Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ





НазваниеМетодические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ
страница1/4
Дата публикации17.10.2013
Размер0.64 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Журналистика > Методические указания
  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Факультет русской филологии и национальной культуры
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Для студентов отделения журналистики

Составитель – кандидат филологических наук,

доцент Г.А. ТИХОМИРОВА


Рязань - 2009
Утверждено на заседании кафедры журналистики

(протокол № 4 от 19.10.2009 г.)

Методическое пособие предназначено для студентов отделения журналистики, обучающихся по специализациям в области электронных СМИ и ПР. Оно содержит подробные характеристики процесса подготовки, оформления и процедуры защиты курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности 021400 – Журналистика с учетом видовых и типологических специфических особенностей электронных СМИ – радио, телевидения и Интернет-изданий.

Представленные в пособии материалы содержат характеристики курсовых, а также выпускных квалификационных работ исследовательского и творческого типа, их особенности и спецификацию.

Методические рекомендации по подготовке и защите дипломных работ даны в контексте профилирующих курсов, разрабатываемых и читаемых на кафедре журналистики РГУ.
Для студентов, аспирантов, молодых преподавателей отделения журналистики, а также смежных специальностей «связи с общественностью» и «реклама».

ОГЛАВЛЕНИЕ


I. Место и роль выпускной квалификационной работы 4-5

по журналистике в системе профессиональной подготовки

студентов в области электронной журналистики
2. Общие положения о выпускных квалификационных

работах 6-7

2.1. Выбор темы

2.2. Общие требования к оформлению ВКР 8-11

2.2.1. Структура работы 7-11

2.2.2. Правила оформления списка литературы,

цитат и ссылок 11-15

2.2.3. Требования к изложению материала ВКР 16-17

3. Теоретическая или исследовательская и творческая квалификационные работы на отделении журналистики

3.1.Теоретическая или исследовательская выпускная 18-22

квалификационная работа по журналистике

3.2.Творческая выпускная квалификационная работа 23-26


4. Работа с научным руководителем 27
5. Подготовка и порядок защиты

5.1..Подготовка к защите ВКР 28

5.2..Рецензирование ВКР 29

5.3..Порядок защиты ВКР 30-32

5.4..Критерии оценки публичной защиты ВКР 33
Литература 34

Приложения 35-37
6. Курсовая работа по журналистике 38

Выбор темы 39

Порядок выполнения курсовой работы 40

Структура курсовой работы 41

Основные требования к написанию курсовой работы 42

Основные требования к оформлению курсовой работы 43

Защита курсовых работ 44

  1. Выпускная квалификационная работа (ВКР)

– это форма итогового контроля знаний и умений студента, обучающегося по специальности 021400 – Журналистика. Выпускная квалификационная работа пишется в самом конце обучения (10 семестр) и является его завершающим этапом.

Выпускная квалификационная работа концентрирует в себе множество умений будущего журналиста, особенно умений в области представления творческого продукта, аргументированности и логики изложения материала, мастерства публичной защиты. Все это имеет немаловажное значение при оценке выпускной работы, так как именно эти факторы влияют на общее впечатление от работы. Таким образом, все вышесказанное делает выпускную квалификационную работу главным трудом студента в процессе учебной деятельности, ее апофеозом, творческим результатом, завершающим все пять лет напряженного труда по образованию и самообразованию.
Выпускная квалификационная работ работа и процесс ее написания подготавливается всеми годами обучения специальности 021400 - Журналистика. В учебном плане предусмотрены некоторые виды самостоятельной работы, в которых отражаются основные принципы и методики подготовки и выпускной квалификационной работы. Это курсовые и реферативные сочинения, требующие такого же подхода в теоретическом освоении материала и исследовании эмпирических данных.
К тому моменту, как студенту предстоит написание выпускной квалификационной работы, у него уже имеется опыт написания курсовых работ по разным тематическим направлениям. Поэтому есть опыт выбора и разработки темы, формы или вида выпускной квалификационной работы, анализа литературы, сбора эмпирического материала, выбора метода исследования и т.д.

Это общие представления, которые необходимы для более рационального подхода к разработке плана исследования в ходе написания выпускной квалификационной работы. Они позволяют подойти к такому исследованию индивидуально, с учетом особенностей творческой и практико-исследовательской специфики личности студента, его тематических предпочтений и его способностей к тому или иному виду творчества в журналистике, особенно, в системе электронной журналистики. Однако выпускная квалификационная работа отличается от курсовой работы по многим параметрам:


  • во-первых, это отличие требований, которые предъявляются к выпускной квалификационной работе – они намного выше, углубленнее: по объему, по структуре, по задачам, стоящим перед автором выпускной квалификационной работы;




  • во-вторых, сама процедура защиты выпускной квалификационная работы отличается от процедуры защиты курсовой работы;




  • в-третьих, сроки написания выпускной квалификационной работы также отличаются от сроков написания курсовой работы – они более продолжительны, требуют дополнительного планирования;




  • в-четвертых, выпускная квалификационная работа оценивается государственной аттестационной комиссией на основании внешней рецензии и процедуры защиты работы, что делает ее намного более значимой и отличающейся от других сочинений подобного типа.


2. Общие положения о выпускных квалификационных

работах
Выпускная квалификационная работа по журналистике в области электронных СМИ и ПР как форма итоговой аттестации студента представляет собой самостоятельное творческое или исследовательское письменное сочинение, написанное на заданную тему. Предметом его является деятельность системы электронных средств массовой информации или ПР, в котором студент на основе анализа источников формулирует проблему и находит пути ее решения.

2.1. Выбор темы

Студенту предос­тавляется право выбора темы выпускной квалификационной работы по предложенному кафедрой перечню тем или предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

При выборе темы ВКР следует учитывать тематику курсовых работ и научных работ в рамках спецкурса или спецсеминара.

. Выбрав тему, студент подает заявление на кафедру не позднее 20 мая (в 8 семестре) для ее закрепления. Темы и научный руководитель утвер­ждаются приказом ректора не позднее 20 октября (в 9 семестре).

Работа студента над ВКР связана с углубленным изучением теории, приведением в систему ранее приобретенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы, формированием и развитием навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Подготовка дипломных работ требует от студентов не только совершенствования знаний, но и ознакомления с опытом работы журналистов, определения возможных путей разрешения проблемы.
2.2. Общие требования к выпускной квалификационной работе

Общими требованиями к выпускной квалификационной (дипломной) работе являются:

- целевая направленность;

- четкость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- глубина исследования и полнота освещения вопросов;

- убедительность аргументации;

- краткость и точность формулировок;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

- грамотное оформление;

Выбор темы и содержания дипломной работы студент осуществляет совместно с научным руководителем. Затем студент подает заявление на кафедру с просьбой утвердить тему дипломной работы и назначить научного руководителя. Тема дипломной работы утверждается на заседании кафедры, и дипломник прикрепляется к научному руководителю.

После выбора темы студентом и его научным руководителем составляется рабочий план выполнения дипломной работы, календарный график работы над дипломом и план-структура дипломной работы.
Выпускник обязан систематически работать над избранной темой, регулярно встречаться с научным руководителем и подготовить ВКР для защиты в сроки, установленные настоящим положением.

До конца октября научный руководитель определяет основной пере­чень литературы, подлежащий первоочередному изучению, и оказывает помощь студенту в определении структуры работы.

Черновой вариант ВКР представляется научному руководителю не позднее второй половины февраля, сдача готовой работы на кафедру — не позднее, чем за 2 недели до защиты. Студент, не представивший в срок ВКР, не допускается до защиты; она переносится на следующий учебный год.

На заседаниях кафедры систематически заслушиваются сообщения заведующего кафедрой и отдельных научных руководителей о ходе выпол­нения студентами ВКР.

2.2.1. Общие требования к оформлению выпускной квалификационной работы

Необходимый объем ВКР должен составлять 60—80 машинописных страниц, работа набирается на компьютере и распечатывается на белой односортной бумаге с одной стороны листа формата А4 (Word, 14 кегль, 1,5 интервала, поля – верхнее и нижнее – 20 мм , левое – 30 мм, правое – 10мм, шрифт – Times New Roman, цветовое оформление – черно-белое, сноски и ссылки оформляются постранично (сквозная нумерация) после основного текста, отделенного чертой. Для работ, защищающихся по кафедре журналистики, необходим и электронный вариант работы на дискете или диске (в приложении).

П.3.1. Структура работы
Структура работы должна быть четкой и обоснованной, чтобы про­слеживалась логика решения проблемы.

Оформление ВКР должно быть единообразным.

Все страницы должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с титульного листа, но номер на титульном листе не ставится. Все остальные страницы нумеруются. Текст должен быть вычитан, в нем не должно быть искажений – разного рода стилистических и логических ошибок, нечетких формулировок.

Текст глав дипломной работы должен распределяться на параграфы.

Главы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей работы. «Введение» и «Заключение» не нумеруются. Параграф нумеруется арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер параграфа должен состоять из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа также следует ставить точку, например, «2.1.» (первый параграф второй главы). Номер соответствующей главы или параграфа ставится в начале заголовка. Заголовки глав, а также слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» следует располагать посредине строки без точки в конце и писать (печатать) прописными буквами. Заголовки параграфов пишутся строчными буквами (кроме первой прописной).
Титульный лист

Квалификационная работа начинается с титульного листа, который оформляется по определенным правилам: вверху – название министерства, учебного заведения, факультета и кафедры. В середине листа пишутся фамилия, имя, отчество студента, ниже – тема дипломной работы. Ниже, справа фамилия, имя, отчество научного руководителя. Внизу – год написания дипломной работы.
Оглавление

Текст квалификационной работы должен состоять из введения, ос­новной части и заключения. Основная часть разбивается на две или три главы. Каждая из этих глав, в свою очередь, должна быть разбита на два или три подраздела (параграфа).

Формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая глава, пункт или подпункт.

Желательно, чтобы оглавление умещалось на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению как по содержанию, так и по форме. Введение, отдельные главы и заключение начинаются в тексте работы все­гда с новой страницы.
Введение

Введение – это вступительная часть любой научно-исследовательской работы. Главное его назначение состоит в том, чтобы дать краткое обоснование исследуемой проблемы, целей, задач, методов и направлений разработки избранной темы. Поэтому, в общем случае, во введении содержится обоснование актуальности темы исследования (показать степень разработанности выделенной проблемы в теории и практике, указать на недостаточно изученные аспекты). Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Введение по объему занимает не более 10% от всего объема работы.

Во введении указываются объект исследования (что рассматривается), предмет исследования (как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование), цель исследования ( какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит), задачи (что нужно сделать, чтобы цель была достигнута), гипотеза исследования -- (предполагаемый ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой. Что исследователь видит в объекте такого, чего не замечают другие и что необходимо экспериментально подтвердить).

Объект исследования – это часть объективной реальности, то есть той реальности, которая существует независимо от нашей воли, нашего сознания, которую подлежит исследовать. Объектом педагогической науки является учебно-воспитательный, учебно-организационный или управленческий процесс в любом образовательном учреждении.

Предметом исследования обычно является какая-то часть, какое-то свойство, какой-то элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новые знания. Следовательно, объект исследования – это целое, предмет – его часть.

На основании темы, объекта и предмета исследования определяется цель работы. Цель исследования – это конкретный, качественно и количественно охарактеризованный, наиболее вероятный ожидаемый результат, это мысленное предвосхищение результата научного поиска. Цель любого исследования – решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задача исследования – это часть цели научного изыскания. Обычно выдвигают не более трех-четырех основных задач, при этом частные задачи относят к одной из основных. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения.

Следует определить практическую значимость и новизну исследования, очертить круг применения результатов выпускной квалификационной работы.
Во введении описывается структура ВКР, дается перечень структурных элементов работы с названиями глав и параграфов, а также краткая характеристика каждой части работы.
Основная часть

Основная часть выпускной квалификационной работы состоит из двух (и более) глав, каждая из которых делится на параграфы – два-три в зависимости от задумки автора. Здесь важно соблюдать принцип пропорциональности объема: каждая часть дипломной работы должна находиться в правильной пропорции с остальными элементарными составляющими.

Объем каждого структурного составляющего дипломной работы должен находиться в правильной пропорции с остальными элементами дипломного сочинения.

Выбор методики работы с первоисточниками основан на задачах исследования и должен учитывать технические возможности автора.
Как правило, первая глава носит теоретико-методологический характер и содержит описание основной проблемы, ее теоретических истоков и различных вариантов подходов к решению этой проблемы. Здесь важно сгруппировать разные точки зрения по принципу методологического сходства и оценить их как автору. Здесь же излагаются собственные взгляды на проблему и используются аргументы, доказывающие точность этих взглядов.

В этой части работы очень важно показать исследовательскую

компетентность автора работы, умение опираться на проработанные отечественные и зарубежные источники и навыки работы с литературой разного характера.
Вторая глава и ее содержание зависит в целом от характера дипломной работы и ее цели и задач. При теоретическом характере работы и вторая глава служит раскрытию проблемы на теоретическом уровне. А если работа носит творческий характер, то содержание второй главы (и иных глав) представляет собой практическую или экспериментальную часть исследования. Здесь представляются творческие концепции, методики, формы и жанры, а также описывается условия и ход эксперимента, его стадии и этапы, подводятся итоги и анализируются результаты.

Требуется, чтобы все разделы и под­разделы были примерно соразмерны друг другу как по структурному де­лению, так и по объему. Разделы должны быть соединены друг с другом последовательностью текста, без слишком явных смысловых разрывов.

Каждая новая глава (раздел) начинается с новой страницы.
Заключение

В заключении, объем которого не превышает 5% всего текста, содержатся основные выводы работы, сделанные автором по результатам исследования, результаты исследования и их соответствие выбран­ным целям и задачам.

Выводы излагаются кратко, но они должны быть очень точными, конкретными, связанными с задачами, поставленными во введении. Здесь же целесообразно и обобщить выводы, сформулировав общий вывод по всей работе в целом, а также показать перспективы изучения данной проблемы в дальнейшем.

Есть несколько вариантов изложения выводов. Один из них – пронумерованные выводы. Это наиболее удобный вариант, так как способствует конкретизации мысли. Есть варианты более свободные, представляющие авторские размышления по поводу проделанной работы. Они также могут использоваться для заключения, только следует иметь в виду, что здесь неприемлемы общие фразы, ничего не значащие заверения, все сказанное должно вытекать из проведенного исследования и представлять его результаты.
Приложения
Приложение является необязательной частью дипломного сочинения, однако оно позволяет более наглядно и статистически точно представить результаты исследования, поэтому к его оформлению необходимо отнестись серьезно.

Приложения (схемы, большие таблицы, резуль­таты практических исследований и пр.) помещаются после заключения, нумеруются последовательно (аналогично таблицам). Рисунки и схемы в основном тексте сопровождаются заголовком, располагающемся внизу, и последовательной нумерацией. Допускается сокращения, например: рис. 1.

Таблицы должны быть лаконичными и наглядными, они нумеруются арабскими цифрами без знака номер. Номер ставится после слова «табли­ца» в верхнем правом углу, после указывается заголовок таблицы. Нуме­руются таблицы по главам.

2.2.2. Правила оформления списка литературы,

цитат и ссылок
Список источников и литературы

Библиографический список использованной литературы и источников входит в структуру дипломной работы как обязательный элемент, поэтому он должен быть пронумерован и выполнен в соответствии с требованиями ГОСТ.

Каждая книга должна быть описана в соответствии с существующими правилами библиографического описания, количество использованных в работе источни­ков не должно быть меньше 30.

В библиографическое описание должны входить:

— фамилия и инициалы автора (если таковой имеется).

После точки:

— полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти по­сле запятой, точки, после двоеточия, в скобках и т.п.);

— данные о числе томов;

— название города, в котором издана книга;

— данные о странице, на которую ссылаются в цитате;

— год издания для периодических изданий.

После косой черты:

— данные о переводчике (если это переводное издание),

— данные о редакции.

После двойной косой черты печатается название периодического издания. После запятой:

— год издания для непериодических изданий.
Примеры библиографических описаний литературы
Книги одного автора:

Фролов И.Т. Перспективы человека: личность и цивилизация/ И.Т.Фролов. – М.: Мысль, 1999. – 349 с.

Книги двух или трех авторов:

Тюрин Ю.Н. Статистический анализ данных на компьютере / Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров. – М.: Статистика и финансы, 2003. – 222 с.

Орлов А.Б. Психологические основы воспитания / А.Б.Орлов, Л.Д.Латыпов, И.И.Творогов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 80 с.

Книги четырех и более авторов:

История России: учеб. пособие / В.Н.Быков [и др.]; отв. ред. В.Н.Сухов. – Спб.: Деан, 2002. – 30 с.

Отдельный том в многотомном издании:

Иванов З.Н. Сочинения: в 2 т. / З.Н.Иванов. – М.: Лаком-книга, 2001. – Т.1. – 205 с.

Кузьмин Е.Д. Справочник работодателя: В 3 ч. Ч.2. Прием на работу / Е.Д.Кузьмин. – М.: Астрель, 2003. – 503 с.

Официальные материалы:

Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

Материалы конференций:

Воспитательный процесс в высшей школе: межвуз. науч.- практ. конф., 26-27 апр. 2001 г.: тез. докл. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. – 105 с.

Статьи из журналов:

Митрохин Л.Н. Философия религии / Л.Н.Митрохин // Вопросы философии. – 2003. - №8. – С. 18-33.

Казаков Н.А. Запоздалое признание: повесть / Н.А. Казаков // Новый мир. – 2002. - №9. – С. 34-76; №10. – С.58-90.

Статьи из сборников:

Шайдуллин Р.В. Мусульманское духовенство Татарстана в 90-ые годы / Р.В.Шайдуллин, М.Н.Фасихова // Казанское востоковедение: сб. ст. – Казань, 1997. – С. 228-291.

Балабанов С.Н. Интеллигенция и власть / С.Н.Балабанов // Общество нового тысячелетия: сб. науч. тр. / Нижегород. гос. ун-т. – Нижний Новгород, 2002. – С.101-106.

Статьи из газет:

Михайлов С.А. Езда по-европейски: система платных дорог в России / С.А.Михайлов // Независимая газета. – 2002. – 17 июля.

Казань тысячелетняя // Российская газета. – 2003. – 23 августа.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых,...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите выпускных...
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей...
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите письменных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей «Право и организация социального обеспечения», «Таможенное дело»,...
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconМетодические рекомендации по подготовке и оформлению дипломных и...
«Зарубежная филология». Указания содержат требования к дипломному проекту, образцы оформления дипломного проекта и его отдельных...
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconУрок английского языка во 2 классе
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconУрок путешествие «По знаменитым местам мира»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconКонспект внеклассного мероприятия по английскому языку во 2 а классе
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconКонспект урока по литературному чтению в 1-м классе (чтение)
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconУо «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова» методические...
Министерства образования Республики Беларусь от 27 июня 1997 г. №356, гост 32–2001 «Отчет о научно-исследовательской работе», гост...
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconУчебно-методический комплекс философия права
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconКонспект урока обучения грамоте. 1 класс. Тема: «Алфавит»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconМетодические указания по написанию и оформлению дипломных работ для...
Методические указания предназначены студентам последнего года обучения и преподавателям-руководителям дипломных работ
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconВоспитательная система «Знакомство детей среднего и старшего возраста с родным краем»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconМетодические указания по подготовке и защите курсовых работ методические...

Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconКонспект открытого мероприятия по немецкому языку «Праздник Алфавита» (для 2, 5 классов)
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ iconМетодические рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ
Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ/ Сост. А. Г. Корнилов, Л. Н. Трикула...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск