Скачать 65.91 Kb.
|
Краткосрочные курсы (на примере Дискуссионной площадке «Точка зрения») в основной школе как способ достижения метапредметных результатов в основной школе Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Для достижения метапредметных результатов в рамках муниципального проекта «Основная школа-пространство выбора» в МАОУ СОШ №84 были введены краткосрочные курсы. Краткосрочные курсы ведутся в 5-8 классах, которые включены в учебный план. Курсы для учащихся 5-6 классов имеют неакадемическое и метапредметное содержание, построенное на основе компетентностного подхода. На данной параллели происходит один из этапов выбора – выбор как апробация различных видов деятельности, получение нового разнообразного опыта. Для учащихся 7-8 классов организуются практикоориентированные курсы, курсы коррекции знаний, в рамках которых рассматриваются какие-либо точечные вопросы, курсы самопознания. В параллели 7-8 классов, происходит следующий этап выбора – выбор как осознание своих интересов и потребностей. Обучающийся выбирает один курс на четверть из списка предложенных. Продолжительность курса – 8 часов. Мною была разработана программа краткосрочного курса Дискуссионная площадка «Точка зрения» (для 7-8 классов). В процессе прохождения курса у учащихся должна быть в целом сформирована способность высказывать собственную точку зрения на рассматриваемые проблемы и аргументировать ее, рассматривать аргументы, приводимые другими, оценивать степень доказательности того или иного мнения. Именно дискуссия помогает ребенку сформировать свою точку зрения, отличить ее от других, а также скоординировать разные позиции для достижения общей цели. Одно из наиболее важных навыков, приобретаемых в ходе дискуссии – это умение рассматривать проблему с разных позиций, быть терпимым к тому, что кто-то имеет другое мнение. Основным результатом данной программы для обучающихся является формирование умения аргументировать свою точку зрения и отстаивать собственную, грамотно вести дискуссию, не отклоняясь от темы. Курс имеет интегративный характер. Его содержание определяют не основы общественных наук (философии, экономики, социологии, права, религиоведения и др.), а проблемы общественной жизни, которые являются предметом изучения этих наук. В центре курса — гражданин, личность человека как участника сложнейших общественно-политических процессов переходного периода. Это позволяет наполнять занятия эмоционально насыщенным материалом. Программа включает в себя 5 занятий (что составляет 18 часов:15 часов аудиторных, из них: 3ч. – лекционных и 12ч. – практическая часть, 3ч. – самостоятельной работы). На первом занятии обучающиеся определяются с темами дискуссионной площадки, делятся на группы. Причем темы используются интегрированные, касающиеся различных предметов (Влияние СМИ на подростка: положительное или отрицательное, интернет: ЗА И ПРОТИВ, все предметы, изучающие в школе важны для человека и др.). Учащимся объясняются основные правила ведения дискуссии. Следующее занятие предполагает тренировочную дискуссию, в ходе которой учащиеся, посмотрев видео-сюжеты с передачами «К барьеру», «Исторический процесс», тренируются на практике. Далее в течение 3 занятий учащиеся совершают первые шаги в дискуссии, на определенные ими темы. На каждую тему дискуссии отводится по 3 часа. Из них 2 часа ученики учатся отстаивать свою позицию, обмениваются мнениями. Анализ ошибок проходит на следующий день (1 час). В ходе проведения дискуссионной площадки учитель организует дискуссию, контролирует ход дискуссии, а также выявляет ошибки учеников, организует обсуждение видео-дискуссии. В дискуссионной площадке участвуют 2 команды, которые состоят из 3 человек (спикеры). Команда, защищающая тезис, называется утверждающей, Команда, опровергающая тему, называется отрицающей. При этом в ходе дискуссионной площадки обучающиеся меняют разные роли. На первой дискуссии они могут являться спикерами утверждения, на второй спикерами отрицания, на третьей – зрителями. Оценивают команды зрители и экспертная группа. Зрителями являются ученики школы, а также учителя. Зрители решают кто победил в ходе дискуссии голосованием. Кроме этого, они могут задавать вопросы, комментировать свою позицию. В состав экспертной группы входят 1- 2 учителя и 2-3 ученика старших классов. Экспертная группа – дает оценку выступающим по критериям в конце дискуссии. Дискуссия состоит из 4 этапов. На 1-ом этапе предоставляются темы дискуссионной площадки. Представляются команды, экспертная группа. На втором этапе выступают команды. Третий этап предполагает выступление зрителей, экспертов, подведение итогов дискуссии. На четвертом этапе анализируются ошибки, учитель и ученики совместно находят пути устранения недостатков выступления. После каждой дискуссии подводятся итоги. Каждому ученику выставляются баллы экспертами по определенным критериям (См. приложение). Таким образом, в процессе дискуссии обучающиеся приобретают определѐнные навыки, опыт, применение