Что в имени твоём!1
Интегрированный урок (русский язык - история)
Цель урока:
дать представление о значении имени и происхождении фамилий людей.
Задачи:
- вызвать интерес к собственному имени и фамилии, показать связь имен с историей определенной эпохи;
- сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова (имени и фамилии) выявлять связь имен с историей государства, профессией;
- воспитывать человеческое достоинство, уважение к личности.
Оборудование: словарь: ономастика, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
|
| П. Введение в тему урока
1. Урок необычный. Определить тему урока нам помогут высказывания ученых, которые я зачитаю:
- «Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных:
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает» - Гомер
- «Имя каждого человека несет в себе обобщенный ответ всечеловеческий, и нами, нашими именами говорит сама история...» Флоренский.
2.Что общего между этими высказываниями? 3. Значит, о чём мы будем с вами говорить? 4. Имя с фамилией у тебя одно,
Навсегда оно тебе дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.
Итак, тема нашего занятия «Что в имени твоём!»
Сегодня на уроке мы попробуем найти связь имен с историей разных эпох, узнаем как образовались те или иные фамилии.
Мы часто слышим свое имя, поэтому нам хочется, чтобы оно звучало красиво и нежно. Сын не родился, а уже имя ему дали. Каждое имя имеет свое значение. Это значение мы можем узнать и прочитать в словаре – ономастика.
Демонстрация словаря. Ономастика - это наука, которая выделяет ряд разделов, среди которых существует и раздел антропонимика (от греческого антропос - человек, антропология - наука о человеке). Эта наука принадлежит как филологии, так и истории, поэтому чаще всего ее определяют как отрасль языкознания и одновременно вспомогательную историческую дисциплину.
Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Давайте вспомним пословицы, где употребляется значение имени:
на партах у вас лежат пословицы, состоящие из двух половинок. Найдите соответствия
Игра «Найди соответствие»
В каждой пословице - свой скрытый смысл, своя правда жизни в ней мудрость народа, его наблюдательность.
|
Говорится об именах. Об именах
Игра «Найди соответствие» Всяк человек свое имя знает.
Сын не родился, а уже имя ему дали.
Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу.
Богатырь умрёт, имя его остаётся.
| Ш. Исторический экскурс имен
1. В разные времена популярными были определенные имена. Так в XVIII веке не существовало семьи, где бы не было Катерины. По убеждению родителей, их дочери, получив в дар такое имя, должны были хоть в чем-то уподобиться матушке-царице Екатерине Великой, которая была богом в глазах того времени. 2. Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь.
Там, В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван, именем таким.
Но если в день Иеронима,
То - хошь не хошь - Иероним!
Знаете ли вы праздники в честь имен? (Макаръев день - 1 февраля, Татьянин день - 25 января. 14 февраля - Валентинов день, 30 сентября – праздник веры, надежды и любви, ильин день-2 августа, день святых Петра и Февронии Муромских - 8 июля) Послушайте как звучат исконно-русские славянские имена: Любовь Всеволод, Людмила, Борис, Мечислав, Разумник, Ростислав, Вячеслав (вече-более), Глеб.
3. В начале 20 века появились странные имена: Революция, Капиталина, Демократия. Известный детский поэт С.Маршак написал позже стихотворение:
Если только ты умён,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья её звала
Сокращённо - Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для друзей искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идея.
А один оригинал,
Начинён газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям. Подчеркните в этом стихотворении необычные для вас имена – фронтальная работа
назовите…по цепочке
а стихотворение называется «В защиту детей». Сейчас некоторые имена, считавшиеся ранее устаревшими, стали появляться все чаще: Тарас, Арсений, Федор, Захар, Матвей, Варвара, Зинаида, Зоя. 4. Какие имена встречаются чаще в вашем классе?
Есть ли история вашего имени? Расскажите о ней.
Слайд.
«План рассказа о своём имени:
Назвали...,
Кто назвал?
Когда вы родились?
Ваше имя связано с именем какого-либо родственника?
|
Настя, Иван, Никита - тезки
| IV. Исторический экскурс фамилий
1. Ребята, тайной происхождения окружены не только имена, но и фамилии. Давайте продолжим познавать себя. И поможет нам в этом ваша фамилия.
Что означает фамилия?
2. Фамилии в современном мире появились в XVI веке. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Значительная часть городского и сельского населения еще 200 лет назад не имела фамилии.
Чаще всего фамилии указывают на род занятий предков. Живет в каком-то селении, а может, на окраине города человек, имеющий кузницу. Среди сельчан он получает прозвище Кузнец, а его сын - Кузнецов сын. Потом появляются другие профессии в семье, а фамилия остается. 3. Исследовательская работа учащихся.
Какие фамилии самые распространенные?
как они произошли?
- Проведем исследование.
Например, фамилия Иванов.
- Давайте сами попробуем образовать фамилии от имен ваших мальчиков:
Чувашские фамилии, в основном, образовались таким образом. 4. Групповая работа:
Давайте разберемся с происхождением других фамилий. На партах у вас карточки с фамилиями. Даны фамилии: разбейте их на группы, на пары по какому-либо принципу. Выполнение работы.
Проверка выполненного задания
Ребята, какая фамилия у вас вызвала наибольший интерес?
Разбор Белоголовый по составу: 5.Итак, фамилия может указывать на что?
| Фамилия - наследственное имя семьи, передаваемое по наследству.
Иванов, Петров, Сидоров…
Имена появились гораздо раньше, поэтому часто фамилии образовались от имени основателя рода, семьи, преимущественно мужчин. Никита - Никитин, Даниил – Данилов.
1. Кузнецов, Гончаров - род занятий.
2. Медведев, Волков - от зверей.
1. Белоголовый, Кудряшов - от отдельных признаков людей.
2. Столяров, Плотников...
1. Муравьев, Лисицын...
2. Сугутская, Сретенская...по месту жительства
Белоголовый
фамилии указывают на место жительства, род занятий, внешность предка, а также образуются от названий животных и растений, от имен основателей рода.
| V. Заключительная часть урока.
1. Вернёмся к стихотворению, которое прозвучало в начале урока.
Имя с фамилией у тебя одно,
Навсегда тебе оно дано.
Жизнь длинна.
И оттого ты, побереги его.
- Почему мы должны беречь имя? Беседа (о поступках) 2. Правильно! В заключении мне хочется сказать:
«Чти отца своего и свою мать» - так учит древняя мудрость. Знай, свой род, своих дедов, предков, родственников и цени свой дом, свою деревню, город, свои родные места.
Изучай старину! Помни: ты не сам по себе, ты член семьи, дорожи памятью своего рода.
|
| VI. Рефлексия.
Ребята! Что нового вы сегодня узнали?
Как вы работали на уроке?
Назовите самых активных детей?
На столах у вас имеются смайлики, но почему-то они без ротиков…
дорисуйте их…
(рисуют ротики на смайликах)
|
|
|