Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»





Скачать 281.11 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Дата публикации05.03.2015
Размер281.11 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Журналистика > Примерная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Департамента

государственной политики

в образовании

______________ И. И. Калина

«___»_______________ 2005 г.

Примерная программа дисциплины

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

федерального компонента цикла ДС ГОС ВПО второго

поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Рекомендовано:

Учебно-методическим советом по журналистике

УМО по классическому университетскому образованию
Председатель Учебно-методического совета по журналистике

профессор Я. Н. Засурский


Москва

2005
Авторы:

Засурский Ясен Николаевич, доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой зарубежной журналистики и литературы;

Вартанова Елена Леонидовна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Рецензенты:

Ибрагимов Азат Хаджи-Галиевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова;

Нечаева Ирина Юлиановна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Утверждена на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г.

Примерная программа дисциплины «Современные зарубежные средства массовой информации» федерального компонента цикла ДС составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ КУРСА
Цель курсарассмотреть современное состояние систем и моделей средств массовой информации в зарубежных странах, прежде всего в наиболее развитых в сфере СМИ и телекоммуникаций; изучить основные направления их развития в условиях современного общества; проанализировать важнейшие факторы, влияющие на положение СМИ в современном мире, и дать представление о профессиональных критериях зарубежных журналистов.
ЗАДАЧИ КУРСА
Задачи курса сформировать у студентов представления о закономерностях развития зарубежных систем и типологических чертах зарубежных моделей СМИ, о роли СМИ в экономической, политической, культурной и социальной жизни зарубежных государств; дать студентам представление о профессии журналиста в различных зарубежных странах.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Курс формирует представления о современном состоянии и тенденциях развития зарубежных СМИ, дает возможность применять в дальнейшей профессиональной деятельности опыт зарубежных СМИ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Знание основополагающих теоретических трудов зарубежных исследователей, ведущих газет, журналов, мировых информационных агентств, теле- и радиовещательных компаний.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. СМИ в структуре общества
1.1. Средства массовой информации в информационном обществе: опыт передовых стран

Информация как определяющий фактор современного развития. Информационные ресурсы и важнейшие каналы их распространения. Информационное общество: современные концепции, определения, реальность.

Средства массовой информации в условиях перехода развитых стран к информационному обществу. Воздействие факторов глобального и национального характера на становление информационного общества.

Сетевой принцип как основа структурных сдвигов современной экономики. Конвергенция СМИ. Цифровое содержание и услуги – важнейшая особенность информационной экономики. Проблемы информационного неравенства. Доступ к СМИ – новое право человека в информационном обществе.
1.2. Экономика средств массовой информации

Рынок средств массовой информации. Рыночная конкуренция и проблемы плюрализма СМИ. Основы экономики современного зарубежного информационного производства. Важнейшие каналы финансирования средств массовой информации. Реклама как основной источник доходов средств массовой информации. Основные статьи доходов и расходов информационного производства.

Проблема собственности в средствах массовой информации. Основные формы собственности (частная, кооперативная, общественная) и их воздействие на содержание СМИ. Концентрация средств массовой информации: вертикальная, горизонтальная, перекрестная. Плюсы и минусы процесса концентрации. Антимонопольное законодательство. Экономическая политика развитых государств в СМИ.

Средства массовой информации в условиях глобализации рыночной экономики. Транснациональные корпорации СМИ и их место в современной экономике развитых стран.

Развитие индустрии свободного времени в условиях прогресса информационных и коммуникационных технологий. Влияние процесса конвергенции СМИ на медиаэкономику.
1.3. Регулирование деятельности средств массовой информации

Законодательство о средствах массовой информации: общие принципы, особенности в отдельных странах. Государственный контроль аудиовизуальной сферы. Экономическая политика государства в сфере печатных СМИ как форма сохранения плюрализма средств массовой информации. Особенности национального законодательства, касающегося средств массовой информации, в западноевропейских странах и США.

Принципы и формы взаимодействия средств массовой информации с тремя ветвями власти в западных демократиях. Методы административного воздействия на журналистику. Средства массовой информации и судебная власть государства. Формы взаимодействия правительств со средствами массовой информации: пресс-конфе-ренции, брифинги, утечка информации.

Проблема законодательного регулирования деятельности средств массовой информации международными организациями. Важнейшие международно-правовые документы, касающиеся средств массовой информации. Вопросы деятельности СМИ в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и в законодательстве Европейского экономического сообщества. Средства массовой информации в объединяющейся Европе: обновление законодательства на межнациональном уровне.

Проблема доступа к информации в различных странах. Важнейшие национальные законодательные акты, регулирующие доступ к информации. Противоречия в отношении к открытости СМИ стран – членов Европейского союза.

Саморегулирование в СМИ. Этические нормы журналистики западных стран. Профессиональные и этические кодексы журналистов. Деятельность Советов по печати, омбудсменов как форма внутреннего контроля в зарубежной журналистике.
1.4. Средства массовой информации и основные институты демократического общества

Политические партии и журналистика. Экономические и социальные причины кризиса системы партийной печати в развитых западноевропейских странах. Церковь и средства массовой информации. Церковная и клерикальная журналистика. Освещение жизни церкви в общеполитических СМИ. Средства массовой информации и политика. СМИ и межнациональные конфликты. Журналисты в горячих точках. СМИ в международных отношениях.

Роль СМИ в общественных процессах. Концепция «четвертой власти». Соотношение свободы СМИ и контроля над ними в современных западных обществах. Средства массовой информации и выборы. Государственное регулирование освещения избирательных кампаний и деятельность журналистов во время кампаний и выборов. Особенности деятельности различных СМИ в период избирательных кампаний.
Раздел 2. Модели СМИ в зарубежных странах
2.1. Национальные системы средств массовой информации: сравнительный анализ

Средства массовой информации как система. Понятие модели СМИ. Основные модели средств массовой информации: общие характеристики и национальные особенности. Функционирование моделей СМИ в различных странах, взаимовлияние и взаимозависимость.

Типология периодической печати. Качественные, массовые и качественно-массовые газеты, их специфика. Место деловых изданий в современной периодической печати. Рекламные бесплатные газеты. Особенности рынка зарубежных журналов. Специализированные журналы в системе СМИ.

Аудиовизуальные СМИ. Две модели национального вещания: общественное/общественно-правовое телевидение как западноевропейская модель и коммерческие телесети как американская модель. Основные способы технической доставки телевизионного сигнала зрителю (наземные сети, кабельные сети, спутники) и их влияние на программную политику телеканалов. Процессы дерегулирования европейского ТВ в 1980–1990 гг. и его последствия. Перспективы развития цифрового телевидения.

Радио: типология зарубежного радиовещания. Трансформация систем общенационального радиовещания в условиях демонополизации и дерегулирования. Местное радиовещание. Перспективы создания цифрового радио. Кино как средство массовой коммуникации. Популярная музыка в системе СМИ.

Инфраструктура СМИ. Информационные агентства: статус и практика. Типология современных информационных агентств. Основные источники финансирования информационных агентств. Экономическая информация как новый фактор развития системы информационных агентств. Агентство «Рейтер» в глобальной системе сбора и распространения информации. Пресс-синдикаты: национальный уровень. Рекламные агентства: основные типы предприятий в сфере рекламного бизнеса. Глобализация рекламной деятельности: особенности стратегии рекламных агентств на мировом и национальном уровнях. Паблик рилейшнз (система связей с общественностью). Политическая реклама в СМИ и ее воздействие на аудиторию. Политический маркетинг: сравнительный анализ западноевропейской и американской практики.
2.2. Новые информационные технологии и СМИ

Новые технологии сбора, распространения и хранения информации как фактор, определяющий развитие СМИ. Интерактивность, дигитализация и конвергенция как важнейшие процессы, характеризующие новые медиа. Интернет – основа современной глобальной системы информации и коммуникации. Проблемы финансирования и законодательного регулирования деятельности Интернета.

Новые информационные технологии и традиционные средства массовой информации: возможности слияния и проблемы взаимодействия. Новые информационные технологии и структурные изменения глобальных информационных потоков. Опасности, вызванные развитием новых информационных технологий: возникновение дисбаланса на национальном (информационно богатые и информационно бедные слои общества) и глобальном (информационное противостояние Севера и Юга) уровнях.

Традиционные СМИ в Интернете. Преимущества виртуальных СМИ по сравнению с традиционными. Новые подходы к представлению информации в сетях он-лайн. Изменения методов и форм работы журналиста виртуальных СМИ. Новая журналистика.
Раздел 3. Профессиональные аспекты

деятельности зарубежных СМИ
3.1. Формы, методы и приемы информационного воздействия на аудиторию

Информационные жанры зарубежной журналистики. Новости и темы «человеческого интереса». Структура информационных материалов. Жанры периодических изданий. Основные жанры телевизионной журналистики (новости, сериалы, развлекательные программы). Жанры радиожурналистики.

Критерии информационной деятельности в зарубежной журналистике. Концепция объективности информации. Границы объективности. Проблема стереотипизации в зарубежных средствах массовой информации. Видеоряд в технике информационного воздействия. Массовая культура в процессе глобализации СМИ. Новые профессиональные требования, предъявляемые к журналистам в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий. Интернет и профессия журналиста.
3.2. Современные зарубежные теории средств массовой информации

Зарубежные теории печати и других СМИ. Возникновение, развитие и современное состояние основных концепций (авторитарной, свободы печати, социальной ответственности журналистики). Общественная сфера в работах Ю. Хабермаса: роль концепции в становлении демократических СМИ в постсоциалистических странах.

Воздействие философии постмодернизма и теории информационного общества на современные теории средств массовой информации. Современные теоретические концепции европейских и североамериканских ученых.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ходе изучения курса студенты обязаны выполнить несколько небольших по объему (2-3 страницы машинописного текста) контрольных работ. Подготовка самостоятельных письменных работ определяется следующими задачами курса:

– дать представление о важнейших источниках доходов современных зарубежных СМИ на примере практического анализа рекламы одного из зарубежных изданий;

– выявить основные источники информации и важнейшие информационные критерии, используемые зарубежными журналистами при подготовке событийных и аналитических материалов, в ходе анализа содержания одного из зарубежных изданий;

– познакомить студентов с тематикой зарубежных средств массовой информации, основными приемами журналистской деятельности, использованием изобразительного ряда для достижения максимального эффекта воздействия на читательскую и зрительскую аудиторию.

Три письменные работы выполняются по предлагаемой схеме и заранее определенным темам.

Первая письменная работа предусматривает анализ рекламных материалов зарубежного издания (газеты, журнала). Она включает в себя выполнение следующих заданий:

– анализ общего объема рекламы в номере (в процентах от общей площади);

– подсчет соотношения доли различных видов рекламы (потребительской отдельных видов товаров, инвестиционной, имиджевой, классифицированной и т.д.) в общем ее объеме, принятом за 100%;

– характеристика различных видов рекламы в номере (информационная насыщенность, изобразительный ряд);

– выявление зависимости рекламы, опубликованной в анализируемом номере, от типологических характеристик издания.

Вторая письменная работа посвящена анализу жанровых особенностей зарубежного издания. Основное внимание должно быть уделено изучению событийных и аналитических материалов. Конкретные задания, стоящие перед студентами, включают в себя:

– анализ общего объема событийной информации в номере (в процентах от общей площади);

– анализ общего объема аналитических материалов в номере (в процентах от общей площади);

– анализ источников событийной информации (информационные агентства, собственные корреспонденты, другие) с составлением их списка и подсчетом доли материалов (в процентах), полученных из каждого источника, в общем объеме газетных публикаций;

– анализ основных жанров аналитических материалов и подсчет доли материалов отдельных жанров в общем объеме аналитических публикаций;

– знакомство с составом творческого коллектива зарубежного печатного издания, основанное на изучении авторов аналитических материалов;

– рассмотрение соотношения событийных и аналитических материалов по отношению к общей площади номера и друг к другу, выявление зависимости этого соотношения от типа издания.

Третья письменная работа предусматривает знакомство с изобразительным рядом и оформлением зарубежного издания. В ходе этой работы проводятся:

– подсчет общего объема иллюстративного материала в номере (за исключением рекламы) и его доли в общем объеме площади печатного издания;

– классификация основных видов иллюстративного материала (фото, графика, карты, рисунки и т.п.) и подсчет их доли в общем объеме иллюстраций номера;

– определение основных рубрик данного издания, составление их перечня;

– выявление зависимости оформления и рубрикации данного издания от его типологии.

Четвертая письменная работа предусматривает знакомство с различными аспектами деятельности современных зарубежных средств массовой информации и предоставляет студентам большую свободу в выборе тем. По желанию каждый может подготовить самостоятельный анализ материалов, освещающих определенную проблему, в конкретном издании (объемом 5 – 6 страниц машинописного текста) или написать реферат (такого же объема) на одну из перечисленных ниже тем.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

И КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Журналистика – «четвертая власть» западного демократического общества.

2. Традиционные источники финансирования СМИ и основные направления их трансформации в современных зарубежных СМИ.

3. Правовые и экономические аспекты спонсорства аудиовизуальных средств массовой информации.

4. Плюсы и минусы концентрации зарубежных средств массовой информации в условиях рыночной экономики.

5. Правовой статус зарубежных СМИ: коммерческой прессы, коммерческого телевидения и радиовещания, общественно-правовых аудиовизуальных средств массовой информации, государственного ТВ и радио.

6. Законодательное регулирование содержательной стороны зарубежной журналистики.

7. Административное регулирование содержательной стороны зарубежной журналистики.

8. Государственные органы регулирования аудиовизуальных средств массовой информации: структура, функции, практика (на примере одной из стран).

9. Воздействие зарубежной журналистики на государство.

10. Саморегулирование западной журналистики. Этические и профессиональные кодексы зарубежных журналистских организаций.

11. Политические партии и СМИ. Система дотаций органам политических партий в странах Западной Европы.

12. Место и функции клерикальных изданий в системе зарубежных СМИ.

13. Информационный комплекс одной из зарубежных стран по следующей схеме:

– основные периодические издания: названия, тиражи, их концепции, издатели;

– система аудиовизуальных средств массовой информации: компании, форма собственности, технические ресурсы, особенности программной политики;

– основные предприятия «инфраструктуры» СМИ: информационные агентства, рекламные агентства, компании паблик рилейшнз – краткая характеристика.

14. Типология зарубежной ежедневной прессы: газеты качественные, массовые, качественно-массовые (на примере отдельной страны).

15. Типология зарубежных журналов (на примере отдельной страны).

16. Информационные программы зарубежного ТВ (на примере отдельной страны).

17. Типология телевизионных программ в зарубежных странах.

18. Информационные агентства в системе зарубежных СМИ.

19. Новые информационные технологии и развитие современных систем СМИ зарубежных стран.

20. Интернет как основа будущего информационного общества.

21. Интернет как новое СМИ.

22. Интернет в системе массовых коммуникаций.

23. СМИ в Интернете: зарубежный опыт.

24. Современные тенденции развития зарубежных концепций СМИ.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ
1. Еженедельники новостей. Семантика пропаганды. Информационные агентства. Качественная газета.

2. Транснациональные информационные корпорации.

3. СМИ Германии. Концепции свободы печати.

4. Формы и методы воздействия правительственных организаций на журналистику.

5. Французское телевидение и радиовещание.

6. Рекламные агентства.

7. Типология аргументации.

8. Телевидение США.

9. Воскресная газета.

10. Иллюстрация как средство дезинформации.

11. Информационное общество и СМИ.

12. Государство и журналистика.

13. Статистика как средство дезинформации.

14. Телевизионные корпорации США.

15. Капитал и журналистика.

16. Дуальная система телевидения Германии.

17. Теории прецизионной интерпретирующей и расследовательской журналистики.

18. Финансово-экономические газеты.

19. Методы и приемы информационной пропаганды.

20. Теория журналистской элиты.

21. Информационные агентства.

22. Региональная модель СМИ.

23. Информационно-пропагандистский комплекс.

24. Английская модель СМИ.

25. Реклама как фактор политического контроля.

26. Типология американских журналов.

27. Новые информационно-коммуникационные технологии и СМИ.

28. Система паблик рилейшнз.

29. Сенсация.

30. Концепция общественно-правового телевидения.

31. Вечерняя газета.

32. Инсинуация.

33. Теория социальной ответственности печати.

34. Концепция журналистики как «четвертой власти».

35. Формы и методы регулирования телевидения.

36. Концентрация и монополизация СМИ.

37. Массовая культура в телевизионном вещании.

38. Национальные модели СМИ.

39. Экономика современного информационного производства.

40. Западные теории журналистики.

41. Журналистика в информационном обществе.

42. Воздействие партий на журналистику.

43. Клерикально-католическая журналистика.

44. Журналистика и бизнес.

45. Интернет и СМИ.

46. Государственное и рыночное регулирование СМИ.

47. Драматургия телевизионных политико-информационных программ.

48. Типология журналов.

49. Основные формы организации и деятельности служб паблик рилейшнз.

50. Роль рекламы в экономике СМИ.

51. Массовая газета.

52. Газетно-журнальные концерны США.

53. Воздействие корпораций на СМИ.

54. Специализированные государственные органы в сфере СМИ.

55. Американская модель СМИ.

56. Формы и виды цензуры СМИ.

57. Государственная реклама.

58. Американские общественно-политические журналы.

59. Воздействие судебных властей на журналистику.

60. Интернет и новые информационные технологии.

61. Информационные концерны Великобритании.

62. Радиовещание и система СМИ.

63. Реклама и формирование культуры потребления.

64. Новые технологии в телевидении.

65. Воздействие правительства на журналистику.

66. Полуправда.

67. Радиовещание и телевидение Великобритании.

68. Телевидение в системе СМИ.

69. Формы и методы дезинформации в журналистике.

70. СМИ Франции.

71. Информация как средство пропаганды.

72. Информационно-пропагандистский комплекс.

73. Типология газет.

74. Роль финансового капитала и банков в экономике и политике СМИ.

75. Правительственные информационные службы и организации.

76. Церковь и журналистика.

77. Вертикальная и горизонтальная концентрация СМИ.

78. Реклама в журналистике.

79. Современные концепции информационного общества.

80. Средства массовой информации в условиях перехода развитых стран к информационному обществу.

81. Рынок средств массовой информации.

82. Каналы финансирования средств массовой информации.

83. Основные статьи доходов и расходов информационного производства.

84. Основные формы собственности СМИ.

85. Методы административного воздействия на СМИ.

86. Международное регулирование средств массовой информации.

87. Проблемы доступа к информации.

88. Саморегулирование в СМИ.

89. Политические партии и печать.

90. Этические кодексы журналистики.

91. Средства массовой информации и выборы.

92. Понятие модели СМИ.

93. Типология периодической печати.

94. Модели национального вещания.

95. Проблемы независимости СМИ.

96. Скандинавская модель СМИ.

97. Европейская модель СМИ.

98. Новые информационные медиа.

99. Конвергенция и дигитализация.

100. Развитие Интернета и возникновение информационных дисбалансов.

101. Видеоряд в технике информационного воздействия.

102. Концепция объективности информации.


III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ



п/п

№№


Наименование

тем и разделов


Всего

(часов)

Аудиторные

занятия

(часы)

Самостоятельная работа

лекции

семинары

1
2

3

СМИ в структуре общества
Модели СМИ в зарубежных странах
Профессиональные аспекты деятельности зарубежных СМИ


36
46

26

8
12

6

8
10

10

20
24

10

ИТОГО:

108

26

28

54



IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Форма итогового контроля – экзамен.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная рекомендуемая литература
К теме 1.1

Вартанова Е. Л. Европейский Союз в поисках информационного общества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 1998. – № 2, 3.

Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. – 1999. – № 6.

Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. – М., 1999. – Ч. I, II.

Вартанова Е. Л. Универсальная общественная служба в информационном обществе: новое прочтение проблемы доступа // Вестн. РФФИ. – 1999. – № 3.

Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. (Национальное своеобразие средств массовой информации Германии). – М., 1999. – Ч. 5. – Гл. 3.

Засурский Я. Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. – М., 2000.

Засурский Я. Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. – 1999. – № 1.

Засурский Я. Н. Информационное общество в рамках международного сотрудничества // Информационное общество. – 2000. – № 1.

Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. – М., 1995.

Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. – М.: Изд-во МГУ, 1999.

Мелюхин И. C. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М.: Изд-во МГУ, 1999.
К теме 1.2

Андрунас Е. Ч. Бизнес и пропаганда. – М., 1986.

Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. – М., 1991.

Багдикян Б. Монополия средств информации. – М., 1987.

Беглов С. И. Монополии слова. – М., 1972.

Вартанова Е. Л. Северная модель в конце столетия. Печать, телевидение и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. – М., 1997. – Ч. 1.

Власов Ю. М. Средства массовой информации и современное буржуазное государство. – М., 1985.

Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. (Национальное своеобразие средств массовой информации Германии). – М., 1999. – Ч. 5.

Дейян А. Реклама. – М., 1993. – (Сер. «Деловая Франция»).

Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. – М., 1997.

Журналистика в буржуазном обществе / под ред. Я. Н. Засурского. – М., 1976.

Засурский Я. Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. – М., 2000.

Засурский Я. Н. Не поучиться ли у Мэрдока? // Правда. – 1990. – 28 мая. – С. 5.

Материалы о зарубежных средствах массовой информации в 1990–2000 гг. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 1991–2000. – № 4–6.

Правовое регулирование концентрации и прозрачности СМИ. – М.: Центр «Право и СМИ», 2000.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М., 1972 (или любое другое издание).
К теме 1.3

Всеобщая декларация прав человека // Литературная газета. – 1989. – 25 января. – С. 14.

Гомиен Д. Комментарий к «Европейской конвенции о защите прав человека». – Совет Европы, 1995.

Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. – М., 1997.

Законодательство о средствах массовой информации: учеб.-практич. матер. / под ред. А. Г. Рихтера. – М., 1999.

Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. Сравнительный анализ. Артикль XIX. – М., 1996.

Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. – М., 1991.

Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М., 1998.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе: Заключительный акт. – Хельсинки, 1975. – Разд. II. Информация.

Современное право средств массовой информации в США / под ред. А. Г. Рихтера. – М., 1997.

Франция: Общие сведения о праве по вопросам печати. – М., 1995. – (Российско-французская серия «Информационные и учебные материалы»).

Энтин В. Л. Правовое регулирование деятельности прессы за рубежом. Обзор законодательных документов. – М., 1992.
К теме 1.4

Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. – М., 1997.

Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. – М., 1999.

Материалы о зарубежных средствах массовой информации в 1990 – 2000 гг. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 1991–1998. – № 4–6.

Мицкевич Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. – М., 1993.

От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. – М., 2000.

Russland vor den Wahlen. Die Rolle der Medier bei den Wahlen – ein deutsch-russischer Vergleich = Россия перед выборами. Сравнительный анализ роли СМИ во время предвыборных кампаний и выборов в Германии и России / под ред. Г. Ф. Вороненковой, Д. Рацке. – Франкфурт-на-Майне: FAZ-Institut, 2000.

Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами: Так делают президентов. – М.: Вагриус, 1999.

Средства массовой информации и выборы: справочное издание / под ред. Я. Ланге и Э. Палмера. – Европейский институт СМИ, 1995.
К теме 2.1

Беглов С. И. Британская печать на исходе века. – М., 1995.

Беглов С. И. Империя меняет адрес. – М., 1997.

Блэк С. Введение в паблик рилейшнз (любое издание).

Вартанова Е. Л. Северная модель в конце столетия. Печать, телевидение и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. – М., 1997.

Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. – М., 1999.

Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. (Национальное своеобразие средств массовой информации Германии). – М., 1999.

Вороненкова Г. Ф. Средства массовой информации Германии в 90-е годы. – М., 1998.

Голованова Г. А. Печать США в начале 90-х годов. – М., 1996.

Засурский Я. Н. Журналистика в переходный период // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 1997. – № 5.

Засурский Я. Н. Журналистика переходного периода: современные концепции и практика // Актуальные проблемы журналистики: Материалы научно-практической конференции «Журналистика в 1996 году. Средства массовой информации в постсоветском обществе». – М., 1997.

Лебедева Т. Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика. – М., 1996.

Лебедева Т. Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. Модели, система ценностей, каналы СМК. М.: Изд-во МГУ, 1999.

Лебедева Т. Ю. Путь к власти. Франция: выборы Президента. – М., 1995.

Любимов Б. И. Семьдесят лет британского вещания. Краткая история радиовещания и телевидения Великобритании. – М., 1995.

Майн Х. Средства массовой информации в Федеративной Республике Германии. – Германия: Коллоквиум, 1995.

На службе монополий: Информационно-пропагандистский комплекс стран капитала / под ред. Я. Н. Засурского. – М., 1977.

От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. – М., 2000.

Урина Н.В. Итальянская журналистика в 1945 – 1990 гг. – М., 1999.

Урина Н.В. Средства массовой информации Италии. – М., 1996.

Франция: Общие сведения о праве по вопросам печати. – М., 1995. – (Российско-французская серия «Информационные и учебные материалы»).

Шарончикова Л. В. Печать Франции (1980 – 1990-е гг.). – М., 1995.


К теме 2.2

Вартанова Е. Л. Газета и ЭВМ. Некоторые аспекты взаимоотношений между современной компьютерной техникой и ежедневной печатью Запада // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 1988. –№ 2.

Вартанова Е. Л. Европейский Союз в поисках информационного общества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 1998. – № 2, 3.

Гейтс Б. Дорога в будущее. – М., 1996.

Мелюхин И. С. Интернет и правовое регулирование // Законодательство и практика средств массовой информации. – 1996. – № 12.

Мелюхин И. C. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М.: Изд-во МГУ, 1999.

Neue Technologien und die Entwicklung der Medien in Ruβland und Deutschland = Новые технологии и развитие СМИ в России и Германии / под ред. Г. Ф. Вороненковой, Д. Рацке. – Франкфурт-на-Майне, 1998.

От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / под ред. Я. Н. Засурского, Е. Л. Вартановой. – М., 2000.

Реддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. – М., 1999.
К теме 3.1

Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей. – М., 1976.

Воскобойников Я. С., Юрьев В. К. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. – М., 1993.

Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. – М., 1997.

Каппон Р. Слово, или как профессионально писать для Ассошиэйтед Пресс. – М.: ТАСС, 1995.

Коппервуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости. – М.: НИП, 1997.

Павликова М. М. Финские редакции в период интернетизации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2000. – № 1.

Реддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. – М., 1999.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. – В. Новгород; СПб., 1999.

Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. – М., 1993.

Техника дезинформации и обмана / под ред. Я. Н. Засурского. – М., 1978.

Уллмен Д. Журналистские расследования: современные методы и техника. – М.: НИП, 1998.
К теме 3.2

Буржуазные теории журналистики: Критический анализ / под ред. Я. Н. Засурского. – М., 1980.

Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. – М., 1997.

Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. – М., 1997.

Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. – М., 1999. – Гл. 1, 2.

Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. – М., 1995.

Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. – М.: Изд-во МГУ, 1999.

Мак-Куэйл Д. Свобода печати никогда не была застывшим понятием // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 1995. – № 2. –  С. 54 – 60.

Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М., 1988.
Дополнительная рекомендуемая литература
Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. – М.: Союз журналистов, 1998. – Т. 1, 2.

Changing Media and Communications. Concepts, Technologies and National Perspectives / ed. by Yassen N. Zassoursky and Elena Vartanova. – Moscow: Faculty of Journalism: IKAR, 1998.

Media, Communications and the Open Society / ed. by Yassen N. Zassoursky and Elena Vartanova. – Moscow: Faculty of Journalism: IKAR, 1999.

Утверждено на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г.


ПРЕДСТАВЛЕНО:

Председатель Учебно-методического совета

по образованию в области журналистики

(по специальности 030601) Я. Н. Засурский


Зам. председателя УМО по классическому

университетскому образованию А. М. Салецкий


СОГЛАСОВАНО:

Начальник отдела

нормативно-методического

обеспечения развития структуры,

содержания, технологий

и кадров высшего образования ____________ Н. М. Розина

(подпись)


Ведущий специалист отдела нормативно-

методического обеспечения развития

структуры, содержания, технологий

и кадров высшего образования,

курирующий направление ____________ А. В. Минаев

(подпись)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины техника и технология средств массовой...
Ситников Виталий Павлович, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры техники газетного дела и средств информации...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального...
Гуревич Семен Моисеевич, доктор исторических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста...
Лазутина Галина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального...
Воздвиженский Вячеслав Геннадиевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературно-художественной критики и публицистики...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального...
Воздвиженский Вячеслав Геннадиевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературно-художественной критики и публицистики...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины основы журналистики федерального компонента...
Прохоров Евгений Павлович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии журналистики факультета журналистики...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины международное гуманитарное право и...
Раскин Андрей Вадимович, кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины международное гуманитарное право и...
Раскин Андрей Вадимович, кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины международное гуманитарное право и...
Раскин Андрей Вадимович, кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной журналистики...
Есин Борис Иванович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы и журналистики факультета...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального...
Татаринова Людмила Евдокимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального...
Татаринова Людмила Евдокимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины «Современные направления танцевального искусства»
Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconСборник
«Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconРабочая программа
«Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом...
Примерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность и гигиена питания...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск