МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Директор школы
_____/Миронова З.В./ руководителя по УВР «Юхмачинская СОШ»
протокол №__ от ______/Рахматуллина Л.А. _____/ЧулковП.А./
«___»_________2012г «___»_________2012г приказ №______
«___»_________2012г
Рабочая программа
Изобразительное искусство 2 класс
2012-2013 учебный год. Мироновой Зинаиды Васильевны
учителя первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №________от
«___»___________2012г Пояснительная записка по изобразительному искусству Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 34
Из них:
* Н.Р.К. 13
*беседы 22 Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2010 г.
Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2010 г.).
Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).
Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.
Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.
Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 1 учебных часов в неделю (всего 34 часов за учебный год).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:
развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Количество часов:
в год – 34;
в неделю – 1;
в 1-й четверти – 8;
во 2-й четверти – 7;
в 3 –й четверти – 10,
в 4-й четверти – 9.
Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень)
Учащиеся должны знать/понимать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);
использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
решать творческие задачи на уровне импровизаций;
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
моделировать предметы бытового окружения человека;
применить навыки несложных зарисовок с натуры;
создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
сформулировать замысел;
построить несложную композицию;
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
анализировать результаты сравнения;
использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
(на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Литература
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2008
Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2009
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»
Учебно-тематическое планирование
по ____ИЗО_______
Класс_2_
Учитель Миронова Зинаида Васильевна
Учебных недель 34
Количество часов
Всего_34_час; в неделю_1__часа
Плановых контрольных уроков_ __,зачетов_____,тестов_______ч.;
Административных контрольных уроков_ ___ч.
Планирование составлено на основе Программа: УМК «Перспектива» М.: «Просвещение». 2011г.
Учебник Коротеева Е.И. «Изобразительное искусство» под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2008
_______________________
Дополнительная литература_________________________________ _______________________________________________________
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
№ п/п
| Тема урока,
| Количество часов
| Тип урока
| Виды деятельности
| Планируемые результаты
| Примечания
| Дата проведения
| По плану
| Факт.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ (8 часов)
Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов.
| 1
| Цветочная поляна
Урок изучения нового материала
| 1
| Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра
| Индивидуальная, изображение цветов(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению
| Уметь:
- различать основные и составные цвета;
- применять первичные живописные навыки;
- использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по памяти и впечатлению.
|
|
|
| 2
| Радуга на грозовом небе
Урок изучения нового материала
| 1
| Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра
| Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка
| Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь:
- различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской;
- использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по воображению;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. И. Левитан).
|
|
|
| 3
| Осенний лес Урок изучения нового материала
| 1
| Рассказ, беседа, показ презентации, демонстрация наглядных пособий, игра
| Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)
| Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж.
Уметь использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечатлению.
|
|
|
| 4
| Осенний листопад
Урок изучения нового материала
| 1
| Рассказ, беседа, показ презентации демонстрация наглядных пособий, игра
| Парная, создание аппликации «Осенний листопад» по памяти и впечатлению
| Уметь:
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);
- использовать художественные материалы (бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.
| Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников
|
|
| 5
| Овощи и фрукты.
Урок изучения нового материала
| 1
| Рассказ, беседа,
демонстрация наглядных пособий, игра
| Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз
| Знать вид изобразительного искусства - графика. Уметь:
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись);
- применять средство художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти и впечатлению).
| Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства
|
|
|
6
| Мой четвероногий друг.
Урок изучения нового материала
| 1
| Беседа,
демонстрация,
игра
| Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению
| Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме.
| Умение адекватно воспринимать скульптурные произведения
|
|
| 7
| Выразительные возможности бумаги
(Конус, «гармошка»)
Урок изучения нового материала
| 1
| Беседа,
демонстрация, технологические карты, макеты
| Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки
| Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности.
| Умение участвовать в диалоге, выполнять работы в смешанной технике (конструирование, аппликация, макетирование)
|
|
| 8
| Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)
(Нитки на бумаге)
Урок изучения нового материала
| 1
| Беседа, демонстрация
| Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги
| Уметь:
- применять основные средства художественной выразительно- сти в творческих работах, навы- ки работы с «неожиданными» материалами, конструктивной фантазии и наблюдательности;
- выполнять живописные упражнения.
| Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства в творческой работе
|
|
| Р а з д е л 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 часов)
Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности изображением, украшением и постройкой.
| 9
| Изображение и реальность
Звери в деревне, в зоопарке
Урок изучения нового материала
| 1
| Беседа, упражнения, наглядные пособия
| Индивидуальная, изображение животных или зверей
| Уметь:
- использовать художественные материалы (гуашь);
- применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти).
| Умение
использовать
адекватные
выразительные
средства
в творческой
работе
|
|
| 10
| Изображение и фантазия
Сказочные персонажи- кентавры, драконы
Урок изучения нового материала
| 1
| Беседа,
демонстрация, наглядные пособия
| Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных
| Уметь:
- использовать художественные материалы (гуашь);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению).
| Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства в рисунке
|
|
| 11
| Узоры паутины
Урок изучения нового материала
| 1
| Беседа, демонстрация, наглядные пособия
| Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев
| Уметь:
- применять средство художест венной выразительности (линия) в рисунке (по памяти);
- понимать «язык» украшений.
| Умение участвовать в диалоге
|
|
| 12
| Украшение и фантазия
Урок изучения нового материала
| 1
| Беседа, рассказ, наглядные пособия, игра
| Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы
| Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента.
| Умение участвовать в диалоге
|
|
| 13
| Обитатели подводного мира.
Урок изучения нового материала
| 1
| Беседа, рассказ, демонстрация
| Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира
| Уметь:
- применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
- использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности.
| Умение участвовать в диалоге
|
|
| 14
| Постройка и фантазия
(Город будущего)
Урок изучения нового материала
| 1
| Беседа, демонстрация, макеты
| Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города
| Уметь:
- применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
- использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности.
| Умение участвовать в диалоге
|
|
| 15
| Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе
Урок изучения нового материала
| 1
| Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия
| Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек
| Уметь:
- использовать художественные материалы (бумага) и технику бумагопластики;
- применять основные средства художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах.
| Умение вступать в общение друг с другом
|
|
| |