Содержание
Стр.
Пояснительная записка ………………………………………………. 3
Формируемые УУД по предмету…………………………………... 10
Тематическое планирование ………………………………………… 13
Контрольно – измерительные материалы …………………………... 34
Пояснительная записка
ТЕХНОЛОГИЯ Рабочая программа по технологии разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.; примерной программы по технологии/Москва «Просвещение, 2013 г./ ; авторской программы предмета «Технология » Н.М. Конышевой , 2 класс /Смоленск «Ассоциация XXI», 2013 год./, рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ.
Основная цель изучения
| Углубление общеобразовательной подготовки школьников, формирование их духовной культуры и всестороннее развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение курса способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
| Задачи изучения дисциплины:
| формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
| Принципы отбора содержания.
| Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;
Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
| Олимпийское образование
| В курс «Технология» включены материалы спортивной и олимпийской тематики в рамках реализации программы олимпийского образования. Данные материалы не нарушают структуру программы по технологии, а лишь являются углублением идеи взаимодействия спорта и олимпийского движения с формированием, эмоциональной, эстетической сфер личности. Материал по программе олимпийского образования представлен контекстными включениями олимпийского компонента – задания с использованием олимпийской и спортивной тематики при изучении отдельных тем. Материал подобран с учетом возрастных особенностей обучающихся и реализуется через различные виды деятельности: тренировочные упражнения, словарная работа, работа по развитию речи.
| Место учебного предмета в системе начального общего образования.
| Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится 1 час в неделю, всего- 34 часа.
Тематическое планирование использовано без изменений; содержание, последовательность тем и количество часов на их изучение сохранено.
| Планируемые результаты изучения предмета
| Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
| Методической основой организации деятельности школьников на уроке.
| являются проблемные и поисково-творческие методы на основе дизайна.
| Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
| Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, бисер, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь; 1
и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
| Состав учебно-методического комплекта
| Н. М. Конышева. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век
Н. М. Конышева. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век 2013 г.
Дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся
Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век;
Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. – Смоленск: Ассоциация XXI век;
|
ФОРМИРУЕМЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
на уроках технологии во 2 классе ( УУД )
Тема раздела
| Личностные УУД
| Регулятивные УУД
| Познавательные УУД
| Коммуникативные УУД
| «Дело мастера боится»
| 1. Умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «родина», «природа».
2. Уважение к труду русских мастеров-умельцев
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
| 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
| 1.Умение работать с материалом (бумага и картон)
2. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
3.Совершенствовать умение работать по образцу и самостоятельно
| 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
| «О чем рассказывают вещи. Подготовка к Новогодним праздникам
| 1. Умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,«семья»,
2. Уважение к своему народу, к устному народному творчеству.
3. Оценка жизненных ситуаций
| 1. Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
2. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
3. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
| 1. Ориентироваться в учебнике: определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
4. Находить необходимую информацию.
| 1.Оформлять свои работы
2.Читать вслух и про себя тексты художественных книг, понимать прочитанное.
3.Умение оформлять презентации к празднику.
| «Мастер учится у мастеров»
| 1. Уважение к своему другу и товарищу,к учителю, к мастеру.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться и общаться с одноклассниками
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зренияобщечел. норм.
| 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
| 1.Умение изображать предметы из различных материалов
2. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
| 1.Умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
6. Критично относиться к своему мнению.
7. Понимать точку зрения другого
.
| «Природа и фантазия в изделиях мастеров»
| 1. Умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «родина», «природа».
2.Умение фантазировать и изображать свои фантазии
3. Оценка жизненных ситуаций
| 1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
2.Умение оценивать свою работу по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
| 1.Умение выполнять работу, фантазируя.
2. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
| 1.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
2. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
|
«Согласованно»
с зам. директора по УВР
Кудиной Н. Д. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Использование
наглядного и информационного
материала
| Вид
контроля и
работы
| Повторение
| Дата
проведения
|
| «Дело мастера боится»
|
|
|
|
|
|
| 1
| Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного.
Культура и организация труда. Инструменты и материалы
| 1
| Изучение нов.
| Наблюдения и опыты с материалами. Упражнения в обращении инструментами
| Коллективная раб.
Организация раб.
места
| Правила работы с инструментами труда
|
| 2
3
| Разметка деталей из бумаги
способом сгибания. Изготовление квадрата. Оригами «Рыбка» Новые формы оригами (бабочка, лягушка).Композиция с фигурками оригами.
| 1
1
| Изучение нов.
урок-путешествие
Изучение нов.
урок-практикум
| Презентация из Интернета
«Оригами»,способы сгибания
Презентация из Интернета
«Оригами»,способы сгибания
| Коллективная раб.
Коллективная раб.
| Геометрические фигуры
Геометрические фигуры
|
| 4
5
| Приемы разметки и вырезания симметричных форм с зеркальной симметрией («Орнамент») Симметрия и асимметрия в композиции. Картина для сказочного героя.
| 1
1
| Урок «открытие» нового .
Изучение нов.
| Линейка, рулетка и сантиметр – измерительные инструменты
примеры симметрии и асимметрии в природе
| Коллективная раб.
Коллективная раб.
| Геометрические фигуры
Орнамент
|
| 6.
| Приемы разметки и вырезания форм с двумя осями симметрии.
| 1
| урок-практикум
| Материал из «Занимательной
Математики»,
| Коллективная раб.
Картина для сказочного героя
| Сказки
|
| 7-
8.
| Композиция на плоскости из засушенных растений.
| 2
| Урок-экскурсия,
комбинированный
| Предметы декоративно-прикладного искусства
| Сам.раб.
| Виды декоративно-прикладного искусства
(игрушки)
|
|
| О чем рассказывают вещи.
|
|
|
|
|
|
| 9
10.
| Объемно-пространственные изделия из природных материалов. Построение прямоугольника от двух прямых углов.
| 1
1
| Комбинированный
Изучение нов.,
урок-практикум
| Слайд-шоу из Интернета
Измерительные инструменты
| Сам.раб.
| Правила обработки природного материала Геометрические фигуры
|
| 11
12.
| Развертка. Построение прямоугольных разверток. Подставка под кисти. Образ и конструкция открытки. Новогодняя поздравительная открытка.
| 1
1
| Комбинированный
Изучение нов.
| Измерительные инструменты
Примеры новогодних открыток разных времен.
Слайд-шоу из Интернета
| Коллективная раб.
Самост. работа
| Геометрические фигуры.
Соблюдение правил безопасности работы с инструментами. Раб.с линейкой, сгибание и композиция открыток
|
| 13, 14
| Конструирование прямоугольной развертки объемного изделия
| 2
| Изучение нов.
| Измерительные инструменты
| Коллективная раб.
| Понятие «развертка»
|
| 15, 16
| Конструирование объемных изделий из бумаги. Новые приемы бумажной пластики
| 2
| Изучение нов.,
урок-практикум
| Просмотр презентации по теме
| Сам.раб.
взаимопроверка
| Правила работы с инструментами труда
|
| 17.
| Конструирование объемных изделий из бумаги. Новые приемы бумажной пластики. «Елочка»
| 1
| Комбинированный
| Новогодняя ёлка, украшения
| Сам.раб.
| Культура праздника,
Поведение.
|
|
| «Природа и фантазия в изделиях мастеров»
|
|
|
|
|
|
| 18
19
| Изделия по мотивам народных мастеров. Весеннее печенье «Тетерки» Изделия по мотивам народных мастеров. Кукла из ниток. Талисманы олимпийских игр
| 1
1
| Урок-путешествие
Изучение нов.
| Презентация «Народные
Умельцы» ( о донском народном творчестве )
Праздник «Масленница».
Презентация «Народные
Умельцы»
| Коллективная раб.
Народная глиняная игрушка, кукла из волокнистых материалов.
| История Донского казачьего народа.
Умельцы Донской земли. Посуда, одежда, игрушки, угощение (весеннее печенье)
|
| 20
21, 22
| Изделия по мотивам народных мастеров. Игрушка-свистулька Работа с тканью. Изготовление дорожной игольницы.
| 1
2
| Изучение нов.
| Презентация «Глиняные игрушки»
Виды ткани, ниток и иголок
|
Коллективная раб.
Шьём дорожную игольницу
| Правила работы с инструментами труда
|
| 23
| Работа с тканью. Полотняное переплетение нитей в ткани. Салфетка с бахромой.
Разметка продергиванием нитей
| 1
| Изучение нов.
| 8 Марта – Международный женский день!
| Коллективная раб.
Изготовление салфетки
| Культура праздника
|
| 24, 25
26
| Приёмы работы с нитками и иглой.
Шов «вперед иголку». Салфетка с бахромой.
Работа с тканью. Разметка с припуском.
Изготовление декоративной игольницы
| 2 1
| Изучение нов.
| 8 Марта – Международный женский день!
Слайд-шоу
Слайд-шоу декоративных игольниц( разнообразие умельцев)
| Коллективная раб.
Обработка салфетки
| Техника безопасности с острыми и колющими предметами
|
|
| «Мастер учится у мастеров»
|
|
|
|
|
|
| 27
| Обтягивание тканью деталей простой формы. Шов «через край»
| 1
| Комбинированный
|
| Коллективная раб.
Композиция из засушенных растений,
| Виды швов
|
| 28, 29, 30.
| Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция.
Пять колец Олимпиады.
| 3
| Изучение нов.
| Слайд-шоу «Виды мозаики»
| Коллективная раб.
| Охрана окружающей среды
|
| 31
| Барельеф. Композиция. Стилизация.
| 1
| Комбинированный
| Презентация «Барельеф»
| Взаимопроверка
| Развитие речи
|
| 32.
| Предмет и среда: декоративная ваза как предмет интерьера.
| 1
| Изучение нов.
| Презентация по теме
| Сам.раб.
|
|
| 33
34.
| Итоговая самостоятельная работа. Книжка-календарь Подведение итогов года. Итоговая выставка.
| 1
1
| Закрепление
Урок-праздник
|
| Коллективная раб.
| Правила ТБ
|
|
Учебно-тематический план
Технология
Модуль, глава
| Кол-во часов
| Сроки прохождения
| Кол-во контрольных работ
| 1. «Дело мастера боится»
| 8
| 05. 09 – 17. 10
| -
| 2. О чем рассказывают вещи.
| 9
| 24. 10 – 09. 01
| -
| 3. «Природа и фантазия в изделиях мастеров»
| 9
| 16. 01 – 13. 03
| -
| 4. «Мастер учится у мастеров»
| 8
| 20. 03 – 22. 05
| 1
|
|