| Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 40»
__________ (О.П. Кузнецова)
«____»_____________ 2012 г.
| Рабочая программа
по предмету «Искусство (ИЗО)»
7 класс
Рассмотрена на заседании МО
учителей русского языка и литературы.
Протокол №1 29.08.2012г Разработчик:
Гашина Екатерина Михайловна,
учитель изобразительного искусства,
первой квалификационной категории.
2012-2013 учебный год Пояснительная записка
В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В.С.Кузин, В.И. Сиротин «изобразительное искусство 5 -9 классы.
Данная программа рассчитана на 1 час изучения предмета в неделю.
Программа по изобразительному искусству включает в себя следующие разделы (темы):
1. «Труд в изобразительном искусстве».
2.«Многонациональное отечественное искусство».
3 «Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры».
4 «Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры».
Для прохождения программы частично используется учебник А.С. Питерских Г.Е.Гурова Изобразительное искусство «Дизайн и архитектура в жизни человека»7-8 класс под редакцией Б.М. Неменского по темам:
1.«Художник – дизайн – архитектура».
2. «Цвет в архитектуре и дизайне».
3. «Город и человек».
4. «Мода, культура и ты». Главная цель художественного образования — формирование духовной культуры личности, приобщение к обще человеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств — содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства.
В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
— овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного народного искусства, лепки и аппликации;
— развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
— система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
— система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
2 Учебно - тематический план.
№
| Тема
| Кол-во часов
| По программе
| Корректировка
| С учётом корректировки
|
| «Труд в изобразительном искусстве»
| 9ч.
| 0
| 9ч.
| 2.
| «Многонациональное отечественное искусство»
| 7ч.
| 0
| 7ч.
| 3.
| «Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры»
| 10ч.
| 0
| 10ч
| 4.
| « Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры»
| 8ч.
| 0
| 8ч.
| Всего:
|
| 34ч.
| 0
| 34ч.
|
3
Требования к уровню подготовки учеников, обучающихся по данной программе
Обучающиеся должны знать: — анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;
— отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;
— систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности. Обучающиеся должны уметь: — видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
— в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
— изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, животных и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
— при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
— определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;
— с помощью рисунка целенаправленно изучать форму, пространственное положение объектов, важные и интересные события окружающей жизни;
— при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;
— сопоставлять двух героев литературного произведения, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого и т. д.;
— в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.
4
График контроля за уровнем сформированности предметных навыков
Критерии
| Тема
| Форма
| Сроки
| 1.Уметь анализировать произведения различных художников (проводить сравнительный анализ)
2.Самостоятельно выполнять карандашный набросок (продумав сюжет рисунка) 3. Правильно использовать цветовую гамму, контрастность, как средство выразительности в соответствии с изображаемым.
| «Труд в изобразительном искусстве»
| Рисование на тему «Трудовые будни» - «Моя будущая профессия»
| декабрь
| 1.Уметь анализировать произведения различных художников (проводить сравнительный анализ). 2.Самостоятельно выполнять карандашный набросок, соблюдая последовательность рисования. 3.Правильно использовать цветовую гамму, контрастность, как средство выразительности в соответствии с изображаемым.
| «Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры»
| Творческая работа «Цветы весны» - рисование с натуры. Цветы в вазе: тюльпаны, нарциссы, веточки сирени или сирени.
| май
|
Тематическое планирование
Учителя изобразительного искусства
Гашиной Екатерины Михайловны
Изобразительное искусство (искусство).
7 класс
На 2012-2013 учебный год
Планирование рассчитано на 34 часа (1 час в неделю);
Из них р/к – 8ч.
Программа: «Изобразительное искусство 5-9 классы» 2004г.
Автор – В.С. Кузин, В.И. Сиротин.
7 класс
I ЧЕТВЕРТЬ
Тема: «Радость труда в изобразительном искусстве»
№ урока
| Тема
| Цель урока
| Материал
| Беседа
| Последовательность выполнения
| Межпредметная связь
| Примечания
| 1
| Вводный урок. Виды и жанры изобразительного искусства - беседа.
| Закрепить знания о видах и жанрах изобразительного искусства. Знать отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобр. Искусства прошлого и настоящего времени.
| Иллюстрации и репродукции к каждому виду и жанру изобр. искусства.
|
|
|
|
| 2-3
| Архитектурная постройка с использованием объемных геометрических тел – рисование с натуры.
Цветоведение.
| Закрепить знания о пространственном расположении, конструктивности, уметь анализировать форму, изображенных предметов, уметь сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого. Правильно пользоваться перспективой, светотенью, композицией. Передавать тонам и цветом объем и пространство в натюрморте.
| Иллюстрации по теме урока. Простой карандаш, цветные карандаши.
| Современная архитектура.
| Линейный карандашный набросок, раскрашивание цветными карандашами с использованием светотеней.
| Черчение.
|
| 4-5
| Праздничный натюрморт- рисование с натуры натюрморта, состоящего из предметов, народно-прекладного искусства и осенних цветов в керамической вазе.
| Закрепить, что означает термин натюрморт. Учить выделять главное в натюрморте, определять композиционный центр, стараться передать ритм пятен, линий, объемов, точный цвет натуры, освещения. Уметь выполнять линейные изображения, уметь передать характер цвета, натюрморта в акварели. Уметь проводить творческий анализ совей работы и работы других учащихся.
| Иллюстрации и репродукции В.Стожаров «Натюрморт с рябиной», «Чай с колочами»; М.Асламозян «Сказочный натюрморт», А.Дейнеко «Гладиолусы с рябиной». Сито, цветы, ваза, простой карандаш, акварель.
| Праздничный натюрморт по произведениям художников.
| Линейный карандашный набросок, с учетом законов перспективы. Завершение работы акварелью – передача тоновых отношений.
|
|
| 6-7 Р.К.
| Мой город – рисование на тему (региональный компонент).
| Ознакомить с иллюстрациями нашего города, развивать эстетический и художественный вкус, учить самостоятельную, продумывать формы и силуэты архитектуры. Закрепить умение использовать акварельные краски. Учить сознательно принимать законы наблюдательной перспективы.
| Иллюстрации города, простой карандаш, акварельные краски.
| Мой любимый город Череповец.
| Линейный карандашный набросок, раскрашивание акварелью.
|
|
| 8-9
| Трудовые ритмы – рисование с натуры натюрморта, состоящего из предметов, характеризующих труд рабочего, строителя, сельского труженика и др.
| Продолжать знакомить с жанром натюрморт. Учить анализировать произведения (образ, цвет, передний план). Учить искать композиционные решения, делать линейное построение. Завершить самостоятельно натюрморт в цвете. Подвести итог, проанализировать работу свою и учащихся (формы, фактуры, цвет изображаемых предметов, художественный образ).
| Иллюстрации и репродукции Ю.Шаблыкин «Натюрморт», «На стройке»; А.Никич «В мастреской». Швейная машина, клубки и катушки ниток, ножницы, кусок ткани. Простой карандаш, акварель.
| Натюрморт и трудовые ритмы по произведениям художников.
| Линейное построение, уточнение характера натуры, композиционное решение. Раскрашивание работ акварелью.
|
|
| II Четверть
Тема: « Многонациональное советское искусство».
№ урока
| Тема
| Цель урока
| Материал
| Беседа
| Последовательность выполнения
| Межпредметная связь
| Примечания
| 1-2
| Лошади – рисование по памяти и представлению.
| Уметь представлять животных в разных положениях и ситуациях, учить выполнять рисунок по памяти и представлению, учить выполнять рисунок графическими или живописными средствами.
| Иллюстрации и репродукции М.Греков «Головы белых лошадей», А.Пластов «Купание лошадей», К.Петров-Водкин «Купание красного коня» и др.
Простой карандаш, акварельные краски.
|
| Линейные изображение с использованием акварельных красок, учитывая пропорции животного.
|
|
| 3-4
| Фигура человека – наброски с натуры и по представлению Лицо.
| Развивать эстетический и художественный вкус. Уметь передавать движение, найти верные композиционные решения, передавать особенности данного вида спорта. Продолжать закреплять умение выполнять наброски с натуры (соблюдая пропорции человека).
| Иллюстрации, репродукции по теме. И. Чайков «Футболисты», А. Самохвалов «Девушка с ядром», простой карандаш.
|
| Линейное изображение, учитывая пропорции человека.
|
|
| 5-6
Р.К.
| Национальные традиции в культуре народа – эскизы современной одежды по мотивам национальных костюмов. Ознакомление с искусством орнамента (с учётом региона).
| Ознакомить с искусством орнамента. Учить умению передавать характер женского и мужского национального костюма. Выполнять эскизы. Продолжать развивать эстетический вкус. Анализировать свою работу.
| Иллюстрации по теме, простой карандаш, акварельные краски.
| Сказка орнамента.
| Последовательное построение костюмов русского народного творчества.
| История России, народные песни и танцы, изучаемые на уроках музыки.
|
| 7-8
К.Р.
| Рисование с натуры натюрморта с использованием предметов быта, характерных для народа одной из национальностей (с учётом особенностей региона).
| Обогащять знания и зрительные представления для усиления эстетического воспитания. Обратить внимание на широту и разнообразие декоративно – прикладного творчества народов. Уметь передавать художественный образ и колорит. Использовать основные композиционные закономерности.
| Иллюстрации и репродукции М. Асламазян «Русский натюрморт», В. Ульянов «Русское народное творчество», русская глиняная и деревянная игрушка.
| Беседа по произведениям художников.
Русский натюрморт.
| Линейное изображение по правилам рисования с натуры. Завершение работы красками - передача тоновых отношений.
|
|
|
III Четверть
Тема: « Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры».
№ урока
| Тема
| Цель урока
| Материал
| Беседа
| Последовательность выполнения
| Межпредметная связь
| Примечания
| 1-2
| Красота классической архитектуры – рисование с натуры капители (графическая работа).
| Учить видеть прекрасное в древнегреческой архитектуре. Уметь анализировать репродукции с древней архитектурой. Учить рисовать карандашом гипсовую капитель. Уметь осуществлять поиск композиции, конструктивное решение с учётом пространственного положения капители. Учить использовать световое решение. Закрепить умение анализировать свою работу и работу товарища.
| Карточки с капителью, посо-
бие с капителью, простой карандаш.
| Беседа о стилях
Древне- греческой архитектуры на примере афинского Акрополя.
| Поиск композиции, конструктивное решение форм с учётом пространственного положения капители. Использовать световое решение и тонального отношения, передать гипсовою фактуру капители.
| История архитектурыдревней Греции.
|
|
3
| Изобразительное искусство зарубежных стран – беседа об изобразительном искусстве эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи – «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта, «Мона Лиза ( Джконда)»; Рафаэль – фреска « Афинская школа», «Сикстинская мадонна»; Микеланджело –«Давид», «Рабы»; Тициан – « Автопортрет», «Портрет Лавинии»; А. Дюрер—«Автопортрет», «Молодой человек».
| Дать сведения об изобразительном искусстве эпохи Возрождения. Сообщить краткие сведения биографии знаменитых художников. Охарактеризовать эпоху. Обратить внимание на особенности композиции, светотени, линейной и воздушной перспективы, колорита. Закрепить изложенный материал.
| Репродукции знаменитых художников.
|
|
| История.
|
| 4
| Наброски с натуры фигуры человека в движении — рисование с натуры.
| Учить видеть логическое, ясное построение композиции, строгий отбор и обобщённость форм, чёткий рисунок. Обратить внимание детей на положение фигур.
Уметь составлять объединённый сюжет. Уметь анализировать свою работу и работы товарищей по классу.
| Репродукции и иллюстрации художников Д. Веласкес «Менины»; Питер де Хох «Хозяйка и служанка»; Э. Мане «Флейтист». Карточки с правильными пропорциями человека. Карандаш, краски.
| Беседа—анализ по произведениям художников.
| Выбор сюжета – « Дежурные класса, столовой».
Решить общую согласованность положения фигур, определённую темой сюжета, характерные индивидуальные особенности позирующих. Выполнение карандашного наброска. Работа красками, передача тоновых отношении.
|
|
| 5
| «Античная расписная керамика» --эскиз декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи.
| Учить выбирать сюжет, учитывая определённые условия
Располагать рисунок на полосе, соблюдая пропорции, силуэтность фигур. Закрепить умение пользоваться красками: использовать только определённые цвета.
| Карточки с элементами росписи, пособие
с вазами, карандаш, краски.
| Искусство древней Греции за несколько веков до нашей веры.
| Выбрать сюжет росписи, дополнить орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи, исполнить в цвете как чёрнофигурных, так и краснофигурных вазах или тарелках.
| История
|
| 6
| Беседа – «Изобразительное искусство зарубежных стран» -- Западная Европа XVII в.: П. Рубенс «Семейный портрет», «Охота на львов», «Пейзаж с радугой», «Союз земли и воды»; А. Ван – Дейк – портреты; Ф. Снейдерс – натюрморты; Ф. Халс – мужские портреты; Рембрандт –«Автопортрет», «Ночной дозор», «Урок анатомии доктора Тюльпа», Портрет старика в красном», «Флора»; Д. Веласкес – «Сдача Бреды», «Портрет папы Иннокентия Х», «Пряхи».
| Продолжать ознакомление учащихся с зарубежным искусством. Знакомить ребят с творчеством выдающихся мастеров того времени, с их знаменитыми произведениями.
| Репродукции знаменитых художников.
|
|
|
|
| 7--8
| «В мире литературных героев» --иллюстрирование произведения М. Сервантеса «Дон Кихот».
| Познакомить с жанром изобразительного искусства, книжной графикой. Обратить внимание на подчерк каждого художника: в чём сходство, в чём различие. Акцентировать внимание на характер цветовой гаммы. Уметь выполнять эскиз композиции, анализировать свою работу. Выделять средства сказочности происходящего. Выполнять портрет одного или двух героев, сравнивая их.
| Репродукции к произведению, текст книги, простой карандаш , акварель.
| Беседа на тему «Литературные герои в изобразительном искусстве»
| Выбрать сюжет из текста, разместить композицию на листе бумаги. Учесть место происходящих событий, быт, костюмы. Завершение работы художественными средствами.
|
| Произведение может меняться.
| 9-10
| « Искусство натюрморта» -- рисование с натуры: гипсовая ваза на фоне гладкой драпировки , фрукты.
| Обратить внимание на реализм, высокое мастерство художников. Увидеть обыденные вещи, по новому. Уметь делать выводы и подводить итоги об увиденном. Продолжать закреплять навык умения делать набросок (эскиз). Уметь правильно завершать работу в цвете. Обратить внимание на художественную выразительность и цельность рисунка.
| Муляжи, карандаш, акварель, репродукции: Я Ван де Вальде « Натюрморт»; П. Класс « Натюрморт с золотым бокалом»; Виллем Кальф «Натюрморт»; Виллем Геда (Хеда) «Натюрморт с ветчиной».
| Беседа на тему: «Голландский натюрморт».
| Рассмотреть композицию натюрморта. Правильно провести линейное изображение: построение формы предметов и уточнение характерных особенностей. Учитывать пространственное расположение. Завершение работы красками с передачей тоновых отношений.
|
|
|
IV Четверть
Тема: « Русское изобразительное искусство в борьбе за мир»
№ урока
| Тема
| Цель урока
| Материал
| Беседа
| Последовательность выполнения
| Межпредметная связь
| Примечания
| 1
| Рисование с натуры фигуры человека.
| Закрепить навык рисования человека: делать набросок карандашом, второй – акварелью. Закрепить знания по теме человек.
| Простой карандаш, краски. Таблицы с пропорциями человека.
|
| Работа самостоятельная, ученики используют все имеющиеся у них знания и навыки по данной теме.
|
|
| 2
| «Зарубежный друг» -- рисование по представлению человека в национальном костюме разных стран мира.
| Уметь проводить анализ картин. Уметь изображать человека в национальном костюме. Уметь использовать свои знания, как в рисовании человека, так и в использовании красок.
| Репродукции И. Аргунов « Портрет не известной в русском костюме»; С. Чуйков « На набережной Бомбея вечером», «Девушка с медным кувшином»; А. Головин «Цыганка»; Рембрандт «Ночной дозор»; Китагава Утамаро – серия гравюр «Современные красавицы».Простой карандаш, краски.
| «Одежда и национальный колорит в изобразительном искусстве».
| Нарисовать в центре листа человека в национальном костюме с соблюдением пропорций.
|
|
| 3-4
Р.К.
| «Мы охраняем памятники нашей Родины и своего края». Рисование по представлению , по памяти. Памятники нашего города.
| Дать понятие, что такое наследие, какое имеет значение музеи – усадьбы писателей, поэтов художников. Уметь самостоятельно выполнять работу по декоративному оформлению эскизов и характерных элементов памятников нашего города. Выполнять работу в цвете используя все знания и навыки.
| Фотографии и репродукции, иллюстрации памятников нашего города, простой карандаш, краски.
| Беседа « О культурно – исторической ценности памятников нашего города»
| Линейное изображение сюжета, завершение работы красками.
|
|
| 5-6
| «Цветы весны» -- рисование с натуры цветов в вазе: тюльпаны, нарциссы, веточки черёмухи или сирени.
| Уметь анализировать художественные произведения художников. Видеть прекрасное в обыденных предметах. Предоставить ученикам свободу, чтобы они могли имеющийся у них уровень знаний, умений и навыков выполнения рисунка с натуры живой природы.
| Репродукции П. Кончаловский «Сирень»; В. Дмитртевский « Черёмуха цветёт»; А. Кокорин «Ромашки»; Д. Налбандян «Сирень»; А. Герасимов «После дождя». Простой карандаш, краски иллюстрации с цветами.
| Беседа на тему: «Цветы и искусство – всегда праздник».
| Самостоятельная работа.
|
|
| 7-8
| «Если б я был волшебником» -- рисование на тему посвящённую Международному дню детей.
| Закрепить все знания и умения в рисовании. Развивать эстетический вкус детей. Использовать многообразие цветов.
| Простой карандаш, краски.
|
| Самостоятельная работа.
|
|
| Список учебно – методического обеспечения.
1. В.С. Кузин, В.И. Сиротин Программно - методические материалы: Изобразительное искусство 5-9 классы; М. «Дрофа» 2010г.
2. В.С. Кузин Для преподавателей: Изобразительное искусство 7класс. Поурочные планы. Волгоград «Учитель» 2009г.
3. С.И. Гудилина Г.Г. Банков Дидактический материал: учебные пособия «Искусство» - введение в цветоведение. С-П «Интерсигнал»
4. А.С. Питерских Г.Е.Гуров Изобразительное искусство «Дизайн и архитектура в жизни человека» 7-8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2010г.
|