Скачать 68.39 Kb.
|
Э. Р. Устаева (Тамань) Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани в 1023 г. и упоминаемая в «Повести временных лет» Таманское городище Гермонасса-Тмутаракань – один из уникальнейших и единственный в своем роде памятник древности на юге России. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 он поставлен на государственную охрану республиканской категории и Указом Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 внесен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Городище локализуют на месте современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края [8, с. 81–82]. Интерес к Таманскому городищу как памятнику античности и столице русского Тмутараканского княжества был проявлен еще в XIX в., после открытия в 1792 г. в развалинах старой турецкой крепости Хункала на Тамани знаменитого Тмутараканского камня. При выборке камня на месте бывшего турецкого укрепления для строительства Фанагорийской крепости на восточной окраине Тамани командир егерского батальона премьер-майор Х. К. Розенберг обнаружил мраморный блок с надписью. Как было впоследствии установлено, надпись на камне гласила, что князь Глеб Святославич в 1068 г. мерил море по льду «От Тмутораканя до Корчева» и расстояние составило 14 тысяч саженей [21, с. 16; 10, с. 6–13; 4, с. 154–178]. Эта находка не только позволила определить точное местонахождение упоминаемой летописцем Тмутаракани (на тот момент – город Тамань), но и стала отправной точкой в изучении Таманского городища и всего полуострова, которое началось с труда А. И. Мусина-Пушкина «Историческое исследование о местоположении древнего российского Тмутараканского княжества», изданного в 1794 г. Непростая история Тмутараканского княжества, насыщенная интригами, подкупами, убийствами, предательством, образно описанная в «Повести временных лет», по сей день вызывает неизменный интерес исследователей [6, с. 148; 3; 1; 5; 22]. В летописи под 988 г. сын Святослава креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко посадил на Тмутараканский престол своего сына Мстислава, вошедшего в историю походами на касогов и победой в единоборстве с касожским князем Редедей. При Мстиславе, занимавшем престол без малого полстолетия, Тмутаракань пережила свой расцвет [2, с. 49]. Как пишет С. А. Плетнева, «богатые торговые города и земли вокруг них с железной рудой и нефтью, с виноградниками и садами привлекали многих князей к этой далекой от основных русских земель вотчине» [14, с. 259]. Население княжества изначально состояло из местных племен – аланов, болгар, хазар, готов, касогов, а также славянских купцов и ремесленников. Некоторые летописные сведения о Тмутаракани послужили своеобразным катализатором проведения целенаправленных археологических раскопок Таманского городища. Целью комплексной археологической экспедиции под руководством академика Б. А. Рыбакова, исследовавшей средневековые слои городища в течение 4-х сезонов – с 1952 по 1955 гг., стали поиск и исследование упомянутой в «Повести временных лет» Богородичной церкви, построенной князем Мстиславом Храбрым в честь победы над касогами и их князем Редедей в 1022 г. Основания фундаментов храма были полностью исследованы в 1955 г., в связи с чем экспедиция закончила свою деятельность [12, с. 55]. От церкви сохранились кладки основания фундаментов стен и апсиды (рис. 1). Судя по выявленным фрагментам церкви – основаниям фундаментов стен и апсиды, открытым на глубине 2,2–2,5 м от уровня дневной поверхности, – ее длина составила 16,5 м, ширина – 10,4 м. Поражает мощность фундаментов по сравнению с размерами всего сооружения. Высота сохранившихся фундаментов составляет 1,40–1,65 м. Ориентирована церковь строго по оси «восток – запад». Сохранность фундаментов оказалась далеко не одинаковой. В частности, от северной стены и апсиды остались только рвы от фундаментов. То есть от здания сохранилась только нижняя его часть. Стены и верх фундаментов церкви были полностью уничтожены позднейшими перекопами и выборкой камня. Анализ полученных во время раскопок 1952–1955 гг. материалов показал, что здание церкви было разрушено не в один прием [18; 9, с. 377–405; 2, с. 49–54]. В первую очередь, были разобраны стены здания, а впоследствии разрушались и фундаменты. Было установлено, что стены разбирались целыми блоками, а не дробились на месте на отдельные кирпичи. Этим и объясняется ограниченное количество найденных фрагментов строительного материала (в основном плинфы и цемянки). По сведениям старожилов станицы Тамань и по данным археологических исследований, уничтожение храма путем перекопов и выборки камня происходило постепенно с конца XVIII в. на протяжении всего XIX в. и завершилось в довоенный период XX в. Перекопы над церковью, разрушившие ее, датируются сообщениями очевидцев. Начальник Центрального раскопа С. А. Плетнева в отчетных материалах об исследовании церкви отмечала, что фундаменты разбирались чрезвычайно планомерно и тщательно. Раскопками были реконструированы границы рвов фундаментов даже там, где они не сохранились. Удалось установить, что апсидная часть фундаментов церкви была наиболее мощной и массивной и разрушители не могли разобрать ее простым способом (ломом и киркой), поэтому употребили для этой цели порох: яма над апсидой представляла