Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества





Скачать 77.82 Kb.
НазваниеИспользование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества
Дата публикации08.07.2014
Размер77.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества
Дубченко Ольга Юрьевна – главный библиотекарь Томской областной

детско-юношеской библиотеки

по организации работы с литературой на иностранных языках.
Духовно-нравственное воспитание детей и юношества - одно из важных направлений деятельности Томской областной детско-юношеской библиотеки.

Приоритетными направлениями в этой работе стали:

  • Воспитание любви к Родине, к «малой Родине»;

  • Воспитание любви и интереса к истории России;

  • Правовое просвещение;

  • Формирование толерантных межличностных отношений в поликультурной среде Томской области;

  • Эколого-патриотическое воспитание;

  • Воспитание любви к родному слову, родному языку, литературе и культуре.


Одним из важных условий духовно-нравственного воспитания является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которой жили народы России.

Россия — многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур. Новое поколение стремится обладать знаниями о культуре и традициях не только своей нации, но и народов, населяющих Россию для дальнейшего развития духовной и культурной жизни страны.

Наша библиотека всегда была территорией межкультурного общения для представителей разных народов и культур. Результатом многолетнего сотрудничества с национальными центрами и диаспорами стало создание в 2010 году Центра национальной литературы, культуры и общения «Содружество».

Основными задачами Центра стали:

- оказание библиотечных услуг по мультикультурному обслуживанию населения, где на первом плане стоят проблемы воспитания идей толерантности у подрастающего поколения;

- формирование фонда документов на языках народов мира, а также рассказывающих о традициях, обычаях и культуре народностей, проживающих на территории Томской области;

- продвижение чтения как важнейшего элемента общенациональной культуры, инструмента повышения интеллектуального потенциала наций;

- преодоление информационного неравенства, расслоения людей по степени доступа к информации;

- поощрение и поддержка культурного многообразия.

Сегодня в фонде Центра насчитывается более 3000 книг и 13 наименований газет и журналов на разных языках. Библиотека предлагает литературу на семи языках - немецком, английском, французском, латинском, испанском, польском, итальянском в полном объеме, т.е. этот объем включает в себя учебную, художественную литературу, словари, справочники, разговорники. Чешский, японский, китайский, греческий, турецкий языки представлены учебной литературой, а также словарями и разговорниками. Также в Центре есть книги на таких языках, как финский, португальский, сербскохорватский, казахский, украинский, болгарский, датский, норвежский и другие.

Центр «Содружество» стал незаменимым помощником для педагогов, воспитателей, библиотекарей, т.к. именно здесь они могут получить информацию для проведения уроков, праздников и дней национальных культур и других мероприятий.

С учетом интересов наших читателей, их пожеланий и строится наша деятельность, например: организация курсов и кружков по изучению иностранных языков, проведение тематических выставок, презентаций новых книг на иностранных языках, проведение познавательны, игровых программ, театрализованных представлений.

Среди наших партнеров представители национально-культурных центров и автономий:

Дом Дружбы, филиал ОДНТ «Авангард»;

ОГУК «Российско-немецкий дом»;

ТРОО Российско-немецкое молодежное объединение «Югендблик»;

ОГУК «Центр татарской культуры»;

Центр украинской культуры «Джерело»;

Национальная автономия белорусов «Белые Росы»;

Национальная автономия поляков «Томская Полония»;

Центр польской культуры «Дом Польский»;

Томская городская национально-культурная автономия «Узбекистан».

В рамках такого сотрудничества в Центре проходят дни национальных культур, которые направлены на расширение и углубление знаний детей и подростков в области культуры, истории, особенностей традиций и обычаев той или иной страны. В эти дни в Центре национальной литературы, культуры и общения «Содружество» все желающие могут:

- посетить книжно-иллюстративные выставки, которые знакомят читателей с художественной литературой, книгами для детей, учебными пособиями, литературой по страноведению и методике преподавания того или иного языка, различными словарями и справочниками, а также новинками литературы на иностранных языках;

- совершить виртуальное путешествие, познакомиться с историческим наследием, культурой, традициями и обычаями разных стран;

- принять участие в познавательных беседах и литературно-игровых программах;

- познакомиться с видео, аудио, CD-курсами, обучающими компьютерными программами.

Кроме дней национальных культур в библиотеке проходят национальные праздники:

- праздник «Здравствуй, Узбекистан!», посвященный культуре, обычаям и традициям узбекского народа, который вызвал большой интерес жителей микрорайона и города;

- праздник «Наш славянский хоровод!» стал настоящим симбиозом славянских культур. В нем приняли участие украинский центр «Джерело», национально-культурные автономии белорусов «Белые Росы» и поляков «Томская Полония»;

- праздник «Славянская мозаика», в рамках которого состоялся музыкальный концерт с участием белорусского вокального ансамбля «Барвиночки», открытие выставки детских поделок и работ мастеров прикладного народного творчества «Славянские мотивы». На выставке были представлены такие работы, как: резьба по дереву, лоскутная техника, техника «Соломка», вязание, плетение из рогоза, плетёная береста, шитьё, керамика, народное прикладное искусство и другие.

Дошкольники и учащиеся младших классов школ города Томска смогли принять активное участие в игровых познавательных программах: «Много народов – одна семья», «Календарь немецких национальных праздников», «Волшебный мир немецкой сказки», «Германия: страна, язык, традиции», «Многонациональное государство», «14 февраля в разных странах мира», «Литва. Латвия. Эстония», «Дружат дети на планете», «Все началось с таблички, свитка, бересты...», «Пасхальные секреты», «Знакомьтесь: Белоруссия!», «Планета толерантности» и других. На этих мероприятиях дети смотрели документальные фильмы, знакомились с историей, культурой, традициями и обычаями народов, проживающих на территории Томской области. Принимали активное участие в народных национальных играх, знакомились с фольклором, и языком, отвечали на вопросы викторин, разгадывали ребусы, собирали пазлы и даже пробовали себя в роли актеров, принимая участие в театрализованных инсценировках сказок и легенд.

Для воспитателей и педагогов дополнительного образования состоялись мастер-классы:

- «Куклы наших бабушек». Все присутствующие познакомились с экспонатами мини-музея «Куклы наших бабушек», созданном на базе детского сада № 20 г. Томска, приняли активное участие в создании тряпичных кукол: куклы-оберега «подорожница», детской игрушки «зайчик на пальчик» и ангела;

- «Театрализованная деятельность в детском саду». Участники мастер-класса смогли познакомиться с экспонатами выставки театрализованных кукол «Мягкая сказка», узнать об особенностях организации занятий по театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях, а также принять участие в создании одной из кукол;

- «Секреты бабушкиного сундука». Ведущая мастер-класса рассказала об одном из самых древних видов женского рукоделия – ткачестве, продемонстрировала, как в домашних условиях можно изготовить своими руками ткацкий станок, а также научила основам этого трудоемкого, но очень увлекательного ремесла. Все желающие смогли познакомиться с работами, выполненными воспитанниками МДОУ № 40 г. Томска, которые были представлены на выставке «Секреты бабушкиного сундука» в Центре «Содружество»);

- «Калейдоскоп идей» - мастер-класс выходного дня. Два раза в месяц по воскресеньям все желающие принимают участие в изготовлении поделок к праздникам народов мира: Международному дню мира, Всемирному дню приветствий, Дню матери, Рождеству, Новому году, Пасхе и другим.

Проводятся выставки прикладного творчества, рисунков: «Сказка своими руками», «Матрешки разных национальностей», экспонаты из коллекции «Музея мирной игрушки»; фотовыставки: «Европа в кадре», «Фотокраеведение».


В Центре «Содружество» каждое воскресенье проходят занятия по изучению польского языка. В перспективе – кружок по изучению узбекского языка, а также изучение языка, традиций, обычаев, культуры коренных народов Томской области.

На базе центра идет создание «Музея малой национальной игрушки, первые экспонаты которого были подарены Центру в день его открытия. Сейчас в коллекции более 30 экспонатов и увидеть их можно не только в библиотеке, но и в виртуальной галерее на нашем сайте http://odub.tomsk.ru.

В 2010 году в Томской областной детско-юношеской библиотеке появился новый проект «Читаем вместе, читаем вслух!» - акция, направленная на привлечение детей, подростков и их родителей к чтению. В библиотеку приглашаются известные томичи – актеры, писатели, журналисты, политики, спортсмены и др. Они рассказывают о своих достижениях, о любимых детских книгах, знакомят слушателей с популярными современными произведениями для подрастающего поколения. Начальник Департамента по культуре Томской области Кузичкин Андрей Александрович предложил в рамках этой акции читать сказки народов, населяющих нашу область. Идея понравилась всем. В воскресные дни в гости к читателям библиотеки приходили и читали вслух, обсуждали сказки разных народов заместитель Губернатора Томской области по социальной политике Владимир Игоревич Самокиш, глава Советского района Сергей Борисович Автомонов, томский поэт, писатель Вениамин Анисимович Колыхалов; представители национально-культурных автономий. Таким образом, уже прочитаны русские, узбекские, армянские и татарские сказки. Во время обсуждений все вместе искали ответы на вопросы: в чем заключается смыл сказки, чему она учит, а также сравнивали со сказками других народов мира. На этих чтениях ребята не только слушали сказки, но и знакомились с национальными костюмами, музыкальными инструментами, песенным творчеством, языковым многообразием этих народов. Эта акция будет продолжаться.

Таким образом, деятельность Центра национальной культуры, литературы и общения «Содружество» способствует:

- привлечению в библиотеку новых читателей, повышению статуса книги, чтения, библиотеки в обществе, организации доступного культурного досуга для представителей различных национальностей;

- приобщению детей и молодежи к национальному наследию, воспитанию уважительного, толерантного отношения к другим народностям;

- знакомству жителей нашего края и других регионов с историей, культурой и традициями различных народов, населяющих территорию Томской области;

- сохранению и развитию национально-культурной самобытности народов Томской области;

- формированию культуры межнациональных отношений;

- созданию комфортных условий для межкультурного общения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества icon«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников»
Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое...
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества icon«Художественно-гуманитарное знание в духовно-нравственном воспитании...
Художественно-гуманитарное знание в духовно-нравственном воспитании современной российской молодежи. Информационно-аналитическая...
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества iconДоклад «Использование проектного метода как педагогической технологии...
Данный доклад представляет одну из попыток практически решить проблему духовно-нравственного воспитания в конфессиональной школе,...
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества iconВыступления
Сегодня мы ведём разговор на очень важную тему – мы говорим о духовно – нравственном воспитании
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества iconПоложение о IX кирилло-Мефодиевских чтениях (март 2012год)
Воспитание духовно-нравственных основ личности на примере исторических и этнокультурных традиций России
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества iconКонсультация «О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях»....
«Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества iconФормирование духовно-нравственного потенциала младших подростков...
Приозерк Ленинградской области, ноу «Средняя общеобразовательная школа Русской Культуры преподобных Сергия и Германа Валаамских»
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества iconКризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи,...
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества iconРоль краеведения в духовно-нравственном воспитании личности школьника
Зато каждый классный руководитель может использовать в своей воспитательной деятельности готовые ресурсы или создавать свои на основе...
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интеграция в духовно-нравственном воспитании. Опыт работы учителя истории, обществознания, духовного краеведения Подмосковья мбоу...
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийского общественно-педагогического форума «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности...
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества iconРабочая программа по музыке 5-8 классы
Основная цель предмета «Искусство (музыка)» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение...
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема, над которой работает базовая площадка : Становление, развитие воспитательного пространства сельского социума и его роль в духовно...
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества iconО проведении окружного этапа XIII областных школьных Кирилло Мефодиевских чтений
В целях воспитания духовно-нравственного начала на примере этнокультурных традиций России, изучения и распространения лучшего опыта...
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества iconРоль предмета Музыка в духовно-нравственном воспитании школьников
Это обусловлено сочетанием многих факторов: потребностями, влечением к совершенству, чувствами. Одним из таких чувств, является «Чувство...
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном воспитании детей и юношества iconГ. о духовно-нравственном воспитании младших школьников : урок
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск