Скачать 55.91 Kb.
|
Галина Лариса Валерьевна, учитель истории и обществознания ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ», п. Вычегодский ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ I И II ВИДА В статье раскрывается значение использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для детей с недостатками слуха, обучающихся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении Ключевые слова: история, ИКТ, дети с нарушением слуха Цель образовательных курсов по истории и обществознанию для детей с нарушением слуха заключается в том, чтобы сформировать у учащихся определенный минимум знаний по предметам и научить использовать накопленные знания в жизни, сделать так, чтобы учащиеся стали компетентными в определенной области знаний. Для детей с нарушением слуха это сложная задача. Ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка к овладению речью. Т.к. потребность в общении не может быть реализована через речь, глухой ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий. Он оперирует наглядными образами, способен рисовать, лепить, создавать по образцу модель из конструктора. Глухой ребёнок, как правило, обращается к вынужденной форме общения – мимике и жестам. Жестовая речь основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение и может применяться в узком кругу людей, владеющих системой её знаков. Дети с нарушениями слуха легче овладевают словами, обозначающими конкретные предметы, несколько труднее – обозначающими действия, качества, признаки, еще труднее со словами с абстрактным и переносным смыслом. Не редко у детей с нарушением слуха установка на запоминание текста доминирует над стремлением его понять. Коррекционные цели образования глухих и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения: - преобладание наглядности, особенно при формировании первичных представлений; - дозирование учебного материала; - адекватный темп подачи материала; - использование адаптированных учебных текстов. Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
Задания для детей с нарушениями слуха должны быть доступны и привлекательны. Необходимо показывать детям, как новые знания, приобретенные с помощью ИКТ, можно использовать в различных ситуациях. Применение ИКТ помогает учащимся глубже усвоить учебный материал и систематизировать знания. В своей работе я использую информационные технологии:
Текстовый редактор Microsoft Word может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр. Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр. Одним из важнейших принципов в обучении детей с нарушениями слуха является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими. На своих уроках использую программу MS Power Point для создания презентаций. Пользуюсь разработанными презентациями, свободно распространяемыми в сети Интернет, которые переделываю соответственно речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям учащихся с нарушением слуха. На уроках с применением презентации учебный материал подается в виде последовательности слайдов в темпе и объеме, адекватном специфическим особенностям и возрастным возможностям учащихся. По ходу показа веду диалог с учащимися, задаю им вопросы, учащиеся сопряжено и по одному проговаривают определенный текст. В зависимости от целей применения презентации на уроке возможно использование движущихся элементов (акцентирование внимания учащихся), неполных схем и перепутанных связей в них (организация самостоятельной работы учащихся), использование фрагментов фильмов и анимации и т.д. Роль презентации на уроке нельзя представить однозначно. На одних уроках мы используем презентацию для того, чтобы создать проблемную ситуацию, на других - для того, чтобы задать определенный ритм работы, иногда она помогает организовать ролевую игру, а иногда заставляет детей задуматься и весть накопленный материал привести в систему и представить в виде опорного сигнала, таблицы, схемы. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов доклады, скачанные презентации и рефераты. Необходимо создать условия, когда данную найденную информацию нужно преобразовать, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п. Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, создание компьютерных рисунков и схем, докладов, рефератов, дидактического материала. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Поскольку я сама веду факультативы по информатике, то пытаюсь практически использовать возможности ИКТ для уроков истории и обществознания. Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Учащиеся с проблемами слуха могут получить доступный и адаптированный материал, основанный на зрительном восприятии информации. Литература:
|