собой смесь строительного мусора с перегоревшей землей (от взрывов) [19, с. 54–58, 84]. Несмотря на разрушения фундаментов, план церкви удалось восстановить полностью (рис. 2). Скорее всего, она была одноапсидной, хотя допускается возможность существования трех апсид, поскольку «плечи» с обеих сторон центральной апсиды были очень широкие, примерно по 3 м, с закругленными внешними углами [17, с. 115, 116]. Ближайшим аналогом тмутараканского Богородичного храма, по мнению исследователей С. А. Плетневой и Т. И. Макаровой, является церковь Иоанна Предтечи в Керчи [15, с. 97; 9, с. 377–405, рис. 1, 2, 5]. Стены церкви, судя по архитектурным фрагментам, были возведены из плинфы на цемянке, изнутри оштукатурены и покрыты фресками. Кровля была черепичная, а пол, скорее всего, выложен отшлифованными плитами красного песчаника, обработка которого велась здесь же, в 20–25 м, от строящегося здания, о чем свидетельствуют развалы обломков и «стесов» песчаника северо-западнее церкви. Вблизи этого развала были обнаружены остатки извести и развалины большой (7х4 м) постройки, предназначавшейся, видимо, для гашения извести. Вблизи храма его «строительный» слой был уничтожен перекопом, так же как стены и фундаменты. На основе анализа материалов раскопок и полученных результатов, а также сопоставления их со сведениями, почерпнутыми из Киево-Печерского патерика, на которые обратил внимание Б. А. Рыбаков, было составлено представление о процессе строительства церкви [18, с. 83; 7, с. 8, 9]. Кроме того, массовый археологический материал, выявленный в исследованном слое и относящийся к первой половине XI в., позволил датировать постройку и идентифицировать ее, с большой степенью вероятности, как летописную церковь Пресвятой Богородицы, построенную в Тмутаракани Мстиславом Владимировичем. Следует упомянуть и исследованный (частично) некрополь того же времени, располагавшийся с севера и северо-запада от церкви и еще более пострадавший от поздних перекопов. Архитектурный анализ планов церкви, представленных в археологических отчетах комплексной экспедиции академика Б. А. Рыбакова 1952–1955 гг, позволяет сделать вывод, что она была одноапсидная. Предположение о трехапсидном варианте планировки, высказанное П. А. Раппопортом, как и использование при анализе планировочной композиции церкви в качестве аналога киевской Десятинной церкви, представляется малоубедительным по причине известной исследователям истории древнерусской архитектуры приверженности Мстислава к простым композиционным схемам, таким как купольная базилика. Этот композиционный прием широко применялся в болгарском храмовом строительстве. В настоящее время открытые в 1952–1955 гг. экспедицией Б. А. Рыбакова фрагменты фундаментов Богородичной церкви полностью законсервированы и закрыты. Визуальный осмотр остатков Богородичной церкви первой половины XI в. возможен только после проведения реставрационных работ и подготовки памятника к музейному показу. __________________________________________________
|
В каком году по данным «Повести временных лет» Рюрик и его братья... | 1. Образование Древнерусского государства по «Повести временных лет» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М.... | ||
Кто из князей крестил Русь? Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и ответьте, с именем какого князя связаны описанные в летописи события | Эпиграфы по теме «Повести временных лет», «Слова о погибели земли русской», «Слова о законе и благодати» | ||
Тема. От «Повести…к «Слову…» Цель. Дать представление о письменных памятниках древнерусской литературы «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», их месте... | Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке Цель: дать представление о древнерусской летописи, выявить нравственно-патриотический смысл «Сказания о Кожемяке» | ||
Первоисточники: Повесть временных Повесть временных лет. Галицко-Волынская летопись : [сборник; пер с древнерусского] / [подгот текста и предисл. О. П. Лихачевой,... | Планы семинарских занятий и методические указания по курсу «история россии» «Повести временных лет», памятников церковно-канонического права уставов Владимира Святого и Ярослава Мудрого и более поздних памятников... | ||
Тема урока Повесть временных лет”- вершина ран- него летописания. Основные исторические идеи Нестора | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Древнерусская литература. «Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Летопись «Повесть временных лет»: «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича» | ||
Костецкая Е. В., ассистент кафедры философии и культурологии Современные религиозные организации (неохристианские религиозные объединения («Свидетели Иеговы», Церковь Мормонов), неоориентальные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приёмы: работа с учебником, письменно-графический (составление схемы),работа с раздаточным материалом(документ «Повесть временных... | ||
С углублённым изучением отдельных предметов №26 г. Иркутска. 2011 г. 75 лет ! «Недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика и учителя, требующие... | Церковь Покрова Божией Матери в Черкизово Черкизово построена в 1903 г по проекту архитектора Десятова Владимира Павловича. Церковь расположена на берегу р. Клязьма. По стилю... |