Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание –
3 часа
| Приспособление первобытного человека к окружающей среде
Природа и человек
| — Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями
и творчеством мастеров родного края;
— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделии, называть используемые в рукотворной деятельности материалы.
При помощи учителя:
искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов);
при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: засушенные листья, цветы, картон, пластилин.
Инструменты: ножницы, кисть для клея, стеки.
Клей ПВА.
Образец изделия аппликация из листьев и фигурка из шишек
|
Ремёсла и ремесленники
Как родились ремёсла
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: пластилин.
Инструменты: стеки.
Доска для пластилина.
Образец изделия «Чайная посуда»
|
Профессии ремесленников. Разделение труда
Как работали ремесленники-мастера
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: пластилин или солёное тесто.
Инструменты: стеки, формочки для лепки или игры в песок.
Доска для пластилина.
Образец изделия «Пирожные к чаю»
|
Технология обработки материалов –
2 часа
| Свойства материалов
Каждому изделию – свой материал
| При помощи учителя:
выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Образцы бумаги, картона, древесины, ткани, металла, пластилина для исследования
|
Назначение инструментов
Каждому делу – свои инструменты
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Инструменты: ножницы, циркуль, угольник, линейка, шило, игла, канцелярский нож
|
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы проектной деятельности – 4 часа
| Введение в проектную деятельность
От замысла к изделию
| Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы.
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Карточки для групповой работы.
Материалы: пластилин.
Инструменты: стеки.
Доска для лепки
|
Введение в проектную деятельность
Выбираем конструкцию изделия
| При помощи учителя:
искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов);
при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: картон, цветная бумага.
Инструменты: ножницы, карандаш, фломастеры.
Образец открытки, шаблоны
|
Введение в проектную деятельность
Что такое композиция
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: картонная тарелка, цветная бумага.
Инструменты: ножницы, фломастеры.
Клей для бумаги
Образец изделия «Поднос»
|
Введение в проектную деятельность
Симметрично и несимметрично
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: картон, цветная бумага.
Инструменты: ножницы, фломастеры.
Клей для бумаги.
Образец изделия «Композиция из симметричных деталей»
|
Технология обработки материалов – 6 часов
| Технологические операции Технологические операции
| При помощи учителя:
— выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
— анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
—осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
—воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
—планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
—осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
—обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: картон, цветная бумага.
Инструменты: ножницы, фломастеры.
Клей для бумаги. Шаблон круга.
Образец изделия «Открытка с сюрпризом»
|
Разметка деталей
Разметка деталей (технологическая операция 1)
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: картон, цветная бумага.
Инструменты: ножницы, фломастеры.
Клей для бумаги.
Образец изделия «Композиция из одинаковых деталей»
|
Отделение детали от заготовки
Отделение детали от заготовки (технологическая операция 2)
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: картон, цветная бумага.
Инструменты: ножницы, фломастеры.
Клей для бумаги.
Образец изделия «Обрывная аппликация»
|
Сборка изделия
Сборка изделия (технологическая операция 3)
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: картон, цветная бумага.
Инструменты: ножницы, фломастеры.
Клей для бумаги. Шаблоны.
Образец изделия «Игрушка-подвеска»
|
Отделка изделия
Отделка изделия (технологическая операция 4)
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: картон, цветная бумага, украшения.
Инструменты: ножницы, фломастеры.
Клей для бумаги. Шаблоны.
Образец изделия «Игрушка-подвеска»
|
Разметка с помощью чертёжных инструментов
Что умеет линейка
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: бумага для черчения.
Инструменты: линейка, карандаш.
Карточки для групповой работы
|
Элементы графической грамоты – 9 часов
| Линии чертежа. Чертёж
Почему инженеры и рабочие понимают друг друга
| При помощи учителя:
— выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
— анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
—осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
—воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
—планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
—осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
—обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: бумага для оригами.
Инструменты: ножницы.
|
Чтение чертежа
Учимся читать чертежи и выполнять разметку
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: цветная бумага, картон.
Инструменты: линейка, карандаш, циркуль, ножницы.
Клей для бумаги.
Образец развёртки изделия «коробочка»
|
Разметка прямоугольника от двух прямых углов
Разметка прямоугольника от двух прямых углов
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: цветная бумага.
Инструменты: линейка, карандаш, ножницы.
Клей для бумаги.
Образец изделия «Цветок из бумаги»
|
Разметка прямоугольника от одного прямого угла
Разметка прямоугольника от одного прямого угла
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: цветная бумага, картон.
Инструменты: линейка, карандаш, ножницы.
Клей для бумаги.
Образец изделия «Цветное домино»
|
Разметка прямоугольника с помощью угольника
Разметка прямоугольника с помощью угольника
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: цветная бумага, картон.
Инструменты: угольник, карандаш, ножницы.
Клей для бумаги.
Образец изделия «Поздравительная открытка»
|
Циркуль. Разметка деталей циркулем
Как разметить детали круглой формы
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: чертёжная бумага.
Инструменты: циркуль, фломастеры.
Образец изделия «Узоры из кругов»
|
Радиус окружности. Чертёж окружности
Как начертить окружность нужного размера
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: картон, бумага.
Инструменты: циркуль, линейка, фломастеры, ножницы.
Клей для бумаги.
Образец изделия «Кошка из конусов»
|
Проект
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: картон, бумага, шнурок, украшения.
Инструменты: циркуль, линейка, фломастеры, ножницы.
Клей ПВА и для бумаги.
Образец изделия «Подвеска»
|
Происхождение натуральных тканей, их свойства
Как появились натуральные ткани
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: образцы ткани различного происхождения, шерстяные нитки, картон.
Инструменты: ножницы, толстый крючок, циркуль.
Образец изделия «Игрушка помпон»
|
Технология обработки материалов –
5 часов
| Изготовление натуральных тканей
От пряжи до ткацкого станка. На прядильно-ткацкой фабрике
| При помощи учителя:
— выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: цветной картон, бумага.
Инструменты: ножницы, циркуль.
Клей ПВА, заготовка помпона
Образец изделия «Игрушка помпон»
|
| Технологические операции обработки ткани
Особенности работы с тканью
| — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
—осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
—воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
—планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
—осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
—обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: цветной картон, ткань.
Инструменты: ножницы, циркуль, швейные булавки.
Образец изделия «Футляр»
|
Технология изготовления швейных изделий
Технология изготовления швейных изделий
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: нитки для шитья и отделки.
Инструменты: ножницы, швейная игла.
Образец изделия «Футляр»
|
Строчка прямого стежка
Волшебные строчки. Строчка прямого стежка и её варианты
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: картон, ткань, вата, нитки для шитья.
Инструменты: циркуль, ножницы, швейная игла, швейные булавки.
Образец изделия «Игрушка из шарика»
|
Разметка строчек
Размечаем строчку
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: цветной картон, нитки для шитья.
Инструменты: ножницы, швейная игла, швейные булавки.
Клей ПВА
Заготовка игрушки.
Образец изделия «Игрушка из шарика»
|
Конструирование и моделирование –
5 часов
| Транспортные средства. Макеты и модели
Макеты и модели
| При помощи учителя:
сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;
моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного);
конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционная карта) и выполнять по ней работу;
участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;
осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материалы: спичечный коробок, цветная бумага.
Инструменты: ножницы, угольник, карандаш.
Клей ПВА
Образец изделия из коробка
|
Виды соединения деталей конструкции
Как соединяют детали машин и механизмов
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Конструктор ЛЕГО
|
Техника в жизни человека. Транспорт
От телеги до машины
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Конструктор ЛЕГО
Изделие автомобиль
|
Техника в жизни человека. История развития транспорта
В воздухе и космосе
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материал: бумага, скрепка.
Инструменты: карандаш, ножницы.
Клей для бумаги.
Шаблон планера.
Образец изделия «Планер»
|
Техника в жизни человека. История развития транспорта
В водной стихии
| Учебник.
Рабочая тетрадь.
Учебная презентация по теме урока.
Материал: бумага для оригами.
Инструкционная карта складывания кораблика
Образец изделия «Кораблик»
|