Скачать 90.77 Kb.
|
С.А.Валерко г.Приозерк Ленинградской области, НОУ «Средняя общеобразовательная школа Русской Культуры преподобных Сергия и Германа Валаамских» svalerko@mail.ru Формирование духовно-нравственного потенциала младших подростков в контексте этнокультурных традиций В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования духовно-нравственного потенциала младших подростков и опыт работы школы Русской Культуры по данной тематике. Современная молодежь захвачена информационными потоками, живет новыми культурными ценностями. Задача педагога – находить современный вид деятельности, в рамках которой происходит духовный рост подрастающего поколения. Служители Церкви, деятели культуры, политики, работники образования отмечают, падение нравов и стремительный рост преступности – это общая тенденция в мире, связанная с отходом от христианства. Вместо Бога – культ богатства, вместо христианских заповедей любви и смирения – эгоизм, зависть и гордость. Сегодня подтверждается убежденность, что духовно-нравственное воспитание детей и молодежи – важнейшая проблема национальной безопасности России. Без опоры на тысячелетние традиции России нам не возродить страну, её национальную самобытность. Сегодняшние реалии ставят перед современным обществом очень важные и значимые задачи, одной и которых является остановить нравственную деградацию, восстановить историческую память, нравственные ориентиры, ценности культуры, веру. Духовно – нравственное воспитание, восходящее к отечественному культурному, прежде всего православному, наследию, обеспечивает условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственным законам, стремящимся улучшить мир, природу, себя. Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий всех институтов гражданского общества: этнических, культурных, конфессиональных сообществ многонациональной России. Ведь дети не только наше будущее, они наше настоящее. Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс соответствовал этому направлению. Именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность. Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое - вот те слова, которые постоянно встречались в тот период и которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Однако, под влиянием власти, а не по своей воле поколение послереволюционного периода уничтожало храмы, переплавляло колокола, надругалось над святынями и т.д. Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе; покаяние как отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать как добрые дела и любовь к близким. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу. В этом мы убеждаемся по современным информационным каналам. А ведь только добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста... (Евангелие от Луки). Духовно-нравственное воспитание в современном обществе чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание чаще всего представлено уроками, беседами, классными часами, внеклассными мероприятиями. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности. Многое в современном образовании «копируется» с Западной системы образования, которая переходит на «старые и привычные» схемы образования. Образовавшийся духовный вакуум заставляет современное общество искать пути совершенствования образовательного процесса. Большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры. Сделать, научить родителей, педагогов общедидактическими методами быть духовными невозможно. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего без нравоучения учителя может дать результаты, современный педагог должен быть одушевлен своей деятельностью, видеть в ней призвание - вести к свету, истине, добру. И с этого момента начинается деятельность, от которой зависит весь процесс воспитания и обучения, по формированию духовно-нравственного воспитания. Образование - та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Нашему обществу нужны нравственно и физически здоровые люди. Вот почему проблема формирования нравственного потенциала младших подростков становится актуальной. В настоящее время, по словам президента России В.В Путина, происходит утрата нравственных ориентиров молодежи и «дефицит духовных скреп». События последних лет, связанные с ростом детской безнадзорности, преступности, наркомании, свидетельствуют о необходимости активизации воспитательной работы среди подрастающего поколения. Нужно научить подростка с детства уважать мнение живущих рядом людей, включить его в процесс нравственного самосовершенствования и духовного становления. Продолжая традиции прошлого, именно школа призвана решать многие из этих проблем, а главной задачей учителя является воспитание здорового духовно - нравственного человека. Именно поэтому в современной системе образования стали актуальными проблемы духовно - нравственного воспитания. Нравственные качества личности младшего подростка формируются и проявляются в тесной взаимосвязи школы, Церкви и семьи. Именно поэтому общеобразовательная школа, решая задачи духовно-нравственного воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому подростку определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Образование во все времена способствовало сохранению стабильности общества, разумному взаимоотношению людей разных национальностей, культур и вероисповеданий. О значении воспитания в свое время святитель Иоанн Златоуст писал, что «нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и радуются люди» [1,с.29]. Негосударственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Русской Культуры преподобных Сергия и Германа Валаамских расположена в городе Приозерске Ленинградской области. Школа расположена недалеко от государственного крепости-музея «Корела». Школа имеет государственную аккредитацию и бессрочную лицензию Министерства образования Ленинградской области на ведение государственных услуг по обучению на первой, второй и третьей ступенях образования. Школа имеет двадцатилетний опыт создания и развития школьного учебно – воспитательного процесса, согласованного с учением Русской Православной Церкви. Главной целью существования школы Русской Культуры ставится христианское воспитание, о котором сказал на открытии школы в 1994 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Дай Бог, чтобы дети, которые будут учиться в этой школе, имели все основания нравственной культуры и духовности, чтобы здесь воспитывались нравственно здоровые люди, нужные новой Россию. Эти дети – наше будущее…». За двадцатилетнее существование общеобразовательной школы Русской Культуры позволяет нам утверждать, что введение элементов национальной культуры в содержание учебного материала предметов различных циклов усиливает мотивационную и стимулирующую сторону изучаемых предметов. Применяя в учебном процессе элементы национальной культуры, учителя школы способствуют формированию познавательной активности учащихся, выработке эмоционально-ценностного отношения к культуре, языку, истории, народу. Стержнем изучения русской культуры является изучение русского языка через его историю, связь с литературой и культурой. Последовательное приобщение учащихся к родной литературе позволяет им понять самих себя, свой социально − психологический склад, свою сущность. Это помогает воспитывать образованного, нравственного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации. Уроки истории позволяют ученикам рассматривать историческое прошлое не только как сухой или занимательный материал, а через призму человеческих судеб жителей города Приозерска и Приозерского района Ленинградской области, способствуют эмоциональному сопереживанию, помогают правильно сопоставлять особенности развития России и ее вовлеченность в мировое историческое, экономическое и культурное пространство. На уроках иностранного языка учащиеся имеют возможность сопоставить запас знаний по истории и культуре народов России, города и района с представлением о менталитете и культуре других наций. Изучение других предметов призвано пробудить у учеников интерес к истокам русской культуры, формированию национальных обычаев и обрядов, воспитать гордость за отечественную науку и культуру. На уроках биологии и географии младшие подростки учатся видеть красоту родной природы Приозерской земли. На уроках физики младшие подростки рассматривают развитие науки как интернационального явления, результата взаимодействия наук разных стран и народов, узнают подробности о великих корифеях российских наук. На уроках математики при составлении задач используется богатейший материал из истории, литературы и культуры русского народа. В рамках этнокультурного компонента учащиеся получают возможность не только узнать о декоративно-прикладном искусстве русского народа, но и освоить технологию некоторых промыслов (лозоплетение, макраме, вышивание, лоскутное мастерство, изделия из бересты). При определении места православной религии в учебно-воспитательном процессе педагогический коллектив школы руководствуется в первую очередь государственными законодательными актами, Каноническим и Гражданским Уставом Русской Православной Церкви, Уставом Спасо – Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. Общеобразовательная школа Русской Культуры находится под окормлением Валаамском монастыря и основана на определении религиозного воспитания, которое по мнению специалистов (С.Ю.Дивногорцевой, А.В Мудрика, Е.А.Никитской, Т.В.Скляровой) представляет собой воспитание по канонам веры с привитием человеку определенных знаний и навыков поведения в рамках конкретной религии и принятие человеком нравственных принципов, предлагаемых ею. При организации учебной деятельности в нашей школе Русской Культуры при Валаамском монастыре РПЦ учитывается то, что с точки зрения православной педагогической мысли процессу обучения младших подростков приемлема форма «обучающего воспитания». Это положение находит отражение в русской педагогической традиции. Так еще во второй половине XIX века в России С.А.Рачинский после семилетнего учительства в созданной им сельской школе пришел к выводу, что родители – крестьяне отдают своих детей в школу не столько для того, чтобы обучить их грамоте и счету, а потому, что уверены, что школа укрепит и разовьет в детях христианскую основу жизни, для которой характерна теплота и сердечность отношений, нравственность, бескорыстие, гражданственность и патриотизм. Отсюда возникает значимая позиция в построении учебной деятельности – это «вкрапление» в процесс обучения, то есть во все обязательные дисциплины учебного плана нравственного компонента. По мнению священника и педагога Михаила Петропавловскгого, оказывать воспитательное воздействие на младших подростков в рамках урока могут три основных фактора: 1) личность педагога; 2) преподаваемый материал и 3) форма проведения урока. Урок, претендующий на реализацию воспитательной функции, может быть разным по типу, но единым в одном - это должна быть встреча младших подростков и педагога. Младший подросток будет стремиться к тому, кто ему интересен и близок. Чтобы стать таким человеком для младших подростков, педагогу необходимо сначала самому вникать в их интересы и иметь любовь к детям, следуя педагогическому принципу талантливого педагога – практика Карла Ивановича Мая: «Сперва любить, потом учить». Обязательным моментом с точки зрения воспитательных задач урока является также практическая ценность и применимость к жизни младших подростков изучаемого материала. Большое воспитательное значение имеет и форма проведения урока, методы обучения, применяемые на нем. Наиболее приемлемым методом обучения с воспитательной точки зрения является диалог, а лучшей формой организации – построение урока как коллективной творческой работы. С целью усиления воспитательной функции урока творческому переосмыслению может подвергаться и оценивание младших подростков. Каждый младший подросток должен понимать за что именно так оценены его знания и что этим учитель хочет сказать ему не будущее, то есть оценка должна еще и стимулировать младшего подростка к более упорному труду. Иногда бывает важно изменить подходы к оценке знаний в зависимости от психологического или нравственного состояния младшего подростка. В унынии, например, по словам профессора С.С.Куломзиной «человеку бывает особенно необходима поддержка, а в гордыни – неожиданный провал» [2, с. 103]. Литература 1.Стриженов А.Н. Школа православного воспитания. - М.:Паломник,1999. 2. Куломзина С.С.Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. М.:- Образ, 192 с . |
О проведении окружного этапа XIII областных школьных Кирилло Мефодиевских чтений В целях воспитания духовно-нравственного начала на примере этнокультурных традиций России, изучения и распространения лучшего опыта... | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного... | ||
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном... ... | Положение о IX кирилло-Мефодиевских чтениях (март 2012год) Воспитание духовно-нравственных основ личности на примере исторических и этнокультурных традиций России | ||
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия... Белгородской области на 2011-2013 годы и в целях дальнейшего совершенствования традиций духовно-нравственного воспитания населения... | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785 | ||
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование... ... | Доклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция... | ||
Администрация муниципального района С целью укрепления института семьи, материнства и детства, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений,... | Урок должен быть встречей Секции 2 «Содержание общего среднего образования в контексте духовно-нравственного возрождения России» | ||
«Нравственные проблемы современной семьи и православие» Создать условия для осознания старшеклассниками необходимости изучения традиций и уклада жизни православной семьи как хранительницы... | Р о г р а м м а Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения моу шахунской сош... | ||
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... | «Актуальность духовно-нравственного образования и воспитания в современном... Ознакомить педагогический коллектив с задачами духовно-нравственного образования и особенностями содержания курсов «Духовное краеведение... | ||
Библиопсихотерапия алкоголизма «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | Публичный доклад директора «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» |