и закрепление уже имеющихся знаний и умений в ходе обсуждения, то есть дискуссионное занятие выполняет обучающую функцию. Кроме этого у учеников развиваются логические способности, умения мыслить самостоятельно, аргументировать и доказывать свою точку зрения. В ходе дискуссии обучающиеся учатся взаимодействовать друг с другом, находить точки соприкосновения, приходить к согласию по каким-то вопросам, вырабатывать общую стратегию и тактику, иногда уступать и идти на компромисс. Исключительно важным умением, формирующимся на дискуссионной площадке, является умение слушать своего оппонента, уважать его мнение и понимать или, по крайней мере, пытаться понять доводы другой стороны. Данная программа способствует развитию коммуникативных умений школьников; умению мыслить самостоятельно, аргументировать и доказывать свою точку зрения; взаимодействовать друг с другом, находить точки соприкосновения, приходить к согласию по каким-то вопросам, вырабатывать общую стратегию и тактику, иногда уступать и идти на компромисс; слушать своего оппонента, уважать его мнение. Каждый обучающийся в рамках ведения курса выступил на дискуссионной площадке и защитил свою точку зрения. Некоторые учащиеся написали статью в школьную газету со своей аргументированной позицией. Программу краткосрочного курса можно использовать как в 5-6 классах, так и в старшей школе на уроках обществознания или истории, например при изучении некоторых тем; кроме этого и во внеучебной деятельности (в рамках дискуссионного клуба). Программа дискуссионная площадка «Точка зрения» принимала участие в городском конкурсе «Уникальное образование-2012» (совместно с еще четырьмя краткосрочными курсами от МАОУ СОШ №84). В результате данного конкурса МАОУ СОШ №84 выиграла и получила денежную премию. Кроме этого, данная программа разрабатывалась в рамках краевого проекта «Комплексное научно-методическое обеспечение процессов обучения, воспитания и достижения учащимися основной ступени общего образования метапредметных и личностных результатов в условиях переходы общеобразовательных учреждений Пермского края на образовательные стандарты второго поколения». На данный момент программа продолжает участвовать и дополняться в краевом проекте «Научно-методическое обеспечение образовательного процесса и мониторинга достижения учащимися метапредметных и личностных результатов при переходе на стандарты второго поколения». Приложение Объект оценивания и критерии оценки (критерии оценки деятельности учащихся)
|
Отчет о круглом столе в начальной школе «Использование современных... Отчет о круглом столе в начальной школе «Использование современных технологий для достижения метапредметных результатов» городской... | Оценка метапредметных результатов в основной школе Ууд школьника. Дети должны владеть приемами аргументации, целеполагания, публичного выступления, уметь написать эссе рефлексивного... | ||
Реферат на тему: «Изучение синтаксиса в основной школе (анализ умк)» Система работы по изучению синтаксиса в основной школе | Рабочая программа учителя мбоу «Средняя общеобразовательная школа №30» Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения... | ||
Кинпо (пк и пп) сoo кафедра естественно-математического образования реферат «Универсальные учебные действия как средство достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций младших школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной)... | ||
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной... Программа написана на основе пособия «Критериальное оценивание в начальной школе: Пособие для учителя/ (Из опыта работы)// Е. И.... | Пояснительная записка. 2 Планируемые результаты. 3 Система оценки... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы | ||
Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся... Определить, каким представляется каждому из субъектов обучения (детям, их родителем и учителям) процесс и результат обучения в основной... | Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика... Рабочая программа по информатике и информационно-коммуникационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного... | ||
Эпп/ооу Реализация проекта «Продуктивные задания при работе с текстом как средство достижения метапредметных результатов» | Пояснительная записка Большой вклад в достижение главных целей основного... Таким образом, содержание изучения курса «Искусство» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности... | ||
О проведении творческой мастерской «фгос основной школы. Реализация... | Статья опубликована в журнале «Эксперимент и инновации в школе» Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка | ||
Применение компьютерных и кейс-технологий при подготовке учителя информатики к реализации фгос Дарт задает критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, характеризует планируемые результаты, возможность... | 1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной... Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества... |