Скачать 99.62 Kb.
|
Тема: Публицистическая статья «Тайна названия» (Урок развития речи в 9 классе. Подготовка к сочинению об истории названия села Молотицы). Задачи: Воспитательные: Формирование идентичности учащихся, любви к своей малой родине, к истории своего народа через использование на уроке тематических текстов, творческих работ учащихся и учителей родной школы. Развивающие: - Развитие коммуникативной компетенции учащихся; - Развитие понятий о публицистическом стиле речи, его характерных особенностях, жанрах; - Развитие умений работы в группах; - Развитие творческого потенциала учащихся; - Развитие умений публичного выступления; - Развитие умения анализа текста; - Развитие орфографической и пунктуационной грамотности. Образовательные: -Дать учащимся понятие о публицистической статье как одном из жанров публицистики и ее характерных признаках; - Дать учащимся понятие «топонимика». Оборудование урока: Фотовыставка с изображением села Молотицы Лихачев Д.С. «Уроки доброты», Санкт-Петербург, Изд-во «LOGOS», 2007. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык» для 10-11 классов, М., «Просвещение», 2001 Исследовательские работы учащихсяМолотицкой школы Краеведческий альбом «История села Молотицы» К.Сысоева «Молотицы, Молодицы, Малдицы…» (Из истории названия села), «Ступени», №№ 2-3, декабрь 2009 Карточки с заданиями для учащихся. Ход урока:
На доске фотографии с изображением села Молотицы. Беседа: (У доски один ученик проводит заочную экскурсию по селу). Сообщение экскурсовода На фотовыставке представлены фотографии с изображением достопримечательностей села Молотицы, в котором мы живем и учимся. Украшением и гордостью села является церковь, которая носит имя доблестного защитника Отечества святого Георгия Победоносца. Она так и называется Георгиевская церковь, построенная помещиком Сергеем Глебовским в 1754 году. Здесь также представлено изображение Памятника землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Автором этого замечательного сооружения является скульптор Денисов Г.И., уроженец села Молотиц. Дом купца М.В. Строганова, расположенный на улице Школьной, считается историческим местом нашего села. В нем ранее была школа, основателем которой и был Строганов. На этой фотографии мы видим дом, в котором родился известный художник Андрей Васильевич Морозов. А это известное всем нам здание Молотицкой школы, построенное в 1968 году. А это родная сторонка – вид на село Молотицы с реки Ушны. - Спасибо большое за интересный рассказ. Такое получилось лирическое вступление к нашему уроку. А сейчас прослушайте текст и попробуйте определить, чем мы сегодня будем заниматься. Чтение текста учителем. Как много в России мелких поселений с причудливыми и даже смешными названиями! Имена селам и деревням обычно давали сами люди, по названиям каких- то географических объектов, по фамилиям, часто встречающимся в этом поселении, каким- то историческим событиям. Часто названия поселений говорят сами за себя. Иногда чтобы докопаться до правды об их происхождении приходится приложить немало усилий… - Так о чем же пойдет разговор на уроке? (Об истории названия села. Сегодня мы тоже попробуем «докопаться до правды» и узнать о том, откуда пошло название села, какие версии происхождения названия существуют в народе.Это наука называется топонимикой (на доске :Топонимика - это наука, изучающая происхождение названий городов, сел, деревень, поселков, области, края).А еще мы познакомимся с жанром публицистической статьи и подготовимся к домашнему сочинению. Учитель записывает доску тему урока «Публицистический статья «Тайна названия». - Итак, мы определили тему и цели урока. А чтобы достичь целей, какие понятия нам нужно повторить? (Публицистический стиль, характерные черты и жанры публицистического стиля, художественные особенности). ( В процессе ответов учащихся учитель вывешивает на доску карточки с понятиями «Публицистический стиль», «Характерные черты публицистического стиля», « Жанры публицистического стиля речи», «Художественные особенности публицистического стиля). 2. Мотивация. - А как вы думаете, для чего нам нужно изучать историю своего края? Ответы учащихся. -Верно. Чтобы не только узнать о жизни и занятиях своих предков, их обычаях и традициях, их культуре, но и передать эти знания своим потомкам, тем, кто придет на смену нам. Еще А. С. Пушкин писал, что «без знания прошлого нельзя понять творимое нами настоящее». Интерес к истории своей малой родины напрямую связан с чувством любви к своему Отечеству и своему народу. Прочитайте, что пишет об этом выдающийся российский академик Д.С. Лихачев в своей книге «Уроки доброты». Книга Лихачева - это обращение к вам, молодому поколению, которому предстоит строить будущее нашей страны. (Учитель демонстрирует брошюру Д.И.Лихачева « Уроки доброты»). - Сегодня мы работаем в группах, капитан команды организует работу в группе и оценивает работу каждого ее члена.(Учитель раздает группам карточки с текстом.) Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. 3.Работа с текстом в группах (5 мин.)
Учитель раздает карточки группам.
– Существует несколько версий об истории происхождения названия села Молотицы. Ксения Сысоева, еще будучи ученицей 6 класса, в 2009 годупровела исследование и изложила версии происхождения названия в своей публицистической статье в газете «Ступени», которая издавалась у нас в районе. Внимательно прослушайте текст и определите особенности его жанра.
- Какие версии прозвучали? - Какие особенности жанра публицистической статьи вы отметили?(небольшая по объему, представляющая собой рассуждение, наличие фактов и цифр, наличие существительных собственных). Ответы учащихся. - Мы благодарим Ксюшу за интересное выступление и материал, который она нам представила. Ксюша, скажи, пожалуйста, а почему тебя заинтересовала эта тема? Расскажи, как ты работала над статьей? Рассказ ученицы. -Спасибо.
- Ребята, у нас в гостях еще один замечательный человек, почетный учитель нашей школы, ветеран педагогического труда, краевед, автор стихотворений о родном селе Татьяна Ивановна Демидова. Татьяна Ивановна, Вам слово. Выступление Т.И. Демидовой. - Мы послушали еще одно изложение истории села, но уже в стихотворной форме. Татьяна Ивановна, огромное спасибо за стихи. Ребята, вы тоже можете сочинить стихи на данную тему и выступить с ними на очередном заседании литературного клуба «Парус».
- Итак, подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? - Какие понятия повторили? - Чему учились? - Какое задание будете выполнять дома?
Дома вы попробуете написать статью в газету, в которой порассуждаете над происхождением названия своего села, в котором живете вы. У нас есть ребята из Кондракова, Савкова, Талызина. Обратитесь к сторожилам своего села: Солонину Ю.И., Ребруновой Е.Г., опросите их, обратитесь в свою школу, наверняка там найдется для вас необходимый краеведческий материал. Экскурсия по выставке исследовательских работ (проводит учитель). - В нашей школе вы можете использовать накопленные материалы: альбом «Из истории села», исследовательские работы учащихся нашей школы Зекиной Лилии, Сысоевой Ксении, статью Сысоевой Ксении. Выберите одну из предложенных тем:
и напишите сочинение. В помощь я предлагаю вам план. Лучшие ваши работы войдут в краеведческую копилку нашей школы или, возможно, будут опубликованы в газете. Раздаточный материал Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родин… начинает(?)ся с любв… к своей семье, к своему дому, к своей школ… . Она постепенно р…стет. С возр…стом она становит(?)ся также любовью к своему городу, к своему селу, к родн… природ…, к своим землякам, а созрев, становит(?)ся сознательн… и крепк… , до самой смерт…, любовью к своей стране и ее народу. (Д.С. Лихачев). Задание 1 Выполните задания: Подготовьте выразительное чтение текста. Какие орфограммы встретились в тексте? Объясните и обозначьте их. Задание 2 Прочитайте текст. Найдите в тексте сложноподчиненное предложение. Расскажите о его строении. Определите вид придаточного. Составьте схему. Задание 3 Прочитайте текст. Найдите предложение с однородными членами. Какими членами предложения они являются? Составьте схему. Какую роль в тексте они выполняют? Задание 4 Подготовьте выступление о публицистическом стиле речи по плану:
Задание 5 Подготовьте выступление о художественных особенностях публицистического стиля. Какие художественные средства использованы в отрывке из статьи Д.И. Лихачева? Подберите эпитеты к слову Село- Задание 6 Подготовить выступление о жанрах публицистического стиля. Выполните задание «Исключите лишнее»: репортаж, интервью, научная статья, рецензия, очерк, стихотворение, информация, публицистическая статья, доклад. К какому жанру можно отнести сочинение на тему «Тайна названия»? План сочинения
«Названия поселений говорят сами за себя…»
История названия села(одна или несколько версий).
