Скачать 46.65 Kb.
|
Обобщая проблему планирования урока мировой художественной культуры c точки зрения типа и жанра урока, рассмотрим результаты практической работы по ее решению. На первом уроке из раздела "Изобразительное искусство XX века" в 11 классе по теме "Сюрреализм" был определен тип урока вводный в тему. Наиболее эффективным на этом уроке оказался жанр урок-панорама в форме лекции учителя. Был составлен иллюстрационно-музыкальный ряд в сочетании со словом учителя, который помог учащимся более полно усвоить материал урока (причины возникновения и психологическое обоснование теории сюрреализма). Второй урок из этого же раздела по теме "Особенности сюрреализма" имел тип расширения и углубления темы. Жанр выбран более сложный: урок-репортаж из музея в форме диалога. Этот тип и жанр урока был воплощен при помощи художественно-педагогической драматургии с использованием погружения учащихся в воспоминания об атмосфере музея древности и современности, выполнение разных ролей, разных заданий с переключением на разные виды искусства (изобразительного, литературы, музыки). Такое построение урока помогло учащимся расширить и углубить знания о связях искусства древности и современности на уровне видов искусств, технологии изготовления, психологии, философии. Первые два урока послужили основанием для осуществления третьего урока заключительного по теме: "Сальвадор Дали", после личностного осмысления учениками сути сюрреализма. Для этого типа урока обобщающего выбран жанр урок-интервью в форме урока-зачета. На уроке была создана поисковая ситуация, учащиеся, работая с разными видами информации (листы с текстами, отрывок из фильма, репродукции, музыка, фотографии) высказывали свое личное впечатление о творчестве сюрреалистов, подбирали музыку к картинам. Ученики отметили, что несколько картин Сальвадора Дали нужно воспринимать без предыдущих сведений, в полной тишине, или же размышляя об изменении устоявшегося характера творчества художника, после кризиса, потрясения в жизни человека и человечества. Можно третий урок заменить внеурочным мероприятием. Тип занятия: обобщающий по разделу программы. Жанр: деловая игра в форме КВН между несколькими командами одного класса или разных классов, с определением победителей. Таким образом, урок мировой художественной культуры, используя основные принципы дидактики усвоения знаний (первоначального восприятия и усвоения материала, углубления и обобщения), выступает не уроком об искусстве, а уроком, строящимся средствами самого искусства. Это воплощается через художественно-педагогическую драматургию и жанровость. Осознание учителем искусства целей и задач курса, роли каждого конкретного урока в общей системе дает возможность каждому учителю разрабатывать на их основе свои планы и сценарии. "И это будет естественно, ведь урок искусства — творчество учителя, а метод художественно-педагогической драматургии создаст условия для творческой деятельности."(9) Основанием для исследования, составляющего содержание данной работы, послужила особая актуальность специфики работы современного учителя искусства в школе. Современные учителя, планируя уроки, должны главной их направленностью считать личностную ориентацию, предполагающую наличие возможности для каждого ученика, студента или педагога вкладывать в свою деятельность личный смысл и позицию, выдвижение на новый, более высокий уровень художественно-эстетического воспитания учащихся. Объединяющим началом истории искусств и культурологии, во многом выступающих источником теоретического материала на уроках мировой художественной культуры, выступает высшая воспитательная, а значит, педагогическая дидактическая цель — формирование и развитие у учащихся умения и способности сопереживать, сочувствовать, понимать, что искусство отражает и выражает. Современный учитель искусства ищет разные подходы к отбору материала и формам организации урока, что во многом воплощается в разных типах и жанрах уроков, старается научить учеников овладевать не столько конкретными, отдельными умениями, сколько основными способами деятельности: понимать главное, уметь работать с информацией, желание самому уметь искать, самостоятельно мыслить, умение решать творческие проблемы. На уроках важное место занимает сотрудничество учащихся со сверстниками и с учителем. Важнейшей задачей учителя здесь становится проблемно-поисковая ситуация и индивидуально-личностная оценка, при передаче подрастающим поколениям гуманитарных ценностей, эстетическое воспитание через приобщение к искусству. Учителя должны постоянно заботиться, чтобы духовный контакт современного школьника и культуры состоялся, для этого педагоги обращают весь материал и формы обучения к ученику, его потребностям, актуальным для него мотивам, учитывая его ценностные ориентации. В работах доктора педагогических наук Л.В.Школяр, доктора педагогических наук А.А.Мелик-Пашаева, доктора педагогических наук Э.Б.Абдуллина, разрабатывающих вопрос художественной педагогики, в интенсивно формирующейся в настоящее время педагогике искусства, звучит вывод: искусство надо преподавать средствами самого искусства. Цель данной курсовой работы определяется необходимостью исследования одного из важнейших элементов урока искусства — его драматургии, его планирования, направленного на включение учащихся в различные виды деятельности. Объектом данного исследования является образовательная область "Искусство" в старших классах общеобразовательной школы. Предмет исследования — урок мировой художественной культуры в школе. Поставленная цель рассмотрена в области особенностей урока искусства в общеобразовательной школе освещенных в научно-методической литературе, места школьного урока в числе форм организации обучения, его преимущества и недостатки, условия организации, планирования и проведения урока. Отмечена роль традиционной дидактики и отличия художественно-педагогической драматургии на уроках искусства. В анализе научно-методической литературы отмечено, что в разработках посвященных уроку искусства таких авторов, как Предтеченская Л.М., Маранцман В.Г., Себар Т.В., Копылова А.В., Кохтева Н.Н., Никитина А.Б., Хуторской А.В., Ивлев С.А. утверждают необходимость подготовки и проведения урока искусства средствами самого искусства. Используя принципы традиционной дидактики, типы уроков и жанровость, учитель организует различные типы общения учеников и учителя с культурой далекого прошлого и современности, часто в игровой форме, в виде самостоятельной деятельности на основе метода художественно-педагогической драматургии. Особенно актуальны эти вопросы для учителя искусства в старших классах, при изучении искусства ХХ века, поиск отношения между содержанием и формами этого искусства надо искать в человеческом духовном мире личности, при соблюдении постепенности, доступности, умении отличать хорошее от плохого, в ситуации нравственного выбора. Таким образом, безусловно, урок мировой художественной культуры связан с общей дидактикой. Типы уроков, применяемые традиционной педагогикой, используют и в художественной педагогике, но эти уроки должны воплощать драматургию и жанровость. |
Новый Гуманитарный Университет Натальи Нестеровой Юридический факультет... Сюрреализм (от французского surrealisme буквально сверхреализм) модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой... | Урок по теме Тип урока: вводный урок Тема урока: Животные родного... Курганская область расположена на стыке Урала и Сибири, в юго-восточной части Западно-Сибирской низменности. Территория области 71,5... | ||
Урок 1 Тема: Язык как средство общения. Тип урока. Вводный урок М/п: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста,... | Отечественный мореплаватель: Лисянский Юрий Федорович Ю. Ф. Лисянский родился 2 (13) августа 1773 года в городе Нежин. Его отец был священником, протоиереем нежинской церкви Святого Иоанна... | ||
Конспект урока в 11 классе по мировой художественной культуре. Тема... Цель урока: дать представление об особенностях развития зарубежной живописи, познакомить учащихся с такими направлениями в искусстве... | Тема урока. Тип урока Научатся создавать композицию на заданную тему и передавать цветом своё настроение, первичным основам цветоведения | ||
Урок на тему: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные Средства обучения: презентация урока, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные», коллекции «Расчлененный рак», раздаточный... | Урока по теме «Социальная сфера жизни общества» Учитель объявляет учащимся тип занятия урок обобщения и комплексного применения знаний, называет тему урока | ||
Конспект урока математики на тему Тип урока: онз (урок формирования первоначальных предметных навыков и ууд, овладения новыми предметными умениями) (технология деятельностного... | Конспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:... Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов | ||
Конспект урока на тему: «Россия в Первой мировой войне» 9класс, история... Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее... | ||
План Факт Лексика Грамматика 1 Вводный урок: урок обобщающего повторения,... | Конспект урока Тип урока : изучение нового материала ... | ||
Конспект урока математики на тему: «Число и цифра 6» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и ууд, овладения новыми предметными... | Урок русского языка в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание... Урок русского языка в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов» был проведен в форме игры путешествия.... |