Программа воспитательной компоненты
МБОУ СОШ № 34
на
2013-2014 учебный год
Приложение Утверждаю:
к приказу №______ Директор МБОУ СОШ № 34
от ___________2013 г. _________В.Ю. Гудков
Программа воспитательной компоненты в МБОУ СОШ № 34
на 2013-2014 учебный год Актуальность программы
Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (далее – Программа) обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе.
Цель Программы
Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Задачи Программы
1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.
3. Разработка нормативной базы на уровне субъектов Российской Федерации, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях с учетом региональной специфики конфессионального и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.
4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением органов государственной власти, осуществляющих управление в сферах образования, молодежной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.
6. Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и молодёжи.
7. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования для реализации мероприятий Программы.
8. Обеспечение информационной поддержки Программы.
9. Укрепление материально-технического базы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей для реализации Программы.
10. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в субъектах Российской Федерации. Содержание Программы по направлениям
1. Гражданско-патриотическое:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др.;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;
- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи.
№ п\п
| Мероприятие
| Сроки
| Ответственные за исполнение, контроль
| Планируемые результаты
| 1
| Посвящение в пятиклассники
| Сентябрь
| ЗДВР,
педагог-организатор
| Приказ
| 2
| Мероприятия, посвященные 50-летнему юбилею Самотлора.
| Сентябрь-октябрь
| ЗДВР,
педагог-организатор
| Приказ,
отдельный план
| 3
| Мероприятия, посвященные 60-летнему юбилею Нефтяным и газовым месторождениям ХМАО.
| Сентябрь-октябрь
| ЗДВР,
педагог-организатор
| Приказ,
отдельный план
| 4
| Мероприятия, посвященные 20-летнему юбилею Конституции РФ.
| Сентябрь-октябрь
| ЗДВР,
педагог-организатор
| Приказ,
отдельный план
| 5
| В рамках акции «Твори добро» праздничный концерт, посвященный Международному Дню пожилых людей «А годы летят»
| Октябрь
| ЗДВР,
педагог-организатор
| Приказ
| 6
| Линейки для обучающихся по итогам 1-й четверти.
| Ноябрь
| ЗДВР,
педагог-организатор
|
| 7
| День призывника.
| Ноябрь
| Преподаватель ОБЖ
| Приказ
| 8
| Линейки для обучающихся по итогам 2-й четверти.
| Декабрь
| ЗДВР,
педагог-организатор
| Приказ
| 9
| Участие в городском празднике «Я-гражданин России» (вручение паспортов).
| Декабрь
| ЗДВР,
педагог-организатор
| Приказ
| 10
| Акция «Мы - граждане России».
| Декабрь
| ЗДВР
| Участие
| 11
| - Организация и проведение военно-патриотического месячника.
Участие в городском празднике «Я-гражданин России» (вручение паспортов).
| Январь-
февраль
| ЗДВР,
педагог-организатор
| Приказ,
отдельный план
| 12
| Поздравление с днем рождения, акция «Тебе, любимый город!»
| Март
| ЗДВР,
педагог-организатор
| Приказ,
отдельный план
| 13
| Линейки для обучающихся по итогам 3-й четверти.
| Март
| ЗДВР,
педагог-организатор
| Приказ,
отдельный план
| 14
| - Участие в городском празднике «Я-гражданин России» (вручение паспортов).
| Апрель
| ЗДВР,
педагог-организатор
| Приказ
| 15
| Декада Славы.
Линейки для обучающихся по итогам учебного года.
| Май
| ЗДВР,
педагог-организатор
| Приказ,
отдельный план
|
2. Нравственное и духовное воспитание:
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России (например, в контексте деятельности национальных культурных центров и краеведческих клубов, детских и молодёжных общественных объединений историко-культурной и философской направленности);
- программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся общеобразовательных учреждений (например, проведение «открытых кафедр», тематических встреч в школах и высших учебных заведениях с приглашением деятелей науки (например, педагогов, психологов, социологов, философов и др.), культуры (например, актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов и др.), религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения;
- программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности (в регионе, в стране, в мире).
№ п\п
| Мероприятие
| Сроки
| Ответственные за исполнение, контроль
| Планируемые результаты
| 1
| Экскурсии в школьный музей 3-7 классы
| Октябрь
| ЗДВР,
Руководитель школьного музея
| Журнал экскурсий
| 2
| Единый день ПБ (классные часы 3-11 классы, выпуск стенгазет 5-8 класс)
| Ноябрь
| ЗДВР,
педагог-организатор, классные руководители
| Информация
| 3
| «Ежели вы вежливы». День вежливости.
| Декабрь
| ЗДВР,
педагог-организатор
| По отдельному плану
| 4
| Новогодний праздник «Новый год по…»
| Декабрь
| ЗДВР,
педагог-организатор
| Фото-копилка
| 5
| Акция «Твори добро»
| Февраль
| ЗДВР,
педагог-организатор
| Информация
| 6
| Классные часы духовно-нравственного воспитания
| В течение года
| Классные руководители
3, 5, 6 классов
| Программа
| |