Скачать 387.95 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» ____________________ декан факультета/ директор института «___» _______2011 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ М.1.01. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ трудоемкость (в зачетных единицах) - 3 Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование профиль подготовки Лингвокультурология квалификация (степень) выпускника магистр
Курс «Современные проблемы науки и образования» предназначен для магистрантов, специализирующихся по специальности «Лингвокультурология». Курс представляет собой общетеоретическую подготовку магистрантов-филологов, являясь завершающим этапом фундаментального цикла филологических дисциплин, посвященных теории языка. Курс «Современные проблемы науки и образования» суммирует знания о языке, полученные при изучении теоретико-лингвистических дисциплин в рамках специалитета или бакалавриата, и сводит их в единую систему, которая должна выступать как идеологическая основа и инструмент дальнейшей профессиональной деятельности. Курс направлен на приобретение знаний и навыков, необходимых для включения исследования по конкретной проблеме в контекст общетеоретических и практических разысканий современных языковедческих школ и направлений, в широкий контекст общей проблематики мировой науки о языке в ее современном состоянии и истории. Знания и умения, полученные при изучении данной дисциплины, используются при диссертационном проектировании, а также при проведении лингвистического исследования на конкретном языковом материале. Цель курса состоит в том, чтобы дать углубленный свод знаний по истории становления науки о языке, ее методологическом оснащении, о комплексе понятий и терминов, определяющих современный научный статус лингвистики, а также о факторах, определяющих развитие науки о языке и специфике преломления современных лингвистических знаний в образовательном процессе. Теоретические задачи курса предполагают освоение информации, касающейся сложной картины научного развития языкознания, ее полипарадигмального состояния, междисциплинарного, интегративного статуса, а также овладение знаниями в области образовательных технологий и тенденций развития современного языкового образования. Практические задачи дисциплины связаны с формированием методологической базы, исследовательского инструментария для собственных научных языковых разысканий, с расширением профессионального терминологического аппарата, со способностью ориентироваться в современном научном языковедческом контексте, умением вписывать в него проблематику собственного исследования, а также с умением осуществлять мониторинг в современном языковом образовании.
В процессе освоения курса актуализируются знания, полученные при изучении дисциплин общелингвистической подготовки («Теория языка» часть 2), «Лексикология», «Синтаксис» и т.д.), а также материал, усвоенный из цикла спецсеминаров и спецкурсов языкового и лингвокультурологического профиля. Таким образом, в рамках курса суммируются знания о языке, полученные при изучении теоретико-лингвистических дисциплин в рамках специалитета или бакалавриата, формируются в единую систему, которая должна выступать как идеологическая основа и инструмент дальнейшей профессиональной деятельности. Знания и умения, полученные при изучении данной дисциплины, используются при диссертационном проектировании, а также при проведении лингвистического исследования на конкретном языковом материале. 3. Требования к уровню освоения программы В результате изучения курса «Современные проблемы науки и образования» у магистрантов должны быть сформированы следующие компетенции:
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
4.Общая трудоемкость дисциплины (модуля) и виды учебной работы
5. Содержание учебной дисциплины 5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля)
5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля) Тема 1. Дихотомии язык – мышление, язык – человек, язык – речь, язык – культура как основная языковедческая проблематика Логическое и филологическое направления изучения вопросов языка, мышления, действительности в античной философии. Филологическая и философская линия в истории языкознания как два возможных пути формирования лингвистической традиции. Проблема происхождения языка как часть проблемы онто- и филогенеза. Философия языка в Древней Греции, «спор о правильности имен», о связи «имени и вещи». Лингвистические основания логики Аристотеля. Логико-философская концепция языка школы стоиков. Филологическая традиция в Древней Греции. Практические потребности: необходимость фиксации культурно-значимых текстов (письменная и устная традиция), комментирование текстов, общение с носителями других языков. Александрийские грамматики. Античный спор об аналогии и аномалии в языке. Достижения александрийских грамматистов в области языкознания, разработка модели описания языка. Проекции современной лингвофилософии на античное учение о языке (имяславие в трудах П. Флоренского, «Философия имени А.Ф. Лосева). Античный спор об имени и вещи в проекции на современную теорию звукосимволизма. Проблематика имени и именуемого как отражение проблемы взаимоотношения языка и действительности. Тема 2. Проблематика взаимодействия языка и мышления в отечественном и зарубежном языкознании Язык и мышление с позиции рационализма. Концепция универсальных структур мышления и языка грамматистов Пор-Рояля («Всеобщая и рациональная грамматика…»). Теории, связанные с исследованием структур языкового знания. Генеративная грамматика Н.Хомского. концепция глубинных и поверхностных структур. Антропоморфизм познания. Человеческое мышление и его характер. Ментальный лексикон индивида с позиций различных подходов. Язык как глубинная когнитивная система. Проблемы языка в когнитивной психологии. Основная проблематика когнитивного направления в языкознании. Теория метафоры в современной лингвистике, когнитивная теория метафоры. Метафора как лингвоментальный механизм языка речи, как элемент концептуальной картины мира. Метафора как выражение лингвоментальной специфики национального мировидения. Реализация моделирующего потенциала метафоры в языке и тексте. Языкознание как прикладная наука (машинный перевод, искусственный интеллект) когнитивная лингвистика как наука, изучающая взаимодействие языковых структур и мышления. Междисциплинарность как основа и условие исследования проблемы взаимодействия языка и мышления. Тема 3. Проблематика взаимодействия языка и речи. Речь как форма существования языка, речевая деятельность Концепция языка, речи, речевой деятельности Ф. де Соссюра. Единицы языка в отношении к языку и речи. Формы существования единиц языка. Эстетическое направление в языкознании – учение о речи и стиле К. Фосслера. Философия языка и речи Г. Гийома: язык – внутренний универсум человека, речь – отношение человека к человеку. Противоположение языка и речи в речевой деятельности. Механизмы речевой деятельности (концепция А.А. Залевской). Психолингвистическое направление изучения речевой деятельности. Концепция деятельностной природы языка и речи Э. Бенвениста. Речь как реализация диалогических отношений автора и адресата. Речевая деятельность и роль внеязыковой действительности во взаимодействии участников общения. Современное понимание речедеятельности как дискурсивной практики. Дискурс как единица исследования межличностного речевого общения. Речевое общение как единица междисциплинарных исследований. Лингвистические, психолингвистические и лингвокультурные универсалии в межличностном дискурсе. Ценностные представления и развитие западноевропейского межличностного дискурса. Аксиология коммуникативного поведения: национально-культурные типы, способы описания. Коммуникативные варианты речевого поведения. Диалогические модели реализации и жанрово-стилевые особенности дискурса. Предпосылки языковой изменчивости, связанные с синергетической природой языка. Вариативность речевых реализаций структуры языка как предпосылка языковой изменчивости. От индивидуально-ситуативных колебаний в речи к изменениям в узусе, норме и языковой системе. Языковые антиномии как постоянные факторы изменений в языке (асимметрия означаемого и означающего в языковом знаке, антиномия кода и текста, говорящего и слушающего, информационной и экспрессивной функции языка, антиномия возможностей языковой системы и узуса). Современные процессы в языке: фактор мультимедийности. Развитие коммуникативных технологий как фактор языковых изменений. Медиалингвистика как новая парадигма в изучении языка СМИ. Роль компьютерных технологий в расширении диалогичности публичного общения. Лингвомедийные свойства основных типов медиатекстов. Методологическая интеграция в исследованиях медиатекстов. Функционально-стилистическое направление изучения языка СМИ. Лингвокультурологический подход к изучению медиатекста: дискурсивные и концептологические основы описания языковых и коммуникативных реализаций СМИ. Экспериментальные методы в исследовании функционирования языка СМИ. |
Рабочая программа учебной дисциплины б 1 Современные проблемы науки... Целью дисциплины «Современные проблемы науки» является формирование способностей анализа современного состояния науки, выделения... | Программа кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит... Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы науки и образования» | Поиск Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Программа дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика... Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества | Системные основы интеллекта Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Фирдауз и Камиль Уразаевы Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Об предметной и ритуальной магии Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Пархоменко: «будущее за людьми с высоким iq» Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Robert L. Solso cognitive psychology Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
I. физиология головного мозга человека 12 Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | В журнале «Современные проблемы науки и образования» публикуются... В журнале «Современные проблемы науки и образования» публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера... | ||
«Современные проблемы науки и образования» Коробков С. С., зав кафедрой алгебры и теории чисел, к ф м н., доцент, математический факультет Ургпу | Владимир леви охота за мыслью (заметки психиатра) Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Практикум по кинезиологии и образовательной кинесиологии в г. Набережные Челны Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Магия в мире Терн Чем плоха классика Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... |