Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации





Скачать 267.09 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации
Дата публикации08.07.2014
Размер267.09 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности
[код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Отделение культурологии

Программа дисциплины

Научный семинар


для направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавров


Автор программы:

Кафедра наук о культуре

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «_26_11_ 2013 г

Зав. кафедрой В.А.Куренной
Рекомендована секцией УМС Философии и культурологии «___»____________ 20 г

Председатель Б.Н.Кашников
Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь И.В.Макарова ________________________ [подпись]

Москва, 2013Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 033000.62 «Культурология», обучающихся по бакалаврской программе, изучающих дисциплину «Научный семинар».

Программа разработана в соответствии с:

  • ОС ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой по направлению подготовки бакалавра 033000.62 «Культурология»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 033000.62 «Культурология».

1Цели освоения дисциплины



Принципы организации научного семинара для бакалавров культурологии
Система научных семинаров, проводимых с 1 по 4 курс бакалавриата культурологии, призвана практически и институционально реализовать фундаментальный принцип исследовательского университета – единство преподавания и исследования.

Способом реализации этого принципа является включение студентов в процесс актуальной исследовательской работы, проводимой преподавательским составом кафедры наук о культуре.

Проведение научных семинаров осуществляет ведущий научно-исследовательский состав кафедры, определяемый из числа штатных преподавателей и уточняемый ежегодно на основании следующих критериев: 1) высокая интенсивность научной деятельности, отмечаемая академическими надбавками ГУ-ВШЭ всех уровней, 2) реализация в текущий период времени индивидуальных и коллективных научных проектов (как российских, так и международных), 3) наличие контрактных научно-исследовательских обязательств для преподавателей, имеющих степень PhD.

Вопрос о привлечении других сотрудников к руководству научными семинарами может быть также решен открытым голосованием на заседании кафедры наук о культуре.

Общую координацию семинара в 2013/2014 учебном году осуществляет доцент Кречетова М.Ю.

Цели и задачи семинара
Научный семинар первого года обучения призван решить, в первую очередь, задачу ориентации студентов в тематическом поле и системе современных научных подходов к изучению культуры, а также способствовать формированию элементарных навыков и компетенций научной работы в сфере социокультурных исследований.

Именно на первом курсе чрезвычайно важно сформировать у студентов живой интерес к исследовательской работе, позволить им свободно и осмысленно подойти к выбору научного руководителя и возможному предмету своей исследовательской работы, реализуемой на 2-4 курсе бакалавриата как в форме научных семинаров, так и в форме курсовых и квалификационных работ.

Научный семинар на 1-м курсе бакалавриата призван компенсировать дефицит знакомства студентов с научными интересами всего исследовательского и преподавательского состава отделения культурологии, возникающий в силу объективных особенностей организации учебного процесса, создать новый канал коммуникации между студентами и преподавателями.

Организация семинара
Исходя из поставленных целей и задач, семинар для студентов 1-го курса бакалавриата реализуется следующим образом.

  1. Отведенные на курс часы распределяются между панелями, проводимыми представителями ведущего научно-исследовательского состава кафедры наук о культуре.

  2. Рамочная тематика семинара на 2013/2014 учебный год определяется как «Введение в исследования культуры».

  3. Тематика каждой панели семинара определяется свободно, исходя из актуальных научных интересов исследователя.

В соответствии с обозначенными выше критериями на 2013/2014 гг. к числу ведущих научных исследователей кафедры наук о культуре относятся:


  1. Дмитриев Тимофей Александрович,

  2. Доброхотов Александр Львович,

  3. Инишев Илья Николаевич,

  4. Карпенко Елена Константиновна,

  5. Кречетова Мария Юрьевна,

  6. Кукулин Илья Владимирович,

  7. Куренной Виталий Анатольевич,

  8. Левченко Ян Сергеевич,

  9. Маяцкий Михаил Александрович,

  10. Рогозин Дмитрий Михайлович,

  11. Рогинская Ольга Олеговна,

  12. Хестанов Руслан Заурбекович.



2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


иметь представление:

о тематическом поле и системе современных научных подходов к изучению культуры;

знать:

какие преподаватели на каких областях исследований специализируются;

понимать:

смысл исследовательской работы;

уметь:

применять самые элементарные академические навыки в своей работе.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и

экономических наук при решении социальных и профессиональных задач,

способность анализировать социально-

значимые проблемы и процессы.

ОК - 9

Различает основные современные теории и методы исследования культуры, умеет их корректно применять.

Научные споры, диспуты.

Использует основные

гуманитарные методы

теоретического и экспериментального

исследования.



ОК-10

Применяет различные

методы к исследуемому материалу, умеет их комбинировать.

Семинары.

Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном

мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного

диалога.

СЛК-5

Воспроизводит различные подходы к иным и чужим культурам, осознает границы применения этих подходов.

Лекции.

Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно

и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности, владение

различными жанрами письменной речи.

ИК-1

Выбирает адекватный язык описания для имеющихся научных проблем. Умеет корректно употреблять научную терминологию в устной и письменной речи.

Научные споры, написание письменных работ.

Понимает основные процессы и тенденции, протекающие в современной культуре,

умеет проанализировать культурные явления в широком социальном и историческом

контексте.

ПК-1

Воспроизводит основные тенденции современной культуры, представляет связи этих тенденций с исторической традицией.

Лекции, семинары.

Владеет фундаментально-теоретическими основами культурологии, категориями и

концепциями основных научных дисциплин и современных междисциплинарных

подходов, изучающих культурные формы, процессы и практики.

ПК-3

Представляет основные современные научные парадигмы в изучении культуры.

Лекции.


3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализации «Культурология» настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • 1. 1. 3. Введение в специальность: история наук о культуре


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • ОНК-3 Способность приобретать новые научные знания, используя современные образовательные и информационные технологии.



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • 1. 1. 4. Современные исследовательские программы изучения культуры





4Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа – 58 часов






108 часа

Лекции –

Семинары – 50 часов

я

1

Культурные и акультурные теории современности.







4

2

2

Морфология культуры








4

2

3

Понимание языковых значений как социальное действие.









4

2




Пространства культуры: теории и практики садов.









4

2




Герменевтическая интерпретация искусства.








4

2




Эмоционализация культуры.









4

2




Мир как видимость. Основные проблемы современных визуальных исследований.









4

2




Достижимость труднодоступных групп.








4

2




Чтение и читатель в культуре Нового времени.








4

2




Техники дискурсивного анализа на примере политических и экономических текстов.








4

2




Письменность как медиальность







4

2




Современный литературный процесс







4

2




Реферат.







2

34

5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Реферат










8 неделя

3-4 тыс. знаков

Домашнее задание







все

все




Итоговый

Экзамен














Реферат

5.1Критерии оценки знаний, навыков



Реферат

Студент должен адекватно и корректно изложить позицию автора, зафиксировать основные тезисы и аргументы автора, грамотно используя терминологию. Реферат должен быть написан на хорошем литературном языке и с соблюдением всех правил оформления библиографии. В случае соответствия работы всем указанным критериям выставляется отличная оценка (8-10), в случае однородного пересказа без выделения главного и второстепенного – хорошая оценка (6-7), в случае простого переписывания текста - удовлетворительная оценка (4-5), в случае полного несоответствия работы указанным критериям – неудовлетворительная оценка (1-3).


6Содержание дисциплины



Панель 1
Ведущий
Дмитриев Тимофей Александрович - к. филос. н., доцент кафедры наук о культуре
Тема семинара
«Культурные и акультурные теории современности»
Аннотация
В современной культуре существует два способа понимания современности. Оба они являются двумя разными подходами к исследованию тех явлений, благодаря которым наши общество и культура радикально отличаются от всех предшествующих цивилизаций и культур. Культурные теории современности рассматривают современный мир в качестве особого культурного универсума, обладающего своим собственным пониманием блага, личности, общества, справедливости, природы и т. д. В рамках этого подхода различие между современным обществом и средневековым европейским обществом воспринимается как различие между средневековой Европой, с одной стороны, и Индией и Китаем, с другой. Напротив, акультурные теории современности представляют социальные изменения, ведущие от прошлого к современности, как процесс разрушения традиционного общества и формирования общества современного и концептуализируют этот процесс в культурно-нейтральных категориях, таких, как дифференциация, рационализация, секуляризация, урбанизация, подъем научной культуры и научного сознания и т. д. Предлагаемый вниманию студентов-первокурсников семинар ставит своей целью дать сравнительную характеристику этих подходов, а также сопоставить их достоинства и недостатки применительно к современной социологии культуры, что в то же самое время будет служить введению их в тонкости профессиональной специализации.
Литература
Taylor, Charles, “Two Theories of Modernity”, Hastings Center Report, 25, № 2 (1995): 24—33.

Giddens, Anthony. The Consequences of Modernity. Stanford (Cal.): Stanford University Press, 1990. Ch. 1—2.

Jameson, Fredric. Postmodernism, or the Logic of Late Capitalism. Duke University Press, 1991. Ch. 1
Панель 2
Ведущий
Доброхотов Александр Львович – д. филос. н., профессор кафедры наук о культуре
Тема семинара
Морфология культуры
Аннотация
Цель занятий – дать общее представление о возможности иследования культуры как динамичной системы форм. Предполагаются примеры анализа, выявляющего законы сосуществования культурной форматуры с другими социальными феноменами, ее внутреннее строение, механизмы порождения и трансляции. В центре внимания – способы исследования артефакта и его модусов. Изоморфность разнородных артефактов рассматривается как основная методологическая проблема философии культуры. Морфологию культуры предлагается понять как телеологическую систему.

Историческим материалом исследования является европейская культура 18 – 19 века. В первую очередь – компаративное сопоставление российской и немецкой культуры позднего Просвещения, романтизма и постромантизма.


Литература
Гадамер Х-Г. Истина и метод. М., 1988.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. I. М., 1993.
Панель 3
Ведущий
Инишев Илья Николаевич – к. филос. н., доцент кафедры наук о культуре
Тема семинара
Понимание языковых значений как социальное действие
Аннотация
Проблематика значения и понимания играет центральную роль в исследованиях культуры. Понятие «значение» характеризует предмет исследований культуры («онтологический статус» этого предмета); понятие «понимание» указывает на специфический для них способ подхода к этому предмету. Традиционно процесс понимания значения (как языкового, так неязыкового) рассматривался как «внутренний», или «ментальный» процесс. Такая трактовка - помимо прочего - вела к пониманию культуры как предметной области, являющейся вторичной по отношению к природе. В современной философии языка выработан ряд теоретических моделей, позволяющих мыслить процесс понимания значения в терминах интерсубъективного действия, направленного на объекты внешнего мира и являющегося его частью. Анализ некоторых их этих моделей (языковая прагматика Витгенштейна, Остина, Сёрла) с точки зрения их продуктивности для проблематики наук о культуре и составляет тему научного семинара
Литература
Остин Дж. Перформативные высказывания.

Серл Дж. Что такое речевой акт?
Панель 4
Ведущий
Карпенко Елена Константиновна, к. филос. н., доцент кафедры наук о культуре
Тема семинара
Пространства культуры: теории и практики садов
Аннотация
В рамках семинара предполагается обсудить следующие темы:

- природа и искусство: метафизика сада на примерах итальянских садов XVI века (вилла Медичи, Пратолино); регулярных французских  парков XVII века (Версаль); пейзажных парков (Стоу, Англия);

- прагматика сада: загородная недвижимость (вилла, замок, усадьба) как символ роскоши; как сельскохозяйственный проект (ферма, на примере трактата французского агронома Ольвье де Серра (Olivier de Serres) Theatre dagriculture, 1600);

- сад в искусстве: образ и метафора.
Литература
Cад: символы, метафоры и аллегории. М.: 2010.

Очерки истории теории архитектуры Нового и Новейшего Времени. СПб.: 2009.

Luke Morgan. Nature as a Model: Salomon de Caus and Early Seventeenth Century Landscape Design. University of Pensylvania Press. 2007.

Daniele Duport. Le jardin et la nature: ordre et variete dans la litterature de la Renaissance. Geneve, Droz. 2002.
Панель 5
Ведущий
Кречетова Мария Юрьевна – к. филос. н., доцент кафедры наук о культуре
Тема семинара
Герменевтическая интерпретация искусства
Аннотация
Задачей семинара является ознакомление студентов со спецификой интерпретации искусства в работах Г.-Г.Гадамера, вернее с ее наиболее простыми, азбучными тезисами: понятие игры, искусство как модификация игры, восприятие искусства как органона понимания вообще, понятие смысла, различие эстетического и критического восприятия, понятие аппликации, понятие полноценной и неполноценной коммуникации, различие коммуникации и манипуляции, понятие диалога. Панель предполагает также введение студентов в контекст современных герменевтических дискуссий на примере полемики Г.-Г.Гадамера и Э.Бетти.

Предполагается (в качестве исследовательской составляющей семинара), что студенты в процессе работы актуализируют для себя следующие вопросы:

  1. Что значит понимать текст, спектакль, картину, музыкальное произведение? Можно ли идентифицировать понимание и «занятие критической позиции»?

  2. Что значит непонимание? Имеет ли оно продуктивное значение? Или непонимание следует расценивать как целиком негативный опыт?

  3. Что означает «множественность» (альтернативность) интерпретаций? Возможен ли «спор о вкусах»?


Литература
1) Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.

2) Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

3) Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе. М., 2011.

4) Hermeneutische Posizionen: Schleiermacher - Dilthey - Heidegger - Gadamer. Goethingen, 1982.
Панель 6
Ведущий
Куренной Виталий Анатольевич – к. филос. н., профессор кафедры наук о культуре
Тема семинара
Эмоционализация культуры
Аннотация
Семинар посвящен глобальной трансформации современного общества - нарастающей эмоционализацией всех сфер нашей жизни. Для описания этого сдвига сформулировано в настоящее время ряд методологических концепций, фиксирующих возникновение «общества переживаний», «общества спектакля», «эмоционального общества» и др.

Исследовательская задача семинара заключается в том, чтобы освоить основные понятия, необходимые для анализа этих новых тенденций, научиться вычленять и анализировать элементы внутренний, эмоциональной ориентации в социальной и экономической сфере (включая такие специфические рынки труда, как «рынки эмоций»), проследить основные направления исторического генезиса новой ситуации и факторы, стимулирующие данный процесс.

В ходе работы студентам предстоит рассмотреть основные модели современной субъективности в аспекте различных способов демаркации «внешнего» и «внутреннего», а также рассмотреть систему факторов (искусство и литература, философия и психология и др.), определивших современную эмоциональную трансформацию.
Литература
Bryman Alan. The Disneyization of Society. SAGE Publishers, 2004

Willems Herbert (Hrsg.) Theatralisierung der Gesellschaft. Bd 1: Soziologische Theorie und Zeitdiagnose. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2009.

Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.
Панель 7
Ведущий
Левченко Ян Сергеевич – PhD, профессор кафедры наук о культуре
Тема семинара
Мир как видимость. Основные проблемы современных визуальных исследований
Аннотация
Зрение – одна из важнейших категорий восприятия. Европейская мысль обращается к проблематике зрения в его отношении к видению, начиная с Платона. Огромное значение придавали зрению деятели Ренессанса и Барокко, особое отношение к нему выражали романтики, его приоритет в буквальном смысле очевиден в эпоху Модерна и его трудного преодоления на протяжении XX века. Другие цивилизации – Китай, Индия, Мезоамерика – также разрабатывают проблему зрения в его напряженном противопоставлении другим рецепторам, иногда даже объединяя все прочие в единую структуру восприятия, как бы дополняющую основной зрительный код (как в культурах Восточной Африки, например). Пропедевтический семинар предполагает знакомство студентов с кругом проблем, актуальных для современных визуальных исследований. Интенсивное оформление этой междисциплинарной сферы продолжается последние полвека. Этот процесс инспирирован развитием исследований культуры (Cultural Studies) и таких известных дисциплинарных «калейдоскопов», как семиотика (феноменологические и лингвистические ветви). В ходе семинарских занятий будут выделены следующие проблемы, актуальные в настоящее время для визуальных исследований.

1) Визуальное и/или тотальное. Существуют ли структуры восприятия, не прибегающие к помощи визуальности.

2) Визуальное и/или пространственное. Как описать среду обитания современного человека, постоянно подвергающегося визуальной агрессии (со стороны медиа, в первую очередь создающих структуры опыта).

3) Визуальное и/как творческое. Фильм и телевидение в системе средств репрезентации.

4) Визуальное и/как ценностное (властное). За счет чего расширяется сегодня сфера, традиционно узурпированная историей визуальных искусств.
Литература


  1. An Introduction to Film Studies. (Ed.) Jill Nelmes. 2nd ed. London: Routledge, 1999. (Esp. Chapter 5: Phillips P. The Film Spectator. P. 130-160).

  2. Kawin B. How Movies Work. London, New York: McMillan, 1987. (Part One: Film and Physical World. P. 2-96).

  3. Клодель П. Введение в голландскую живопись // Клодель П. Глаз слушает. М.: БСГ-Пресс, 2006. С. 7-96.

  4. Коуп Б. Визуальное и насилие: Движущиеся картинки // Визуальное (как) насилие. Под ред. А. Р. Усмановой. Вильнюс: ЕГУ, 2007. С. 38-63.

  5. Лиманская Л. Ю. Оптические миры. Эстетика зрения и язык искусства. М.: Российский Государственный Гуманитарный Университет, 2008.

  6. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. Изд. 4-ое. М.: Книжный дом «Либроком», 2009.

  7. Усманова А. Научение видению: К вопросу о методологии анализа фильма // Визуальная антропология. Новые взгляды на социальную реальность. Под ред. Е. Ярской-Смирновой и др. Саратов: Научная книга, 2007. С. 183-205.

  8. Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир. Вильнюс: ЕГУ, 2010.

  9. Ямпольский М. Наблюдатель. М.: Ad Marginem, 2000.

  10. Ямпольский М. Ткач и визионер. Очерки по истории репрезентации. М.: Новое Литературное Обозрение, 2007.


Панель 8
Ведущий
Рогозин Дмитрий Михайлович, к.социол.н., доцент кафедры наук о культуре
Тема семинара
Достижимость труднодоступных групп
Аннотация
Независимо от направленности исследовательского проекта, достижимость -  первая проблема, с которой сталкивается исследователь. Как добиться согласие на разговор? Как удержать рассказчика, мотивировать его на продолжение беседы? Как достигнуть необходимого для раскрытия темы уровня доверия? Зачастую поведенческие стратегии, используемые в полевых условиях, не укладываются в строгие методические принципы (например, требования стандартизированного интервью, или особенностей репрезентации отобранных групп). Что происходит в этом случае? Как ремонтируются нарушения? Где возникают фальсификанты полевой работы? Перед нами архиважные прикладные вопросы, которые в любом случае ситуацинно разрешаются каждым научным сотрудником, решившим проводить эмпирическое исследование. Другое дело - насколько осознанно он подходит к их решению? Наблюдение за реальными практиками знакомства, самопредставления, вхождения в поле позволяют расширить рамки данного вопроса, предложить возможные интерпретации. Как это происходит в окружающей нас реальности можно понять лишь самостоятельно попробовав организовать серию встреч и, затем, провести регистрацию их последствий с последующим анализом коммуникативных стратегий всех участников социального взаимодействия.
Литература
Roth, Julius A. Hired hand research // American Sociologist. 1966. Vol. 1. No. 4. P. 190-196. 

Hammersley M., Atkinson P. Ethnography principles in practice. London: Routledge, 1983.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для вузов. М.: Аспект-пресс, 1995. С. 145-189. 

Рогозин Д.М. Влияние интервьюера на доступность респондентов в телефонном опросе // Социологический журнал. 2004. №1/2. С. 75-105.

Рогозин Д.М. Результативность телефонного опроса в зависимости от ограничений на выбор респондента внутри домохозяйства // Социологический журнал. 2005. № 3. C. 52-84.
Панель 9
Ведущий
Рогинская Ольга Олеговна - к.филол.н., доцент кафедры наук о культуре
Тема семинара
Чтение и читатель в культуре Нового времени.
Аннотация
Одна из главных тенденций в культуре Нового времени - формирование института литературы и новой культуры чтения. Семинар посвящен обсуждению последовательно формирующихся в эту эпоху массовых читательских (шире - рецептивных) и интерпретационных культурных практик.

Как изменяется характер новоевропейской субъективности с развитием массовых читательских практик? Как формируется и действует читательское воображение и в какой мере оно влияет на построение новоевропейским субъектом собственной биографии? Как соотносятся между собой элитарная (аристократическая) и массовая (буржуазная) практики чтения?

Предметом особого рассмотрения являются механизмы перехода от новых практик чтения к новым массовым практикам письма (феномен т.н. «домашней литературы» - частной переписки и дневниковой литературы). Когда и при каких условиях новоевропейский читатель становится интерпретатором, присваивая себе функции комментирования? Какие изменения в связи с этим происходят с институтом авторства?
Литература
Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. М.: Новое литературное обозрение, 1994.

Рейтблат А. И. . От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2009.
Iser W. The act of reading: a theory of aesthetic response. Johns Hopkins University Press, 1980. 239 p.

Iser W. The implied reader: patterns of communication in prose fiction from Bunyan to Beckett. Johns Hopkins University Press, 1978. 303 p.
Панель 10
Ведущий
Хестанов Руслан Заурбекович – PhD, профессор кафедры наук о культуре
Тема семинара
Техники дискурсивного анализа на примере политических и экономических текстов
Аннотация
Главная цель семинара – освоение некоторых элементарных приемов дискурсивного анализа.

Семинар делится на две равные по времени части (2 часа + 2 часа) : теоретическую и практическую. Первая часть предполагает представление актантной модели А.Ж. Греймаса и краткое ознакомление студентов с ее интерпретативными возможностями на примере конкретных анализов политических и экономических текстов. Модель дискурсивного анализа Греймаса предлагает осуществление особых процедур редукции высказываний-поступков к нескольким жестко фиксированным типам актантов («адресант», «адрест», «субъект», «герой», «объект или нехватка», «злодей» и «помощник»). Актантная модель исходит из существования квази-мифических моделей, при помощи которых современный человек интерпретирует свою внешнюю рационализированную деятельность. Она открывает одну из интереснейших возможностей описания смыслового горизонта современности.

Вторая часть семинара предполагает практическую работу с конкретными жанрами текстов из области политики и экономики.
Литература
Greimas Algirdas. Sémantique structrurale: recherche de méthode. 1995

Панель 11
Ведущий

Маяцкий М.А., PhD, профессор кафедры проектов в сфере культуры
Тема

Письменность как медиальность
Аннотация

В ходе лекции-семинара мы рассмотрим понятие медийности и через него подойдем к культурной истории письма. Мы рассмотрим культурные, антропологические последствия эволюции от пиктограммы к идеограмме и далее через слоговое письмо к алфавиту, а также взаимодействие бытового и сакрального использования письма. Что означали для культуры (но и для экономики, политики, обыденной жизни) введение тех или иных носителей письма (глиняная табличка, папирус, пергамен, бумага, пленка разных видов, микрочипы), а также переход от свитка к книге, от книги рукописной к печатной, а от нее к дигитальной? Мы рассмотрим разнообразные практики, связанные с письмом – от каллиграфии до графологии. Теоретической основой нам послужат частная и общая грамматология (Гельб, Деррида, Стиглер) и ставшие уже классическими разработки по теории медиальности: Маклюэн, Флюссер, Киттлер, Дебрэ, Эпштейн, Гройс.
Литература

Борхес, Х. Л. Письмена бога.

Гелб, И. Опыт изучения письма: Основы грамматологии. М., 1982.

Гройс, Б. Под подозрением. Феноменология медиа. М.: ХЖ, 2006.

Дебрэ, Р. Введение в медиологию. М.: Праксис, 2009.

Деррида, Ж. Фармация Платона (в сети).

Деррида, Ж. О грамматологии (пер. Н. Автономовой). М.: AdMarginem, 2000.

Добиаш-Рожденственская О. А. История письма в средние века. М., 1987.

Кнорозов, Ю. Иероглифические рукописи майя (в сети).

Куле, К. СМИ в Древней Греции. М., НЛО., 2004.

Маклюэн, М. Понимание медиа. Москва-Жуковский, 2003 (в сети).

Эпштейн, М. Homo Scriptor: Введение в антропологию, персонологию и футурологию письма (в сети).

Шишкин М. Урок каллиграфии (в сети).
Панель 12
Ведущий

Кукулин И.В., кандидат фил. Наук, доцент кафедры проектов в сфере культуры
Тема

Современный литературный процесс

7Образовательные технологии


Каждый преподаватель использует собственные авторские способы коммуникации со студентами.

7.1Методические рекомендации преподавателю


- Разъясните, пожалуйста, студентам Ваши требования по написанию реферата;

- Помогите сориентироваться студентам в предлагаемой Вами литературе;

- Уточните сроки сдачи работы.

7.2Методические указания студентам


- Выберите наиболее близкую Вам тему исследования;

- Согласуйте с преподавателем список литературы в целом и непосредственно тот источник, который вы собираетесь реферировать;

- Уточните у преподавателя правила написания реферата;

- Ознакомьтесь на сайте отделения с правилами оформления библиографии;

- Уточните срок сдачи работы.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


Тематика определяется каждым преподавателем индивидуально.

8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Реферат.

8.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроля



Порядок формирования оценок по дисциплине



Ореферат - включает оценку за реферат
Оитоговый = Ореферат;

Орезультирующий = Оитоговый

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


-

9.2Основная литература



Вся литература указана после аннотаций соответствующих панелей.


9.3Дополнительная литература



В качестве дополнительной литературы могут выступать книги, близкие по теме реферируемому источнику.

9.4 Справочники, словари, энциклопедии


Студенты могут пользоваться электронными словарями (например, «Яндекс»), если им встречаются незнакомые слова в текстах.

9.5Программные средства


Для освоения курса достаточно умения пользоваться электронными источниками.

9.6Дистанционная поддержка дисциплины


Студент в любой момент может написать преподавателю письмо по электронной почте с уточняющими вопросами по курсу.

10Материально-техническое обеспечение дисциплины


-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск