Скачать 90.73 Kb.
|
КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Классный час во 2-3 классах Народное творчество и народная мудрость Подготовила: Перова Ольга Ивановна учитель начальных классов 2013 Классный час во 2-3 классах Народное творчество и народная мудрость Цель:
Задачи:
Оборудование: иллюстрации с изображением лисы, волка, щуки и фламинго; иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Конёк-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил Гена и его друзья»; портреты Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, Я.А. Коменского; рисунки, изображающие деда, комара, репей; аудиозаписи фольклорных песен: «Детский русский фольклор», «Игранчики»; фишки; призы в виде шоколадок или конфет. Ход классного часа Звучат «Лирические попевки» А. Шалаева из цикла «Детский русский фольклор» Учитель: Устное народное творчество родилось в глубине веков и передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Вместо «устное народное творчество» иногда говорят «фольклор», что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное знание». - Какие виды и жанры произведений фольклора вы можете назвать? Заслушиваются ответы учащихся. Учитель: Сказки, легенды, былины помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки, к примеру, демонстрируют её сжатость и мудрость. Давайте будем изучать и сохранять народное творчество. Сегодня наш классный час пройдет в форме викторины. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством. Давайте познакомимся с правилами викторины: викторина состоит из трех туров; на обдумывание каждого вопроса дается пять секунд; за правильный ответ игрок получает один балл; после каждого тура отсеиваются игроки, набравшие наименьшее количество баллов. Сейчас нам надо выбрать жюри, которое будет оценивать игру участников викторины и подсчитывать очки. Проходят выборы жюри. Учитель: Начинаем первый тур. Он будет посвящен сказкам. Прежде чем вы научились читать, вы слушали сказки. В сказках также заключена мудрость наших предков. «Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок». Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим! Начинаем первый тур викторины. Задание первое. Перед вами имена героев русских народных сказок: Иван Быкович, Никита Кожемяка, Соловей-разбойник. В русских народных сказках всегда сталкиваются добро и зло. Какой из этих героев является отрицательных персонажем? Учащиеся: Соловей-разбойник. Учитель: Задание второе. Какой сказочный герой смог победить двенадцатиголовое чудо-юдо? Учащиеся: Иван Быкович. Учитель: Задание третье. На этих иллюстрациях изображены персонажи сказок «Царевна-лягушка», «Конёк-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка». Во всех ли сказках речь идёт о трёх братьях? Учащиеся: В «Сказке о царе Салтане» говорится о трёх сестрицах. Учитель: Задание четвёртое. Сказки бывают разные — волшебные, бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добротой и коварством, глупостью и хитростью. Но животные являются не только персонажами сказок, но и басен. Перед вами иллюстрации животных — лисы, волка, щуки и фламинго. Задание первое. Все ли эти животные являются персонажами басен Ивана Андреевича Крылова? Учащиеся: Фламинго не является. Учитель: Задание пятое. Кто из этих персонажей обладал волшебной силой в сказке о Емеле? Учащиеся: Щука. Учитель: Задание шестое. Как вы думаете, какое животное из представленных здесь чаще всего становилось героем русских народных сказок? Учащиеся: Лиса. Учитель: Задание седьмое. Перед вами иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил Гена и его друзья». Все ли эти иллюстрации являются иллюстрациями к русским народным сказкам? Учащиеся: Нет. Крокодил Гена и Чебурашка придуманы нашим современником Эдуардом Успенским. Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры. Учитель: Звучат народные мелодии Учитель: К большому сожалению, из конкурса выбывают несколько игроков. Чтобы вам не было горько, вручаем участникам сладкие призы. Мы начинаем второй тур. Он посвящен пословицам и поговоркам. У каждого народа существует множество пословиц и поговорок. Одна из величайших способностей человека — способность передавать свои мысли, чувства, ощущения, своё восприятие окружающего мира и различных явлений жизни через меткое образное изречение. Пословицы и поговорки доходят до глубины души человека, ведь, в пословицах и поговорках содержится кладезь мудрости. Михаил Шолохов назвал пословицу «крылатой мудростью». Вот как говорят в народе: «Пословица не даром молвится», «Пословица — всем делам помощница» Задание первое. Знаете ли вы пословицы и поговорки, в которых присутствуют числа? Заслушиваются ответы учащихся: «Одна голова хорошо, а две — лучше», «Один в поле не воин», «Одна рука узла не вяжет», «Хвастуну цена — три копейки», «У семи нянек дитя без глазу», «Семь раз отмерь — один отрежь», «Семеро одного не ждут», «Одним махом семерых убивахом», «Лук — от семи недуг» и т.д. Учитель: Посмотрите на портреты писателей и педагогов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, Я.А. Коменского. Задание второе. Кто из этих великих людей в книге для начальных классов поместил триста пословиц и поговорок? Учащиеся: К.Д. Ушинский в книге «Родное слово» Учитель: Задание третье. Кто из этих великих людей является автором классических книг, ставших в России образцами детской и народной литературы? Учащиеся: Л.Н. Толстой. Учитель: Задание четвертое. Назовите пословицу о дружбе. Заслушиваются ответы учащихся: «Дружный дом — счастья полон, дружбу потерял — счастье расплескал», «Дружба крепка взаимностью», «Дружба — богатство бесценное», «Дружи с тем, у кого приятелей много, откровенничай с тем, у кого друзей мало» Учитель: Задание пятое. Продолжи пословицу. У настоящих друзей и... (дети дружны). Уважай всякого, кто... (хочет жить в дружбе). Худой мир лучше... (доброй ссоры). Сила птицы — в крыльях, сила человека... (в дружбе). Дружба крепка... (взаимностью). Друзей много — ... (шире дорога). Друга нет — ... (в душе покоя нет). Если друг твой слепой, и ты... (один глаз свой прикрой) Заслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры. Учитель: Пока работает жюри, предлагаю послушать записи фольклорных песен. Звучат аудиозаписи фольклорных песен. Учитель: И вновь из конкурса выбывают несколько игроков. Им также вручаются сладкие призы. Начинаем последний, третий тур. Устное народное творчество многогранно — это сказки, былины, пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни. Задание первое. Нужно назвать жанр того произведения, которое я сейчас прочитаю. Дождик-дождик, пуще лей На меня и на людей! А на бабу Ягу лей по целому ведру! (Закличка.) Прокоп-укроп, Медный лоб. Сам с аршин, Голова с кувшин. (Дразнилка.) Заслушиваются ответы учащихся. Учитель: Как вы уже поняли, третий тур посвящен потешкам, считалкам, дразнилкам, закличкам, а также загадкам. Загадки, приметы, заклички показывают, что человек одушевляет мир природы, относится к нему сердечно, как к живому, чувствуя своё родство с природой. Задание второе. Вспомните и прочитайте песенку, закличку, дразнилку, потешку. Заслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает ответы. Учитель: Задание третье. Послушайте, посмотрите на рисунки и отгадайте загадку: «Дедушка осердился, в бабушку вцепился». Учащиеся: Репей. Учитель: Может быть другой ответ на эту загадку? Или возможны оба ответа? Учащиеся: Да. Комар. Репей. Заслушиваются ответы учащихся Учитель: Задание четвертное, последнее. Загадайте загадки о насекомых. Заслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры Учитель: И вновь звучат народные мелодии. Выбывшие из игры после третьего тура получают сладкие утешительные призы. Жюри подводит итоги викторины. А желающим я предлагаю рассказать, что нового узнали сегодня? Что заинтересовало? К чему хотелось бы вернуться вновь? Заслушиваются ответы учащихся. Проходит награждение победителей викторины. |
Классный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области» | Классный час «Мир зож» Классный час предназначен для проведения в старших классах, так как именно подростки находятся под постоянно возрастающим влиянием... | ||
Классный час «Олимпийский урок» Цель: воспитывать уважительное отношение... Классный час начался с прочтения высказывания «прородителя» Олимпийских игр Пьера де Кубертена | Классный час на тему: "Хорошие и вредные привычки" Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского | ||
Классный час на тему: "Хорошие и вредные привычки" Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского | Классный час- практикум: «Ты и твоя будущая профессия» Система профориентационной работы в старших классах средней общеобразовательной школы | ||
Классный час «Юморина» Кл И сегодняшний классный час я постаралась подготовить так, чтобы к его концу в классе не осталось ни одного хмурого лица. Надеюсь,... | Классный час в старших классах моу горьковской сош №1 «День юриста... Классный час в старших классах моу горьковской сош №1 «День юриста – праздник, объединяющий юристов разных сфер деятельности» | ||
Классный час «Автомобиль. Дорога. Пешеход» Подготовила классный руководитель... Всем кажется, что свои улицы они и так отлично знают, но только на минутку представьте себе, что вы не пешеходы, а водители, и тогда... | Классный час в 3 «В» ив 3 «Г» классах Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших... | ||
Информационный (классный) час во 2- 4 классах Ты хочешь знать, как устроен мир? Как общаются между собой живые существа: люди или животные…? | Классный час в 3-4 классах «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!» Кубани и к предмету «Кубановедение», научить открывать для себя новое и удивительное в привычном и обычном, формирование духовно-нравственных... | ||
Классный час «Судьба и Родина едины!» для учащихся 5-х классов Классный час, посвященный обсуждению проблем, которые позволят учащимся осознать свою сопричастность с историей большой и малой Родины,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической... | ||
Классный час нет Классный час прошёл в виде занимательной викторины.... «Здоровые дети – в здоровой семье», посвященные открытию в городе Сочи XXII зимних Олимпийских игр | Классный час в 8-11 классах по теме «Холокост. Геноцид народа» Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофрагменты (начало войны, в немецких концлагерях, партизаны, документальный фильм... |