Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке»





Скачать 241.04 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке»
Дата публикации12.07.2013
Размер241.04 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке»
Цель курса – повышение профессиональной культуры будущих учителей музыки, овладение ими теорией и педагогической технологией обучения музыке детей в условиях общеобразовательной школы.

Задачи курса:

  • показать значение теории и методики обучения музыке школьников в общей системе формирования профессиональной культуры учителя общеобразовательной школы;

  • дать студентам представление о возможностях музыкального обучения и воспитания детей;

  • раскрыть содержательные аспекты музыкально-эстетической культуры школьника как ведущей цели музыкального обучения и воспитания

  • раскрыть закономерности развития музыкальных способностей и основ музыкальной культуры учащихся;

  • охарактеризовать педагогические условия и методы организации и проведения уроков музыки и внешкольных музыкальных занятий;

  • освоение студентами различных видов музыкальной деятельности, методов, приемов, организационных форм музыкального обучения и воспитания;

  • формирование готовности к психолого-педагогическому творчеству в процессе музыкального развития школьников.

Структура курса включает в себя четыре взаимосвязанных раздела: методологические основы теории и методики обучения музыке; теория музыки; теория и история музыкального обучения и воспитания; методика обучения музыке школьников. Организация занятий предполагает сочетание лекционных и практических занятий с самостоятельной работой студентов. Завершается данная дисциплина сдачей курсового экзамена.

Изучение теории и методики обучения музыке позволяет студентам овладеть следующими знаниями:

  • педагогического целеполагания в области музыкального обучения и воспитания школьников;

  • теоретических основ музыкального искусства:

  • теории и истории педагогики музыкального обучения и воспитания;

  • организационных форм, методов и средств музыкального обучения и воспитания школьников.

Курс «Теория и методика обучения музыке» направлен на формирование у студентов умений:

  • ориентироваться в тенденциях и направлениях развития педагогики музыкального образования и воспитания;

  • анализировать психологические аспекты музыкального обучения развития школьников;

  • анализировать музыкальный материал в контексте музыкально-эстетического развития учащихся;

  • разрабатывать конспекты уроков музыки и внешкольных музыкальных занятий;

  • уметь провести имитационное занятие в группе студентов;

  • уметь планировать музыкальную жизнедеятельность учащихся общеобразовательной школы.

Тематическое содержание разделов дисциплины
1. Введение. Методологические основы обучения музыке.

1.1. Целеполагание музыкального обучения и воспитания.

1.2. Музыкально-эстетическая культура личности.

1.3. Психологические аспекты музыкально-образовательного процесса.

1.4. Методологические подходы к музыкальному обучению и воспитанию школьников.

2. Теория музыки.

2.1. Основы элементарной теории музыки.

2.2. Стили и жанры музыки.

2.3. Музыкальная форма.

2.4. Музыкальное исполнительство. Хор. Оркестр.

3. История и теория музыкального обучения и воспитания.

3.1. История музыкального образования.

3.2. Теория музыкального образования.

3.3. Принципы музыкально-эстетической педагогики.

3.4. Педагогические условия обучения школьников музыке.

4. Методика обучения школьников музыке.

4.1. Содержание музыкального образования в общеобразовательной школе.

4.2. Урок музыки как основная форма музыкального образования школьников.

4.3. Виды и особенности музыкальной деятельности школьников.

4.4. Музыкальное обучение и воспитание школьников во внеурочное время. Музыкально-просветительская деятельность в общеобразовательной школе.

4.5. Планирование уроков музыки.

4.6. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе.

Вопросы для самоконтроля по разделам курса
1. Методологические основы обучения музыке.

  1. Какова ведущая цель музыкального обучения и воспитания щкольников?

  2. Раскройте структуру музыкально-эстетической культуры личности.

  3. Докажите взаимозависимость компонентов музыкально-эстетической культуры.

  4. В чем проявляются творческие аспекты музыкально-эстетической культуры личности?

  5. Раскройте значение рефлексии в музыкальной деятельности.

  6. Каким образом проявляется диалектика психической и двигательной сфер в становлении музыкально-эстетического сознания?

  7. Определите различия в осуществлении начальной, текущей и обобщающей музыкально-педагогической диагностики.

  8. Какие методологические подходы ориентируют музыкально-образовательную деятельность?

  9. Какие гуманистические ориентации определяют музыкально-педагогические воздействия учителя музыки?

  10. Назовите компоненты музыкально-образовательного процесса, выступающие в качестве объектов герменевтического анализа.

  11. Перечислите основные идеи культуросообразного музыкального образования.

  12. Раскройте содержание системного подхода к анализу музыкально-педагогических явлений.

2. Теория музыки.

  1. Опишите основные свойства музыкального звука.

  2. Перечислите основные элементы нотного письма.

  3. Дайте определение метроритму.

  4. Назовите характерные черты музыкального стиля барокко.

  5. Назовите выдающихся представителей музыкального классицизма.

  6. Сделайте сравнительный анализ музыкальных стилей рококо и реализм.

  7. Какие факторы обусловили классификацию жанров.

  8. Охарактеризуйте структуру сонатной формы.

  9. Назовите основные типы полифонического изложения.

  10. Перечислите сущностные признаки музыкального исполнительства.

  11. Какие тембры женских и мужских певческих голосов участвуют в составе хора?

  12. Назовите группы музыкальных инструментов, входящие в состав симфонического оркестра.

3. История и теория музыкального обучения и воспитания.

  1. Раскройте содержание античной системы музыкально-эстетического воспитания.

  2. Опишите различия в целеполагании музыкального воспитания Средневековья и Возрождения.

  3. Назовите выдающихся деятелей ХХ века в области музыкального образования и воспитания.

  4. Перечислите основные требования к программированию музыкального репертуара для общеобразовательной школы.

  5. Какие результаты должны характеризовать эффективность уроков музыки?

  6. Охарактеризуйте специфику реализации общедидактических принципов в музыкально-образовательном процессе.

  7. Перечислите принципы педагогики музыкально-эстетического воспитания.

  8. Опишите структуру профессиональной культуры учителя музыки.

  9. Наличие каких компетенций характеризует высокопрофессиональную компетентность учителя музыки?

  10. Перечислите основные педагогические условия музыкального обучения и воспитания школьников.

4. Методика обучения школьников музыке.

  1. Перечислите основные методы развития музыкального слуха, чувство ритма и музыкального мышления школьника.

  2. Назовите ведущие виды музыкальной деятельности учащихся.

  3. В чем состоит различие между восприятием музыки и музыкальным восприятием?

  4. Какие требования регулируют программирование школьного музыкального репертуара?

  5. Перечислите основные преимущества хорового пения как вида музыкальной деятельности школьника.

  6. Назовите основные вокально-хоровые навыки.

  7. Какие основные правила орфоэпии, применяемой в пении?

  8. В чем суть охраны и гигиены детского голоса?

  9. Что такое певческая установка, певческая опора и цепное дыхание?

  10. Перечислите основные принципы расположения учащихся в школьном хоре.

  11. Раскройте содержание образовательных, воспитательных и развивающих задач в процессе приобщения младших школьников к музыкально-ритмическим движениям.

  12. Какова «сверхзадача» для преподавателя, обучающего школьников игре на музыкальном инструменте?

  13. Каким образом решается проблема тренировочных действий в процессе развития музыкально-исполнительских умений и навыков детей учащихся?

  14. Опишите специфику занятий школьниками музыкальной ритмикой во внеурочное время

  15. Какие методы способствуют детскому музыкальному творчеству?

  16. Перечислите виды музыкально-театральной деятельности школьников во внеурочное время.

  17. Каким, на ваш взгляд, должен быть руководитель детского фольклорного ансамбля?

  18. В чем заключается смысл этапов проектирования и прогнозирования в под­готовке к уроку учителя музыки.

  19. Опишите целеполагание и методику индивидуально-дифференцированного подхода к музыкальному обучению и воспитанию школьников.

  20. Перечислите критерии оценки музыкальной деятельности школьников.


Рекомендуемая литература

Основная

  1. «А мы просо сеяли»: Русские народные игры-хороводы для детей младшего возраста / Сост. М.Медведева. – М., 1981.

  2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983.

  3. Абелян Л. Как Рыжик научился петь. – М., 1989.

  4. Алексеев Э. Проблемы формирования лада. – М., 1976

  5. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада — к начальной школе. — Воронеж, 1998.

  6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.

  7. Алпарова И.Н, Николаев В.А., Сусидко И П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников («На лугу»). — М., 1999.

  8. Алпарова И.Н, Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников («Осень золотая» в двух частях). — М., 2000.

  9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.. 1996.

  10. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

  11. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л., 1973.

  12. Бершадская Т. Проблемы ладовой классификации// Советская музыка. – 1971, № 8

  13. Библер В.С. Философия диалога культур. – М., 1993.

  14. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования. - М., 1994.

  15. Благодатов Г.И. История симфонического оркестра. – Л., 1969.

  16. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. – М., 1978.

  17. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М., 1998.

  18. Бублей С.П. Детский оркестр. - Л., 1983.

  19. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – М., 1963.

  20. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976.

  21. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб, 1996.

  22. Горшкова Е. О формировании музыкально-двигательного творчества в танце // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 12.

  23. Горюнова Л.В. Пение как состояние души // Искусство в школе. – 1994. - № 2.

  24. Готсдинер Л.А. Музыкальная психология. – М., 1993.

  25. Гродзенская Н. Слушание музыки // Методические рекомендации к урокам в общеобразовательной школе. — М., 1971.

  26. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. — Вып. 15. — М., 1982.

  27. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1998.

  28. Инструментоведение / Сост. А.М. Трудков. – Мурманск, 2001.

  29. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1989.

  30. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. 1-3 классы. – М., 1980.

  31. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое: Книжка о музыке. – М., 1976.

  32. Кодобнова И.В., Критская Е.Д. Музыка в движении // Музыка в школе. – 1984. - № 2.

  33. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2001.

  34. Корой Е.Ф. Анализ различных типов занятий музыкой в методической литературе // Формирование системы эстетического воспитания / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1983.

  35. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2002.

  36. Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.И.Алексеевой). - Н. Новгород-М., 1993.

  37. Лифиц И. Ритмика. — М., 1999.

  38. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985.

  39. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. - М.,1986.

  40. Масленкова Л. О ритмическом воспитании// Теоретические дисциплины в музыкальном училище. – Л., 1977.

  41. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

  42. Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей / Под ред. Д.Б.Кабалевского. – М., 1980.

  43. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. – М., 1966.

  44. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М., 1991.

  45. Музыкальное воспитание в современном мире. – М., 1973.

  46. Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. – М., 1991.

  47. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М., 1988.

  48. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. – М., 1987.

  49. Нечаева О.С. Программа «Музыка»: Интегративный курс для младших школьников. – Серпухов, 1996.

  50. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.

  51. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

  52. Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М., 1997.

  53. Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.

  54. Родина Е.М. Мой первый учебник по музыке и творчеству // Азбука музыкально-творческого саморазвития. — М., 1997.

  55. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.

  56. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Ред. Л.А.Баренбойм. – Л., 1980.

  57. Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства. – М., 1988.

  58. Способин И.В. Музыкальная форма. – М., 1972.

  59. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2003.

  60. Струве Г.А. Школьный хор. – М., 1981.

  61. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. – М., 1991.

  62. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В.Школяр и др. – М., 1998.

  63. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. – М., 1985. – Т.1.

  64. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. – СПб, 1997.

  65. Туманян Е. Оркестр, внимание! — М., 1986.

  66. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. – М., 1969.

  67. Холопов Ю.Н. Принцип классификации музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. – М.,1971.

  68. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. – С-Пб., 2000.

  69. Черноиваненко И.М. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности // Музыкальное воспитание в школе. — Вып. 14. — М., 1979.


Дополнительная

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

  2. Барсова И.А. Книга об оркестре. – М., 1969.

  3. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб, 2000

  4. Бобровский В.П. Циклические формы // Книга о музыке. Ред.-сост. Г.Головинский, М.Ройтерштейн. – М., 1975.

  5. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений // Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. – М., 2001.

  6. Бычков Ю. О проявлении лада в конкретном музыкальном опыте // Проблемы высотной организации музыки. – М., 1980

  7. Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. – М., 1991

  8. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Ред. – В.И. Максимов. — М., 1980.

  9. Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. – М., 1980.

  10. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. – М.. 1997.

  11. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989.

  12. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. – Новосибирск, 1985.

  13. Должанский А. Некоторые вопросы теории лада// Проблемы лада. – М., 1972

  14. Задерацкий В. Музыкальная форма. – Вып. 1. – М., 1995.

  15. Играй, наш оркестр / Сост. А.Певная. - М., 1983.

  16. Идеи эстетического воспитания: В 2 т. – М., 1973.

  17. Кирьянова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. - Л., 1991.

  18. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Музыка в школе. – 2001. - № 3.

  19. Кузин В.С. Психология. – М., 1997.

  20. Лаптев И. Оркестр в классе. — М., 1994. — Вып. 3.

  21. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. – М., 1991.

  22. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. – М., 1982.

  23. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. - М., 1967.

  24. Медушевский В. О художественной ценности мелодического начала в современной музыке// Критика и музыкознание. –Л.,1980. – Вып.2

  25. Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования. - М., 1996.

  26. Музыка. Язык. Традиции. – М., 1990.

  27. Музыкальная эстетика стран Востока. – М., 1967.

  28. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972

  29. Неменский Б.М. Искусство как опыт человеческих отношений / Искусство в школе. – 1991. - № 3.

  30. Неменский Б.М. Распахни окно. – М., 1974.

  31. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., 1970

  32. Пистон У. Оркестровка. – М., 1990.

  33. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М.Цыпина. – М., 2003.

  34. Рогаль-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. – М., 1961.

  35. Ромм Р.Р. Изучение тональностей в ДМШ. Учебное пособие. – М., 1994

  36. Румер М.А. О детском музыкальном творчестве: Из истории вопроса // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апрак­сина. — М., 1990.

  37. Сельченок К.В. Тайная миссия музыки // Психология художественного творчества / Сост. К.В.Сельченок. – Минск, 2003

  38. Сидельников Л.С. Симфоническое исполнительство. – М., 1991.

  39. Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. – М., 1993.

  40. Струве Г.А. Когда запоет школа? // Искусство в школе. – 1996. - № 1.

  41. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., 1992.

  42. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения // Сост. Н.В.Векман-Кудрявая. – М., 1989.

  43. Трудков А.М. Профессиональная культура учителя музыки. - Мурманск, 2005.

  44. Франио Г., Ляфиц И. Методическое пособие по ритмике. - М., 1995.

  45. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1994.

  46. Шубинский В.С. Философские подходы к педагогической теории //Советская педагогика. - 1990. - № 12.

  47. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978.

  48. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. – М., 1986.


Балльная система, используемая для оценивания знаний студентов по дисциплине


Критерии оценки (по 5-балльной шкале)

Кол-во

баллов

Ответы студента демонстрируют глубокие знания в области методологических, теоретических и методических вопросов педагогики музыкального обучения и воспитания, полученные в результате систематического освоения лекционного материала и научно-теоретической литературы; изложение материалов осуществляется в контексте как традиционных, так и новейших достижений научной мысли в области педагогики музыкального воспитания.

Студент обладает знаниями и развитыми умениями обосновывать целеполагание музыкального обучения и воспитания школьников, проводить музыкально-педагогические диагностические процедуры, разрабатывать планы-конспекты уроков музыки и реализовывать их в лабораторных условиях.

5

Ответы студента свидетельствуют о владении достаточно подробными сведениями методологических и теоретических вопросов педагогики музыкального обучения и воспитания школьников; однако проявляются затруднения в целостном взгляде на содержание музыкально-образовательного процесса, в привлечении в процессе обоснования музыкально-педагогических положений новейших достижений научной мысли в области педагогики музыкального воспитания.

Студент обладает определенными умениями музыкально-педагогического анализа, может выявлять ведущую проблематику современного музыкального обучения и воспитания школьников, но испытывает затруднения в планировании адекватных психолого-педагогических диагностических процедур. Разработка планов-конспектов уроков музыки характеризуется схематичностью, недостаточной направленностью на творческое развитие детей.

4

Ответы студента показывают на поверхностный уровень освоения теоретического материала дисциплины, методологические и теоретические знания разрозненны и не связываются с целеполаганием и проблемами современной педагогики музыкального воспитания. Студент демонстрирует неумение синтезировать искусствоведческие, психологические и музыкально-педагогические знания в процессе обоснования теоретических и методических основ эффективной музыкально-педагогической деятельности учителя музыки.

Студент испытывает затруднения с проведением полноценного музыкально-педагогического анализа, с разработкой конспектов уроков музыки, недостаточно развиты умения нормативного проведения диагностических процедур и адекватного анализа их результатов.

3

Студент не обладает достаточными сведениями в области теоретического материала дисциплины; ответы демонстрируют неспособность отличить методологическую проблематику от собственно методической; отсутствует понимание искусствоведческой и психологической основы музыкально-образовательного процесса.

В прикладном аспекте дисциплинарная подготовка студента характеризуется неумением: проводить музыкально-педагогический анализ; разрабатывать конспект урока музыки; осуществлять адекватную музыкально-педагогическую диагностику.

2



Методика диагностики музыкального развития и музыкальной культуры школьников
Студенты для определения уровня развития музыкальных способностей детей предлагают варианты проведения диагностики: на уроке музыки (групповая форма) и в индивидуальной работе (или с подгруппой детей). Каждый студент наблюдает за 3—5 учащимися.

Методика проведения исследования включает три этапа: первый — обследование уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку; второй — выявление особенностей музыкальных представлений и отношения детей к музыке; третий — диагностика музыкальных предпочтений детей. На каждого ученика составляется индивидуальная карта, куда вносятся результаты диагностики по всем трем этапам.

Первый этап проходит в форме индивидуальных занятий по слуша­нию музыки (10-15 мин). Каждому ученику предлагается прослушать 4 музы­кальных произведения (фрагмента) композиторов-классиков. Критериями оценки внеш­них проявлений школьника являются следующие показатели:

1) сосредоточенность внимания;

2) продолжительность восприятия;

3) двигательная активность, наличие движений, мимических реакций, вокализаций;

4) наличие действий с музыкальными инструментами, их со­ответствие характеру и ритму музыки;

5) желание слушать музыку.

Качественные проявления школьников оцениваются по трехбалльной системе: 3 балла — высокий уровень (показатели проявляются ярко, без активной под­держки педагога); 2 балла — средний уровень (внешние показатели проявля­ются неустойчиво); 1 балл — низ­кий уровень (отсутствие внешних показателей: ученик отвлекается, отказыва­ется слушать музыку) Результаты диагностики вносятся в таблицу, баллы суммируются, в зависимости от общего количества баллов определяется уровень развития каждого ученика. Сумма всех показателей при слушании четырех про­изведений при наивысших оценках составляет 60 баллов (4 произведения х 5 критериев х 3 балла), соответственно наименьшее количество баллов составля­ет 20 баллов. Высокий уровень определяется по сумме баллов от 48 до 60 баллов; средний — от 34 до 47 баллон; низкий уровень — от 20 до 33 баллов.

Таблица

№ п/п


Музы­кальные произве­дения


Сосредото­ченность внимания


Продолжи­тельность восприятия


Двигательная активность


Желание слушать музыку


Кол-во баллов















Общий балл по результатам прослушивания 4 разнохарактерных музыкальных

произведения




Второй этап проходит в форме индивидуальной беседы с школьником (5 вопросов). Содержание беседы студенты разрабатывают самостоятельно. Вопросы формулируются в соответствии с возрастом ученика, ответы оформляются в виде протокола и заносятся в индивидуальную карту. Оценка ответов проводится по трехбалльной системе: 3 балла — правильный полный, самостоятельный ответ; 2 балла — ответ с поддержкой педагога, недостаточно полный (неточный); 1 балл — отсутствие ответа. Наивысший результат (за 5 вопросов) составляет 15 баллов; самый низкий — 5 баллов. Высокий уровень развития знаний о музыке диагностируется по сумме оценок от 12 до 15 баллов; средний – от 9 до 11 баллов; низкий — от 5 до 8 баллов.

Третий этап проходит в форме дидактической игры. Школьникам предлагается прослушать 3 пары музыкальных произведений и в каждой паре выбрать наиболее понравившееся. Каждая пара (произведение музыкальной классики и детского педагогического репертуара) подбирается по близости настроения, например: два веселых произведения, два грустных, два нежных Обследование проводится следующим образом: музыкальные произведения, предлагаемые учащимся, звучат в записи (на двух аудиокассетах). Технические средства в ходе обследования должны находиться вне поля зрения учащихся (например, магнитофоны скрыты за двумя внешне идентичными ширмами); педагог предлагает послушать ученику музыку, которая «живет» за каждой ширмой. После прослушивания каждой пары произведений просит ответить на вопрос: «Какая музыка больше понравилась или «Какое произведение хотел (а) бы послушать еще раз?». Для объективного определения музыкальных предпочтений необходимо изменять последовательность звучания классических произведений и произведений школьного программного репертуара. Выполнение заданий третьего этапа оценивается по трехбалльной системе: 3 балла — высокий уровень (предпочитает только классические произведения); 2 балла — средний уровень (предпочтения неустойчивы); 1 балл – низкий уровень (предпочитает произведения детского педагогического репертуара невысокого художественного уровня). Результаты диагностики оформляются в виде таблицы.

Таблица

№ п/п


Ф.И.

ребенка


Наблюдались предпочтения

Предпочтения не вы­явлены

Веселое

настроение


Грустное

настроение


Нежная музыка







Класси­ческое произве­дение

Детский педагоги­ческий репертуар

Детский педагоги­ческий репертуар


Класси­ческое произве­дение

Класси­ческое произве­дение

Детский педагоги­ческий репертуар





По завершении обследования баллы, полученные на каждом этапе, суммируют, и определяют уровень развития каждого ребенка. Высокий уровень — от 60 до 78 баллов. Средний уровень — от 41 до 59 баллов. Низкий уровень — от 21 до 40 баллов.

После выполнения заданий рекомендуется составить индивидуальную характеристику уровня развития музыкальных способностей и начал музыкальной культуры на каждого обследуемого ученика.
Методика интерпретационного анализа произведения
Первоначальный этап работы над музыкальным произведением любого жанра, стиля, эпохи посвящен задаче объективного анализа нотного текста, в которой можно выделить две составные части: анализ драматургии (знание основного композиционного метода, который используется в данном произведении) и вопросы интерпретации. Пониманию музыкального языка во многом способствуют знания из области музыкально-теоретических дисциплин.

Интерпретационный анализ музыкального материала направлен на решение следующих вопросов:

- осмысление трактовки (выделения элементов авторского замысла, не обозначенных редакторскими указаниями);

- создание собственного интерпретационного замысла, придерживаясь определенных границ на уровне собственной инициативы;

- возможно более точное определение конкретных выразительных свойств данного жанра, на основе которого определяется комплекс адекватных выразительных средств исполнения.

Анализ музыкального произведения предполагает его изучение в нескольких широких аспектах: теоретическом, исполнительском, художественном и методическом, что и обуславливает необходимость применения межпредметных связей, но не только между исполнительской и музыкально-теоретическими дисциплинами. Взаимосвязь с дисциплинами психолого-педагогического цикла позволяет в процессе интерпретационного анализа формировать профессионально-педагогические умения и навыки студентов, прежде всего конструктивные умения анализировать, обобщать и синтезировать учебный материал, способствует развитию самостоятельности и активности музыкально-педагогического мышления.

Целостный процесс работы над музыкальным произведением характеризуется тремя последовательными разделами: первый - раздел общеисторический, содержащий анализ сведений об авторе сочинения и его времени; второй - музыкально-теоретический анализ произведения; третий раздел включает вопросы исполнительской интерпретации. Методический аспект анализа заключается в нахождении способов достижения исполнительского искусства.

С целью оптимизации данного раздела учебной работы необходимо знать общие параметры аналитических и музыкально-исполнительских действий, которые явятся маяками в последующей деятельности. В число таких параметров могут войти;

1. Умение самостоятельно разобраться в структуре музыкального произведения:

  • знание закономерностей стиля, жанра и их черт;

  • исполнительский анализ музыкальной формы: умение характеризовать основные принципы формообразования;

  • умение сравнивать части внутри целостного музыкального произведения, отделять кульминации в частях и в целом музыкальном построении;

  • умение различать элементы музыкальной речи (интонации, мотивы, фразы, периоды и т.д.).

2. Художественно убедительное и эмоционально насыщенное исполнение музыки в соответствии с замыслом автора и собственной интерпретацией:

  • чувство архитектоники, охват широких построений, логическое сочетание темпа, ритма и кульминаций в мелких и крупных разделах;

  • соотношение звуковых и технических задач: связь, эмоциональное тяготение звуков, артикуляция, исполнение штрихов, сопоставление голосов между собой.

3. Адекватная словесная характеристика музыкально-художественного образа, вербализация исполнительских действий для достижения необходимого звукового результата:

  • объяснение значения средств музыкальной выразительности в раскрытии содержания музыки;

  • рассказ о музыкальном произведении, истории его создания, образно-поэтический замысел, использование эпитетов в образно-эмоциональной характеристике музыки, словесное описание смены настроения в музыкальных эпизодах, образные ассоциации;

  • анализ необходимых приемов и способов исполнения (вокального или инструментального).

Уровень интерпретационного анализа во многом определяет качество последующей работы по исполнительскому воплощению аналитических данных. Только на их основе возможно полноценное внимание к нотному тексту, ясное внутреннее слышание архитектоники произведения, позволяющее соотносить между собой части и разделы произведения, создавать звуковые образы.

Таким образом, интерпретационный анализ и последующее его воплощение должны выразиться в следующих последовательных результатах:

  • осознание художественной природы и особенностей изучаемого музыкального материала, связанное с анализом произведения, его целостным восприятием на основе оперирования музыкально-слуховыми представлениями, образами, всей суммой музыкально-теоретических знаний, активизацией звукового воображения, уточнением технических и художественных задач;

  • поиск приемов и способов решения практических и теоретических задач, намеченных на предварительном этапе; максимальная сосредоточенность на звучании, интенсификация работы с техническими трудностями, решение задач звукоизвлечения;

  • концентрация результатов работы над всеми составляющими исполнительской интерпретации, осуществление замысла на основе регуляции всего комплекса


Правила написания аннотации
Специфической формой исследовательской деятельности педагога-музыканта является аннотирование – создание аннотации на определенный литературный или музыкальный текст. Под аннотацией следует понимать наиболее общее и краткое изложение основного содержания (смысла) прочитанного или прослушанного (музыкального произведения) материала. Ее объем зависит от объема источника, но чаще всего не превышает одной страницы. Цель аннотирования - общее представление об изучаемой работе и ее основных идеях. Несмотря на поверхностность и использование общего метода фиксации содержания, аннотация дает возможность в первом приближении представить себе содержание прочитанного (прослушанного) и определить полезность данного источника для расширения представлений об исследуемой области.

Аннотирование в области музыкального искусства имеет свою специфику и наработанные музыковедческой и педагогической практикой алгоритмы изложения. Примером такого алгоритма может служить план краткой аннотации хорового произведения:

  • название произведения, год издания;

  • автор музыки, годы жизни;

  • автор литературного текста, годы жизни, название и год создания литературного произведения;

  • вид хорового творчества (с инструментальным сопровождением или без сопровождения);

  • хоровой жанр (песня, миниатюра, хор крупной формы, обработка, переложение). Если аннотируемое произведение является частью более крупного сочинения – общие сведения обо всем цикле (количество и название частей, состав исполнителей и т.д.);

  • состав исполнителей (хоровое произведение с сопровождением и солистами);

  • форма (с указанием частей и их размера – количество тактов);

  • тональность (основная, модуляция, отклонения); темп и характер исполнения (перевод); метроритмические особенности;

  • динамика, звуковедение, фактура;

  • состав хора, диапазоны хоровых партий и диапазон всего хора, тесситура.

Данная аннотация может быть дополнена краткими сведениями о творчестве композитора (перечислить основные произведения), а также отдельными, наиболее существенными исполнительскими замечаниями. При наличии других редакций аннотируемого произведения следует указать их.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика...
Образовательная цель: закрепление, совершенствование и расширение знаний и умений, полученных при обучении в учебных мастерских и...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины теория и методика...
Цель урока: закрепить признаки параллельных прямых, свойства параллельных прямых и аксиому параллельных прямых
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию
«Методика обучения конструированию» является специальной дисциплиной вуза. Данный курс направлен на подготовку квалифицированных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7
«Основы психоконсультирования» является профессионально-ориентированным курсом в системе подготовки студентов педагогического университета,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика...
ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Р. 1 Методика...
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 Зеленодольского муниципального...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория организаций»...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск