Российской Федерации Федеральное агентство по образованию





Скачать 245.87 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Дата публикации27.10.2014
Размер245.87 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Журналистика > Учебно-методический комплекс

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию




Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Виниченко В.М.

Учебно-методический комплекс к курсу


«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»




Для студентов 4 курса

отделения журналистики

факультета филологии и журналистики



Ростов-на-Дону

2007

Учебно-методический комплекс к курсу «История зарубежной журналистики»


для студентов 4 курса отделения журналистики

факультета филологии и журналистики

разработан к. ф. н., доц. В.М. Виниченко

в соответствии с учебным планом специальности 021400 «Журналистика»

Рецензент – пр. Т.Ф. Капитан

Ответственный редактор – к.ф.н., проф. В.Н. Боянович


Печатается по решению кафедры истории журналистики ЮФУ,

протокол № 5 от 15.03.2007

ВВЕДЕНИЕ


«История зарубежной журналистики» является первым из двух профилирующих курсов, призванных ознакомить студентов отделения журналистики с важнейшими историческими закономерностями развития мировой журналистики. Его хронологические рамки охватывают достаточно большой период, с момента возникновения в Древней Греции на рубеже V-IV вв. до н.э. «того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью»1, до окончания Второй мировой войны. Последующее развитие мировой журналистики, с 1945 г. до наших дней, рассматривается в рамках курса «Современные зарубежные СМИ».

Важнейшей методологической предпосылкой успешного освоения содержания курса является сформулированное более ста лет назад одним из авторов знаменитого сборника «Периодическая печать на Западе» положение о том, что «история газеты [и в более широком смысле СМИ — В.В.] есть лишь незначительная часть истории общественной жизни, и дать исчерпывающую картину эволюции газеты, это значит изобразить весь ход развития общества»2. Последнее предполагает, во-первых, наличие у студентов определенного объема базовых исторических знаний, а, во-вторых, умение находить точки соприкосновения данного курса с другими университетскими дисциплинами, прежде всего по истории зарубежной литературы и философии.

Курс разделен на два семестра и, помимо лекций, включает в себя обязательные для посещения семинарские занятия. Прослушав лекции и посетив семинарские занятия, студенты сдают в конце первого семестра промежуточный зачет, результаты которого учитываются при выставлении итоговой оценки в летнюю сессию.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводное занятие


История журналистики как предмет изучения. Понятия «коммуникация», «массовая коммуникация», «публицистика» и «журналистика», взаимосвязь между ними. Газета как исторический феномен, ее важнейшие признаки.

Зарождение массово-информационных процессов


Способность к коммуникации как фактор развития человечества. Роль письменности в переходе от древних культур к цивилизациям. Возникновение городов, переход от межличностных коммуникаций к массовым. Истоки западноевропейского рационализма, его значение для формирования европейской цивилизации. Концепция «осевого времени» К.Ясперса и начало «безграничной коммуникации».

Массовые коммуникации в античной Европе и древнем Китае


Причины возникновения риторики в античном обществе. Школа софистов и ее роль в становлении риторики. Речи Лисия, Исократа и Демосфена как образцы греческой риторики. Проблемы массовых коммуникаций и государственного устройства в трудах Платона и Аристотеля. Развитие ораторского искусства в древнем Риме. Вклад Цицерона в развитие риторики.

Рукописные книги и их роль в античном обществе, формирование основных литературных жанров. Личная переписка как форма информационного обмена. «Acta senatus» и «Acta diurna populi Romani»: причины появления, роль в общественной и политической жизни Римской империи.

Общая характеристика состояния науки, техники и информационных обменов в Китае периода династии Хан. Рукописные китайские «дибао» в системе управления империей. Ранние формы печати в Китае и Корее.

Коммуникационные процессы в период
Средневековья и Возрождения


Христианство и его влияние на развитие социально-политического устройства Европы во время Средневековья. Причины упадка европейских коммуникаций в этот период. Средневековые герольды и их роль в распространении информации. Особенности производства рукописных книг и их роль в социальной жизни Европы. Возникновение первых европейских университетов и школ. Проникновение в Европу бумаги и ксилографии.

Социально-исторические предпосылки Европейского Возрождения, его идейный комплекс, влияние на развитие коммуникаций. Пьетро Аретино и «предвосхищение журналистики».

Возрождение европейской экономики и повышение спроса на информацию. Развитие почтовых служб и их значение для интенсификации информационных обменов. Профессиональные собиратели новостей («новелланты») и «газеты Фуггеров». Венецианские авизи как прообраз первых печатных газет.

Печатный станок Иоганна Гуттенберга и его отличие от предшествующих способов тиражирования информации. Книгопечатание как фактор социальных, политических и экономических изменений в жизни Европы.

Значение Реформации для развития массовой коммуникации. Печатный станок как средство распространения реформаторских идей. Возникновение цензуры, издание Ватиканом в 1559 г. первого «Индекса запрещенных книг».

Зарождение периодической печати


«Баллады (книги) новостей» как первые образцы массовой печатной продукции. «Relatio Historica» Михаэля фон Айнцига и «Ярмарочные известия»: возникновение периодичности.

«Relation: Aller Furnemmmen» Иоганна Каролюса и «Avizza Relation oder Zeitung» Луки Шультке как первые европейские печатные газеты. Голландские «Куранты», их значение для развития периодики в европейских странах. Особенности первых английских газет.

«Газетт» Теофраста Ренодо и ее роль в формировании централизованной системы печати во Франции.

Развитие периодической печати
в период ранних буржуазных революций


Труды выдающихся английских философов-материалистов (Ф.Бэкона, Т.Гоббса и др.) как идеологическая база Английской буржуазной революции. Оформление авторитарной и либертарианской концепций периодической печати.

Цензурные условия в Англии накануне революции. Падение «Звездной палаты» и «памфлетная война» между парламентом и королем. Ведущие публицисты Английской буржуазной революции (Д.Мильтон, Д.Лильберн, Д.Уинстенли) и особенности их позиции. Проблемы свободы слова в период революции: основные идеи «Ареопагитики» Мильтона.

Положение английской печати в период протектората О.Кромвеля и после реставрации. Изменение статуса и содержания газет в этот период: «Меркурии» М.Нидхэма, взгляды Р.Л’Эстранжа на печать, «Оксфордская газета».

Борьба за отмену цензуры после «Славной революции» 1688 г. Превращение газет в орудие политической борьбы между партиями вигов и тори. Экономические и юридические механизмы воздействия на прессу в Великобритании XVIII века.

Публицистика европейского и североамериканского Просвещения


Формирование идейного комплекса Просвещения в трудах Дж.Локка, Вольтера, Ш.-Л.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро. Взгляды просветителей на роль периодической печати в обществе.

«Республика литераторов» и возникновение первых европейских журналов, их тематическая дифференциация. Место журналов Д.Дефо, Д.Аддисона и Р.Стиля, П. де Мариво, Г.Лессинга в системе европейской периодики.

Отражение специфики американского просвещения в публицистике Б.Франклина, Т.Пейна, Т.Джефферсона. Цензурные условия на территории североамериканских колоний, роль прессы в подготовке революции и в Войне за независимость. Первая поправка к Американской конституции и проблемы свободы слова в первые годы существования Соединенных Штатов.

Журналистика Великой французской революции
и периода наполеоновских войн


Состояние французской печати и цензурные условия в стране накануне революции.

Начало революции и возникновение политической журналистики. Борьба между революционной и роялистской печатью. «Персональный журнализм»: газеты Мирабо, Марата, Бабефа, Демулена и их роль на различных этапах революции. Развитие провинциальной прессы во время революции. Законодательство о печати периода директории. Заговор Бабефа.

Политика Наполеона по отношению к печати во Франции и на завоеванных территориях. Положение печати в период империи.

XIX век: становление современной журналистики


Начало индустриальной революции в европейских странах и США, ее последствия для прессы. Развитие внутренних и международных коммуникаций, усовершенствование полиграфической техники.

Особенности содержания, оформления и деятельности лондонских газет на рубеже XVIII-XIX веков. Становление «Таймс» в качестве наиболее влиятельной британской газеты, формирование концепции «четвертой власти». Радикальная пресса и борьба за отмену «налога на знание».

Демократические реформы Э.Джексона в США и предпосылки появления «пенни-пресс». Особенности содержания и оформления пенни-пресс, ее значение для развития рекламной деятельности.

Положение французской прессы во время реставрации, Июльской монархии и Второй империи. Реформы Э.Жирардена и их значение для французской прессы.