В наследование грядущим поколениям… Памятка Градация – расположение слов, отрезков предложений, целых предложений по степени нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения. Различают градацию восходящую и нисходящую. Пример градации: «Они, эти овощи, действительно, были синие, вернее сказать – темно-лиловые, почти черные…» Сообщение экскурсовода На фотовыставке представлены фотографии с изображением достопримечательностей села Молотицы, в котором мы живем и учимся. Украшением и гордостью села является церковь, которая носит имя доблестного защитника Отечества святого Георгия Победоносца. Она так и называется Георгиевская церковь, построенная помещиком Сергеем Глебовским в 1754 году. Здесь также представлено изображение Памятника землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Автором этого замечательного сооружения является скульптор Денисов Г.И., уроженец села Молотиц. Дом купца М.В. Строганова, расположенный на улице Школьной, считается историческим местом нашего села. В нем ранее была школа, основателем которой и был Строганов. На этой фотографии мы видим дом, в котором родился известный художник Андрей Васильевич Морозов. А это известное всем нам здание Молотицкой школы, построенное в 1968 году. А это родная сторонка – вид на село Молотицы с реки Ушны. |
Урок развития речи по русскому языку в 6-м классе Сочинение «Мало... Урок развития речи по русскому языку в 6-м классе Сочинение «Мало ли что можно делать в лесу» | Как сокращать текст. Урок развития речи в 6 классе (русский язык) Основная проблема многих детей – неумение сокращать исходный текст, неумение вычленять необходимую информацию. Основной задачей уроков... | ||
Урок в 9 «а» классе по теме: Professions ... | Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... День открыл урок развития речи в 1г классе (учитель Сюваева Л. А.) на тему «Сочинение по картине «Берёзовая роща» А. И. Куинджи.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок развития речи во 2-м классе (1—4) по теме "Сочинение по картине «Зимние забавы»" | ||
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо... Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения в форме письма; вспомнить композиционные и художественные особенности эпистолярного... | Урок развития речи в 1 классе. Учитель Агулова М. В. Тема: Из чего варят каши? Обобщить и расширить знания о зерновых культурах. Закрепить терминологию слово, словосочетание, предложение, текст | ||
Урок русского языка в 6 классе на тему: «учимся употреблять прилагательные в речи» Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи | Урок развития речи в 7 классе “ Использование в речи наречий синонимов... Вниманию педагогов руководителем шмо коноваловой Н. В. была предложена информация по теме семинара: основные цели и задачи духовно-нравственного... | ||
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Описание внешности человека" Дать определение литературного портрета, знать о возможных приёмах при изображении литературного героя | Урок в 5-м классе по развитию речи «Что изучает стилистика» Цель урока: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи | ||
Урок русского языка в 7 классе: "Употребление в речи деепричастий и наречий" ... | Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная». (В рамках технологии деятельностного подхода) | ||
Урок развития речи. 4 класс. Тема : Подготовка к сочинению описанию о весне Цель: Развитие речи, подчёркивание роли прилагательных в описании, бережное отношение к слову | Урок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война» Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и... |