М 01. Современные проблемы науки и образования





Скачать 387.95 Kb.
НазваниеМ 01. Современные проблемы науки и образования
страница1/3
Дата публикации12.07.2013
Размер387.95 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

____________________

декан факультета/

директор института

«___» _______2011 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

М.1.01. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

трудоемкость (в зачетных единицах) - 3

Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование

профиль подготовки Лингвокультурология

квалификация (степень) выпускника магистр

  1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Современные проблемы науки и образования» предназначен для магистрантов, специализирующихся по специальности «Лингвокультурология». Курс представляет собой общетеоретическую подготовку магистрантов-филологов, являясь завершающим этапом фундаментального цикла филологических дисциплин, посвященных теории языка. Курс «Современные проблемы науки и образования» суммирует знания о языке, полученные при изучении теоретико-лингвистических дисциплин в рамках специалитета или бакалавриата, и сводит их в единую систему, которая должна выступать как идеологическая основа и инструмент дальнейшей профессиональной деятельности.

Курс направлен на приобретение знаний и навыков, необходимых для включения исследования по конкретной проблеме в контекст общетеоретических и практических разысканий современных языковедческих школ и направлений, в широкий контекст общей проблематики мировой науки о языке в ее современном состоянии и истории. Знания и умения, полученные при изучении данной дисциплины, используются при диссертационном проектировании, а также при проведении лингвистического исследования на конкретном языковом материале.

Цель курса состоит в том, чтобы дать углубленный свод знаний по истории становления науки о языке, ее методологическом оснащении, о комплексе понятий и терминов, определяющих современный научный статус лингвистики, а также о факторах, определяющих развитие науки о языке и специфике преломления современных лингвистических знаний в образовательном процессе.

Теоретические задачи курса предполагают освоение информации, касающейся сложной картины научного развития языкознания, ее полипарадигмального состояния, междисциплинарного, интегративного статуса, а также овладение знаниями в области образовательных технологий и тенденций развития современного языкового образования.

Практические задачи дисциплины связаны с формированием методологической базы, исследовательского инструментария для собственных научных языковых разысканий, с расширением профессионального терминологического аппарата, со способностью ориентироваться в современном научном языковедческом контексте, умением вписывать в него проблематику собственного исследования, а также с умением осуществлять мониторинг в современном языковом образовании.


  1. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

В процессе освоения курса актуализируются знания, полученные при изучении дисциплин общелингвистической подготовки («Теория языка» часть 2), «Лексикология», «Синтаксис» и т.д.), а также материал, усвоенный из цикла спецсеминаров и спецкурсов языкового и лингвокультурологического профиля.

Таким образом, в рамках курса суммируются знания о языке, полученные при изучении теоретико-лингвистических дисциплин в рамках специалитета или бакалавриата, формируются в единую систему, которая должна выступать как идеологическая основа и инструмент дальнейшей профессиональной деятельности.

Знания и умения, полученные при изучении данной дисциплины, используются при диссертационном проектировании, а также при проведении лингвистического исследования на конкретном языковом материале.
3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения курса «Современные проблемы науки и образования» у магистрантов должны быть сформированы следующие компетенции:

  • способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

  • способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

  • способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

  • способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

  • способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

  • способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

  • готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

  • способен разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19).


В результате освоения дисциплины магистрант должен:

  • овладеть основными теоретическими концепциями, теоретической и практической базой данного курса;

  • сформировать навыки и умения самостоятельных теоретических и практических изысканий в области науки о языке;

  • понимать причинно-следственные связи в истории лингвистики и факторы, определяющие эволюцию науки и направление ее развития;

  • владеть методикой анализа мирового языковедческого процесса с точки зрения логики поступательного движения и преемственности развития лингвистических школ с учетом основных методологических направлений;

  • уметь анализировать факты и результаты исторического развития русского языка и его типологические соотношения с другими языками.

  • уметь моделировать научно значимые ситуации и проблемы, направленные на решение специфических вопросов языкознания – взаимодействия языка, мышления, культуры.


4.Общая трудоемкость дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом)

(час)

108

1

2

Аудиторные занятия

32

32




Лекции

16

16




Практические занятия

16

16




в том числе в интерактивн.форме

14

14




Семинары










Лабораторные работы










Другие виды аудиторных работ










Другие виды работ










Самостоятельная работа

72

72




Курсовой проект (работа)










Реферат










Расчётно-графические работы










Формы текущего контроля

Проверка и оценивание рефератов, эссе, заслушивание и оценивание устных сообщений по материалам рефератов, выступлений в ходе дискуссий и круглых столов, проведение тестирования.







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




экзамен





5. Содержание учебной дисциплины

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля)

п/п

наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические (семинары)

в том числе в интеактивн.форме

лаборатор

ные работы

самостоятельные

1.

Дихотомии язык – мышление, язык – человек, язык – речь, язык – культура как основная языковедческая проблематика

2

2

2




10


2.

Проблематика взаимодействия языка и мышления в отечественном и зарубежном языкознании

4

4

2




18

3.

Проблематика взаимодействия языка и речи. Речь как форма существования языка, речевая деятельность

4

2

2




10

4.

Проблематика взаимодействия языка и общества. Этнонациональные процессы и их влияние на историю и современное состояние языка

2

4

4




10

5

Методологическая интеграция как базисная установка изучения языка в современном языкознании

2

2

2




10

6

Интеграция науки и образования. Современные тенденции в области языковедческого образовательного процесса в вузе и школе

2

2

2




14

5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля)
Тема 1. Дихотомии язык – мышление, язык – человек, язык – речь, язык – культура как основная языковедческая проблематика

Логическое и филологическое направления изучения вопросов языка, мышления, действительности в античной философии. Филологическая и философская линия в истории языкознания как два возможных пути формирования лингвистической традиции.

Проблема происхождения языка как часть проблемы онто- и филогенеза. Философия языка в Древней Греции, «спор о правильности имен», о связи «имени и вещи». Лингвистические основания логики Аристотеля. Логико-философская концепция языка школы стоиков. Филологическая традиция в Древней Греции. Практические потребности: необходимость фиксации культурно-значимых текстов (письменная и устная традиция), комментирование текстов, общение с носителями других языков. Александрийские грамматики.

Античный спор об аналогии и аномалии в языке. Достижения александрийских грамматистов в области языкознания, разработка модели описания языка. Проекции современной лингвофилософии на античное учение о языке (имяславие в трудах П. Флоренского, «Философия имени А.Ф. Лосева). Античный спор об имени и вещи в проекции на современную теорию звукосимволизма.

Проблематика имени и именуемого как отражение проблемы взаимоотношения языка и действительности.
Тема 2. Проблематика взаимодействия языка и мышления в отечественном и зарубежном языкознании

Язык и мышление с позиции рационализма. Концепция универсальных структур мышления и языка грамматистов Пор-Рояля («Всеобщая и рациональная грамматика…»). Теории, связанные с исследованием структур языкового знания. Генеративная грамматика Н.Хомского. концепция глубинных и поверхностных структур. Антропоморфизм познания. Человеческое мышление и его характер. Ментальный лексикон индивида с позиций различных подходов. Язык как глубинная когнитивная система. Проблемы языка в когнитивной психологии. Основная проблематика когнитивного направления в языкознании.

Теория метафоры в современной лингвистике, когнитивная теория метафоры. Метафора как лингвоментальный механизм языка речи, как элемент концептуальной картины мира. Метафора как выражение лингвоментальной специфики национального мировидения. Реализация моделирующего потенциала метафоры в языке и тексте.

Языкознание как прикладная наука (машинный перевод, искусственный интеллект) когнитивная лингвистика как наука, изучающая взаимодействие языковых структур и мышления. Междисциплинарность как основа и условие исследования проблемы взаимодействия языка и мышления.
Тема 3. Проблематика взаимодействия языка и речи. Речь как форма существования языка, речевая деятельность

Концепция языка, речи, речевой деятельности Ф. де Соссюра. Единицы языка в отношении к языку и речи. Формы существования единиц языка. Эстетическое направление в языкознании – учение о речи и стиле К. Фосслера. Философия языка и речи Г. Гийома: язык – внутренний универсум человека, речь – отношение человека к человеку. Противоположение языка и речи в речевой деятельности. Механизмы речевой деятельности (концепция А.А. Залевской). Психолингвистическое направление изучения речевой деятельности.

Концепция деятельностной природы языка и речи Э. Бенвениста. Речь как реализация диалогических отношений автора и адресата. Речевая деятельность и роль внеязыковой действительности во взаимодействии участников общения. Современное понимание речедеятельности как дискурсивной практики.

Дискурс как единица исследования межличностного речевого общения. Речевое общение как единица междисциплинарных исследований. Лингвистические, психолингвистические и лингвокультурные универсалии в межличностном дискурсе. Ценностные представления и развитие западноевропейского межличностного дискурса. Аксиология коммуникативного поведения: национально-культурные типы, способы описания. Коммуникативные варианты речевого поведения. Диалогические модели реализации и жанрово-стилевые особенности дискурса.

Предпосылки языковой изменчивости, связанные с синергетической природой языка. Вариативность речевых реализаций структуры языка как предпосылка языковой изменчивости. От индивидуально-ситуативных колебаний в речи к изменениям в узусе, норме и языковой системе. Языковые антиномии как постоянные факторы изменений в языке (асимметрия означаемого и означающего в языковом знаке, антиномия кода и текста, говорящего и слушающего, информационной и экспрессивной функции языка, антиномия возможностей языковой системы и узуса).

Современные процессы в языке: фактор мультимедийности. Развитие коммуникативных технологий как фактор языковых изменений. Медиалингвистика как новая парадигма в изучении языка СМИ. Роль компьютерных технологий в расширении диалогичности публичного общения. Лингвомедийные свойства основных типов медиатекстов. Методологическая интеграция в исследованиях медиатекстов. Функционально-стилистическое направление изучения языка СМИ. Лингвокультурологический подход к изучению медиатекста: дискурсивные и концептологические основы описания языковых и коммуникативных реализаций СМИ. Экспериментальные методы в исследовании функционирования языка СМИ.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М 01. Современные проблемы науки и образования iconРабочая программа учебной дисциплины б 1 Современные проблемы науки...
Целью дисциплины «Современные проблемы науки» является формирование способностей анализа современного состояния науки, выделения...
М 01. Современные проблемы науки и образования iconПрограмма кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит...
Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы...
М 01. Современные проблемы науки и образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы науки и образования»

М 01. Современные проблемы науки и образования iconПоиск
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
М 01. Современные проблемы науки и образования iconПрограмма дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика...
Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества
М 01. Современные проблемы науки и образования iconСистемные основы интеллекта
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
М 01. Современные проблемы науки и образования iconФирдауз и Камиль Уразаевы
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
М 01. Современные проблемы науки и образования iconОб предметной и ритуальной магии
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
М 01. Современные проблемы науки и образования iconПархоменко: «будущее за людьми с высоким iq»
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
М 01. Современные проблемы науки и образования iconRobert L. Solso cognitive psychology
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
М 01. Современные проблемы науки и образования iconI. физиология головного мозга человека 12
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
М 01. Современные проблемы науки и образования iconВ журнале «Современные проблемы науки и образования» публикуются...
В журнале «Современные проблемы науки и образования» публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера...
М 01. Современные проблемы науки и образования icon«Современные проблемы науки и образования»
Коробков С. С., зав кафедрой алгебры и теории чисел, к ф м н., доцент, математический факультет Ургпу
М 01. Современные проблемы науки и образования iconВладимир леви охота за мыслью (заметки психиатра)
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
М 01. Современные проблемы науки и образования iconПрактикум по кинезиологии и образовательной кинесиологии в г. Набережные Челны
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
М 01. Современные проблемы науки и образования iconМагия в мире Терн Чем плоха классика
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск