Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет»





Скачать 145.65 Kb.
НазваниеФгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет»
Дата публикации06.07.2013
Размер145.65 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Правительство Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»


Философский факультет


«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель

Учено-методической комиссии Философского факультета
______________/Н.В. Кузнецов/
«___»_________________ 2013г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель

Ученого совета

Философского факультета
______________/С.И. Дудник/

««___»_________________ 2013г.


ПРОГРАММА

вступительного экзамена по специальной дисциплине

на основную образовательную программу

послевузовского профессионального образования (аспирантура)

по специальности

24.00.01 «Теория и история культуры»

Программа вступительного экзамена утверждена на заседании

Учебно-методической комиссии Философского факультета

«9» апреля 2013г., протокол № 8.
Программа вступительного экзамена утверждена на заседании

Ученого совета Философского факультета

«16» апреля 2013г., протокол № 5.

Санкт-Петербург

2013

ПРОГРАММА

вступительного экзамена по специальности

24.00.01 «Теория и история культуры»
1. Теория культуры как научная дисциплина

Культура как социально-историческая реальность и знания о культуре. Персонифицированное, институционализированное и научное знание. Наука, миф, идеология и другие формы общественного сознания как источники знаний о культуре. Научное, вненаучное и донаучное знание. Причины и условия формирования в ХХ веке научно-образовательной культуры — культурологии (гуманитарная основа публичного общения, взаимодействие наук, сближение науки и общественной практики, влияние СМК, плюрализм истин и мнений и т.п.) Теория культуры и прикладная культурология.

Понятие и феномен культуры. Предмет теории культуры. Культура как специфический образ жизни человека и общества, система знаков, символов, значений и ценностей; жизненный мир личности; локально-историческая общность людей.

Теория культуры в системе социо-культурных наук (ее связи с историей, лингвистикой, социологией, этнографией, антропологией, психологией, философией).

Основные парадигматические концепции культуры (просветительская, эволюционная, формационная, цивилизационная, структурно-функциональная, семиотическая, информационная).

Проблема «базиса» культуры. Роль хозяйственного уклада, рыночной экономики, языка, письменности, религии, игры, творчества, просвещения, праздника в формировании культурной общности.

Аксиоматика, факты, проблемы, гипотезы, теории, виды дискурса в теории культуры. Природа, общество, культура, цивилизация. Человеческая деятельность и культура. Основные функции культуры.

Типы культур и субкультур. Основные понятия динамики культуры: изобретение, инновация, культурные контакты, эволюция, диффузия, синтез, дифференциация. Сознание, бессознательное и культура. Знаковые системы. Культура как реальность и как идеал. Методы исследования в теории культуры.
2. История культурологических учений

Мифы о происхождении культуры и культурном герое. Происхождение и человеческая ценность культуры — в мифах, религии и фольклоре. Культура как источник добра и зла, свободы и необходимости, инструмент выживания и жизненная ценность. История культурологических идей. Пути, методы, основные этапы становления культурологии. Образы культуры в античном сознании, в Средние века, в Новое время.

Теория культуры в эпоху европейского Просвещения. Тюрго, Вольтер, Кондорсе, Руссо, Монтескье, Дидро, Гердер о разуме как культурологическом орудии, «природе» человека, целях, противоречиях, исторических стадиях прогресса. Натурализм, рационализм, исторический оптимизм просветительских теорий культуры. Критика предрассудков, невежества и пережитков — как способ обнаружения границ и сущности культуры.

Формирование диалектического и исторического взгляда на культуру в немецкой классической философии. Романтический и классический образы культуры. Проблема жизни и культуры в философии конца XIX — начала ХХ в.в. Особенности и методы наук о природе и наук о культуре (Риккерт, Дильтей).

Позитивистско-социологическая концепция культуры (Конт, Спенсер, Дюркгейм). Теория «творческой эволюции» (Бергсон). Эволюционизм, психоанализ и структурно-функциональный подход. «Понимающая» социология. Герменевтика и семиотика.

Проект культурологии Л. Уайта. Проблемы культуры в европейской, американской и советской науке и философии ХХ века. Философы русского зарубежья о культуре. Структурализм (Лакан, Фуко, Деррида).
3. Понятие и феномен культуры

Обыденное и научное понимание культуры. Культура как культурность: способ жизни человека; форма организации общества; локально-историческая общность людей. Исследования культуры в антропологии, этнографии, социологии, философии, истории. Основные ответы на вопрос о сущности культуры. Культура как область идеального бытия (Гегель, Гурсель); способ примирения человека с жизненной стихией (Ницше, Зиммель); ответ на человеческие потребности (Малиновский); система запретов и продукт сублимации инстинкта (Фрейд); путь духовного развития человека (Рерих); способ деятельности и саморазвития человека, «память человечества», система норм, значений и ценностей. Культура и цивилизация.
4. Культура в истории

История как саморазвитие культуры, деятельности человека. Биоантропологические, социальные, духовные и географические факторы развития культуры. Эволюция и революция. Инерционное развитие в критические периоды («точки бифуркаций»). Конкретные события и поступки людей как «спусковые механизмы» экономических, политических, религиозных тенденций. Значение научных и технических открытий. Деятельность политических партий. Военные победы и поражения. Развитие религий и процессы реформации. Литература и искусство как факторы исторического процесса. Стихийные и управляемые процессы в истории. Деятельность масс и «харизматические личности». Концепция стадиального развития («закон трех стадий» Конта, формационная теория Маркса и др.) Проблема перехода от традиционного общества к индустриально-городскому. Перспективы «постиндустриального», информационного, творческого общества. Логика истории. Свобода, равенство, братство, справедливость, мир, победа добра над злом — как цели человечества.
5. Человек и культура

Религия, философия, наука о сущности человека. Человек в космосе. Человек как субъект и объект культурно-исторического процесса. «Ситуация человека» и проблема его неотчужденного, «подлинного» бытия. Человек — «хомо сапиенс», «хомо люденс», «хомо фабер», «хомо политикус» и т.п. Философская антропология об «открытости», «эксцентричности», «незавершенности» человека (Ницше, Шелер, Гелен, Ясперс, Фромм, Тейяр де Шарденн). Человек в филогенезе и онтогенезе. Пол, возраст, процесс социализации. Драматизм человеческого бытия, мотивы деятельности и творчества культуры. Смысл библейской легенды об изгнании человека из Рая. Христианская идея Спасения. Культура как свобода и бремя для человека. Ценности и «антиценности» культуры. Адаптация к культуре. Биоантропологические и экзистенциальные предпосылки культурного творчества: интеллект, чувственность, страсти, пластичность нервной системы, конкурентность, агрессивность, вера, любовь, бытие «лицом к смерти», надежда, забота. Идеал человека и идеал культуры.
6. Общество и культура

Первичный социум и его особенности (биопсихологические формы человеческих отношений, открытое проявление страстей, агрессии, экзистенциальных влечений). Демографические, экономические, массово-психологические процессы в социуме. Коллективное бессознательное. Иерархическая структура человеческих групп. Примеры стихийно возникающего социума (толпа, публика, аудитория, подростковая группа, секта). Механические, организмические, химические аналогии в теории общества. Борьба за существование, отбор, выживание приспособленных. Договорные, властные, эмоционально-психологические отношения в обществе. Конкуренция, борьба, сотрудничество. Взаимозависимости форм социума и культуры. Тоталитаризм, рациональность, анархия как социальные тенденции. Группы и институты. Индивид и общность. «Открытое» и «закрытое» общество.

Социо-культурные системы: семья, коммуна, община, род, поселение, город, корпорация. Социальные институты: собственность, государство, церковь, школа, хозяйственное объединение. Социальный порядок и культура. Творчество, институционализация культурных инноваций, традиция. Идеология, утопия, организация как факторы социального порядка. Массовизация и персонификация культуры в социуме. Энтузиазм, «пассионарность» и культурные формы.
7. Социо-культурная деятельность

Деятельность и «деятельностный подход» в социологии, культурологии и философии. Теория социального действия. Объективные условия, мотивация и ценностные установки деятельности. Структура деятельности: цели и средства. «Базовые потребности» и императивы деятельности. Необходимость, свобода, разум, ответственность, интерес — как условия выбора и принятия решений. Основные направления и виды деятельности. Созерцательная, творческая, инстинктивно-механическая; рациональная и иррациональная; познавательная, преобразовательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, экономическая, политическая, художественная, религиозная, военная и др. виды деятельности. Индивидуальное действие, институциональная активность и массовые социальные процессы. Влияние деятельности на характер человека и тип культуры.

Сознательные и бессознательные алгоритмы деятельности. М. Вебер о целерациональном, ценностно-рациональном, аффективном и традиционном типах действия. Труд, социальная работа и культурно-творческая деятельность. Дифференциация, интеграция и гармонизация форм деятельности в филогенезе: труд и досуг, борьба и сотрудничество, творчество и просвещение, физический и умственный труд, рациональное мышление, воображение и фантазия, наука и религия. Деятельность (работа) души в актах веры, любви, совести, познания, раскаяния, стыда. Функциональная и дисфункциональная деятельность в отношении культуры и социального порядка. Деятельность и дискурс. Исповедь, проповедь, беседа, спор, критика, апологетика; религиозные, научный, идеологический, интимный и др. типы дискурса.
8. Культура и природа

Соотношение понятий «природа» и «культура». Проблема их гармонии и конфликта. Основные направления социо-культурной деятельности и природная среда. Виды отношений человека к природе: адаптация, хозяйственно-утилитарное использование, познание, эстетическое созерцание, облагораживание и художественное оформление (парки, заповедники). Преобразование природы человеком и овладение ее стихийными силами. Научно-технический прогресс как фактор изменений природной среды, «природы человека» и как причина экологического кризиса. Медико-гигиенический и этико-эстетический аспекты отношения человека к природе. Бердяев и Булгаков и природе как «космическом хозяйстве» человечества. Вернадский, Тейяр де Шарденн о техносфере, биосфере и неосфере. Русские философы — космисты о перспективах расселения человечества в космосе. Жизнь и разум как планетарные явления.
9. Культура как система

Сущность научного подхода: примат целого над элементами, структуры — над субстанцией, активности — над реактивностью. Общая теория систем Берталанфи, кибернетика Винера, организационная наука Богданова, структурно-функциональный метод Малиновского и Парсонса, структурализм Леви-Стросса как образцы системного мышления. Понятие самоорганизации, обратной связи, «входа» и «выхода», управления, алгоритмизации и конфликта в общей теории систем. Синергетика в культурологии. Роль исследователя и наблюдателя в формировании представления о системе.

Диалектика материально-энергетических и ценностно-значимых связей в культуре.

Системный анализ общества и культуры в трудах Спенсера, Маркса, Дюркгейма, Тенниса, Парсонса, Уайта, Самнера.

Границы культуры: ее связи с природой, обществом, духовной реальностью. Системный подход как способ преодоления описательности, эклектики, субъективизма и романтизма в понимании культуры.

Системоорганизующие связи в культуре. Соотношение материально-энергитических, нормативных, психологических, информационных связей в различных типах культуры. Уровни организации и подсистемы культуры.

Хозяйственно-экономическая система. Культурные компоненты рынка, финансовой системы, хозяйственных укладов.

Социально-институциональная система. Право, гражданское общество, уважение к закону, нормативные механизмы разрешения конфликтов.

Духовно-идеологическая система. Язык, ценности, значения, символы и их интегративная роль в культуре.

Проблемы хаоса и порядка, творческой свободы и организации управления и инициативы.
10. Основные функции культуры

Понятие функции, функциональности, функционирования применительно к социо-культурной системе. Рассмотрение культуры с точки зрения ее пользы, значимости, влияния на жизнь человека и общества.

Функции и дисфункции культуры. Явные и скрытые функции. Элементы функционального подхода в социологии, этнографии, истории, культурологии (Спенсер, Дюркгейм, Малиновский, Маркс, Фрейд). Основные функции культуры: функция освоения и преобразования мира, сигнитификативная (обозначение и осмысление), коммуникативная, накопления и хранения информации, нормативная, психологической разрядки, защитно-адаптивная, социализации индивида.

Функциональные элементы и комплексы культуры. Неравномерность развития функций культуры. Зависимость их содержания от объема сложности культуры, структуры социума, типа личности. Проблема основных функций культуры в кросс-культурных исследованиях, футурологии, теории управления.
11. Первоисточники

Бодрийяр Ж. Система вещей.

Гадамер Х.Г. Истина и метод.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа.

Каган М.С. Философия культуры.

Коллингвуд Р.Д. Идея истории.

Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества.

Моль А. Социодинамика культуры.

Сорокин П.А. Человек, общество, цивилизация.

Фромм Э. Бегство от свободы.

Хейзинга Й. Хомо Люденс. Человек играющий.
Рекомендуемая литература


  1. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность. Вопросы философии, 1969, N9.2 Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура

  2. Средневековья и Ренессанса. — М., 1995

  3. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. — Спб., 1994

  4. Вебер М. Избранное. Образ общества. — М., 1995

  5. Гадамер Х.Г. Истина и метод. — М., 1998

  6. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. — М., 1991

  7. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1979

  8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. — Л., 1989

  9. Гуревич П.С. Культурология. — М., 1995

  10. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991

  11. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности (теория игры в культуре). — Л., 1983

  12. Ерасов Б.С. Социальная культурология. т.1-2, — М., 1994

  13. История терапевтической социологии: т.1-4, — М.,1995-1998

  14. Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996

  15. Кармин А.С. Культурология — СПб., 1997

  16. Коллингвуд Р.Д. Идея истории. — М., 1980

  17. Коул М. Культурно-историческая психология. — М. Когито-цент

  18. Культурология как она есть и как ей быть. СПб., MCMXCVIII. Международн. чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. пятый

  19. Малиновский Б. Научная теория культуры. Вопросы философии 1983 — N2

  20. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. — М., 1994

  21. Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973

  22. Петров Л.В. Массовая коммуникация и искусство. — Л., 1976

  23. Петров М.К. Язык, знак, культура. — М., 1991

  24. Современная западная социология. Словарь. — М., 1990

  25. Современная западная социология. Словарь. — М., 1991

  26. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. — СПб., 1998

  27. Соколов Э.В. Культурология. — М., 1994

  28. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. — Л., 1987

  29. Сорокин П.А. Человек, общество, цивилизация. — М., 1993

  30. Тарнас Р. История западного мышления. — 1995

  31. Тернер В. Символы и ритуалы. — М., 1983

  32. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990

  33. Хейзинга Й. Хомо Люденс. Человек играющий.- М., 1992


Организационно-методический раздел:

структура вступительного экзамена по специальной дисциплине, рекомендации поступающему в аспирантуру СПбГУ на научные специальности, обеспечиваемые Философским факультетом (далее поступающий в аспирантуру).
Вступительный экзамен в аспирантуру СПбГУ на научные специальности, обеспечиваемые Философским факультетом, по специальной дисциплине проводится в письменной форме.

Письменный вступительный экзамен включает два задания.

Каждое задание оценивается отдельно.

Каждое задание предполагает развернутый ответ по теоретической проблеме: изложение содержания вопроса во всех его аспектах, с указанием на проблемный характер вопроса в целом и каждой его части; формулирование и оценивание имеющихся в литературе точек зрения по данному вопросу.

В качестве одного из заданий может быть предложен анализ одного из первоисточников, указанных в программе вступительного экзамена в аспирантуру СПбГУ.

При выполнении задания следует дать полный, правильный ответ, полно и правильно указать и определить все признаки, основания, элементы, стадии развития явления, процесса, события, процедуры, задачи и их возможные последствия, полно и правильно использовать фамилии авторов и названия их работ, избегая неточностей и ошибок.

Ответы должны быть представлены в виде грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов.

Неточность понимается как использование специального термина в ограничительном или расширительном смысле, как описание содержания признака вместо его наименования, как избыточное указание на признаки, не относящиеся к характеризуемому объекту.

Грубая ошибка понимается как неправильное использование специальных терминов, как неправильное указание признаков характеризуемого объекта, как неправильное описание их содержания, как несоответствие аргументации заданию, фактологические ошибки.

Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный.

Критерии оценки и требования к поступающему в аспирантуру

Критерий оценки

Требования к поступающему в аспирантуру

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

- используемые понятия строго соответствуют теме;
- правильно использует фамилии авторов и названия их работ;

- приводятся различные точки зрения;

8 баллов

Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категориальный анализ;

- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

- демонстрирует диапазон используемого информационного пространства;

8 баллов

Построение суждений

- ясность и четкость изложения;

- логика структурирования доказательств;

- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;


6 баллов

Оформление работы

- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;

- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;

3 балла


Максимальное количество баллов по каждому заданию, которое поступающий в аспирантуру может получить – 25 баллов.

Итоговая оценка (максимум 50 баллов) определяется суммарным количеством набранных баллов за каждое из заданий.
Во время проведения вступительного экзамена поступающий в аспирантуру не может пользоваться какими-либо дополнительными материалами.

Также во время проведения вступительного экзамена запрещаются:

  • разговоры,

  • вставания с мест,

  • пересаживания,

  • обмен любыми материалами и предметами,

  • пользование мобильными телефонами или иными средствами связи, любыми электронно-вычислительным устройствами,

  • хождение по пункту проведения вступительного экзамена без сопровождения.

Формы вариантов заполняются шариковой или гелиевой ручкой синего или черного цветов.

В качестве черновиков используются чистые листы, получаемые поступающим в аспирантуру от организаторов. Черновики не оцениваются.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconФгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Правила приема в Государственный университет – Высшую школу экономики в 2010 году
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconСанкт-Петербургский центр научно-технической информации «Прогресс»,...
Особенности размещения государственного заказа в связи с изменениями в федеральном
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconП. К. Рыбин фгбоу впо «Петербургский государственный университет путей сообщения»
Программу составили: к т н профессор П. К. Рыбин – фгбоу впо «Петербургский государственный университет путей сообщения»
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconЭлектронных ресурсов «наука и образование» №3 (46) март 2013 удк 51, 002, 004 № офэрниО: 18981
Интерактивный учебный комплекс по математике / фгбоу впо санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconПсихическое здоровье в Германии и России: Клиническая и исследовательская инициатива
Санкт-Петербургский научно-исследовательский Санкт-Петербургский государственный университет
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича» (СПбгут) по направлению подготовки...
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича» (СПбгут) по направлению подготовки...
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconОгне- и теплозащитные сухие строительные смеси и изделия на гипсовом вяжущем
Работа выполнена в фгбоу «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» на кафедре строительных материалов...
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconПоложение о реферате по образовательной программе
«Функциональной анатомия» по специальности 060101 студентов кафедры морфологии медицинского факультета фгоу впо «Санкт-Петербургский...
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconПоложение о реферате по образовательной программе
«Клиническая анатомия» по специальности 060101. студентов кафедры морфологии медицинского факультета фгоу впо «Санкт-Петербургский...
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconСанкт-петербургский государственный политехнический университет
Доктор химических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна С. Ф. Гребенников
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconТхань Оценка взаимодействия буроинъекционных свай усиления фундаментов с основаниями зданий
Работа выполнена на кафедре геотехники гоу впо «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconОсновная образовательная программа магистратуры, реализуемая фгбоу...
Фгбоу впо «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» по направлению подготовки 210700 Инфокоммуникационные технологии...
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» iconСанкт Петербургский государственный университет информационных технологий...
Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» icon«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Исторический факультет утверждаю
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск