичи. Этим и объясняется ограниченное количество найденных фрагментов строительного материала (в основном плинфы и цемянки).

По сведениям старожилов станицы Тамань и по данным археологических исследований, уничтожение храма путем перекопов и выборки камня происходило постепенно с конца XVIII в. на протяжении всего XIX в. и завершилось в довоенный период XX в. Перекопы над церковью, разрушившие ее, датируются сообщениями очевидцев.

Начальник Центрального раскопа С. А. Плетнева в отчетных материалах об исследовании церкви отмечала, что фундаменты разбирались чрезвычайно планомерно и тщательно. Раскопками были реконструированы границы рвов фундаментов даже там, где они не сохранились. Удалось установить, что апсидная часть фундаментов церкви была наиболее мощной и массивной и разрушители не могли разобрать ее простым способом (ломом и киркой), поэтому употребили для этой цели порох: яма над апсидой представляла собой смесь строительного мусора с перегоревшей землей (от взрывов) [19, с. 54–58, 84].

Несмотря на разрушения фундаментов, план церкви удалось восстановить полностью (рис. 2). Скорее всего, она была одноапсидной, хотя допускается возможность существования трех апсид, поскольку «плечи» с обеих сторон центральной апсиды были очень широкие, примерно по 3 м, с закругленными внешними углами [17, с. 115, 116]. Ближайшим аналогом тмутараканского Богородичного храма, по мнению исследователей С. А. Плетневой и Т. И. Макаровой, является церковь Иоанна Предтечи в Керчи [15, с. 97; 9, с. 377–405, рис. 1, 2, 5].

Стены церкви, судя по архитектурным фрагментам, были возведены из плинфы на цемянке, изнутри оштукатурены и покрыты фресками. Кровля была черепичная, а пол, скорее всего, выложен отшлифованными плитами красного песчаника, обработка которого велась здесь же, в 20–25 м, от строящегося здания, о чем свидетельствуют развалы обломков и «стесов» песчаника северо-западнее церкви. Вблизи этого развала были обнаружены остатки извести и развалины большой (7х4 м) постройки, предназначавшейся, видимо, для гашения извести. Вблизи храма его «строительный» слой был уничтожен перекопом, так же как стены и фундаменты.

На основе анализа материалов раскопок и полученных результатов, а также сопоставления их со сведениями, почерпнутыми из Киево-Печерского патерика, на которые обратил внимание Б. А. Рыбаков, было составлено представление о процессе строительства церкви [18, с. 83; 7, с. 8, 9]. Кроме того, массовый археологический материал, выявленный в исследованном слое и относящийся к первой половине XI в., позволил датировать постройку и идентифицировать ее, с большой степенью вероятности, как летописную церковь Пресвятой Богородицы, построенную в Тмутаракани Мстиславом Владимировичем.

Следует упомянуть и исследованный (частично) некрополь того же времени, располагавшийся с севера и северо-запада от церкви и еще более пострадавший от поздних перекопов.

Архитектурный анализ планов церкви, представленных в археологических отчетах комплексной экспедиции академика Б. А. Рыбакова 1952–1955 гг, позволяет сделать вывод, что она была одноапсидная. Предположение о трехапсидном варианте планировки, высказанное П. А. Раппопортом, как и использование при анализе планировочной композиции церкви в качестве аналога киевской Десятинной церкви, представляется малоубедительным по причине известной исследователям истории древнерусской архитектуры приверженности Мстислава к простым композиционным схемам, таким как купольная базилика.

Этот композиционный прием широко применялся в болгарском храмовом строительстве.

В настоящее время открытые в 1952–1955 гг. экспедицией Б. А. Рыбакова фрагменты фундаментов Богородичной церкви полностью законсервированы и закрыты. Визуальный осмотр остатков Богородичной церкви первой половины XI в. возможен только после проведения реставрационных работ и подготовки памятника к музейному показу.

__________________________________________________

  1. Алексеева Е. П. Вопросы взаимосвязей народов Северного Кавказа с русскими в X–XV вв. в отечественной исторической науке. Черкесск, 1992.

  2. Бондарь В. В., Маркова О. Н., Устаева Э. Р. Археологический комплекс Гермонасса-Тмутаракань. Тула, 2011.

  3. Гадло А. Б. Этническая история Северного Кавказа X–XIII вв. СПб., 1994.

  4. Захаров В. А. История раскопок раннесредневековых слоев Таманского городища и поселений Таманского полуострова в XVIII–XX вв. // От Тмутораканя до Тамани. IX–XIX вв. Сборник Русского исторического общества. № 4 (152). М., 2002.

  5. Захаров В. А. Тмутараканское княжество // От Тмутораканя до Тамани. IX–XIX вв. Сборник Русского исторического общества. № 4 (152). М., 2002.

  6. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988.

  7. Киево-Печерский патерик. Киев, 1931.

  8. Коровина А. К. Гермонасса // Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984. (Серия «Археология СССР»).

  9. Макарова Т. И. Церковь Святой Богородицы в Тмутаракани // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XI. Симферополь, 2005.

  10. Медынцева А. А. Тмутараканский камень. М., 1979.

  11. Паромов Я. М. Археологическая карта Таманского полуострова. М., 1992 // Работа депонирована в ИНИОН РАН №47103.

  12. Паромов Я. М. Археологический комплекс Гермонасса-Тмутаракань. Городище, курганный некрополь, грунтовые могильники (паспорта на памятники археологии федеральной категории охраны). М., 2002. // Архив ТМК. № 540.

  13. Паромов Я. М. Таманский полуостров // Крым, Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья. VI–XIII века. М., 2002.

  14. Плетнева С. А. Древнерусский город в кочевой степи: историко-стратиграфическое исследование. Воронеж, 2006.

  15. Плетнева С. А. Кочевники в Таматархе // РА. № 2. М., 2001.

  16. Повесть временных лет. Ч. 1. М.–Л., 1950.

  17. Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв. Л., 1982. (Серия «Свод археологических источников». Вып. Е1-47).

  18. Рыбаков Б. А. Архитектурная математика древнерусских зодчих // Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.

  19. Рыбаков Б. А. Отчет о работах Славянского отряда Таманской экспедиции. М., 1954; М., 1955 // Архив ИА РАН Р-1. №№ 1417, 1418.

  20. Рыбаков Б. А. Отчет о работах Таманской археологической экспедиции на Таманском городище и его окрестностях. М., 1952; М., 1953 // Архив ИА РАН Р-1. №№ 918, 919.

  21. Рыбаков Б. А. Предисловие // Керамика и стекло древней Тмутаракани. М., 1963.

  22. Чхаидзе В. Н. Тмутаракань (80-е гг. X в. – 90-е гг. XI в.). Очерки историографии // МИАСК. Вып. 6. Армавир, 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconВ каком году по данным «Повести временных лет» Рюрик и его братья...

Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» icon1. Образование Древнерусского государства по «Повести временных лет»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconКто из князей крестил Русь?
Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и ответьте, с именем какого князя связаны описанные в летописи события
Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconЭпиграфы по теме
«Повести временных лет», «Слова о погибели земли русской», «Слова о законе и благодати»
Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconТема. От «Повести…к «Слову…»
Цель. Дать представление о письменных памятниках древнерусской литературы «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», их месте...
Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconУрок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке
Цель: дать представление о древнерусской летописи, выявить нравственно-патриотический смысл «Сказания о Кожемяке»
Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconПервоисточники: Повесть временных
Повесть временных лет. Галицко-Волынская летопись : [сборник; пер с древнерусского] / [подгот текста и предисл. О. П. Лихачевой,...
Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconПланы семинарских занятий и методические указания по курсу «история россии»
«Повести временных лет», памятников церковно-канонического права уставов Владимира Святого и Ярослава Муд­рого и более поздних памятников...
Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconТема урока
Повесть временных лет”- вершина ран- него летописания. Основные исторические идеи Нестора
Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить...
Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Древнерусская литература. «Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе»
Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Летопись «Повесть временных лет»: «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconКостецкая Е. В., ассистент кафедры философии и культурологии
Современные религиозные организации (неохристианские религиозные объединения («Свидетели Иеговы», Церковь Мормонов), неоориентальные...
Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приёмы: работа с учебником, письменно-графический (составление схемы),работа с раздаточным материалом(документ «Повесть временных...
Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconС углублённым изучением отдельных предметов №26 г. Иркутска. 2011 г. 75 лет !
«Недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика и учителя, требующие...
Тамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г и упоминаемая в «Повести временных лет» iconЦерковь Покрова Божией Матери в Черкизово
Черкизово построена в 1903 г по проекту архитектора Десятова Владимира Павловича. Церковь расположена на берегу р. Клязьма. По стилю...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск