Министерство образования Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования Российской Федерации
__________ В.Д.Шадриков
" 14 " марта 2000 г. Номер государственной регистрации
______63 лг/дс__________________
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки дипломированного специалиста 620100 – Лингвистика и межкультурная коммуникация
Квалификации: Лингвист, преподаватель;
Лингвист, переводчик;
Лингвист, специалист по межкультурному общению
Вводится с момента утверждения
Москва 2000
1. Общая характеристика Направления подготовки дипломированного специалиста 620100 – Лингвистика и межкультурная коммуникация
Направление подготовки дипломированного специалиста утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686.
1.2. Перечень основных образовательных программ специальностей, реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
022600 – Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
022900 – Перевод и переводоведение
023000 – Теория и практика межкультурной коммуникации.
Квалификации выпускника: "Лингвист, преподаватель"; "Лингвист, переводчик";
"Лингвист, специалист по межкультурному общению". Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки "Лингвиста, преподавателя"; "Лингвиста, переводчика"; "Лингвиста, специалиста по межкультурному общению", реализуемых в рамках направления – Лингвистика и межкультурная коммуникация, при очной форме обучения – 5 лет.
Квалификационная характеристика выпускника.
"Лингвист, преподаватель"; "Лингвист, переводчик"; "Лингвист, специалист по межкультурному общению" могут в установленном порядке осуществлять профессиональную деятельность в сфере лингвистического образования и межкультурной коммуникации.
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: теория иностранных языков, иностранные языки и культуры, теория культуры и межкультурная коммуникация.
В соответствии с полученной фундаментальной и специализированной подготовкой выпускник может осуществлять следующие виды деятельности: организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, научно-методическая.
Возможности продолжения образования.
"Лингвист, преподаватель"; "Лингвист, переводчик"; "Лингвист, специалист по межкультурному общению", освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления – Лингвистика и межкультурная коммуникация, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
Требования к уровню подготовки абитуриента
Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)
общем образовании или среднем профессиональном образовании или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
Общие требования к основным образовательным программам по Направлению подготовки дипломированного специалиста 620100 – Лингвистика и межкультурная коммуникация
3.1. Основная образовательная программа подготовки "Лингвиста, преподавателя"; "Лингвиста, переводчика"; "Лингвиста, специалиста по межкультурному общению" разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки "Лингвиста, преподавателя"; "Лингвиста, переводчика"; "Лингвиста, специалиста по межкультурному общению", к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. 3.3. Основная образовательная программа подготовки "Лингвиста, преподавателя"; "Лингвиста, переводчика"; "Лингвиста, специалиста по межкультурному общению" состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4. Основная образовательная программа подготовки "Лингвиста, преподавателя"; "Лингвиста, переводчика"; "Лингвиста, специалиста по межкультурному общению" должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН – Общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД – Общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД – Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД – Факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки "Лингвиста, преподавателя"; "Лингвиста, переводчика"; "Лингвиста, специалиста по межкультурному общению" должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
Требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по Направлению подготовки дипломированного специалиста 620100 – Лингвистика и межкультурная коммуникация.
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов
| ГСЭ | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
| 1800
| ГСЭ.Ф.00
| Федеральный компонент
| 1260
| ГСЭ.Ф.01.1
ГСЭ.Ф.01.2
| Стилистика русского языка и культура речи
Русский литературный язык, его функциональные разновидности; система стилей современного русского литературного языка и ее внутриструктурная организация; принципы организации речевых средств в пределах определенного функционально-стилевого единства; стилистическая характеристика языковых единиц, вариантов, синонимических способов выражения и закономерности их использования в соответствии с условиями и целями коммуникации; норма и кодификация; вариативность языка и норма; нормативный, коммуникативный и этический уровни культуры речи; орфографическая, пунктуационная, орфоэпическая, лексическая, грамматическая нормы русского литературного языка; основы риторики; средства, способы и приемы выражения заданного смысла; взаимосвязь стилистики, культуры речи и риторики; нормативное и стилистически целесообразное использование языковых средств в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности.
Древние языки и культуры
Территориальные и хронологические границы древних культур, основные этапы развития истории и культуры народов – их носителей, выдающиеся деятели, представляющие эти культуры; религия, образование и различные стороны повседневной жизни народов – носителей древних культур; место древних языков в классификации языков мира, их роль в дальнейшем языковом развитии народов мира; сведения о грамматической системе древних языков в сопоставлении с системами русского и изучаемых современных иностранных языков; роль древних языков в формировании лексического тезауруса современных языков – родственных древнему или имеющих с ним исторические и культурные связи; элементарные навыки чтения, грамматического анализа и перевода древних текстов.
| 340
| ГСЭ.Ф.02
| Физическая культура
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.
Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
| 408
| ГСЭ.Ф.03
| Отечественная история Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие о классификации исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблема взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР, Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
|
| ГСЭ.Ф.04
| Культурология
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация.
|
| ГСЭ.Ф.05
| Политология
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.
Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.
Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.
Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
|
| ГСЭ.Ф.06
| Правоведение
Государство и право. Их роль в жизни общества.
Норма права и нормативно-правовые акты.
Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.
Закон и подзаконные акты.
Система российского права. Отрасли права.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства.
Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.
Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.
Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.
Административные правонарушения и административная ответственность.
Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.
Экологическое право.
Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
|
| ГСЭ.Ф.07
| Психология и педагогика
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
Мозг и психика.
Структуры психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.
Эмоции и чувства.
Психическая регуляция поведения и деятельности.
Общение и речь.
Психология личности.
Межличностные отношения.
Психология малых групп.
Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Управление образовательными системами.
|
| ГСЭ.Ф.08
| Социология
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.
Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.
Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.
Социальные движения.
Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
Методы социологического исследования.
|
| ГСЭ.Ф.09
| Философия
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия, Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
|
| |