Развитие немецкой печати в XIX веке. Журналистская деятельность К.Маркса и Ф.Энгельса, формирование марксистской концепции печати. Политика О.Бисмарка по отношению к печати.

Телеграф и начало «эпохи глобальной чувствительности». Возникновение телеграфных агентств и их влияние на содержание газет. Картельный договор 1870 г.

Начало массового производства и возникновение потребности в массовой рекламе. Изменение роли рекламы в прессе. Появление первых рекламных агентств.

Формирование новых социоэкономических моделей и возникновение «нового журнализма». От «нового» к «желтому журнализму»: журналистская и издательская деятельность Дж.Пулитцера и У.Херста.

Газетные цепи Ф.Манси, Э.Скриппса и У.Херста. Издательская деятельность братьев Хармсворт в Англии.

Развитие журнальной периодики в XIX веке: появление женских, иллюстрированных и массовых журналов.

Окончательное становление журналистики в качестве самостоятельного социального института. Начало профессиональной подготовки журналистов, появление первых профессиональных объединений и принятие первых этических кодексов. Формирование системы журналистских жанров: появление репортажа и интервью. «Перевернутая пирамида» как особый стиль подачи сообщений в прессе. Различные точки зрения на его происхождение.

Становление и развитие национальной журналистики
в колониальных странах Америки, Азии и Африки в ХIХ—ХХ века


Культурно-исторические и политические условия возникновения периодической печати в колониальных странах. Основные типологические отряды прессы стран Латинской Америки, Азии и Африки в период колониальной зависимости. Роль национально-патриотических изданий в антиколониальной борьбе.

Развитие газетной и журнальной периодики
в первой половине ХХ века


Пресса в политических процессах начала века. Т.Рузвельт и пресса. Движение «маккрейкеров» и становление PR.

Формы и методы военной пропаганды противоборствующих сторон во время Первой мировой войны. Первые научные исследования в области СМИ.

Дальнейшее расслоение печати на качественную и массовую. «Нью-Йорк таймс» как энциклопедия новостей. «Джазовая журналистика» и таблоидная пресса.

Типологическое развитие журнальной периодики. Журналистская и издательская деятельность Г.Люса. Журнал «Тайм» и становление жанра «интерпретирующего репортажа». Де Уитт Уоллес и «Ридерз дайджест». Появление иллюстрированных, деловые и научно-популярных журналов.

Становление радиовещания в качестве СМИ


Особенности развития радио в до начала Первой мировой войны. Технологические, экономические и социальные предпосылки его становления в качестве СМИ. Формирование жанров вещания, взаимоотношения радио и прессы.

Различные подходы к организации и финансированию радиовещания: общественная (Великобритания) и коммерческая (США) модели вещания. Радиовещание в фашистской Италии, нацистской Германии и имперской Японии как пример государственной модели вещания.

Ф.Д.Рузвельт и радио. Радиовещание как инструмент пропаганды в годы Второй мировой войны. Ранние эксперименты в области телевидения.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

Первоисточники


1 Горгий. Похвала Елене.

2 Лисий. Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена.

3 Исократ. Панегирик.

4 Эсхин. Против Ктесифонта о венке.

5 Демосфен. За Ктесифонта о венке.

6 Цицерон. Об ораторе. Первая речь против Катилины.

7 Мартин Лютер. 95 тезисов. К христианскому дворянству немецкой нации.

8 Джон Мильтон. Ареопагитика.

9 Джон Лильберн. Новые цепи Англии. Вторая часть «Новых цепей Англии».

10 Джерард Уинстенли. Декларация бедного угнетенного люда Англии.

11 Даниэль Дефо. Простейший способ разделаться с диссидентами. Гимн позорному столбу.

12 Джонатан Свифт. Бумаги Бикерстафа. «Болтун», №5, 27 января 1710 г. «Исследователь», №14, 9 ноября 1710 г. «Исследователь», №14, 23 ноября 1710 г. Скромное предложение.

13 Джозеф Аддисон. «Зритель», №1, 1 марта 1711 г. «Зритель», №261, 29 декабря 1711 г.

14 Томас Пейн. Здравый смысл. Американский кризис.

15 Томас Джефферосон. Билль об установлении религиозной свободы.

16 Бенджамин Франклин. Как из великой империи сделать маленькое государство.

17 Жан Поль Марат. Дар отечеству.

18 К.Маркс. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции. Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания. Запрещение «Leipziger Allgemeine Zeitung». Оправдание мозельского корреспондента. Циркуляр против Криге. Коммунисты и Карл Гейнцен. Циркулярное письмо Бебелю, Либкнехту и Браке.

19 Ф.Энгельс. Маркс и «Новая Рейнская газета».

Монографии и учебные пособия


1 Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991 г.

2 Аникеев В.Е. История французской прессы (1830-1945). - М., 1999

3 Багдикян Б. Монополия средств информации: пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. статья Г.Вайнштейна. - М.: Прогресс, 1987. - 320 с.

4 Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. История печати Великобритании от «новостных писем» до электронных газет. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

5 Биск И.Я. Пресса Веймарской Германии (1919-1933 гг.). – Иваново: Изд-во Ивановск. ун-та, 1995. – 232 с.

6 Вороненкова Г.Ф. Путь длинною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества (национальное своеобразие средств массовой информации Германии) М., 1994.

7 Вороненкова Г.Ф. Чесанов А.А. Периодическая печать Германии. СПб., 2001.

8 Ворошилов В.В. История журналистики зарубежных стран. - СПб., 2000.

9 Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика. М., 1989.

10 Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М., 1991.

11 История мировой журналистики. Издание третье. Ростов н/Д., 2004.

12 История печати: антология. М., 2001 г. В 2-х тт.

13 Короченский А.П. Этическое регулирование журналистской деятельности (зарубежный опыт). Ростов н/Д., 1999.

14 Кучерова Г.Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX – первая половина XX вв). Ростов н/Д., 2000.

15 Кучерова Г.Э. Условия создания и особенности развития прессы США в XVII-XVIII веках. Ростов н/Д., 1999.

16 Лазарев А.М., Полякова Н.А., Смирнов Б.В. Япония. Печать, радио, телевидение. - М., 1974.

17 Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики. Краснодар, 1996.

18 Малаховский А.К. Очерки истории журналистики США второй половины XIX века: Журналистика «позолоченного века». - М., 1997.

19 Матвеев В.А. Империя Флит-стрит. - М., 1964.

20 Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2004.

21 Орлов Ю.Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР /Под ред. Я.Н.Засурского. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

22 Печать Парижской Коммуны 1871 года. - Л., 1974.

23 Пименова Э. Очерки истории развития английской журналистики. М., 1998 г.

24 Попов Ю.В. Печать Франции периода Консульства и Империи. - М., 1984.

25 Попов Ю.В. Публицистика Великой французской революции. Камиль Демулен – журналист: Учеб.-метод. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

26 Попов Ю.В. Публицисты Великой французской революции. М., 1989.

27 Рак В.Д. Сатирико-нравоучительные журналы Аддисона и Стиля и литературная полемика их времени. - М., 1964.

28 Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. - М., 1964.

29 Сергеев Г. И. От дибао до «Жэньминь жибао»: путь в 1200 лет (История средств массовой коммуникации Китая). М., 1989.

30 Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

31 Соколов В.С., Виноградова С.М. Периодическая печать Италии: Учеб. пособие. - СПб., 1997.

32 Соломонов Ю.Ю. Региональная пресса Франции. История и секреты успеха ежедневных газет. М., 2003.

33 Трубицина И.В. Зарождение и развитие английских периодических изданий XVII в. М., 1999 г.

34 Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. 2-е изд. СПб, 2002.

35 Эйнсли Р. Пресса в Африке. – М., 1971.

36 Якимович Т.К. Сатирическая пресса французской республиканской демократии 1830-1835 годов. - Киев, 1961.

Статьи


1 Болотова Л.Д. Американские массовые журналы конца XIX – начала XX в. и движение «разгребателей грязи» //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1970. - №1.

2 Виниченко В.М. Рождение «перевернутой пирамиды»: пять ответов на один вопрос //Вестник Московского университета. Серия журналистика. 2006. №5.

3 Вороненкова Г.Ф. Бисмарк и печать //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1998. - №3.

4 Вороненкова Г.Ф. Этапы зарождения периодической печати в Германии и ее становление (до конца XVIII века) //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1998. - №1.

5 Голованова Г.А. Массовые журналы США и их место в системе американской пропаганды //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1969. - №1, 2.

6 Голованова Г.А. Становление «Ридерз дайджест» как типа массового журнала (К вопросу о методах создания читательской аудитории) //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1970. - №3.

7 Засурский Я.Н. Научно-техническая революция и журналистика // Вестник МГУ. Сер.10. Журналистика. - 1971. - №4.

8 Коновченко С.В. Влияние коммуникации на эволюцию общественного развития //Филологический вестник Ростовского государственного университета. 2003 г. №1.

9 Кустова Л.С. Литературная журналистика США //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1968. - №1.

10 Орлов Ю.Я. Антисемитизм как основополагающий компонент мифа «почвы, крови и расы» //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1994. - №3.

11 Орлов Ю.Я. Журналистская теория и журналистское образование в нацистской Германии //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1992. - №1, 2.

12 Попов Ю.В. Газета «Революсьон де Пари» Элизе Лустало. //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1976. - № 5.

13 Попов Ю.В. Печать Франции периода консульства и империи //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1982. - № 1, 2.

14 Попов Ю.В. Теофраст Ренодо – основатель французской журналистики //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1978 г. № 4.

15 Привалова Е.А. Литературные судьбы макрейкеров: от «разгребателей грязи» к пропаганде «Pax Americana» //Вестник МГУ. Серия журналистика. 2004. - № 4.

16 Сергеев Г.С. «Таймс» - старейшая национальная газета Англии //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1966. - №5.

17 Трубицина И.В. Английская журналистика XVII в. – от рукописных листков к печатной газете //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1978 г. №2.

18 Трубицина И.В. Памфлетная публицистика Английской буржуазной революции XVII века (проблемы, доктрины, авторы) //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1978 г. № 4.

19 Урина Н.В. Пьетро Аретино и предвосхищение журналистики //Вестник МГУ. Серия журналистика. 2004 г. №3.

Темы рефератов и курсовых работ


1 Развитие устных и письменных коммуникаций в Греции и древнем Риме.

2 Взгляды античных философов (Платон, Аристотель, Цицерон) на роль коммуникаций в обществе.

3 Роль и значение риторики в античном обществе.

4 Пражурналистские явления в древнем Китае.

5 Рукописные книги Античности и Средневековья: социальная роль и особенности изготовления.

6 Рукописные издания Средневековья как предшественники первых печатных газет.

7 Печатный станок Иоганна Гуттенберга и его значение для развития массовых коммуникаций.

8 Публицистика европейской Реформации.

9 Зарождение периодической печати в европейских странах (на примере одной из стран по выбору).

10 Причины и последствия возникновения цензуры в Западной Европе.

11 Влияние Английской буржуазной революции на развитие английской печати (1640-1660 гг.)

12 Проблема свободы печати в трудах ведущих публицистов Английской буржуазной революции.

13 Развитие английской печати в период между буржуазной революцией 1640 и «Славной революцией» 1688 гг.

14 Значение трудов европейских философов-материалистов (Т.Гоббс, Дж.Локк и др.) для формирования авторитарной и либертарианской теорий печати.

15 Особенности формирования французской системы печати в XVII-XVIII вв.

16 Проблема свободы печати в трудах европейских просветителей.

17 Антиклерикальная публицистика Вольтера.

18 Формирование европейской системы журнальной периодики в XVII-XVIII вв.

19 Журналистская и издательская деятельность К.Демулена (Марата, Робеспьера, Эбера – по выбору).

20 Значение журналов Аддисона и Стиля для развития английской и европейской периодики. (англ. яз.)

21 Пресса как орудие политической борьбы в Великобритании XVIII в.

22 Проблема свободы печати в трудах выдающихся американских просветителей.

23 Бенджамин Франклин – журналист и издатель.

24 Американская печать в колониальный период и во время борьбы за независимость.

25 Публицистика Т.Джефферсона.

26 Первая поправка к американской конституции и проблема свободы печати в первые годы существования Соединенных Штатов.

27 Особенности ранней американской публицистики (на примере серии политических эссе А.Гамильтона, Д.Мэдисона и Д.Джея «Федералист»)

28 Становление лондонской «Таймс» в качестве наиболее влиятельной британской газеты XIX века.

29 Значение научно-технической революции для развития периодической печати в XIX в.

30 Социально-экономические и технологические предпосылки возникновения «пенни-пресс».

31 Вклад Э. де Жирардена в развитие массовой прессы во Франции.

32 Возникновение мировых информационных агентств и их значение для развития периодической печати в XIX в.

33 Журналистская деятельность К.Маркса и Ф.Энгельса, формирование марксистской концепции журналистики.

34 Роль и значение немецкой печати в политике О.Бисмарка.

35 Развитие рекламной деятельности в XIX веке и появление первых рекламных агентств.

36 Типологическое развитие журнальной периодики в XIX в.

37 Роль Д.Пулитцера и У.Херста в возникновении «желтой прессы».

38 Особенности развития английской (американской, французской, немецкой) прессы в ХIХ веке.

39 Зарождение процессов концентрации и монополизации прессы на рубеже XIX-ХХ веков.

40 Американские массовые журналы и движение «маккрейкеров».

41 Возникновение PR как сферы деятельности и ее взаимоотношения с журналистикой.

42 Социально-экономические и политические предпосылки возникновения качественной прессы.

43 Проблемы этического регулирования журналистики в первой половине ХХ века.

44 Теория стереотипов Уолтера Липпмана. (англ. яз.)

45 Типологическое развитие журнальной периодики в первой половине ХХ в.

46 Технологические и социально-экономические предпосылки становления радиовещания в качестве СМИ.

47 Радиовещание США как пример коммерческой модели вещания.

48 Британская радиокомпания ВВС как пример общественной модели вещания.

49 Возникновение и развитие периодической печати в колониальных странах Азии (Африки, Латинской Америки).

50 Проблемы пропаганды и СМИ в работах европейских философов и социологов XIX-ХХ вв.
Требования к рефератам

Реферат используется в качестве средства отчетности, поскольку при его подготовке вам необходимо проанализировать объем литературы, многократно превосходящий по объему размеры самого реферата. Он представляет собой небольшое (10-12 страниц машинописного теста) научное исследование и должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к таковым, т.е. состоять из введения, основной части, заключения и библиографии (списка использованной литературы).

Во введении вы должны объяснить значимость того периода, издания либо журналиста, которым посвящен ваш реферат, с точки зрения всей истории журналистики в целом. Иначе говоря, вам следует объяснить, почему они заслуживают того, чтобы вы о них писали. Что они сделали для того, чтобы журналистика и СМИ стали такими, какими мы их знаем сегодня?

Далее следует охарактеризовать те источники (монографии, статьи, Интернет-сайты), которые вы намерены использовать в своем реферате. Достаточно ли полно и всесторонне в них освещена с вашей точки зрения исследуемая проблема? Чем отличаются друг от друга взгляды и подходы различных авторов? Чем полезны для раскрытия вашей темы?

В основной части, опираясь на источники, перечисленные во введении, необходимо максимально полно раскрыть избранную тему на 8-10 страницах. Умение уложиться в рамки заданного объема является важным показателем уровня владения материалом и его осмысления.

Никто не ожидает от вас ликвидации белых пятен в истории мировой журналистики. Понятно, что вы едва ли сможете сообщить что-либо новое о взглядах на журналистику Марата или собственноручно провести текстологический анализ газет Фуггера в Венской национально библиотеке.

Ваша задача состоит в том, чтобы раскрыть свою тему, опираясь на информацию, честно почерпнутую из других источников. Честность в данном случае означает, во-первых, указание на источник информации, а, во-вторых, его использование лишь в той мере, в которой это является необходимым, не пытаясь выдавать текст источника за ваш собственный. Несоблюдение данного требования рассматривается как одно из самых серьезных нарушений не только научной, но и журналистской этики. Наличие в журналистском материале хотя бы одного абзаца, взятого из какого-либо источника без указания на него, является основанием для обвинения в плагиате, в случае с рефератом - поводом для снижения оценки.

Писать реферат вы должны сами, излагая собранную вами информацию так, чтобы акцентировать внимание на наиболее важных с вашей точки зрения моментах. Дословное цитирование не только уместно, но и необходимо в тех случаях, когда вы хотите подкрепить свои утверждения или заключения высказываниями самого публициста либо его издания. Более того, полноценный реферат невозможен без цитат и сносок, они являются важным критерием достоверности вашего исследования.

Цитаты должны быть кратким, емкими и сопровождаться ссылками на источник внизу страницы, как, например, в данном случае: «работа над дипломом учит рассудительности и систематичности. Приобретается метод. Человек учится создавать годный для употребления текст. Следовательно, не так важна тема работы, как опыт ее создания. Кто способен основательно подготовить сравнение двух редакций мандзониевского романа, сумеет и правильно организовать базу данных своего туристического агентства».3

Если предыдущее требование кажется вам чрезмерным — следует подумать, на том ли факультете вы оказались. Журналисту зачастую приходится писать не только о тех событиях, очевидцем которых он выступал сам, но и тех, о которых он узнает из других источников, честно указывая на эти источники. Профессионалам хорошо известно, что новую, и зачастую довольно важную информацию можно получить, сопоставляя данные, полученные из разных источников. В нашем случае вы учитесь делать то же самое, поэтому в заключении вам следует подвести итог проделанной работы. Позволяют ли имеющиеся источники представить полную картину явления или события? Если нет, то почему? Существуют ли между ними противоречия? Чем они обусловлены? Какие дальнейшие исследования необходимы с вашей точки зрения для того, чтобы картина стала полной?

Реферат сдается в печатной форме и лишь в виде исключения может быть принят в рукописном виде при условии, что написан ясным, разборчивым почерком и аккуратно оформлен. Рефераты в электронной форме не принимаются не при каких условиях.

Подготовленная к сдаче работа должна быть внимательно вычитана и свободна от стилистических, пунктуационных, грамматических и орфографических ошибок, наличие которых ведет к снижению оценки за нее.

Попытка сдачи реферата, скачанного из существующих в Интернете банков готовых студенческих работ, либо позаимствованного из нескольких Интернет-источников, рассматривается как намеренная попытка обмана преподавателя и ведет к снижению общей итоговой оценки.

Контрольные задания
по курсу «История зарубежной журналистики»


1 Исторические корни понятий «журналистика», «публицистика», «массовая коммуникация» и взаимосвязь между ними.

2 Причины возникновения риторики и особенности ее развития в античном обществе.

3 Взгляды на риторику Платона и Аристотеля. Истоки авторитарной теории печати.

4 Выступления выдающихся ораторов античности как образцы ранней публицистики.

5 Возникновение письменности и ее значение для развития массовой коммуникации в период античности.

6 Первые прообразы газет в Древнем Риме и Китае.

7 Особенности европейской публицистики периода Средневековья и Возрождения.

8 Изобретение Иоганна Гуттенберга и его значение для европейских информационных обменов.

9 Рукописные периодические издания периода Ренессанса как предшественники первых газет.

10 Реформация и ее значение для формирования европейской журналистики.

11 Возникновение цензуры и ее особенности в разных странах Европы.

12 Важнейшие предпосылки появления и особенности первых европейских газет.

13 Английская буржуазная революция и ее значение для развития европейской печати.

14 Проблема свободы печати в период Английской буржуазной революции и «Славной революции» 1688 г.

15 «Война памфлетов» в Англии: основные идейные доктрины и публицисты.

16 Система аргументации в «Ареопагитике» Дж.Мильтона и ее значение для формирования либертарианской теории печати.

17 Авторитарная и либертарианская теории печати, их истоки и значение для развития европейской печати.

18 «Газет» Теофраста Ренодо и ее роль в формировании французской системы печати.

19 Условия возникновения и особенности первых европейских журналов.

20 Значение журналов Д.Аддисона и Р.Стиля для развития европейской журналистики.

21 Особенности развития английской журналистики в XVIII веке.

22 Особенности развития французской печати до начала Великой Французской революции.

23 Развитие французской печати в период Великой французской революции.

24 Выдающиеся публицисты Великой французской революции.

25 Положение французской печати в период правления Наполеона.

26 Условия возникновения и особенности первых американских газет.

27 Бенджамин Франклин – журналист и издатель.

28 Роль американской печати в борьбе за независимость США.

29 Проблема свободы печати в период становления США, ее гарантии в Американской конституции:

30 Зарождение журналистики в колониально-зависимых странах Азии, Африки и Латинской Америки.

31 Научно-технический прогресс и его значение для развития журналистики в XIX веке.

32 Пенни-пресс и ее значение для развития американской печтати.

33 Появление информационных агентств и их значение для развития периодической печати в XIX веке.

34 Периодическая печать и развитие рекламной деятельности в XIX веке.

35 Особенности развития французской журналистики в XIX веке.

36 Значение реформ Эмиля Жирардена для развития периодической печати во Франции.

37 Особенности развития английской журналистики в XIX веке.

38 Лондонская «Таймс» и формирование концепции «четвертой власти» в Великобритании.

39 Журналистская и издательская деятельность братьев Хармсворт в Великобритании.

40 Особенности развития немецкой журналистики в XIX веке.

41 Политика Бисмарка по отношению к печати.

42 Журналистская и издательская деятельность К.Маркса и Ф.Энгельса.

43 Особенности развития американской журналистики в XIX веке.

44 Развитие журнальной периодики в XIX веке.

45 Феномен «нового журнализма» в американской и английской журналистике.

46 Журналистская и издательская деятельность Д.Пулитцера.

47 Журналистская и издательская деятельность У.Херста.

48 Зарождение процессов концентрации и монополизации печати в конце XIX века.

49 Социально-политические и экономические предпосылки становления журналистики в качестве самостоятельного социального института.

50 Типологическое развитие газетной периодики в конце XIX – первой половине XX веков.

51 Движение макрейкеров и его значение для развития журналистики в первые десятилетия ХХ века.

52 Новые формы и методы в деятельности прессы в первой половине ХХ века.

53 Типологическое развитие журнальной периодики в первой половине ХХ века.

54 Формы и методы военной пропаганды в период Первой мировой войны.

55 Становление радиовещания в европейских странах и США.

56 Особенности организации и финансирования радиовещания в США.

57 Особенности организации и финансирования радиовещания в Великобритании.

58 Особенности организации и финансирования радиовещания в странах континентальной Европы.

59 Развитие радиовещания в колониально-зависимых странах.

60 Трансграничное радиовещание в преддверии и в период второй мировой войны.

Критерии оценки ответов на контрольные задания


Предлагаемые контрольные задания сформулированы таким образом, чтобы охватить наиболее важные, ключевые моменты становления и развития зарубежной журналистики в качестве того важнейшего социально-политического института, каким она является в настоящее время.

При их выполнении студент должен продемонстрировать не только владение ключевыми понятиями курса, знание конкретных дат, названий и имен, но и умение анализировать обозначенные исторические события (Война за независимость США, Великая французская революция и т.д.) с точки зрения их значимости для развития зарубежной журналистики. Студенты, соответствующие данному требованию в минимальной степени, могут претендовать на зачет в первом семестре, и удовлетворительную итоговую оценку во втором.

Важнейшим критерием оценки ответа, удовлетворяющего оценке «хорошо», является его полнота. Так, например, отвечая на вопрос «Система аргументации в «Ареопагитике» Дж.Мильтона и ее значение для формирования либертарианской теории печати» недостаточно ограничиться указанием на то, что Мильтон являлся одним из публицистов Английской буржуазной революции, выступившим против цензуры. В соответствии с обозначенным выше требованием необходимо проанализировать все основные аргументы, выдвигаемые им в защиту своей позиции и далее показать их значение для формирования одной из четырех классических теорий печати.

И, наконец, исчерпывающе полным, т.е. отличным, ответ будет считаться в том случае, если экзаменуемый сумеет продемонстрировать конкретно-историческую обусловленность анализируемых событий и явлений, их связь с предшествующим и дальнейшим процессом эволюции журналистики. В случае с памфлетом Мильтона это предполагает необходимость показать, каковы были причины, побудившие его обратиться к проблеме цензуры, каким историческим опытом продиктован характер его аргументов, в чем заключалась их ограниченность, какое влияние они оказали на современников и почему их значение возрастает в дальнейшем.

1 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М., 2002. С.23.

2 Берлин П. Очерки современной журналистики //Периодическая печать на Западе. Сборник статей П.Берлина, Г.Гроссмана, П.Звездича и др. СПб., 1904. С.18.

3 Эко, Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2004. С.22.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное...
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconПрограмма по дисциплине «Концептуальные основы домоведения»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты 3
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция...
Ведерников Н. Т., Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук,...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconОбеспеченность электронными образовательными ресурсами
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Методы обследования и функциональная диагностика в терапии (73 вопроса)
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРазвитие воображения у детей
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconТемы конкурса рефератов
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconПротокол №7 от «22» марта 2011 г
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск