1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство





Скачать 118.51 Kb.
Название1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство
Дата публикации02.09.2014
Размер118.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Тексты для учеников

1. Словарь терминов к уроку

Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. Д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т.д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают.

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе. Виды деятельности: игра, труд, общение, познание, творчество.

Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать.

Ремесло – деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов.

Ремесленник – человек, владеющий ремеслом.

Способности – индивидуальные особенности личности, условия выполнения определенной деятельности.

Мастер – человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.

Народное искусство – художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка, архитектура и др.

Творчество – создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Искусство – 1) высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство врача, пекаря и др.); 2) особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

2. Детство и юность К.Э.Циолковского
Константин Эдуардович Циолковский родился 5 (17) сентября 1857 в селе Ижевское под Рязанью. Был крещён в Никольской церкви. Имя Константин было совершенно новым в роду Циолковских, оно было дано по имени священника, крестившего младенца.

В Ижевском Константину довелось прожить совсем недолго — первые три года жизни, и воспоминаний об этом периоде у него почти не осталось. У Эдуарда Игнатьевича начались неприятности на службе — начальство было недовольно его либеральным отношением к местным крестьянам.
В 1860 году отец Константина получил перевод в Рязань на должность делопроизводителя Лесного отделения, а вскоре стал преподавать естественную историю и таксацию в землемерно-таксаторских классах Рязанской гимназии и получил чин титулярного советника. В Рязани на Вознесенской улице семья прожила почти восемь лет. За это время произошло много событий, оказавших влияние на всю дальнейшую жизнь Константина Эдуардовича.

Начальным образованием Кости и его братьев занималась мама. Именно она научила Константина читать и писать, познакомила с началами арифметики. Читать Костя выучился по «Сказкам» Александра Афанасьева, причём мать научила его только алфавиту, а как складывать из букв слова Костя Циолковский догадался сам.

В возрасте девяти лет Костя, катаясь зимой на санках, простудился и заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он потерял слух. Наступило то, что впоследствии Константин Эдуардович назвал «самым грустным, самым тёмным временем моей жизни». Тугоухость лишила мальчика многих детских забав и впечатлений, привычных его здоровым сверстникам.

В это время Костя впервые начинает проявлять интерес к мастерству. «Мне нравилось делать кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями и пр. Всё это было из бумаги и картона и соединялось сургучом», — напишет он позже.

В 1868 году землемерно-таксаторские классы были закрыты, и Эдуард Игнатьевич снова потерял работу. Очередной переезд — в Вятку, где была большая польская община и у отца семейства жили два брата, которые, вероятно, и помогли ему получить должность столоначальника Лесного отделения.
В Вятке семья Циолковских проживала в доме купца Шуравина на Преображенской улице.

В 1869 году Костя вместе с младшим братом Игнатием поступил в первый класс мужской Вятской гимназии. Учёба давалась с большим трудом, предметов было много, преподаватели строгие. Очень мешала глухота: «Учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки».
В том же году пришло печальное известие из Петербурга — умер старший брат Дмитрий, учившийся в Морском училище. Эта смерть потрясла всю семью, но особенно Марию Ивановну. В 1870 году мать Кости, которую он горячо любил, неожиданно скончалась.

Горе придавило осиротевшего мальчика. И без того не блиставший успехами в учёбе, угнетённый свалившимися на него несчастьями, Костя учился всё хуже и хуже. Гораздо острее ощутил он свою глухоту, делавшую его всё более и более изолированным. За шалости он неоднократно подвергался наказаниям, попадал в карцер. Во втором классе Костя остался на второй год, а с третьего (в 1873 году) последовало отчисление с характеристикой «… для поступления в техническое училище». После этого Константин Эдуардович уже никогда и нигде не учился — занимался исключительно самостоятельно.

Именно в это время Константин Циолковский нашёл свое истинное призвание и место в жизни. Он занимается образованием самостоятельно. В отличие от гимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших упреков.

В это же время Костя приобщился к техническому и научному творчеству. Он самостоятельно изготовил астролябию (первое измеренное ей расстояние — до пожарной каланчи), домашний токарный станок, самодвижущиеся коляски и локомотивы. Устройства приводились в движение спиральными пружинами, которые Константин извлекал из старых кринолинов, покупаемых на рынке. Увлекался фокусами и делал различные ящики, в которых предметы то появлялись, то исчезали. Опыты с бумажной моделью аэростата, наполненным водородом, закончились неудачей, однако Констатин не отчаивается, продолжает работать над моделью, думает над проектом машины с крыльями.

Поверив в способности сына, в июле 1873 года Эдуард Игнатьевич решил послать Константина в Москву поступать в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана), снабдив его сопроводительным письмом к своему знакомому с просьбой помочь устроиться. Однако Константин письмо потерял и помнил только адрес: Немецкая улица (ныне Бауманская улица). Добравшись до неё, юноша снял комнату в квартире прачки.
В училище, по неизвестным причинам, Константин так и не поступил, но решил продолжить образование самостоятельно. Живя буквально на хлебе и воде (отец присылал десять-пятнадцать рублей в месяц), принялся упорно заниматься. «Кроме воды и чёрного хлеба у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек». Для экономии средств Константин передвигался по Москве только пешком. Все свободные деньги тратил на книги, приборы и химические препараты.

Ежедневно с десяти утра и до трёх-четырёх часов дня юноша штудирует науки в Чертковской публичной библиотеке — единственной бесплатной библиотеке в Москве того времени.
В этой библиотеке Циолковский встретился с основоположником русского космизма Николаем Фёдоровичем Фёдоровым, работавшим там помощником библиотекаря (служащий, постоянно находившийся в зале), но так и не признал в скромном служащем знаменитого мыслителя. «Он давал мне запрещённые книги. Потом оказалось, что это известный аскет, друг Толстого и изумительный философ и скромник. Он раздавал всё свое крохотное жалование беднякам. Теперь я вижу, что он и меня хотел сделать своим пансионером, но это ему не удалось: я чересчур дичился», — написал позже Константин Эдуардович в автобиографии. Циолковский признавал, что Фёдоров заменил ему университетских профессоров. Однако, это влияние проявилось много позже, через десять лет после смерти Московского Сократа, а во время своего проживания в Москве Константин ничего не знал о взглядах Николая Фёдоровича, и они так ни разу и не заговорили о Космосе.

Работа в библиотеке была подчинена чёткому распорядку. С утра Константин занимался точными и естественными науками, требовавшими сосредоточенности и ясности ума. Затем переключался на более простой материал: беллетристику и публицистику. Активно изучал «толстые» журналы, где публиковались как обзорные научные статьи, так и публицистические. Увлечённо читал Шекспира, Льва Толстого, Тургенева, восхищался статьями Дмитрия Писарева: «Писарев заставлял меня дрожать от радости и счастья. В нём я видел тогда своё второе „Я“».
За первый год жизни в Москве Циолковским изучены физика и начала математики. В 1874 году Чертковская библиотека переехала в здание Румянцевского музея, вместе с ней перешёл на новое место работы и Николай Фёдоров. В новом читальном зале Константин изучает дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию. Затем астрономия, механика, химия.
За три года Константин полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской.

К сожалению, отец больше не смог оплачивать его проживание в Москве и к тому же плохо себя чувствовал и собирался на пенсию. С полученными знаниями Константин уже вполне мог начать самостоятельную работу в провинции, а также продолжать своё образование за пределами Москвы. Осенью 1876 года Эдуард Игнатьевич вызвал сына обратно в Вятку, и Константин вернулся домой.

К.Э.Циолковский - российский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике. Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

3. Биография М.А.Врубеля

Врубель Михаил Александрович (1856— 1910), известный художник.

Родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета.

Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств.

В 1884 г. Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви XII в. и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе 1886 г.). Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески.

В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.

В 1889 г. художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. И. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890 г.), иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Ю. Лермонтова (1891 г.).

Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.

Врубель создал также ряд романтических декоративных панно: «Венеция» (1893 г.), «Испания» (1894 г.); триптихи для особняков А. В. и С. Т. Морозовых; картины «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза» для выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г.

Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902 г.).

Врубель много раз переписывал эту картину, словно хотел досказать что-то важное. С 1902 г. начались долгие годы душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» (1904 г.).

Неоконченным остался портрет поэта В. Я. Брюсова (1906 г.) — во время работы над ним Врубель ослеп. 14 апреля 1910 г. он скончался в Петербурге.
4. Виды ремесла. Виды народных промыслов

В России бесконечное число видов и подвидов ремесел. В нашей огромной стране, богатой различными природными материалами и многонациональными людскими ресурсами, со временем образовалась масса новых направлений народных промыслов. Даже заимствованные у "соседей" ремесла обрели некую уникальность, мотивы, характерные, порой, только в определенной местности.  Народные промыслы России - это наше наследие, которое Вы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру и привнести в нее много нового.

  Вам уже знакомы некоторые виды ремесел. Конечно, вы слыхали про изделия из бересты, дерева, металла. Так вот, виды народных промыслов в первую очередь образуются от материала изделий. Это и обработка металла, древесины, камня, глины и других материалов.

Еще одна градация видов народных промыслов уже более узкая, ежели чем предыдущая - деление по способу обработки того или иного материала. В этой статье мы рассмотрим несколько основных видов ремесла. В дальнейшем эта статья будет дополнятся более подробными сведениями, а пока лишь будет кратким ознакомительным материалом. Четкого деления не существует, и можно лишь относительно сформулировать некоторые ремесла. К тому же сейчас виды народных промыслов в России дополнились новыми направлениями. Не знаю можно ли уже называть прижившиеся в наше время рукоделия традиционным ремеслом. Но вернемся к тому, что мне известно. Построю список видов ремесла именно так, как хотел: основные разделы по названию материала, а подкатегории - по способу обработки.

1. Дерево.

  • Резьба по дереву. Существует также несколько видов резьбы по дереву:

    • Плосковыемчатая резьба (контурная, скобчатая, геометрическая и др.);

    • Рельефная резьба (плоскорельефная резьба, глухая, кудринская и др);

    • Сквозная резьба (прорезная и пропильная);

    • Скульптурная резьба (объемная);

    • Домовая резьба (может сочетать в себе несколько видов);

  • Фрезерование. Обработка на токарном станке, фрезе;

  • Берестоплетение;

  • Резьба по бересте;

  • Тиснение по бересте;

  • Изготовление туесов;

  • Сувенирное производство (обереги, украшения, аксессуары, игрушки и картинки);

  • Плетение из лозы;

2. Металл.

  • Ковка;

  • Гравировка;

  • Чеканка;

  • Чернение;

  • Литье;

  • Филигрань (напайная, ажурная, объемная);

  • Фрезерование. Обработка на токарном станке, фрезе.

3. Глина.

  • Лепка;

  • Гончарное искусство;

4. Камень.

  • Скульптура;

  • Резьба;

  • Гипс (отлив рельефов и объемных фигур);

5. Кость

  • Резьба;

6. Нить

  • Вязание;

  • Ткачество;

  • Кружево;

  • Вышивание;

7. Кожа

  • Изготовление одежды и обуви;

  • Тиснение;

  • Резьба;

Часто мастера совмещали несколько видов ремесла в одном изделии. Так, берестяные туеса могли быть украшены тиснением, резьбой, росписью, так же как и их деревянные крышки. Все перечисленные виды народных промыслов мы постараемся рассмотреть на примерах и мастер-классах, отражающих особенности технологий и приемов работы.

Это далеко не полный список видов ремесел. Очень много подвидов, особенности которых получили свои корни и относительно национальности народов, и географического положения, и даже видов животных и растений, распространенных близ селений мастеров.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство iconДекоративно-прикладное искусство народов Сибири на примере народов самодийской группы
Приложение 1: Декоративно-прикладное искусство народов самодийской группы
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство iconКонспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен»
Материалы к уроку: рассказ «Экзамен», Толковый словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова, словарь литературоведческих терминов,...
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Декоративно-прикладное искусство (02. Художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика))
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство iconРабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы...
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство icon«Изобразительное искусство. Декоративно прикладное искусство. Витраж»
Использование нетрадиционных методик на уроках изобразительного искусства для определения психологического состояния учащихся
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный учебно-методический комплекс включает в себя словарь терминов, студентам рекомендуется завести свой словарь терминов (алфавитный...
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство iconФ. Ф. Тягунов Искусство и общество истоки
Искусство – художественное творчество в целом – это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное...
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство iconПланирование составлено на основе образовательной программы фгос...
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Н. А. Горяева, О. В. Островская Москва «Просвещение» 2011г
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство iconРабочая программа учебная дисциплины од. 11 Основы безопасности жизнедеятельности...
«Вокальное искусство» 072601 «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы»
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050602. 65...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» с другими дисциплинами специальности
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство iconУровень
Российская выставка «Олонхо. Этно-Арт» Народное и декоративно-прикладное искусство
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство iconРеферат. Направление: декоративно-прикладное творчество
Именно этому способствует декоративно-прикладное творчество, в частности бисерное рукоделие, которым я увлечённо занимаюсь с раннего...
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство iconДекоративно-прикладное искусство
Учитель башкирского языка и литературы высшей категории Фаршатова Альфия Анваровна
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство iconОсновной образовательной программы
Основная образовательная программа: 070801. 65 – Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование и авторы учебника: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева,...
1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство icon«Русская матрешка»
Декоративно-прикладное искусство в начальной школе, как фактор формирования личности и развития сознания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск