Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе





Скачать 54.41 Kb.
НазваниеЗдоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе
Дата публикации24.07.2014
Размер54.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе.

Серенькая Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

МОУ-СОШ с.Подлесное, Марксовского района.

Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Поэтому обсуждаться эти проблемы стали достаточно часто.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребёнка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий. Что же это такое?

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах – задача –минимум и задача – оптимум.

Тогда более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения их в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться.

Неотъемлемая часть процесса формирования культуры здоровья – обучение здоровью.

Достичь этого, давая отрывочные знания в рамках некоторых школьных предметов, не представляется возможным. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что обучение здоровью необходимо строить по специально разработанной комплексной программе.

Учителями начальных классов созданы и апробированы адаптированные программы «Уроки здоровья», «Разговор о правильном питании», «ОБЖ» и др., апробирована и внедрена масса педагогических, медицинских и психологических методик, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка, и его социальную адаптацию.

С учетом теоретических подходов к проблеме, а также на основе исследований и практического опыта работы в области здорового образа жизни специалистами Саратовского областного центра планирования семьи и репродукции и кафедры валеологии Саратовского института повышения квалификации работников просвещения была разработана программа «Основы здорового образа жизни».

Начиная с 2000г. наша школа и детские учреждения, откуда приходят к нам дети, работаем по этой программе, выполняя все цели и задачи данной программы.

Программа охватывает период с 3-х лет до 17-ти лет и содержит блоки: этический, психологический, правовой, семьеведческий и медицинский.

В программу включены совместные занятия родителей и детей. Также программа подразумевает организацию родительского всеобуча по ключевым вопросам воспитания и активное участие родителей в выполнении домашних заданий детей.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и проявлений индивидуальности к усвоению определенных знаний на каждом уровне развития.

В программе соблюдается последовательное усложнение и расширение изучаемых понятий по мере взросления ребенка.

Престиж здорового образа жизни в начальной школе очень высок.

Всю организацию учебно-воспитательной работы мы построили с учётом физиологических принципов изменения работоспособности ребёнка:

  1. сделали облегчённой начало каждой учебной недели и учебной четверти;

  2. в ходе проведения уроков сложный материал изучается лишь тогда, когда работоспособность детей достигла высшего уровня;

  3. рационально чередуется учёба и отдых детей;

  4. расписание уроков составлено на основании соответствующих требований (наибольшее количество балов приходится на среду и пятницу);

  5. введён отдельный предмет 1 час в неделю – ОЗОЖ.

Администрация школы определила основные направления оздоровительной работы:

    • Профилактика нарушений опорно-двигательной системы – ввели физзарядку на свежем воздухе, уроки физкультуры на свежем воздухе.

    • Применяются упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления плечевого пояса и рук, комплекс упражнений гимнастики.

    • В течение учебного года учащиеся получают поливитамины «Ревит»

    • Для охраны зрения, для профилактики близорукости на уроках проводим упражнения на снятие напряжения глазных мышц.

    • Учебные занятия в классах рекомендовано проводить в режиме динамических пауз.

    • Питание в школе чётко сбалансировано, ежедневно ученики получают на обед салат из овощей (свекла, морковь, капуста), первое или второе (картофель, капуста, мясо, крупы, молоко).

Для начальной школы в здании выделен отдельный блок, и за каждым классом закреплено определённое помещение. Классные кабинеты оснащены техническими средствами обучения. В классах соблюдается воздушно-тепловой режим. Школа работает в 1 смену. Занятия начинаются в 8 часов. Расписание уроков составлено с учётом нормативных требований.

Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья учащихся, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях – вот некоторые формы работы с родителями и учащимися начальных классов, проводимые школьной медицинской сестрой в реализации этой программы.

В режим дня начальной школы включён комплекс оздоровительных мероприятий.

Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании.

Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, - контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания.

Результатом всей этой работы явилось создание заповедей для каждого учителя, родителя и для ребёнка.

Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Подводя итог вышеизложенному можно сделать вывод, что педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт:

  1. В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.

  2. Здоровый ребёнок и учитель рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

  3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

  4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.

Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:

«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка,...
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconТема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья...
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconКалугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной...
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык)
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconДоклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям...
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Здоровье закладывается в детском возрасте. Начальной школе в этом отводится...
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Макарова Н. М. Использование технологии амо с применением мультимедиасредств в современной начальной школе
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в начальной школе
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации фгос ноо
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconИспользование информационных технологий в начальной школе
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В. Ф. Шаталову). Опыт работы учителя биологии...
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconШамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие...
Тема сегодняшнего педсовета-«Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе»
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconОтчет о круглом столе в начальной школе «Использование современных...
Отчет о круглом столе в начальной школе «Использование современных технологий для достижения метапредметных результатов» городской...
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рамках семинара педагогами школы были даны открытые уроки в начальной, основной и средней школе, внеклассные мероприятия, презентация...
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconКурсовая работа Информационные технологии на уроках как средство...
Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе icon«Формирование информационно – коммуникативной компетентности через...
Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии...
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Области преподавания информатики в школе. В своей работе Светлана Сергеевна использует современные образовательные технологии: развивающее...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск