Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век»





Скачать 170.38 Kb.
НазваниеУрок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век»
Дата публикации30.07.2014
Размер170.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Открытый урок по литературе в 11 классе.

Раздел «Серебряный век» русской литературы.

Учитель МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов» Никитенкова В.В., первая квалификационная категория.
Урок - гостиная «И все-таки услышат голос мой...». Анализ творчества Марии Петровых.

Цели: раскрыть авторскую концепцию личности и бытия; побуждать учащихся задумываться над извечным вопросом: в чем смысл жизни человека на земле. Эпиграфы к уроку.
Если человек прекращает свою борьбу со злом, он перестает быть человеком.

Ч. Айтматов.

Но разве счастье взять руками голыми? -

Оно сожжет.

Меня швыряло из огня да в полымя

И вновь - об лед.

И в кровь о камень сердца несравненного, -

До забытья...

Тебя ль судить, - бессмертного, мгновенного,

Судьба моя!

М. Петровых.

Оборудование: портрет М.С. Петровых, музыкальные грамзаписи: Ванесса Мей «Шторм», Поль Мориа «Менуэт», Фаусто Папетти «Маленький цветок», Кении Джи «Песни птиц», Кенди Далфер «Встреча», литературная газета класса, посвященная творчеству М. Петровых; иллюстрации учащихся.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя (звучит музыка Ф. Папетти «Маленький цветок»)

Кто дает вам право спрашивать -Нужен Пушкин или нет? Неужели сердца вашего Недостаточен ответ?!

Наше трепетное, лучшее, Наше будущее с ним.

Это слова М. Петровых о А.С. Пушкине. Но их смело можно отнести и к ней самой, любому поэту «серебряного века», чьё творчество - великий подвиг. Творчество М. Петровых - это прекрасный чарующий мир её души, издающий волшебные звуки, неповторимые по своей образности поэтические картины. Её поэзия тогда (да и сейчас тоже) существовало как-
то замуровано, не явно и не подпольно, а в ином четвертом измерении, доступном лишь для считанных друзей. Ещё не все её стихи дошли до читателя. И мне бы хотелось, чтобы вы по достоинству оценили её поэтический мир.

Творчество поэтессы, так уже получилось, мало исследовано, а вам, чтобы донести до глубины нашего сознания этот поэтический дар, пришлось много поработать. Думаю, тем и интересно для нас будет ваше открытие. Итак, даю слово I творческой группе, которая анализировала поэзию Т.М. Петровых в целом.

1-й ученик.

Стихи М. Петровых, как и всякого поэта, автобиографичны. Все, что написано её рукой, было. Было в действительности или с ней самой, или с её друзьями. Поэзия её мелодичная. Самые обычные слова использовала, но они у неё достигают такой выразительности, которые заставляют наше воображение воссоздавать картины природы, воспринимать трепетно и нежно мир чувств её героев. Стихи её, как песня, рассказывают не о событиях, а о судьбе.

2-й ученик.

Тема любви занимает центральное место в творчестве М. Петровых, так как ей суждено было испытать настоящее чувство любви, которое досталось ей так не легко. Ей всё казалось, что она лишняя в судьбе своего возлюбленного. Да и любила она очень своеобразно: чисто, нежно, застенчиво. Так любила, что долгое время боялась посмотреть в глаза любимого.

Светло ль ты, солнце, и лучисто ли

И прежний ли ты держишь путь, Когда, меня завидев издали, Вы рады в сторону свернуть?

А здесь - пройти бы невредимою

И лишь бы не встречаться впредь.

Здесь - даже на лицо любимое

Я не решаюсь посмотреть.

Заговорю - так про веселое,

Закусывая губы в кровь...

Простите мне мою тяжелую,

Мою ненужную любовь! 3-й ученик.

Проходит время, выясняется, что чувство любви полонило их обоих. Они соединяют свою судьбу. Далее следуют мгновения короткой, но счастливой жизни, полной любви, теплоты, трепетной заботы друг о друге. Но М. Петровых по-прежнему искала чего-то нового от жизни. Уже тогда она чувствовала в душе своей силы творческие, но применения им не находит. Лишь рождение дочери вселяет в неё надежду:

Когда на небо синее

Глаза поднять невмочь,

Тебе в ответ, уныние,
Возникнет слово: дочь.

О, чудо светлолицее,

И нежен и высок, -

С какой сравнится птицею

Твой легкий голосок!

Клянусь - необозримое

Блаженство впереди,

Когда ты спишь, любимая,

Прильнув к моей груди.

Тебя держать, бесценная,

Так сладостно рукам.

Не комната - вселенная,

Иду - по облакам.

И сердце непомерное

Колышется во мне,

И мир, со всею скверною,

Остался где-то, вне.

Мной ничего не сказано,

Я не сумела жить,

Но ты вдвойне обязана,

И ты должна свершить!

В тиши блаженства нашего

Кляну себя: не сглазь!

Мне счастье сгинуть заживо,

Но знать, что ты сбылась!

4-й ученик:

Нельзя не отметить глубины поэтического образа стихотворения «Признание», которое напоминает шедевр стихотворения Пушкина о любви «Я помню чудное мгновенье». Какой поэзией веет от строк данного стихотворения:

Не взыщи, мои признанья грубы,

Ведь они под стать моей судьбе.

У меня пересыхают губы

От одной лишь мысли о тебе.

Воздаю тебе посильной данью -

Жизнью, воплощенною в мольбе,

У меня заходится дыханье

От одной лишь мысли о тебе.

Не беда, что сад мой смяли грозы,

Что живу - сама с собой в борьбе,

Но глаза мне застилают слезы

От одной лишь мысли о тебе.

5-й ученик.

Да! М. Петровых любила искренне, преданно, самозабвенно. Это былал действительно, глубокая любовь, которая давала ей творческие силы, вселяла надежду на долгое счастье с любимым.
Говорят, от судьбы не уйдешь

. Ты над этим смеешься? Ну что ж, Покажи мне, любимый, звезду,

По которой тебя не найду, Покажи мне, любимый, пути,

На которых тебя не найти, Покажи мне, любимый, коня,

На котором объедешь меня...

Берет слово II творческая группа. (Звучит музыка В. Мей «Шторм») 1-й ученик.

Счастье, на которое надеялась М. Петровых, внезапно оборвалось. Война. Блокадный Ленинград. На передовой - муж, сын. Боль. Одиночество. Тоска. Все это тяжелым бременем ложится на её женские плечи. Она постоянно думает о них, о муже, которого так любит. Вспоминает каждый день, который приносит ей счастье, мгновения прекрасной и нежной любви. Вот и сейчас его рядом нет, но завтра праздник - День рождения мужа. В душе её рождаются поистине волшебные поэтические строки, полные любви, заботы, неисчерпаемой нежности к любимому:

Завтра день рождения твоего...

Милый, чем же я его отмечу?

Если бы поверить в нашу встречу!!!

Больше мне не надо ничего.

Ночью здесь такая тишина!

Звезды опускаются на крышу,

Но, как все, я здесь оглушена

Грохотом, которого не слышу.

Неужели ото всех смертей

Откупились мы любовью к детям?

Неужели родине своей

За себя достойно не ответим?

Это вздор! Не время клевете

И не место ложному смиренью.

Но за что же мы уже не те?

Кто мы в этом диком измеренье?

Завтра день рожденья твоего.

Милый, чем же я его отмечу?

Если бы поверить в нашу встречу!

Больше мне не надо ничего...

2-й ученик.

М. Петровых оказывается в блокадном Ленинграде. Ей, отзывавшейся на любую боль человека, обратившегося к ней за помощью, было безумно тяжело смотреть на скорбный плач, голод, смерть ни в чем не повинных детей. Она делилась с детьми последней коркой хлеба. Приходит к выводу, что нет ничего страшнее в жизни, чем война.

Есть очень много страшного на свете,
Хотя бы сумасшедшие дома, Хотя бы искалеченные дети,

Иль в города забредшая чума, Иль деревень пустые закрома, ' Но ужасы ты затмеваешь эти -Проклятье Родины моей - война.

Конечно, страшны вопли дикой боли

Из окон госпиталя - день и ночь.

Конечно, страшны мертвецы на поле,

Их с поля боя не уносят прочь.

Но ты страшней, безвинная неволя,

Тебя, как смерть, нет силы превозмочь.

А нас ещё ведь спросят - как могли вы Терпеть такое, как молчать могли?!

Как смели немоты удел счастливый Заранее похитить у Земли?.. И даже в смерти нам откажут дети,

И нам еще придется быть в ответе.

3-й ученик.

Страшные известия врываются в дом М. Петровых. Погибает на войне друг семьи. Буквально чрез несколько дней - зловещая, жгущая руки похоронка на мужа. Захлебнувшись от горя, М. Петровых уходит в себя. Жизнь потеряла смысл, она чувствует свою ненужность в этом мире. Это подтверждает полное отчаяния стихотворение «Горе».

Уехать, уехать, уехать

Исчезнуть немедля, тотчас,

По мне, хоть навечно, по мне, хоть

В ничто, только скрыться бы с глаз.

Мне лишь бы не слышать, не видеть,

Не знать никого, ничего,

Не мыслю живущих обидеть,

Но как здесь темно и мертво!

Иль попросту жить я устала -

И ждать, и любить не любя...

Все кончено. В мире не стало -

Подумать - не стало ТЕБЯ.

4-й ученик.

Даже комната, в которой жила поэтесса со своим мужем, после его смерти становится для неё чужой. Здесь все напоминает о нем, о счастливых мгновениях любви. Да! Здесь когда-то она была счастлива. И в душе её рождается прощальное стихотворение, оно так и называется «Прощание».

Вот на этом самом месте

В этой комнате чужой

Мы прощались. Были вместе,
Не рассечь - душа с душой.

В эту комнату чужую

Я теперь вхожу одна.

Холодея, дохожу я

До тогдашнего окна.

Вот на этом самом месте,

Вот у этого стола

Мы прощались, были вместе. Вместо смерти ЖИЗНЬ была.

А теперь в тиши зловещей

Взгляд вещей невыносим.

А теперь исходят вещи

Прежним голосом твоим.

Не твоим ли каждым словом Озарен мой трудный путь?!

Став дыханьем, хлебом, кровом, Слово может все вернуть.

Как-нибудь обронишь слово, Ставшее мое душой,

И окажешься ты снова

В этой комнате ЧУЖОЙ.
5-ученик.

Казалось, сам рок, злобный и жестокий, преследует М. Петровых. Погибает на войне единственная отрада жизни - сын. Не заглушить душераздирающего стона, идущего со дна души. Не желает она смириться с потерей сына.

Лишь в буре - приют и спасенье.

Под нею ни ночи, ни дня.

Родимые ветры осенние,

Хоть вы не оставьте меня!

Вы пылью засыпьте глаза мои,

И я распознать не смогу,

Что улицы все те же самые

На том же крутом берегу.

Что город все тот же по имени,

Который нас видел вдвоем.

Хотя бы во сне - позови меня,

Дай свидеться в сердце твоем!

6-й ученик.

М. Петровых понимала, что война - самое страшное испытание, выпавшее на долю человечества. И хотя она сама потеряла самых дорогих, самых близких своих родных, она находит в себе силы разделить такое же горе с близкими людьми.

О, скрытая моя соседка,
Бедой объятая душа!

Мы слишком часто, слишком редко

Встречаемся, всегда спеша.

Приди от горя отогреться,

Всем сердцем пристальным моим

Зову тебя: скорее встреться

Мы и без слов поговорим.

Заплачь, поплачь! Ведь я-то знаю,

Как ночь бродить по пустырю.

До счастья выплачься, родная,

Я за тебя договорю.

III творческая группа. 1-й ученик

Проходит время. Боль потери близких притупилась. Нет уже той острой боли, связанной с потерей мужа, сына, друзей. Но с их уходом из её жизни ей становится пусто на земле. И она, не желая примириться со своими страданиями, с болью в сердце обращается к своему любимому, упрекая его в том, что не имел он права оставлять её одну в этом мире.

Знаю, что ко мне ты не придешь,

Но поверь, не о тебе горюю:

От другого горя невтерпеж,

И о нем с тобою говорю я.

Милый, ты передо мной в долгу.

Вспомни, что осталось за тобою.

Ты мне должен - ДОЛЖЕН! - я не лгу -

Воздух, солнце, небо голубое,,

Шум лесной, речную тишину, -

Всё, что до тебя со мною было.

Возврати друзей, веселье, силу,

И тогда уже - ОСТАВЬ ОДНУ!

2-й ученик.

Еще трагичнее звучат стихотворения, в которых она умоляет о свиданье, заведомо зная, что в этом мире оно невозможно.

Назначь мне свиданье

на этом свете. Назначь мне свиданье

в 20-м столетье.

Мне трудно дышать без твоей любви,

Вспомни меня, оглянись, позови!

Казалось, мечтали о чем-то прекрасном. Тропинка всё выше кружила над бездной... Ты помнишь ли тот поцелуй поднебесный?.. Числа я не знаю, но с этого дня Ты светом и воздухом стал для меня.

Пусть годы умчатся в круженье обратном И встретимся мы в переулке Гранатном... Назначь мне свиданье у нас на ЗЕМЛЕ, В твоем потаенном сердечном тепле.

3-й ученик.

Постоянно в мыслях она общается со своим мужем, ушедшим из жизни. Говорила с ним, как с живым. Он ушел из жизни в целом, но из её жизни он не уходит. Послушаем их диалог: Мы рядом сидим.

Я лицо дорогое целую.

Я голову глажу седую. Мне чудится возле

какая-то грозная тайна, А ты говоришь мне,

что всё в этой жизни случайно. Смеясь, говоришь:

- Ну а как же? Конечно, случайно. -Так было во вторник.

И вот подошло воскресенье. Из сердца вовек не уйдет

этот холод весенний. Тебя уже нет,

а со мною что сталось, мой милый... Я склоняюсь над свежей твоею могилой.

Я не голову глажу седую -

Траву молодую. Не лицо дорогое целую,

А землю сырую.

4-й ученик.

М. Петровых пронесла через всю свою жизнь чистую преданную любовь к своему мужу. Она не забывала о нем никогда. И в последние минуты она понимает, что прощается с жизнью, но уже не сетует, наоборот, верит, что счастье найдет её там, с её навсегда любимым мужем.

Нет, мне уже не страшно быть одной.

Пусть ночь темна, дорога незнакома.

Ты далеко и все-таки со мной.

И мне спокойно, мне легко, я дома.

Какие чары в голосе родном!

Я сокрушаюсь только об одном -

О том, что жизнь прошла с тобою розно,

О том, что ты позвал меня так поздно.

Но даже эта скорбь не тяжела.

От унижений, ужасов, увечий

Я не погибла, нет, я дожила,

Дожаждалась, дошла до нашей встречи.
Твоя немыслимая чистота –

Мое могущество, моя свобода,
Мое дыхание: я с тобою та,

} Какой меня задумала природа.

Я не погибла, нет, я спасена.

Гляди, гляди - жива и невредима.

И даже больше - я тебе нужна.

Нет, больше, больше - я необходима.

5-й ученик.

Как у всякого поэта мы находим связь с устным народным творчеством. Поэзия её порой близка песням и народным плачам. У меня большое горе, И плакать не могу. Мне бы добрести до моря, Упасть на берегу. Не слезами ли, родное, Плещешь чрез край? Поделись хоть ты со мною, Дай поплакать, дай! Дай соленой, дай зеленой, Золотой воды,

Синим солнцем прокаленной, Горячей моей беды.
О животворящем чуде

Умоляю вас:

Дайте мне, родные люди, Выплакаться только раз!

Пусть мольба моя нелепа,

Лишь бы кто-нибудь принес,

-Не любви прошу, не хлеба, -Горсточку горючих слез.

Я бы к сердцу их прижала, Чтобы в кровь мою вошло Обжигающее жало,

От которого светло.

До заветного начала,

До рассвета на лугу...

Слишком больно я молчала, Больше не могу.

6-й ученик.

Неумолимо проходят годы. Забываются обиды, утихает боль. Снова жизнь, полная творческих открытий. М. Петровых встречает человека, который на время сумел растопить лед в её душе. Она потянулась к нему, но поняла... что это не любовь, да и он просто жалеет её. Но жалость - это удел нищих душой, а она не нуждается в жалости и открыто говорит:
Что же это за игра такая?...

Нет уже ни слов, ни слез, ни сил...

Можно разлюбить - я понимаю,

Но приди, скажи, что разлюбил.

Для чего же эти полувзгляды?

Нежности внезапной не пойму.

Отвергая, обнимать не надо.

Разве не обидно самому?

Я всегда дивлюсь тебе как чуду.

Не найти такого средь людей.

Я до самой смерти не забуду

Беспощадной жалости твоей...

1-й ученик.

А это уже для нас в знак назидания звучат её проникновенные строки:

Не плачь, не жалуйся, не надо,

Слезами горю не помочь.

В рассвете кроется награда

За мученическую ночь.

Сбрось пламенное покрывало,

И платье наскоро надень.

И уходи куда попало

В разгорячающийся день.

Тобой овладевает солнце.

Его неодолимый дар

В зрачках блеснет на самом донце,

На сердце ляжет, как загар.

Когда в твоем сольется теле

Владычество его лучей,

Скажи по правде - неужели

Тебя ласками горячей?

Пойди к реке, и кинься в воду,

И, если можешь, - поплыви.

Какую всколыхнешь свободу,

Какой доверишься любви!

Про горе вспомнишь ты едва ли,

И ты не назовешь - когда

Тебя нежнее целовали

И сладостнее, чем вода.

Ты вновь желанна и прекрасна,

И ты опомнишься не вдруг

От этих ласково и властно

Струящихся по телу рук.

Ты видишь - сил влюбленных много,

Ты их своими назови.

Неправда, ты не одинока

В своей отвергнутой любви.

2-й ученик.

Ей пусто на земле одной без друзей, любимого сына и мужа. Она постоянно обращается к любимому, просит о помощи, спрашивает, где взять силы, чтобы дальше жить?

Скажи - как жить мне, как мне жить

На этом берегу?

Я не могу тебя забыть

И помнить не могу.

Я не могу тебя забыть,

Покуда вижу свет,

А там забуду, может быть,

А может быть, и нет.

А может быть, к душе душа

Приникнет в тишине,

И я воскресну не дыша,

Как вечный сон во сне.

На бездыханный берег твой

Возьми меня скорей

И красотою неживой

От жизни отогрей. Заключение. Слово учителя.

В заключение хочется сказать, что надежды М. Петровых сбылись. Благодаря вам, дети, мы услышали её поэтический голос. В знак особой благодарности М.Петровых за её поэтический дар, проникновенные, завораживающие слух и сердце строки, за подвиг жизни прочтем это итоговое, на мой взгляд, стихотворение.

Подумай, разве в этом дело,

Что ты судьбы не одолела,

Не воплотилась до конца,

Иль будто и не воплотилась,

Звездой падучею скатилась,

Пропав без вести, без венца?

Не верь, что ты в служенье щедром

Развеялась, как пыль под ветром.

Не пыль - цветочная пыльца!

Не зря, недаром все прошло.

Не зря, недаром ты сгорела,

Коль сердца твоего тепло

Чужую боль превозмогло,

Чужое сердце отогрело.

Вообрази - тебя уж нет,

Как бы и вовсе не бывало.

Но светится твой тайный след

В иных сердцах... Иль это мало -

В живых сердцах оставить след?!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconСеребряный век русской поэзии: А. Ахматова
Сам эпитет “серебряный” звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов музыкантов. Стихи “серебряного”...
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconУрок литературы в 9-м классе "Серебряный век русской поэзии"
Иванов Б. А., Петров В. И. Литература. 10-11 класс. Ч м.: Ооо «Обучение», 2006
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconКонспект обобщающего урока по литературе в 11 классах (Учитель: Якимова...
«Школа 2100» под ред. А. А. Леонтьева – математика «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, (срок освоения 2 года) и «Раз ступенька,...
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconУрок по теме «Серебряный век русской поэзии» (Слайд №2)
Развивающая: продолжать развивать речь, логическое мышление учащихся с применением творческих способностей
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» icon2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5
В задачу моего реферата не входит описание исторических событий, происходивших в России в ХХ – ХХ веках. Одно только перечисление...
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconЭлективный курс по литературе «серебряный век русской поэзии»
Нельзя также не учитывать, что это был период, названный Золотым веком русской философии, который особенно сильно повлиял на художников...
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconЭлективный курс по литературе «серебряный век русской поэзии»
Нельзя также не учитывать, что это был период, названный Золотым веком русской философии, который особенно сильно повлиял на художников...
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconВизитная карточка учебного проекта «Серебряный век: лики модернизма»
Иванов Б. А., Петров В. И. Литература. 10-11 класс. Ч м.: Ооо «Обучение», 2006
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Серебряный век как явление культуры»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconУрок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение)
Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconКонспект «Серебряный век» русской культуры (таблица). Причины, ход, итоги Первой мировой войны
Иванов Б. А., Петров В. И. Литература. 10-11 класс. Ч м.: Ооо «Обучение», 2006
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconОбщее количество часов
Актуальность темы определяется тем, что как Серебряный век, так и Российское Зарубежье – важные части истории и культуры ссср-россии...
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconУрок по математике в 1 классе на тему: «Закрепление. Счет в пределах...
Этот урок на долгое время. Помни: дорога та, что сам прошел, во век не позабудется
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Социально-политические особенности эпохи и культура. Наука и культура рубежа веков. «Серебряный век»
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» iconКонспект Тема: «Серебряный век» в русской поэзии. ( Духовный кризис или духовный подъём?)
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск