Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош»





Скачать 93.57 Kb.
НазваниеУрок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош»
Дата публикации07.07.2014
Размер93.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок

Модуль

Основы православной культуры

Урок № 18

Как христианство пришло на Русь

Авторы

Анисимова Н. С., учитель МБОУ «Ташлинская СОШ» Тюльганского района;

Колчина О. Н., учитель МБОУ «Лицей №1», п. Тюльган;

Маслова В. Д., учитель МБОУ «Разномойская СОШ» Тюльганского района;

Мухина Т. П., учитель МБОУ «Ивановская СОШ» Тюльганского района;

Тимошина Т. В., учитель МБОУ «Тугустемирская СОШ» Тюльганского района

Руководитель

Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ


Цель урока: осмысление учащимися факта Крещения Руси как основы развития её культуры, факта, обусловившего особенности её быта, системы жизненных ценностей её граждан.

Задачи: слайд 4

Предметные: знакомство с причинами принятия Христианства на Руси. Церковь, крещение, Святая Русь, князь Владимир.

Метапредметные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

Ожидаемый результат: знание понятий;

умение учащихся самостоятельно оценивать свою работу, высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении изученного материала;

умение работать в группах.

Ключевые слова:. Церковь, крещение, Святая Русь, князь Владимир, Святая София, Мудрость


Оборудование: учебник « Основы православной культуры», А. В. Кураев, М: Просвещение – 2010; проектор; компьютер; рабочая тетрадь «Книга мудрых мыслей».

Ход урока

I. Оргмомент

II. Выявление восприятия, мотивация

1. Сначала размышляем сами (слайд №2)

  • Что о православной культуре вы вынесли из курса, который прошли в прошлом году?

  • Что нового летом узнали по нашей теме?

  • С какими замечательными людьми познакомились?

  • Какие храмы видели?

  • Сумели ли вы начать осуществлять «эру милосердия», о которой рассуждали в прошлом учебном году? Поделитесь вашими впечатлениями и достижениями.

Учитель. В этом году мы продолжаем наш курс и начнем с истоков нашей православной культуры.

Основополагающий вопрос: А знаете ли вы как Христианство пришло на Русь? (слайд №3)

2. Эмоционально-психологическая подготовка к восприятию нового. Инсценирование фрагмента из «Повести временных лет», который традиционно называют «Выбор веры», когда старцы и князья обратились к своему князю Владимиру:

В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…Понятие «Мудрость». (слайды №4-5)

3. Целеполагание: Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Какие цели вы поставите перед собой для изучения этой темы? (слайд №6)

III. Изучение нового

  1. Где была первая столица Руси? ( слайд №7)

Учитель. Источником христианства является Бог. Слова Христа люди веками разносили по всему миру. Они стали называться христианами. Христиане объединились в общество, которое называется ЦЕРКОВЬ.

Церковь = храм – это синонимы. А какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?

Как вы представляете церковь как сообщество людей? Не является ли это (сообщество единомышленников) главным основанием для храма-здания? Подумайте, почему говорят: «Храм не в бревнах (т. е. не в материальном здании), а в ребрах (т.е. в самом человеке, его душе).

2. Историческое краеведение. Сообщение о Тугустемирской церкви (слайд №8)

Село Тугустемир на севере Оренбургской области интересно своим удивительным храмом – одним из самых красивых в Оренбуржье. Храм виден еще на въезде в село. Это главная достопримечательность села, привлекающая немало туристов и паломников.

История села началась в 1794 году, когда помещик М.А. Никифоров поселил в это место крепостных крестьян из Владимирской губернии. Названия села возникло от протекающей здесь речки, а та в свою очередь от тюркского имени Тугызтимер. Храм святой великомученицы Екатерины (Екатерининская церковь) был построен в селе Тугустемир в 1852 году титулярным советником Виктором Звенигородским (его особняк сохранился недалеко от храма) в память о скончавшейся от чахотки жены. Культовое сооружение построено по проекту известного архитектора Константина Тона. Кирпичи для храма изготавливали неподалеку – в соседнем селе. Существует любопытная легенда, согласно которой кирпичи для постройки храма передавали из рук в руки по живой цепочке длиной в три километра. На фасаде снаружи храма были установлены гипсовые скульптуры двенадцати апостолов. Рядом с храмом возвели колокольню высотой 43 метра. В прошлом звук местного колокола был слышан далеко от Тугустемира. Однако в советское время, как и большинство других храмов, его ждала незавидная судьба. В 1928 году храм закрыли, предметы культа уничтожили, крест и купола снесли. Красивые фигуры апостолов были разбиты и сейчас от них остались лишь отдельные фрагменты. Сейчас этот величественный храм потихоньку восстанавливается. Екатерининский храм села Тугустемир является памятником истории и архитектуры XIX века.

Учитель. Первоначально христианство возникло в Израиле, Палестине. Затем столицей христианства стал Константинополь. Именно в Константинополь князь Владимир отправил своих послов.

А знаете ли вы, что первым, кто принял Христианство на Руси, была княгиня Ольга. Она поехала в Константинополь, приняла крещение. Тем самым установила связь с самым сильным государством – Византией.( слайд №9)

Но широкого распространения Христианство на Руси не получило. А при каком князе было принято Христианство на Руси? (слайд №10)

3. Работа с учебником. (стр. 59, крещение, определение)

Учитель. Воды крещальной купели воспринимаются как воды обновления. Входит в них человек, пропитанный своими грехами, а выходит он уже без них. Крещение дает возможность душе начать новую жизнь. Нередко при крещении человек меняет имя (например, князь Владимир стал именоваться Василием). Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. И, конечно, он этим выражает свое согласие далее жить по велениям совести, по учению Христа и по правилам Православной Церкви.

- Рассмотрите в учебнике иллюстрацию В.Васнецова «Крещение Руси». Как происходило Крещение Руси? (слайд №11)

4. Физ. пауза. (слайд № 12) Ребята, давайте возьмемся за руки и представим себе, какая сильная у нас Родина.

В нашей стране горы высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

5. Учитель. Сообщение о святых Кирилле и Мефодии. (слайд №13)

6. Работа с учебником (стр.59-60)

7. Сообщение учащегося «Возникновение школ»

Первые школы на Руси появляются, говоря словами летописца, «на утверждение веры». А утверждение веры утвердило и школы. Русский историк Николай Михайлович Карамзин на основании летописных сказаний пишет, что после крещения Руси, «чтобы утвердить веру на знании книг божественных… великий князь Владимир завёл для отроков (подростков) училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России». В этом открытии первых училищ на Руси, как пишет другой русский историк С.И. Миропольский, замечательным образом выразились главнейшие черты их последующей истории и характер. Прежде всего это единство духовности и гражданственности, так как школы стали не только учебными, но и воспитательными учреждениями: дети стали обучаться не только «словесем книжного разума», но и, главным образом, правде и любви, чистоте и скромности и «началу премудрости» — почитанию Бога (т. е. страху Божию; слово страх в древности обозначало благоговение, почитание). Князь Владимир собирал в школы не только знатных детей, но и «средних, убогих», то есть из семей среднего достатка или совсем бедных. Сын же его, Ярослав Мудрый, помимо учреждения школ, основал и первую публичную библиотеку и все собранные им книги отдал в общественное пользование.

В школу тщательно иди,
И товарища своего веди,
В школу с молитвою входи,
Такожде и вон исходи.

(Из древнего наставления ученикам.)

Иллюстрация картины В. Кустодиева «Земская школа в Московской Руси»(слайд № 14)

IV. Закрепление темы1. Контроль. Работа в группах.

Контроль. Святая Русь (1 группа)

Задание 1.

Удручённый ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благославляя.
Связан ли отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева с понятием Святой Руси?

Задание 2.

Как связано понятие Святая Русь с крещением Руси?

1.Крещение Руси стало следствием того, что Русь стала святой, так как тогда люди поняли, что надо креститься.

2.После крещения Руси люди старались жить свято и возникло понятие Святая Русь.

3.Это понятие не связано с крещением Руси.

Контроль. Святая Русь. (2 группа)

Задание 1.

1) Зачем люди крестят детей?

2) Чтобы они были успешными в жизни.

3) Чтобы они умерли для греха и вновь родились со Христом.

4) Чтобы их не сглазили.

Задание 2.

Заполните пропуск подходящим по смыслу выражением.

У каждой страны есть какая – то историческая черта, которая её характеризует. Так, когда говорят «Франция», то обычно добавляют «Прекрасная», когда говорят «Британия», то добавляют «Великая», а когда говорили о нашей Родине, о России, то много – много веков её называли … .

1) берёзовые ситцы

2) Святая Русь

3) синеокая страна

4) беднейшая страна

  1. Тренажер.

(1 группа)
Задание №1.
Заполните пропуск подходящим по смыслу выражением.
После крещения князь Владимир:

1) стал милостливым;

2) требовал от других подчинения;

3) отомстил врагам.
Задание №2
Закончите предложение:
Князя Владимира называли Красное Солнышко, потому что…

1) он был главой государства;

2) у него был необычный цвет лица;

3) своей любовью он согревал людей.
(2 группа)
Задание №1
Закончите предложение:
До крещения князь Владимир:

1) был таким же, как и до крещения;

2) был очень беспощадным;

3) был таким же добрым.
Задание №2
Из того, что сделал князь Владимир, важнее всего на Руси:

1) то, что объединил её земли;

2) то, что он крестил Русь;

3) то, что он победил врагов.

Выводы. (слайд №15). Сообщение учащегося.

Великий князь Владимир, почитаемый Русской православной церковью как святой, равноапостольный, а в народе получивший имя «Красное Солнышко», стал княжить в Киеве с 980 г. Будучи сначала язычником, он любил пиршества. Не оставил их и после того, как крестил Русь, но, устраивая угощения для своей дружины, князь Владимир велел каждому нищему, убогому приходить на княжеский двор и брать кушанье и питьё, деньги из казны. «Но больные и слабые не могут доходить до моего двора», — говорил он, и телеги, нагруженные всяким добром, едой и питьём, весь день ездили по городу, разыскивая по всем улицам слабых и больных. Так, по слову Евангелия: «И ели все, и насытились» (Мф. 14, 20), князь проявлял милосердие. Во время своего княжения Владимир не хотел ничего завоёвывать, а только защищать свою «отчину», т. е. землю отцов, и защита земли Русской стала с тех пор добродетелью русских князей, всякая же другая война — изменой своему долгу.

V. Рефлексия

Если урок понравился предлагаю ребятам поднять карточку с солнышком, если нет –тучку.

Солнышко и тучки – карточки.

VI. Высказывание А. Солженицына. (слайд №16, звон колоколов ).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconУрок 18. Как христианство пришло на Русь
Цель: заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно...
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconУроку №18. Тема урока: Как христианство пришло на Русь
Цель урока: Познакомить учащихся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconИнформация о фестивале 1 февраля 2013 г прошел II республиканский...
Мбоу «Янтиковская сош» (дирекутор Кириллова В. М.), мбоу «Алдиаровская сош» (директор Кабакова Л. А.), мбоу «Шимкусская сош» (директор...
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconПрограмма Intel® Обучение для будущего
Мбоу «Янтиковская сош» (дирекутор Кириллова В. М.), мбоу «Алдиаровская сош» (директор Кабакова Л. А.), мбоу «Шимкусская сош» (директор...
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconУрок №4 Начало пророчества Авторы Ибатуллина Г. С., учитель Алмалинской...
Литвинова Л. В., учитель мбоу «Начальная школа – детский сад Вишенка» Оренбургского района
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconУрок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош»
Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» Оренбургского района
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconУчитель в современном мире (эссэ) Место работы: моу сош с. Питерка...
По-моему, идеальный урок – это урок, начинающийся вопросом ученика к учителю. Идеальный ученик – это ученик, который задает вопросы....
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconУрок изо в 5 классе мбоу «сош №15» Учитель ИЗО мбоу «сош №15» г. Ачинска
Ознакомление учащихся с правилами изображения праздничного настроения изобразительными средствами
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconУрок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода»
Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconУрок №23 Православие о Божием суде Авторы Касымова Д. С., учитель маоу «Гимназия №1»
Литовкина Е. И., учитель Ибрагимовской сош им. А. Д. Трынова Кувандыкского района
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconУрок геометрии и информатики. Тема урока по учебному плану: Построение...
...
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconУрок в 11 классе. Тема: «Модные веяния перестройки»
Учитель: Бондаренко Марина Владимировна, учитель истории и обществознания мбоу сош с. Талдан Амурской области
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconУрок №18 Савинкова Светлана Анатольевна Учитель начальных классов...
Учитель начальных классов мбоу «сош №92 с углубленным изучением отдельных предметов» Кемерово
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconКонспект урока Урок-игра «Весёлое соревнование» фио: Истомина Ольга...
Базовый учебник: «Enjoy English 2 Part 1» Часть 1 (3 класс) авторы: М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. В. Добрынина, Н,Н,Трубанёва....
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconУрок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум
Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош»
Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» iconОтчет о проведенных открытых урока посвящённых 20 –летию Конституции...
Урок -путешествие ««Русь, Россия. Родина моя…», «Здоровые дети в здоровой семье»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск