ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОЕКТ примерной программы по учебному предмету
ПО.01.УП.05. НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Москва 2012
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
| II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
| III. Требования к уровню подготовки обучающихся
| IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
| V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
| VI. Список рекомендуемой учебной литературы
- Основная литература;
- Дополнительная литература
|
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Народно-сценический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.
Народно-сценический танец является одним из основных предметов предметной области «Хореографическое исполнительство». В соответствии с учебными планами предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество» предмет «Народно-сценический танец» изучается с 4 по 8 класс (8-летний срок обучения) и со 2 по 5 класс (5-летний срок обучения).
Содержание учебного предмета «Народно-сценический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров», «Классический танец».
Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала.
Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок освоения предмета «Народно-сценический танец» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет.
Срок освоения предмета «Народно-сценический танец» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте от 10 до 12 лет, составляет 4 года.
Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные предпрофессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Народно-сценический танец»:
Таблица 1
Срок обучения - 8 лет
Вид учебной работы,
учебной нагрузки
| Год обучения (класс)
| 1-5
(4-8 класс)
| 6
(9 класс)
| Максимальная нагрузка (в часах), в том числе:
| 330
| 66
| аудиторные занятия (в часах)
| 330
| 66
| Общее количество часов на аудиторные занятия
| 396
|
Таблица 2
Срок обучения – 5 лет
Вид учебной работы,
учебной нагрузки
| Год обучения (класс)
| 1-4
(2-5 класс)
| 5
(6 класс)
| Максимальная нагрузка, в том числе:
| 264
| 66
| аудиторные занятия
| 264
| 66
| Общее количество часов на аудиторные занятия
| 330
|
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народно-сценических танцев, танцевальных композиций народов мира в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.
Задачи:
обучение основам народного танца,
развитие танцевальной координации;
обучение виртуозности исполнения;
обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
развитие физической выносливости;
развитие умения танцевать в группе;
развитие сценического артистизма;
развитие дисциплинированности;
формирование волевых качеств.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна) в балетном классе;
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной. II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Народно-сценический танец», на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 3
Срок освоения предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество - 5 (6) лет
| Распределение по годам обучения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Классы
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Продолжительность учебных занятий (в неделях)
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| Общее количество часов на аудиторные занятия
| 264
| 66
| Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные)
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные)
| 66
| 66
| 66
| 66
| 66
| Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные)
| 264
| 66
| Объем времени на консультации (по годам)
| 6
| 6
| 6
| 6
| 8
| Общий объем времени на консультации
| 24
| 8
|
Таблица 4
Срок освоения предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество - 8 (9) лет
| Распределение по годам обучения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Классы
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Продолжительность учебных занятий (в неделях)
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| Общее количество часов на аудиторные занятия
| 330
| 66
| Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные)
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные)
| 66
| 66
| 66
| 66
| 66
| 66
| Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные)
| 330
| 66
| Объем времени на консультации (по годам)
| 6
| 6
| 6
| 6
| 6
| 8
| Общий объем времени на консультации
| 30
| 8
|
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Требования по годам обучения
В содержание программы входят следующие виды учебной работы:
- изучение учебной терминологии;
- ознакомление с элементами и основными комбинациями народно-сценического танца;
- ознакомление с рисунком народно-сценического танца особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- ознакомление со средствами создания образа в хореографии.
В данной программе предложены требования по годам обучения для 8 (9)-летнего срока реализации предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество» (4-8 (9) классы). Вариант для 5 (6)-летнего срока может быть разработан образовательным учреждением самостоятельно. |