Тема урока : “Такое разное многоголосие”





Скачать 236.82 Kb.
НазваниеТема урока : “Такое разное многоголосие”
Дата публикации22.07.2014
Размер236.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Тема четверти: “Преобразующая сила музыки” 6-й класс, 1-ое полугодие

Тема урока: “Такое разное многоголосие”

Цель урока: Познакомить учащихся с явлением полифонии в музыке разных эпох и раскрыть выразительные особенности разных видов многоголосия.

Задачи:

  1. Обогащение музыкально-слухового опыта; знакомство с видами полифонии и жанрами полифонической музыки.

  2. Развитие целостного мировосприятия; развитие тембрового слуха и навыка полифонического слышания.

  3. Воспитание эстетического вкуса, уважения к окружающим людям.

Виды деятельности: слушание музыки, игра на детских шумовых инструментах, вокально-хоровая работа.

Музыкальный материал: И.С. Бах ХТК 2 том фуга Фа минор (фрагмент в исполнении учителя), канон “Со вьюном я хожу”, русская народная песня “Заплетися плетень” с элементами подголосочной полифонии).

Вспомогательный материал: дидактические материалы (обозначения видов полифонии в рисунках, алгоритм действий для полифонической зарисовки “В лесу”, табличка с наименованиями видов полифонии) , детские шумовые инструменты (ксилофон, металлофон, барабан, марокассо).

Музыкальное приветствие. Распевание предлагается в двухголосном варианте, а так же в виде уже знакомого детям канона “Со вьюном я хожу”.

Учитель:

- Ребята, вы, конечно, знаете, что для исполнения этой мелодии мы поделили наш хор на партии. Сколько хоровых партий нам партий понадобилось?

Учащиеся (ожидаемые ответы):

- (Две)

- Верно. Таким образом, сейчас мы исполняли не одноголосную, а многоголосную мелодию. В музыке это называется полифонией, от греческих слов “поли” - “много” и “фонос” - “голос”. (Приложение 1) А сейчас скажите, отличались ли мелодии у партии первой и второй хоровой партии?

- (Нет)

- И называется такое исполнение…

- (Каноном!)

- Правильно! И это только один из вариантов многообразия полифонической музыки, в котором один голос повторяет, или имитирует, другой. И называется такая полифония имитационной полифонией (демонстрация картинки-обозначения “Имитационная полифония”, рисунок 1). Как вы думаете, на сколько голосов можно распеть наш канон?

- (2,3,4…10?)

- Давайте попробуем разделиться на 3 партии и спеть ещё раз. (Исполнение песни на 3 голоса). Слышали ли вы все три голоса? Было ли вам удобно петь?

- (Не очень, сильно друг другу мешались)

- А если мы разделимся на 5 голосов?

- (Смех в классе)

- Представляете, а ведь существует музыка, написанная в 4-5 голосов. Только это уже не имитация (то есть повторение). Тут у каждого голоса своя совсем не похожая мелодия. Такая полифония называется контрастной (демонстрация картинки-обозначения “Контрастная полифония”, рисунок 2). Смотрите, какие разные мелодии прячутся за этими картинками. Что можно услышать в лесу?

- (Шум ветра, шорох листьев, пение кукушки, журчание ручья, …)

- Верно. И каждое явление природы или птица исполняет собственную мелодию. А всё вместе складывает в лесную музыку, написанную и исполненную в полифоническом складе. Попробуем и мы исполнить эту мелодию. Для этого распределим роли и выберем инструменты. Как у нас дует ветер?

- (Мягко, легко)

- Молодцы. А какими средствами здесь в классе мы можем передать шум ветра? (Возможно, это будет шелест мягкой бумаги, и звук от трения ладонями по столу или друг об друга – здесь надо дать волю детской фантазии). А как будут звучать на ветру листья деревьев и каким инструментом можно исполнть эти звуки?

- (Они будут шуршать и шептаться, возможно, поводить ладонью по коже барабана или играть на марокассо с мелкими частичками)

- Ручей?

- (Звенит, переливается – металлофон, проводить молоточком по всем пластинкам )

- Птицы?

- (Кукушка – кукует, ксилофон; соловей поёт трели – металлофон, играть по соседним пластинкам; …)

- Теперь мы составим алгоритм действия. Что мы слышим раньше всего? что может звучать непрекращающимся фоном? что будет звучать звонче, а что – тише? (С помощью наводящих вопросов выстраивается алгоритм действий, распределяются партии и интсрументы). (Примерный алгоритм прилагается – см. приложение 2).

- Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получилось передать лесное многоголосие! А вот так звучит многоголосие в музыке великого композитора 16 века И.С. Баха. Сколько голосов вы слышите? А какой из видов полифонии здесь задействован? (Звучит? фуга Ре минор из 2 тома ХТК в исполнении учителя - фрагмент)

- (Ответы учащихся на поставленные вопросы)

- Нам осталось разобрать только один вид полифонии, который вам хорошо знаком. Когда среди голосов один голос ведёт основную мелодию, а остальные ему помогают, то сливаясь в унисон, то расходясь с главным голосом, образуя подголоски – такая полифония называется подголосочной. (Демонстрация картинки-обозначения “Подголосочная полифония”, рисунок 3) Именно так мы с вами исполняем песню “Заплетися, плетень”. (Исполнение)

- Давайте подытожим, что же мы узнали на сегодняшнем уроке? Многоголосие по-другому называется полифонией, которая может различаться по видам: имитационная, подголосочная и контрастная. Мы пели, слушали и играли полифоническую музыку, и нам осталось только получить задание на дом. Пожалуйста, нарисуйте иллюстрации к песне “Заплетися, плетень”.

Список литературы:

  1. Синдикова Г.М. Теория и методика обучения музыке: Учебное пособие по педагогической практике для студентов музыкального отделения педвузов. – Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2005. – 208 стр.




 

ПОДПИСКА

  • Цветной журнал с электронными приложениями

  • Бумажные и электронные версии

  • Скидки для постоянных подписчиков

Оформить подписку

14 – в подарок! Пожалуйста, ознакомьтесь с одним номером.
Вы можете скачать его бесплатно.

Романтизм в музыке Франца Шуберта

Абубакирова Минсулу Мингалеевна, учитель музыки, руководитель городского методического объединения учителей музыки

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки



Цель: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере произведений Ф.Шуберта.

Задачи:

1. Образовательные:

  • познакомить с творчеством композитора-романтика Ф. Шуберта;

  • углубить знания учащихся о музыкальных стилях;

  • выявить отличительные признаки романтизма.

2. Развивающие:

  • дальнейшее освоение художественного наследия выдающихся представителей музыкально-исторического стиля .

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство вкуса, способность определять на слух принадлежность музыкальных произведений к музыкальному стилю.

Демонстрационный материал: компьютер, мультимедийный проектор, практический курс "Учимся понимать музыку" из серии "Кирилл и Мефодий".

Ход урока

I. Введение

  1. Организационное начало

  2. Повторение

- Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с основными стилями в музыкальном искусстве.

Презентация.

Слайд № 1.

Стиль - это своеобразие, присущее музыке определённого исторического периода, национальной композиторской школы, творчеству отдельных композиторов, исполнителей.

- Назовите основные направления музыкально-исторического стиля, с которыми мы познакомились на прошлых уроках (барокко, рококо, классицизм).

- Перечислите основные признаки искусства барокко, рококо, классицизм (Ответы детей)

II. Основная часть

1. Вступительное слово учителя о романтизме.

- В начале XIX века в Европе зарождается романтизм - новое направление в искусстве, воспевшее правду чувств, идеальный мир, созданный воображением. Очень ярко романтизм воплотился в музыке.

Запишите в тетради понятие "романтизм".

Слайд № 2

Романтизм - художественное течение в культуре европейских стран, возникшее на рубеже 18-19 вв.

После революции во Франции во всей Европе установились реакционные режимы, преследовалось всё передовое, революционное, любые общественные движения. Человеку оставалось одно - уйти в себя, углубиться в мир личных переживаний.

Слайд № 3

Отличительные признаки музыкального стиля композиторов-романтиков: картинность, красочность, изобразительность, лиризм, внимание к внутреннему духовному миру человека. Героический революционный дух эпохи просвещения сменился духовностью XIX века.

2. Слушание - "Музыкальный момент" Ф. Шуберта.

- Какая это мелодия по настроению? (Ответы детей).

- Мы слушали пьесу "Музыкальный момент" австрийского композитора, крупнейшего представителя раннего романтизма Франца Шуберта

Слайд № 4 - портрет Ф. Шуберта (1797 - 1828)

- "Музыкальный момент" так именуются некоторые короткие пьесы. Уже название говорит об особом характере создания музыки - в порыве вдохновения, в захватившем композиторе настроении ("моменте"). Его "Музыкальный момент фа минор" подкупает своим изяществом, лёгкой "танцевальностью", задушевностью.

Слайд № 5

Франц Шуберт - один из самых тонких музыкальных лириков в мировой культуре, обладавший гениальным песенным даром. В 18 лет создал шедевры вокальной лирики: "Маргарита за прялкой", "Форель", баллада "Лесной царь". Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" (20 песен на слова В. Мюллера), "Зимний путь" (24 песни на слова В. Мюллера). 600 песен проникновенно раскрывают чувство человека - мечтательного, страдающего, протестующего. Он написал более тысячи фортепианных и оркестровых произведений. Главное место среди них занимают изящные миниатюры, наполненные простым и искренним чувством. Шуберт не узнал прижизненной славы. Знаменитая "Неоконченная симфония" зазвучала через 40 лет после его смерти.

3. Слушание - Ф. Шуберт "Неоконченная симфония" № 8.

- Франц Шуберт писал циклы песен так же, как Гойя писал серии картин. Получились будто бы роман в песнях, рассказы о человеческой судьбе музыкальными средствами. Он был горячим поклонникам поэзии Гёте, Шиллера, Гейне. Свои первые песни композиторов написал на стихи Гете. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.

Сегодня мы обратимся к балладе "Лесной царь".

Слайд № 6

4. Прослушивание баллады Ф. Шуберта "Лесной царь" и беседа о ней.

- Вам знаком жанр баллады? (Ответы детей).

Слайд № 7

- Вокальная баллада- это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остродраматический. В нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

Опережающее задание - Произведение звучит на немецком языке, определите количество действующих лиц.

Слушание - "Лесной царь" Ф. Шуберта

- Сколько действующих лиц? (4)

- Послушайте русский перевод текста В. Жуковского.

- Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина. Эта песня - целая драма. Музыка баллады наполнена отчаянием, тоской и безысходностью. Она настолько гибко следует за текстом, что перед нашими глазами проносится стремительно скачущий всадник с прижатым к груди ребёнком и догоняющий их Лесной царь. Мы слышим и взволнованную речь рассказчика, и страдания, просьбы, и ужас в возгласах умирающего мальчика, и коварно соблазнительные речи Лесного царя. Фоном, "скрепляющим" музыкальные характеристики, является фортепианное сопровождение, изображающее стремительный бег коня.

5. Прослушивание "Аве Мария" Ф. Шуберта.

- Что чувствует человек при звучании этой пьесы? (Ответы детей)

Слайд № 8

Слушание - "Аве Мария" Ф. Шуберта с текстом.

- Это самое известное произведение Шуберта написано на стихи известного английского поэта и писателя Вальтера Скотта.

Слайд № 9

Всего Шуберт написал семь песен на стихи Вальтера Скотта.

Мелодия песни так проникновенна, так задушевна, что стала использоваться в качестве молитвы.

Слушание - "Аве Мария" (инструментальное исполнение) со зрительным рядом.

Слайды № 10 -17

  • Сурбаран. Мадонна с младенцем. 17 век

  • Эль Греко. Святое семейство

  • Рембрандт. Святое семейство 1645

  • К.С. Петров - Водкин. Мать. 1913

  • Андрей Рублев. Богоматерь Владимирская

  • Рафаэль. Сикстинская Мадонна

  • Герард Давид. Мария, обнимающая тело Христа

  • В. Перов. Богоматерь и Христос у житейского моря

  • Ламберт Ломбард. Милосердие

III. Заключение

1. Итог урока

- Музыке Ф.Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность, и всегда находит путь к сердцам слушателей. Он при всех своих жизненных невзгодах, писал светлую музыку, способную облагораживать человеческую душу.

2. Повторное слушание - "Музыкальный момент" Ф. Шуберта

3. Исполнение ранее выученной песни.

4. Домашнее задание: если бы вы были художниками, каким бы вы показали человека-романтика? "Нарисуйте" словесный портрет.
Романтизм в музыке Франца Шуберта

Абубакирова Минсулу Мингалеевна, учитель музыки, руководитель городского методического объединения учителей музыки

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки



Цель: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере произведений Ф.Шуберта.

Задачи:

1. Образовательные:

  • познакомить с творчеством композитора-романтика Ф. Шуберта;

  • углубить знания учащихся о музыкальных стилях;

  • выявить отличительные признаки романтизма.

2. Развивающие:

  • дальнейшее освоение художественного наследия выдающихся представителей музыкально-исторического стиля .

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство вкуса, способность определять на слух принадлежность музыкальных произведений к музыкальному стилю.

Демонстрационный материал: компьютер, мультимедийный проектор, практический курс "Учимся понимать музыку" из серии "Кирилл и Мефодий".

Ход урока

I. Введение

  1. Организационное начало

  2. Повторение

- Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с основными стилями в музыкальном искусстве.

Презентация.

Слайд № 1.

Стиль - это своеобразие, присущее музыке определённого исторического периода, национальной композиторской школы, творчеству отдельных композиторов, исполнителей.

- Назовите основные направления музыкально-исторического стиля, с которыми мы познакомились на прошлых уроках (барокко, рококо, классицизм).

- Перечислите основные признаки искусства барокко, рококо, классицизм (Ответы детей)

II. Основная часть

1. Вступительное слово учителя о романтизме.

- В начале XIX века в Европе зарождается романтизм - новое направление в искусстве, воспевшее правду чувств, идеальный мир, созданный воображением. Очень ярко романтизм воплотился в музыке.

Запишите в тетради понятие "романтизм".

Слайд № 2

Романтизм - художественное течение в культуре европейских стран, возникшее на рубеже 18-19 вв.

После революции во Франции во всей Европе установились реакционные режимы, преследовалось всё передовое, революционное, любые общественные движения. Человеку оставалось одно - уйти в себя, углубиться в мир личных переживаний.

Слайд № 3

Отличительные признаки музыкального стиля композиторов-романтиков: картинность, красочность, изобразительность, лиризм, внимание к внутреннему духовному миру человека. Героический революционный дух эпохи просвещения сменился духовностью XIX века.

2. Слушание - "Музыкальный момент" Ф. Шуберта.

- Какая это мелодия по настроению? (Ответы детей).

- Мы слушали пьесу "Музыкальный момент" австрийского композитора, крупнейшего представителя раннего романтизма Франца Шуберта

Слайд № 4 - портрет Ф. Шуберта (1797 - 1828)

- "Музыкальный момент" так именуются некоторые короткие пьесы. Уже название говорит об особом характере создания музыки - в порыве вдохновения, в захватившем композиторе настроении ("моменте"). Его "Музыкальный момент фа минор" подкупает своим изяществом, лёгкой "танцевальностью", задушевностью.

Слайд № 5

Франц Шуберт - один из самых тонких музыкальных лириков в мировой культуре, обладавший гениальным песенным даром. В 18 лет создал шедевры вокальной лирики: "Маргарита за прялкой", "Форель", баллада "Лесной царь". Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" (20 песен на слова В. Мюллера), "Зимний путь" (24 песни на слова В. Мюллера). 600 песен проникновенно раскрывают чувство человека - мечтательного, страдающего, протестующего. Он написал более тысячи фортепианных и оркестровых произведений. Главное место среди них занимают изящные миниатюры, наполненные простым и искренним чувством. Шуберт не узнал прижизненной славы. Знаменитая "Неоконченная симфония" зазвучала через 40 лет после его смерти.

3. Слушание - Ф. Шуберт "Неоконченная симфония" № 8.

- Франц Шуберт писал циклы песен так же, как Гойя писал серии картин. Получились будто бы роман в песнях, рассказы о человеческой судьбе музыкальными средствами. Он был горячим поклонникам поэзии Гёте, Шиллера, Гейне. Свои первые песни композиторов написал на стихи Гете. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.

Сегодня мы обратимся к балладе "Лесной царь".

Слайд № 6

4. Прослушивание баллады Ф. Шуберта "Лесной царь" и беседа о ней.

- Вам знаком жанр баллады? (Ответы детей).

Слайд № 7

- Вокальная баллада- это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остродраматический. В нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

Опережающее задание - Произведение звучит на немецком языке, определите количество действующих лиц.

Слушание - "Лесной царь" Ф. Шуберта

- Сколько действующих лиц? (4)

- Послушайте русский перевод текста В. Жуковского.

- Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина. Эта песня - целая драма. Музыка баллады наполнена отчаянием, тоской и безысходностью. Она настолько гибко следует за текстом, что перед нашими глазами проносится стремительно скачущий всадник с прижатым к груди ребёнком и догоняющий их Лесной царь. Мы слышим и взволнованную речь рассказчика, и страдания, просьбы, и ужас в возгласах умирающего мальчика, и коварно соблазнительные речи Лесного царя. Фоном, "скрепляющим" музыкальные характеристики, является фортепианное сопровождение, изображающее стремительный бег коня.

5. Прослушивание "Аве Мария" Ф. Шуберта.

- Что чувствует человек при звучании этой пьесы? (Ответы детей)

Слайд № 8

Слушание - "Аве Мария" Ф. Шуберта с текстом.

- Это самое известное произведение Шуберта написано на стихи известного английского поэта и писателя Вальтера Скотта.

Слайд № 9

Всего Шуберт написал семь песен на стихи Вальтера Скотта.

Мелодия песни так проникновенна, так задушевна, что стала использоваться в качестве молитвы.

Слушание - "Аве Мария" (инструментальное исполнение) со зрительным рядом.

Слайды № 10 -17

  • Сурбаран. Мадонна с младенцем. 17 век

  • Эль Греко. Святое семейство

  • Рембрандт. Святое семейство 1645

  • К.С. Петров - Водкин. Мать. 1913

  • Андрей Рублев. Богоматерь Владимирская

  • Рафаэль. Сикстинская Мадонна

  • Герард Давид. Мария, обнимающая тело Христа

  • В. Перов. Богоматерь и Христос у житейского моря

  • Ламберт Ломбард. Милосердие

III. Заключение

1. Итог урока

- Музыке Ф.Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность, и всегда находит путь к сердцам слушателей. Он при всех своих жизненных невзгодах, писал светлую музыку, способную облагораживать человеческую душу.

2. Повторное слушание - "Музыкальный момент" Ф. Шуберта

3. Исполнение ранее выученной песни.

4. Домашнее задание: если бы вы были художниками, каким бы вы показали человека-романтика? "Нарисуйте" словесный портрет.

"Семья – любви великой царство..." Урок музыки в 8-м классе

Сальникова Анна Владимировна, учитель музыки

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки



Тип урока: урок-откровение.

Цель: формирование уважительного отношения детей к своим родителям, близким; формирование культурных традиций в обращении взрослых и детей. 

Задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к семье, родителям, чувство дружбы;

  • воспитывать отношение к семейным ценностям;

  • формировать духовные и нравственные качества;

  • рассказать о Петре и Февронии, о том, как с ними связан День Семьи в России.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;

  • чистые листочки в форме конверта (на каждого ребенка);

  • текст песни “Гимн семье” - К. Меладзе (на каждого ребенка);

  • семейные фотографии или рисунки детей (ими оформлена доска).

Музыкальный материал, литературный материал, видео:

  • “Родители” - К. Шедар (песня);

  • “Гимн семье” - К. Меладзе (песня);

  • “Гимн семье” - К. Меладзе (минус);

  • “Семь правил” - И. Молчанова (стихотворение);

  • “Дали жизнь и тебе, и мне…” - А. В. Сальникова (стихотворение);

  • “Не опоздайте…” - К. Симонова (видео);

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная; индивидуальная.

Методы:

  • метод соучастия – пение в хоре, ансамбле;

  • метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека;

  • словесные методы-беседа, рассказ;

  • наглядные методы-иллюстрации, картины;

  • метод самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.

  3. Чтение ребятами стихотворения “Семь правил” И. Молчановой.

  4. Просмотр семейных портретов художников.

  5. Пословицы и поговорки о семье.

  6. Слушание песни “Родители” в исполнении Ксении Шедар. Обсуждение песни. Письмо родителям.

  7. Просмотр видео “Не опоздайте…” - К. Симонова.

  8. Разучивание и исполнение песни “Гимн семье” - К. Меладзе.

  9. Итог урока.

Мультимедийное сопровождение:

  • презентация “Пётр и Феврония”.

  • международный День Семьи – 15 мая и День Семьи в России – 8 июля.

  • при чтении стихотворения И. Молчановой “Семь правил” создается кластер. На экране появляется картина семьи с множеством вот таких картинок: .

За каждой из этих картинок спрятано слово – правило. По ходу чтения раскрываются все эти слова. И последним появляется слово “СЕМЬЯ” в середине слайда. У ребят возникает целостная картина “правил”, при соблюдении которых семья будет крепкой и надежной.

  • Просмотр семейных портретов, картин художников.

  • Пословицы и поговорки. Ребята должны продолжить высказывание.

  • Просмотр видео “Не опоздайте…” - К. Симоновой.

Итог урока: дети должны понять, что главной ценностью на все времена остается семья, а, что самые дорогие и родные люди – это родители (эти главные слова спрятаны, поэтому ребята должны их разгадать).

Ожидаемые результаты.

  • Ребята должны понять, что главной ценностью на все времена остается семья, что самые дорогие и родные люди, которые никогда не предадут и не оставят в беде – это родители.

  • Дети узнают историю о Петре и Февронии Муромских, и поймут, почему они являются покровителями любви, семьи.

  • Узнают, когда отмечается Международный День Семьи и День Семьи в России.

  • Познакомятся с картинами на тему “семья” известных художников, а так же узнают пословицы и поговорки о семье;

Источники, используемые при подготовке к уроку:

  • Затямина Т. А. Современный урок музыки (учебно-методическое пособие), М.:Глобус;

  • www.viki.rdf.ru;

  • http://festival.1september.ru.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята заходят в класс, рассаживаются на свои места. Звучит песня “Гимн семье” в исполнении группы “Инь-Ян”, комп. К. Меладзе (слайд №1).

2. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.

- Давным-давно жил-был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича (слайды №2-3).

И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса (слайд №4).

Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит — женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано — сделано (слайд №5).

Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его — на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии (слайд №6).

Они неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой (слайд №7).

Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии/. Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов. Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу 25 июня (по новому стилю 8 июля) (слайд №8).

С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. День их памяти — 8 июля — с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах (слайд №9).

- Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Ответы детей).

- До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения - не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ (слайд №10). В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Ведь одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья – это главное богатство в жизни.

- Международный день семьи отмечается 15 мая (слайд №11).

- А когда отмечают День Семьи в России? (ответы детей) Верно в России День Семьи отмечается 8 июля. Вы становитесь, год от года старше, и придёт время, когда вы тоже будете создавать семью.

- А как вы понимаете, что такое семья? Что значит для вас семья? (Ответы детей).

- Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы в семье было взаимопонимание и доверие?   (Ответы детей)

3. Чтение ребятами стихотворения “Семь правил” И. Молчановой.

- А вот так  говорит об этом И. Молчанова в стихотворении “Семь правил”. (Заранее подготовленные ребята выходят и читают стихи слайд №12):

1 ученик:

Что значит для меня моя семья?
Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень – очень важных.

2 ученик:

Во-первых, это главное – любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно и каждый день по-разному.

3 ученик:

Второе – дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!

4 ученик:

Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережёт от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.

5 ученик:

Четвёртое – терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно,
Что инеем заледенело белым.

6 ученик:

А пятое – ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.

7 ученик:

Шестое – уваженье. Только с ним
Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

8 ученик:

И, наконец, седьмое – чистота
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива, где полностью.

При чтении стихотворения создаётся кластер (слайд №12):

счастье           уют             любовь            дети                        забота

чистота                                семья                      ответственность

дом                    терпение                 дом                  уваженье  

- При соблюдении всех этих правил, семья будет крепкая. А если каждая семья будет крепкая, то и всё государство, в котором мы живём, будет крепким, надёжным.

4. Просмотр картин художников, семейных портретов.

- Тема семьи находила свое отражение не только в творчестве поэтов и писателей, но и в творчестве, конечно, же, художников. Давайте рассмотрим несколько картин разных живописцев с одинаковым названием “Семейный портрет” (дети рассматривают картины). И у нас сегодня с вами здесь оформлена своя галерея семейных портретов. После урока желающие могут лучше рассмотреть фотографии и рисунки (слайды № 13–21).

5. Пословицы и поговорки.

- Так же о семье очень много пословиц и поговорок, разных высказываний и афоризмов. И сейчас вам небольшое задание. Вы видите на экране начало фразы (синий цвет) и конец фразы (красный цвет). Вы должны найти соответствие. Итак, начнём! (Ребята выполняют задание – слайд №22).

- Молодцы! Хорошо справились с заданием! А, может быть, кто-то из вас знает другие пословицы или поговорки о семье? (Ответы детей).

6. Слушание песни “Родители” в исполнении Ксении Шедар. Обсуждение песни. Письмо родителям (слайд №23).

Дали жизнь и тебе, и мне
Эти славные два человека.
Они главные в нашей судьбе
Повелось так от века к веку.

И когда ты родился и рос,
Они были всегда с тобой рядом.
И они согревали ваш дом
Своим теплым и ласковым взглядом.

И семья без них не семья,
И, конечно, же, лето – не лето.
Ты запомни эти слова,
Навсегда ты запомни это.

Всё что в жизни есть у тебя,
Дорогое и самое милое,
Это родители! И их теплота!
Мама и папа любимые!!!

Звучит песня, после прослушивания проводится беседа.

- Как вы понимаете фразу из песни “Родители – икона из икон…”? (Ответы детей)

- Часто ли вы говорите своим родителям теплые слова? (Ответы детей)

- Сейчас у вас есть возможность рассказать о том, как вы любите своих родителей, как вы относитесь к ним, как вы благодарны им. У вас на парте лежат листочки в виде конверта. Разверните их и напишите теплые слова, слова благодарности – все, что хотите своим родителям. Не забудьте подписать конверт, для того, чтобы он нашел своего адресата (ребята пишут “письма” своим родителям, которые раздаются адресатам на классном часу).

- Мать и отец, папа и мама - это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое. (Г. Медынский).

7. Просмотр видео “Не опоздайте…” - К. Симонова.

- Мы никогда не должны забывать своих родителей. Мы всегда должны помнить о них. О том, что они сделали для нас. О том, что именно благодаря им мы живём на этом свете и дышим. Иногда мы не замечаем печали на их лицах, иногда не помогаем им и не говорим тёплые слова. Иногда, когда дети вырастают и разлетаются кто куда, они забывают просто позвонить своим родителям. Нет! Не со зла, а просто закрутившись, забыв за работой. А они очень ждут! Дети вспомнят, конечно, но может быть уже слишком поздно…

- И я предлагаю вам посмотреть видео, которое называется “Не опоздайте…” (просмотр видео).

8. Разучивание и исполнение песни “Гимн семье” - К. Меладзе.

- Итак, кто помнит название песни, с которой начался наш урок? (Ответы детей) Верно, песня под названием “Гимн семье”. Сейчас мы с вами её разучим и исполним.

9. Итог урока.

- Я благодарю всех участников нашего сегодняшнего урока (слайд №24). Я думаю, что вы поняли, что главной ценностью на все времена остается семья, что самые дорогие и родные люди, которые никогда не предадут и не оставят в беде – это ваши родители. Спасибо вам за то, что вы были сегодня так откровенны. И я надеюсь, что некоторые из вас придя сегодня домой, скажут родителям несколько тёплых и добрых слов. До свидания! (Слайд №25).

Музыкальные приложения (у автора)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconКонспект урока тема: "Что такое наречие?" Автор: Окишева Татьяна...
...
Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconТема урока Основные понятия
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconКонспект урока что такое алфавит? Разные алфавиты (Тема урока) фио...

Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconУрока 2 Тема Что такое светская этика
Цель урока: Формирование представления с общественными нормами нравственности и морали
Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconПлан урока. Тема урока: Что такое масса? Что такое вес? Что такое...
Тип урока: повторение ранее изученного материала в курсе физики 7 класса и 9 класса при изучении нового материала, при обобщении...
Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconКонспект урока Тема урока Будь здоров!
Цель: Дать учащимся представление о том, что такое здоровый образ жизни, помочь задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение...
Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconУрок №1 Тема урока: Что такое информация. Виды информации
Матвеева Н. В. и др. Информатика: Учебник для 2 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003
Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconТема урока. Кол-во часов
Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация
Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconКонспект урока «Что такое горизонт. Как определяют стороны горизонта....
Тема: «Что такое горизонт. Как определяют стороны горизонта. Путешествие с компасом». Это шестой урок в разделе «Ориентирование в...
Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconУрока по русскому языку в 5 классе Тема
Знать: что такое управление; какими частями речи могут быть выражены главные слова в словосочетании
Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconКонспект урока Тема: Современное повседневное декоративное искусство....

Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconУрок окружающего мира по теме "В гостях у Гигиены"
Значит, говорить мы сегодня будем о гигиене. Это тема нашего урока. Кто может сказать, что такое гигиена?
Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconКонспект урока по теме: «Алгоритмы»
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconКонспект урока по теме: «Алгоритмы»
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconУрока формирование новых знаний. Тема: Что такое Бенилюкс?
Ожидаемые результаты: повышение познавательного интереса к предмету, расширение представлений о странах Европы и их жителях, развитие...
Тема урока : “Такое разное многоголосие” iconТема: Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную
Цель урока: разъяснить ученикам понятие Вселенная и различные гипотезы ее строения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск